Урок поиска истины И.В.Гете"Фауст"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Пахомова Светлана Иосифовна

"Фауст" - спор о человеке, спор за душу человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_poiska_istiny_gete_faust.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пахомова С.И., МОУ № 36, г.Саранск, РМ

        ТИП урока: урок поиска истины

ТЕМА. И.В.Гете. «Фауст» - спор о человеке, спор за душу человека»

                                                                                 

                                                                             Больше света!..

                                                                             Предсмертные слова Гете

Задачи: рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения,

               раскрыть идейное и художественное содержание трагедии,

               развивать навыки  литературоведческого анализа драматургического произведения,

               воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.

Оборудование: портрет И.В.Гете, подборка репродукций картин художников Просвещения, аудиозапись арии Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» , текст трагедии в переводе Б.Пастернака и Н.Холодковского, портрет  Ю.Гагарина, вид Земли из космоса.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу предыдущего урока).

3.Прослушивание аудиозаписи.

4. Обращение к художественной подборке.

5. Индивидуальное сообщение «Система образов».

6. Индивидуальное сообщение «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века»

7. Выборочное выразительное чтение с комментированием (групповые  задания): Фауст – Вагнер, трагедия Фауста-ученого; Фауст - Гретхен, трагедия Фауста-любящего человека.

8. Индивидуальное задание «Обзор П части трагедии».

9. Чтение последнего монолога Фауста.

10. Заключительное слово учителя.

11. Д.з., итог урока.

1. Вступительное слово учителя.

- 45 лет назад наш соотечественник, первый землянин,  увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.

   Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.

   Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.

   И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы  Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.

   ЗАПИШЕМ тему урока.

   В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что  воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»

   ЗАПИШЕМ ЭПИГРАФ и ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

? Человек… «саранча», «цикада легковесная», «скот скотом» или «озаренный божьим светом изнутри»?

? В чем сущность человеческого бытия?

- Может быть, кому-то покажется рано восьмиклассникам задумываться над такими серьезными вопросами. Но 14 лет – это возраст отрицания всех и всего, возраст поиска самого себя, поиска своих ценностей, 14 лет – это первые влюбленности и разочарования, безверия в себя и моменты прозрения и вдохновения. Так что, очень может быть, что  история о Фаусте  вам покажется более понятной и близкой, чем мне.

 П. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу прошлого урока).

- Вспомним основные положения прошлого урока и выводы, к которым мы пришли.

? Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)

? Фауст – плод народного вымысла или и литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)

? Какие общие и различные черты мы отмечаем в Фаусте из народной легенды, многочисленных литературных версий? (ученый заключил сделку с дьяволом, но проиграл ему, Фауст Гете – победитель).

? Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?

? Почему по жанру мы относим к философской трагедии?

? На чем основан конфликт трагедии?

? Нами прочитан «Пролог» в переводах Б.Пастернака и Н.Холодковского. Что дало сопоставление различных переводов в понимании спора Господа и Мефистофеля о Человеке? (В переводе Пастернака мнение Мефистофеля о Человеке более циничное).

Ш. Прослушивание аудиозаписи.

-  Сейчас, я думаю, самое время предоставить слово Мефистофелю, Послушаем запись арии Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст» в классическом исполнении итальянского певца Н.Гедды . Тут же прозвучит современная аранжировка в неожиданно женском  варианте Татьяны Калинченко. Музыка передаст силу и натиск, а в русском переводе вы услышите рефреном звучащую уверенность в собственном беспределе и презрение к человеку. Пока слушаете, всмотритесь в фотографии, на которых Ф.И.Шаляпин в расцвете творческих сил в образе Мефистофеля. Интересно, что Шаляпин говорил о Мефистофеле: «Мефистофель дьявольски красив, но он не дьявол. Он темная сторона человеческих страстей»

? Так в чем же так уверен Мефистофель.

 1У. Обращение к художественной подборке репродукций картин эпохи  Просвещения.

- А вот просветители, среди них и Гете, были уверены в ином. Перед вами репродукции картин этого времени. В основном по жанру…портреты. Не божественные лики, не монархи и видные государственные деятели, а скульптор, ученый (Коперник). Художник, негоциант-купец, держащий в руке не счеты, а книгу в дорогом переплете. Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая…  Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир  одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»

    Просветитель Гете в образе Фауста символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира, вечно неудовлетворенного собой и окружающим миром, но страстно стремящееся стать лучше, сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей.  

     У. Инд.задание «Система образов(схема, комментарий взаимосвязи).

- Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиска смысла жизни. Какова же система образов? ЗАПИШЕМ микротему и слушаем …

     У1. Инд.задание  «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».

-Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера, расскажет …

ЗАПИШЕМ микротему и вывод.

УП. Выборочное чтение наиболее ярких сцен, комментарии и вывод (групповые задания).

-Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого.

? Какие сцены важны? Кто представляет?

«За городскими воротами», «В кабинете».

ВЫВОД: Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни.

- Так как пособия у нас разные и трагедия дана в сокращении, то я кратко расскажу, о чем говорится в пропущенных сценах. Мефистофель приступает к выполнению тайного плана. Для начала он ведет Фауста в компанию веселых бражников, полагающих, что истина  в вине. Из этой дьявольской попытки, однако, ничего не вышло. Фауст равнодушен к вину, случайным знакомствам, мимолетной любви. И тогда с помощью ведьмы Мефистофель  заставляет Фауста выпить снадобье, возвращающее молодость и желание любить и быть любимым. Знакомит с прекрасной и доверчивой Маргаритой, в чьей жизни Фауст, сам того не желая, сыграет неблаговидную роль. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст  забудет о своих исканиях и в любовном упоении произнесет заветные слова. Мефистофель не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий: Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота воспринимается им как воплощение природы.

    «Ах, две души живут в груди моей!» - восклицает Фауст. И вот кажется, эти две души сейчас соединятся – идеал воплощен в реальной девушке. Но так ли это?

-Рассмотрим ТРАГЕДИЮ ФАУСТА-ЛЮБЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА .

- Представляют … Сцены «Сад», «Пасмурный день. Поле», «В тюрьме».

ВЫВОД: Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком.

УШ. Обзор П части трагедии, чтение монолога.

      -Первая часть «Фауста» - художественное завершенное произведение. Это трагедия ученого, который разуверился в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего счастья в любви, в печальном конце которой он сам невольно оказался виноват.

      Но на этом поиск истины,  испытание души человеческой не закончен, не остановлено  мгновение. Гете продолжил разрешение спора о человеке во второй части «Фауста», которую нам представляет обзорно …

      Монолог Фауста, который нам прочитает …, по признанию самого автора, очень важен: в нем ключ к пониманию всей трагедии, Слушаем, вникаем.

1Х. Заключительная беседа.

? В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?  (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).

- Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:

                               Лишь тот достоин жизни и свободы,

                               Кто каждый день идет за них на бой.

? Вернемся к нашим проблемным вопросам. Так как вы ответите на них?  

? Вернемся к воображаемым мировым весам. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).

   - История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь  во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.

       Больше света!

Д.з. Монолог Фауста наизусть, творческая работа «Мысли  по прочитанному» (аналогии с русскими просветителями-классицистами, сентименталистами, обращение к Гете, размышление по эпиграфу, произведению…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока поиска истины А.Н.Островский "Снегурочка"

Несказочные проблемы сказочного царства берендеев.  Проблемные вопросы: Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость или сердечная привязанность? В чем благополучие человека, семьи, госуда...

Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".

"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни....

Гете "Фауст" Презентация к 1 уроку

В презентации представлена биография автора, особенности эпохи, источник...

Презентация И. В. Гете "Фауст"

Презентация к уроку по зарубежной литературе....

презентация у вводному уроку по литературе "В.Гете. "Фауст"

Презентация к уроку литературы в 9 классе вкл.чает в себя биографический материал, материал по проблематике трагедии, истории создания...