Урока поиска истины А.Н.Островский "Снегурочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Несказочные проблемы сказочного царства берендеев. Проблемные вопросы: Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость или сердечная привязанность? В чем благополучие человека, семьи, государства?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.n.ostrovskiy.snegurochka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок поиска истины А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка».
Несказочные проблемы сказочного мира берендеев.
Проблемные вопросы Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость
или сердечная привязанность?
В чем благополучие человека, семьи, государства?
Задачи: - раскрыть особенности художественного мира драмы-сказки (композиция. сочетание реального и волшебного, антитеза как основной прием, фольклорные традиции);
- методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и
внимание к авторскому слову; - воспитывать бережное и ответственное отношение к любви как залог счастья и благополучия.
Оборудование; портрет писателя, иллюстрации к сказке, аудозапись арии Леля «Туча со громом сговаривалась».
Предварительное домашнее задание: прочитать драму, провести наблюдение и подбор материала по темам «Страна берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений)» -1 ряд (стр.учебника 327, 281, 283, 295...), «Фольклорные традиции (герои, сюжет, речь персонажей, обрядовые песни, средства выразительности)» - 2 ряд, «Лель и Мизгирь, Купава и Снегурочка. Какова их внешность, речь, отношение друг к другу? Что привлекает каждого в красных девицах (добрых молодцах)? Почему, по-вашему, погибает Снегурочка (Мизгирь)? Подтвердите цитатами» - 3 ряд. Инд.задание: «Система образов (схема с комментированием)».
Ход урока.
- Постановка задач. Ознакомление со структурой урока.
- Экспресс-опрос (контроль прочтения драмы) Сильная группа: развернутый ответ на вопрос «Кто несет тепло, свет, а кто стужу, холод? Аргументируйте ответ».
- Когда и где происходят события? Страна берендеев, древние времена.
- Кто родители Снегурочки? Мороз и Весна.
- Что ценили в ней Бобыль и Бобылиха? Красоту как средство обогащения.
- Кто управляет страной? Царь в совете с народом.
- Кто в кого влюблен? Лель в Снегурочку, затем в Купаву, Купава в Мизгиря, затем в Леля. Мизгирь в Купаву, затем в Снегурочку, Снегурочка в Мизгиря.
3. Вступительное слово учителя о волшебном мире Щелыкова, где была создана сказка.
- В 1873 году Островский создает драматическую сказку «Снегурочка», в которой, изображая различные проявления любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее и с животворящими, и с разрушительными силами природы. В этом произведении писатель, используя сюжеты древних славянских мифов, проявил себя и как знаток фольклора, этнографии, народной культуры.
- Фольклорные традиции в драме. Групповая работа по тексту и восстановленным знаниям (сопоставление с фольклором героев сказки, сюжета, речи персонажей,
использование обрядовых песен, средств выразительности).
5. Прослушивание арии Леля «Туча со громом сговаривалась», анализ языковых средств выразительности. Предварительное задание перед прослушиванием: Как соотносится тема и мотив песни? Стр.296 (песня о предстоящей буре, грозе, разгуле стихии, зачастую несущей человеку беду, разрушение, смерть, а мотив светлый, радостный, в антитезе.
- Определить средства выразительности.
6. Выборочное аналитическое чтение действия 1. Беседа.
- На антитезе построена вся драма. Вот уже в Прологе Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Это очень важный композиционный момент. Здесь завязывается конфликт пьесы.
- Монолог Весны (стр.209, 211). Что тревожит Весну-красну в царстве Берендеевом?
Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна. И все лишь блеск холодный и нет тепла. Солнце ревнивое, на нас сердито смотрит и хмурится на всех; Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.
- Что «любо» Весне?
Обогревать мир для радостей любви.
- А что любо Морозу? См.монолог Мороза стр.213-214. На что ворчит Мороз? Чем
недоволен? Стр.215.
? Чем определен конфликт пьесы? Что ценят в жизни людей, в своей жизни персонажи, наделенные божественной силой и властью - Мороз, Весна-красна, Ярило?
Вывод: Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни.
7. Страна Берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений). Групповая работа по тексту драмы и литературоведческому материалу учебника.
- «Великий царь счастливых берендеев», как и Весна, тоже встревожен. Мудрый и чуткий, Берендей понимает, что за внешним благополучием,
Когда народ не голоден, не бродит С котомками, не грабит по дорогам,
.. .нет убийств и воровства …скрывается великая беда.
ЗАДАНИЕ: выберите из монологов (стр.270-271, с.284—285, 287, 290-291) слова Берендея о беде, грозящей государству, и ее причине. Какой выход предлагает?
8. Система образов пьесы. Нравственное содержание образов влюбленных.
- На Ярилиной поляне в летнюю ночь встречаются все жители царства Берендеев, чтобы горячими признаниями в любви вернуть благорасположение высшего божества- Ярилы.
- Систему персонажей представляет _...___ _ . Схема и комментарий.
Анализ и сопоставление образов Купавы и Снегурочки, Леля и Мизгиря - групповая работа.
- «Какое я сокровище храню в груди моей», «Благое чувство, Великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!» - не в силах выдержать горячее чувство любви, любви страстной, настоящей, Снегурочка погибает, все-таки она дитя Мороза. Но Лель и Купава, Берендей и берендеи, и мы, живущие под горячими лучами животворящего Солнца, должны и можем и хранить бесценное сокровище, и делиться им.
9. Итоговая беседа. Отвечаем на проблемные вопросы.
10. Домашнее задание:
Сильная группа: сопоставить «Снегурочку» и «Асю»,
Всем: размышление «Почему любовь Снегурочки и Мизгиря была обречена?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовная культура. В поисках истины и красоты
Разработка урока....
Урок поиска истины И.В.Гете"Фауст"
"Фауст" - спор о человеке, спор за душу человека....
Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".
"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни....
Конспект урока « Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.
Открытый урок c презентацией и приложеиями...
Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Поиск истины в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»
Конспект открытого урока, проводимого в рамках методической недели....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Физико-математический квест «В поисках истины»
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Физико-математический квест«В поисках истины»...
квест " В поисках истины"
Внеклассное мероприятие. Цель: развитие творческих способностей учащихся через пивлечение детей к интеллектуальным играм...