Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной
учебно-методическое пособие по литературе (8 класс) по теме

Власенко Любовь Владимировна

       Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2010 г. Так как за основу взята программа литературного образования этого же автора, что и учебник, то это  даёт возможность учащимся  накопить солидный читательский опыт, сформировать представление о литературе как виде искусства, постичь её специфические внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlasenko_-_literatura_8_klass_korovina.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании методического

Заместитель директора по УР

Директор ГБОУ СОШ № 549

объединения учителей

________ Л. В. Брошевецкая

Санкт-Петербурга

русского языка и литературы

«____» августа 2012 года

______________ И. В. Крина

Протокол № ___

«_____» августа 2012 года

от «_____» июня 2012 года

Председатель методического

объединения: ___Дядина Л. А. 


Рабочая программа

по литературе

для 8 «А»  класса


____2 часа в неделю (всего 68  часов)


Автор-составитель:
учитель  литературы
Власенко Любовь Владимировна


\\

2012-2013 учебный год

Содержание

Страница

Пояснительная записка…………………………………………………………………..3 – 5  

Требования к уровню образованности восьмиклассников……………………………6 – 7

Основное содержание программы………………………………………………………8 – 12

Учебно-тематический план……………………………………………………………..13

Календарно- тематическое планирование……………………………………………..14 – 31

Описание учебно-методического обеспечения………………………………………..32

Пояснительная записка.

       Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2010 г. Так как за основу взята программа литературного образования этого же автора, что и учебник, то это  даёт возможность учащимся  накопить солидный читательский опыт, сформировать представление о литературе как виде искусства, постичь её специфические внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.

Программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:          

  1. контрольных работ – 3
  2. сочинений – 7

      Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

                В основу данной программы положен принцип концентризма, который предполагает последовательное возвращение к определенным авторам, иногда к одному и тому же произведению. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная рабочая программа готовит школьников к восприятию историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

           Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

      Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.  Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

            Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя.

            Это требует особой организации учебной деятельности школьников в виде  уроков в различных технологиях, комбинированных и интегрированных формах.

Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

            Практическая сторона литературного образования связана с совершенствованием овладения речью, духовная — с морально-нравственным  развитием человека, духовным становлением личности, формированием эстетического вкуса.

            Практическая полезность литературы обусловлена тем, что высокий уровень читательского мастерства и владения устной и письменной речью способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценностей окружающего мира.

            Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком.

Обучение литературе  даёт возможность развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные  и творческие способности, устную и письменную речь.

            Литературное образование вносит свой вклад в формирование целостной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности человека.

             Новизна данной программы определяется тем, что в программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. На уроках используется информационное сопровождение, цифровые и электронно-образовательные ресурсы.

          Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

             Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  1. Традиционное обучение;
  2. разноуровневое обучение;
  3. проблемное обучение;
  4. информационно-коммуникационные технологии.

                  Внеурочная  деятельность по данному предмету предусматривается в следующих формах:

  1. участие в районных и городских олимпиадах
  2. участие в программе «Одарённый ребёнок» ( всевозможные конкурсы по предмету)
  3. проведение школьной недели словесности
  4. проведение школьной олимпиады по литературе

     

       

Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. Образную природу словесного искусства
  2. Содержание и историческую основу произведений;
  3. Черты литературных направлений;
  4. Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
  5. Систему художественных образов изучаемых произведений;
  6.  Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
  7.  Основы сценического поведения героев в произведениях;
  8.  Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
  9.  Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
  10.  Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.

уметь

  1. Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
  2. Владеть различными видами пересказа;
  3. Воспринимать и анализировать художественный текст;
  4. Определять род и жанр произведения;
  5. Определять тематику и проблематику произведений;
  6. Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать

   цитатный материал, редактировать написанное;

  1.  Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
  2.  Выявлять авторскую позицию;
  3.  Выделять смысловые части произведения;
  4.  Давать характеристику героев;
  5.  Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
  6.  Выражать свое отношение к поступкам героев;
  7.  Строить устные и письменные высказывания;
  8. Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
  9.  Глубоко анализировать художественный текст;
  10.  Анализировать изобразительно-выразительные средства;
  11. Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
  12.  Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
  13.  Перефразировать мысль;
  14.  Владеть монологической и диалогической речью;
  15.  Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
  16.  Использовать различные виды пересказа и чтения;
  17.  Владеть основными видами публичных выступлений;
  18. Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
  19.  Проводить информационно- смысловой анализ текста;
  20.  Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
  1.  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    повседневной жизни для;
  2. осознания роли литературы  в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы  в жизни человека и общества;
  3. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы  как явления культуры;
  4. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  5. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  6. использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Основное содержание программы

8 класс

Введение.

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  особенности содержания и формы народных преданий.

         Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

         «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

         Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.

         Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

         «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.

         Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

         «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни.  «Обзор».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков:  самонадеянности, безответственности,  зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

         Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

         «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

         «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

         Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

         А.С.Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М.Ю.Лермонтов. «Осень»,  Ф.И.Тютчев.  «Осенний вечер», А.А.Фет.  «Первый ландыш»,  А.Н.Майков.  «Поле зыблется цветами...».

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.

         «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

         Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе.

         «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.

         Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.

         «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

         Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

         «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

         М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

         Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

         Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

         «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

         Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

         И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

         «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

         Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

         Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

         В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

         Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере.

         «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

         Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

         Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

         Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Соч.

всего часов

1.

Ведение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы 18 века

1

3

5.

Из русской литературы 19 века

5

33

6.

Из русской литературы 20 века

1

20

7.

Из зарубежной литературы

6

8.

Итоговый урок

1

Итого

68 часов

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Формы и виды деятельности на уроке

Вид контроля

Форма контроля

Универсальные учебные действия

Д/З

1

Введение. Литература и искусство.

Урок усвоения новых знаний

1

Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Лекция, беседа, работа с книгой

Составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа; перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью

Записать определения в тетрадь

Устное народное творчество

2 часа

2.

Лирическая и историческая песня

Урок усвоения новых знаний

1

Сравнительный анализ авторского текста песни с народной переделкой; развивать творческие способности учащихся

Беседа, творческая работа

Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Стр. 11-12 - читать

3.

Предания

Урок усвоения новых знаний

1

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста

Анализ предания о Ермаке

Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Теория: песня, частушка, предания.

Стр. 18-19 - конспект

Из древнерусской литературы

2 часа

4.

Житийная литература. «Житие Александра Невского»

Урок усвоения новых знаний

1

Сформировать представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской; житие как жанр древнерусской литературы.

Чтение и анализ жития

Знать содержание и историческую основу «Жития..», воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения; интеграция с уроками МХК, ИЗО; выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью. Теория: житие, воинская повесть

Прочитать стр. 28 - 32

5.

«Повесть о Шемякином суде»

Урок усвоения новых знаний

1

Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века

 беседа

Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Читать «Недоросль»

Из русской литературы 18 века

3 часа

6.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Урок усвоения новых знаний

1

Дать понятие о классицизме, познакомить с выдающим деятелем русского классицизма Д.И.Фонвизина, отметить роль писателя в становлении русского литературного языка, познакомить с комедией; лексическим значением слов и словосочетаний, проследить черты классицизма в комедии

Беседа, работа с книгой, мини-сочинение;

текущий

Проверочная работа – письменный опрос

 развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической и диалогической речью; Теория: классицизм как литературное направление

Заполнить таблицу, чит.пьесу

7.

Анализ эпизода комедии «Недоросль»

Комбинированный урок

1

Показать особенности анализа  эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма.

Анализ эпизода, конспектирование

Теория триединства

Стр. 74 – 76 - читать

8.

Подготовка к сочинению

Урок развития речи

1

Подготовка к мини-сочинению

Мини-сочинение

Письменная работа

Из русской литературы 19 века

33 часа

9-10.

Басни И.А.Крылова

Комбинированный урок

2

Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе, познакомить с новыми баснями; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование)

Инсценирование басни, беседа, игра;

текущий

Мини-сочинение

развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владеть монологической и диалогической речью.  Теория: аллегория, басня, иносказание

Стр. 89 – 93 – читать, наизусть по выбору

11.

Творчество К.Ф.Рылеева

Урок усвоения новых знаний

1

Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников

беседа, работа с текстом

текущий

наизусть

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Теория: дума

Подгот. пересказ биографии по учебнику

12.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Урок усвоения новых знаний

1

Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Беседа, лекция, работа с учебником

Отвечать на вопросы, сопоставлять и анализировать

Выучить биогр., читать главы 1-2

13.

А.С.Пушкин и история.

Урок усвоения новых знаний

1

Историческая тема в творчестве писателя(на основе изученных произведений)

Беседа

текущий

Проверочная работа-письменный опрос

 делать сравнительную характеристику героя

Читать «Кап. дочку», анализ глав 1-2

14.

А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка»

Урок усвоения новых знаний

1

Знать содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Беседа, работа с книгой, сообщение

 делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева; использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью. Теория: роман, повесть, хроника, семейные записи

Таблица, чит. Гл. 3-5

15.

История создания «Капитанской дочки»

Урок усвоения новых знаний

1

Знать историю создания произведения; герои и их исторические прототипы

Беседа

сравнивать героев

Читать главы 6-7

16.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем»

Комбинированный урок

1

Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста

Аналитическая беседа, работа с текстом, устные сообщения

рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева. Сообщения:

1) Первые жизненные испытания П.Гринева.

2) Что такое милосердие? Владеть основными видами публичных выступлений;  следовать  этическим нормам и правилам ведения диалога

Читать главы 8-12

17.

 «Русское семейство Мироновых»

Комбинированный урок

1

Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа,

Аналитическая беседа, работа с книгой, письменная работа

Письменный ответ «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»; владеть основными видами публичных выступлений; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Теория: мемуары, жанр, сюжет

Дочитать «Кап. дочку»

18.

Пушкинский Пугачев.

Комбинированный урок

1

Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева;  уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Пересказ, словарная работа, беседа, мини-сочинение

Рассуждать: 1) Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева?

2) «Зеркальные» сцены в романе .  Владеть монологической и диалогической речью; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Вопросы учебника

19.

Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка»

Комбинированный урок

1

Показать особенности композиции, увидеть фольклорные мотивы, дать понятие о романе и реалистическом произведении

Беседа, анализ эпиграфов и некоторых сцен, проверочная работа

Вопрос 6 – стр. 219 - письменно

20.

«Пиковая дама»

Урок усвоения новых знаний

1

Проблема человека и судьбы. Проанализировать систему образов в повести. Проанализировать образ Петербурга

Беседа, анализ

Подготовка к сочинению

21

Р/Р Контрольная работа - сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

1

Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему.

Подготовка к сочинению

тематический

сочинение

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения.  Выбирать тему и жанр сочинения; составлятьь план к выбранной теме; формулировать идею, подбирать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Не задано

22-23.

М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ

Урок усвоения новых знаний

2

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть

Лекция, работа с книгой, демонстрация

Рассуждения: 1) Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта; осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.

Наизусть, Читать поэму, закончить цитатный план поэмы, словарная работа

24.

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри»

Комбинированный урок

1

Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над

выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности

Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, демонстрация, цитатный план

текущий

наизусть

Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях М.Ю.Лермонтова.  Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью. Теория: лирический герой, поэма, идея, сюжет, композиция

Вопросы учебника

25.

Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

Комбинированный урок

1

Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть монологической и диалогической речью

Совместная деятельность учащихся, работа с критическим материалом, мини-сочинение

Рассуждать: 1) Что узнал о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания? 2) Смысл, заключенный в эпиграфе. Развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев, приводить доказательства, используя цитатный материал

вопросы 1-3 – стр. 258, подготовиться к проверочной работе

26.

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Урок усвоения новых знаний

1

Вспомнить произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

видеть особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия»; характеризовать действующих лиц комедии, устное рисование; использовать различные виды чтения; владение монологической и диалогической речью. Теория: драматическое произведение, комедия

Наизусть

27.

«Ревизор»  как социальная комедия.

Урок усвоения новых знаний

1

Познакомить, прокомментировать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному

Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям

Текущий

наизусть

Первые сценические опыты. «Сыграть» (объяснить) поведение своего персонажа; владение основными видами публичных выступлений; обосновывать суждения, приводить цитатный материал.

Чтение по ролям 3 действия, составление цитатного плана комедии, подготовиться к тесту

28.

«Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества

Комбинированный урок

1

Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; учить  строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения

Проблемные задания, чтение по ролям, совместная деятельность, характеристика героев, мини-сочинение

текущий

тест

          Индивидуальное задание «Сценическая история комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Рассуждать: Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем? перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью; искать  нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа

Мини-сочинение «Каким я хочу видеть свой душевный город?», дочитать пьесу до конца

29.

«Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление

Комбинированный урок

1

Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению

Тезисы из критических статей, работа с иллюстрациями, аналитическая беседа

Знать содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определять понятия «Хлестаковщина»; составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений

Подготовиться к проверочной работе

30.

Р/Р Практическая работа по комедии «Ревизор».

Урок контроля знаний

1

Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблематики, систематизировать и обобщить изученное; уметь правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обобщать изученное по характерам героев, выражать свое отношение к прочитанному

Проблемные задания, аналитическая беседа, выступления учащихся

тематический

тест

Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации

Домашнее сочинение

31-32.

Н.В.Гоголь  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

Урок усвоения новых знаний

2

Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести

Лекция, беседа

развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений

Прочитать самостоятельно повесть Н.В.Гоголя

33.

М.Е.Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира

Урок усвоения новых знаний

1

Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведениям; познакомить с художественно-политической сатирой писателя; отметить иронию писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй

Лекция, беседа

Теория: гротеск как средство художественной выразительности

Прочитать отрывок стр. 5-14, инд.задание по группам, вопросы стр. 14

34.

Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев»

Комбинированный урок

1

Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения;

Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение по ролям

Показать своеобразие историзма Салтыкова –

Щедрина, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения. Теория: Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия

Письменный вопрос

35.

Контрольная работа

Урок контроля знаний

1

Проверить знания учащихся по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля

тематический

Письменная работа – письменный опрос

Конспект

36.

Н.С.Лесков «Старый гений»

Урок усвоения новых знаний

1

Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России

Сообщения учащихся, викторина

Развивать навыки анализа текста,

Задание по вариантам

37.

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала»

Урок усвоения новых знаний

1

Жать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа «После бала»

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций

Дать понятие о роли антитезы в идейной и художественной ткани рассказа

Прочитать рассказ, составить план, вопросы 1-7 стр.40

38.

Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Художественные особенности рассказа «После бала»

Комбинированный урок

1

Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать  навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика

Аналитическая беседа, проблемные вопросы,

Прием контраста,сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа

Вопросы 8,9 стр. 40-41, подготовить характеристики героев

39.

Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н. Толстой «Отрочество»

Комбинированный урок

1

Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Проблемное изложение, аналитическая беседа, проблемные вопросы, письменная работа

текущий

тест

Знать содержание рассказ и приемы анализа текста; сопоставлять эпизоды рассказа

Письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе Л.Н.Толстого «После бала», я считаю наиболее важной?»

40.

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения

Урок развития речи

1

Учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

Проблемные задания,  сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворениях

Создать на уроке лирическую атмосферу; определять своеобразие лирики указанных поэтов, начать работу над анализом лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений, письменный анализ стихотворения.

41.

Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник»

Урок усвоения новых знаний

1

Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной, отметить, что любовь является своеобразной проверкой свободы человека от лжи перед самом собой

Аналитическая беседа, чтение монолога, работа с текстом, словарная работа

тематический

Контрольный тест

сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа

Мини-сочинение, инд.задание по рассказам Чехова

Из русской литературы ХХ века

20 часов

42.

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи»

Урок усвоения новых знаний

1

Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви

Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному

Стр. 65-66, вопрос 2 стр. 66, самостоятельно прочитать рассказ«Солнечный удар»

43.

А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени»

Урок усвоения новых знаний

1

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

выделять смысловые части рассказа

Сравнительная характеристика героев

44.

Что значит быть счастливым?

Урок развития речи

1

Уметь рассуждать над поставленным вопросом

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, сообщения учащихся, работа с книгой

Урок-диспут

мини-сочинения на выбор

45.

А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом»

Урок усвоения новых знаний

2

Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве; дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия»

Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа

определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение, пересказ статьи стр. 112-115, наизусть на выбор, иллюстрации к циклу

46.

С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев»

Комбинированный урок

1

Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста

Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа

Подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы

47-48.

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Урок-конференция.

2

Дать подробный анализ образу Пугачева, сопоставить этот образ в художественных произведениях, фольклоре и реальных исторических документах

Сообщения учащихся

 сопоставлять

Читать рассказ Шмелева

49.

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»

Комбинированный урок

1

Проанализировать произведение

Беседа

Сообщения по выбору

50.

Журнал «Сатирикон»

Комбинированный урок

1

Знать историю журнала «Сатирикон», как строится юмористическое произведение

Уметь определять худ. средства, создающие юмористич. или сатирич. эффект

Беседа

текущий

тест

Читать рассказ «Пенсне»

51.

М.А.Осоргин «Пенсне».

Комбинированный урок

1

Подчеркнуть проблематику рассказа, учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме, закрепить понятие «метафора», «олицетворение»

Урок внеклассного чтения

Развивать навыки выразительного чтения, анализа рассказа

Стр. 138-139, прочитать рассказы

52.

Контрольная работа

Урок контроля знаний

1

Проверить знания учащихся по творчеству

Урок контроля

тематический

Проверочная работа – письменный опрос

Читать поэму «Василий Тёркин»

53.

А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин»

Урок усвоения новых знаний

1

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой, демонстрация

Знать образную природу словесного искусства, содержание поэмы, определять род и жанр произведения

Инсценированное чтение, читать главы из поэмы

54.

А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы

Комбинированный урок

1

Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение

Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа, конспектирование

 анализировать поэтический текст

Наизусть на выбор главы из поэмы, домашнее сочинение

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Комбинированный урок

1

Дать представление о композиции поэмы, проанализировать авторские отступления.

Практикум

текущий

тест

Выучить наизусть

56.

А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию

Комбинированный урок

2

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Проблемные вопросы, викторина, комментированное чтение

выражать свою точку зрения

Дочитать рассказ, подготовиться к уроку-концерту по произведениям о  ВОв

57.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Урок развития речи

1

Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны

Тест, аналитическая беседа, сообщения учащихся, демонстрация

текущий

Чтение наизусть

Знать поэтов военного времени и их творчество, учить наизусть стихи о войне

Прочитать интервью с ветеранами

58.

В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества.  Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет»

Комбинированный урок

1

Расширить представления о жизни и творчестве писателя, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением

сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение

Отметить особенности сюжета, яркость и красочность языка Астафьева

59.

Классное сочинение – анализ стихотворения

Урок развития речи

1

Подготовиться к домашнему сочинению, дать план анализа стихотворения

Анализ

тематический

сочинение

Написать сочинение

60-61.

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

Урок развития речи

2

Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов

Проблемные задания, выразительное чтение

текущий

тест

 определять род и жанр литературного произведения, знать образную систему словесного искусства

Наизусть на выбор, нарисовать иллюстрации к стихотворениям, вопросы стр. 262, 264

Зарубежная литература

6 часов

62-63.

Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты

Урок усвоения новых знаний

2

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

 воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать систему образов

Дочитать трагедию

64-65.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Комбинированный урок

2

Дать понятие о сатире, анализ глав комедии. Вспомнить черты классицизма.

Беседа, анализ произведения

текущий

тест

Уметь анализировать драматическое произведение

Дочитать

66.

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера»

Комбинированный урок

1

Дать представление о зарубежной сатире, сатира на государственное устройство общества

Беседа

видеть проблему в тексте

Доклад

67.

В. Скотт. «Айвенго»

Комбинированный урок

1

Проанализировать роман с тоски зрения истории

Беседа

Письменный ответ на вопрос

68.

Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению

Обобщающий урок

1

Знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания

Проблемные задания, зачет

итоговый

тест

Дать рекомендации на лето

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Авторская программа

Учебник

Методические материалы

Дидактические материалы

Наглядные пособия

Материалы для контроля

Медиаресурсы

В.Я.Коровиной



Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. , «Просвещение», 2010



Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2008


Золотарева И.В., Крысова Т. А. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2010

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 8 кл. – М.: Просвещение, 2003

Портреты писателей

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008


Зубова Е. Н. «Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс. –М: Вако, 2010

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2006

Иллюстрации к произведениям

Литература: 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008

Презентации к урокам

DVD к/ф

http://www.gramota.ru/;

http://www.prosv-ipk.ru/;

http://language.edu.ru/.  

www.zavuch.info 

 http://pedsovet.org 

http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Коровиной В.Я. (70 часов)

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литератур...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....