Материал по литературе 5класс.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Балякина Елена Владимировна

Данный материал является разработками внеклассных мероприятий для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_5_klass.zip43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Литературный калейдоскоп».  

«Народные и литературные сказки.»

Цель:

Обобщить и повторить знания о народной и литературной сказке.

Задачи:

1.Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества.

2. Создать условия для воспитания интереса к творчеству писателей, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

3.Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность, умение работать в группе.

Время реализации мероприятия  : 45 мин.

Целесообразность использования медиа продукта на занятии:

-интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);

-формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации) ;

-развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Ход игры:

Ведущий:

-Все мы в детстве слушали сказки, которые нам, обычно перед сном, рассказывали папы и мамы. Мы верили, что Серый волк обязательно поможет Ивану-царевичу, а лукавая  лиса обхитрит добродушного медведя, что лягушка, если ее поцеловать, превратится в Прекрасную Василису, а на Новый год под елку подарки приносит Дед Мороз. Сказки закладывали в нас первые понятия о доброте и нравственности, были первыми учебниками по миру взрослых, на который дети смотрят через волшебную призму сказки.

Давайте вспомним, что же такое сказки.

Для этого нам предстоит  путешествие - игра по народным и литературным сказкам. К ней вы готовились, изучая сказки , делясь на команды, подготавливая задания.

Вас сегодня будет судить жюри  в составе…

За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Творческий конкурс  и представление команд оценивается в 5 баллов.

Итак, 1 конкурс - представление команд ( дети заранее были разделены на команды , задание- представить творчески свою команду: название, обоснование своего названия). Максимально-

 5 баллов

2 конкурс. «Разминка»(по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Угадайте , из какой сказки этот отрывок и кто автор этой сказки( вопросы задаются по очереди каждой команде).

-Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. (Русская народная сказка «Кот, лиса и петушок»)

- Рукодельница взялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать. А меж тем у нее руки окоченели и пальцы побелели , как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут..(Аксаков .«Мороз Иванович»)

- Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по- королевски! Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!  На подлинном собственной ее величества рукой начертано : «С Новым годом! С первым апреля!» ( С.Я Маршак «Двенадцать месяцев»)

-Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется - и прямо волку в морду вцепился когтями. Волк перепугался, вскочил и давай утекать. (Русская народная сказка «Кот и лиса»)

- Часы вдруг стали бить полночь. Она вскочила, но было уже поздно. Карета превратилась в … (тыкву) (Ш. Перро. «Золушка»)

- Мальчик возился с плоскими остроконечными льдинками, укладывая их на всевозможные лады,- он хотел что- то сложить из них…Это называлось «ледяной головоломкой»(Х.К.Андерсен. «Снежная королева»).

О ком это говорится? (вопросы команде учителей)

- Спит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.  (Русс. нар. сказка «Маша и медведь»)

- Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую  кровать. (Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Разминка , действительно оказалась очень простой.

3 конкурс. Шифровальщики. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

На листке в определенном порядке написано название сказки, задача- прочесть его.

От каждой команды приглашаются по 2 человека, знающие волшебный сказочный язык. Вам предстоит прочитать название сказки и сказать, кто ее автор . (Русская народная сказка «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо»).

 4 конкурс.  Азбука литературных знаний(предлагается выбрать любую букву от А до Я, в каждой категории по 2 вопроса) -1 балл- за правильный ответ.

А.

1. Как называются сказки,  написанные в народно - поэтическом стиле и имеющие  автора? Что вы знаете о них? (АВТОРСКИЕ сказки. По времени они гораздо моложе фольклорных. Среди известных сказочников П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, Астрид Линдгрен).

2. Эта богиня подарила знаменитому скульптору любимую. Как звать эту богиню ? Что она собой олицетворяет? (Афродита - богиня любви и красоты)

Б.

1.Как называется большой жанр фольклора,  относящийся к русским народным песням - сказаниям, повествующие преимущественно о богатырях - защитниках родины. Приведите примеры этого жанра. (Былины)

2. Что вы знаете о жанре бытовых сказок? Приведите примеры бытовых сказок.

(Бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник.  Они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждают благодаря смекалке, хитрости и храбрости).

В.

1. Что вы знаете о жанре волшебных сказок? Приведите примеры.

(Волшебные сказки обычно по структуре более сложные, чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь). Известный исследователь сказок В.Я. Пропп пишет об однообразии волшебных сказок, которые можно привести к одному сюжету. Здесь по Проппу действуют семь персонажей: герой, ложный герой, враг или вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее родственники).

2. Как называется в славянской мифологии самый сильный и самый страшный представитель нечистой силы, живущий под землей. Как и всякая нечисть, он исчезает с третьими петухами. Кто из русских классиков запечатлел этот образ в русской литературе? Как называется это произведение?  (Гоголь .«Вий»)

Г.

1.Как зовут великого народного певца древней Эллады? Что вы знаете о нем?  Какие произведения вам знакомы? (Гомер.  «Одиссея»,  «Илиада »)

2.Как называется художественное преувеличение? Приведите примеры.

(Гипербола. «… Тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…» +   ….)

Д.

1.Какое дерево чаще всего встречается в сказках?  Приведи пример. (Дуб. «У лукоморья дуб зеленый…», «…В том поле растет дуб, на дубе - сундук, в сундуке- заяц. В зайце - утка. А в утке - игла, в игле - смерть Кощея…»)

2.Какое лицо само должно говорить и действовать? Где его можно встретить? (Действующее лицо, в пьесах)

Е,Ё.

1.Как звать этого героя? Из какой он сказки?

 Ехал парень на печи,

Уплетая калачи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля. «По щучьему велению»)

2.  В греческой мифологии она считается прекраснейшей из женщин, похищение ее Парисом послужило поводом к Троянской войне (Елена, жена Менелая)

Ж.

1.Образ русских волшебных  народных сказок, воплощающий мечту народа о счастье. Где вы встречались с этим образом? (Жар- птица)

2.Это слово обозначает принадлежность произведения к литературному роду, бывает эпический,  лирический, драматический. (Жанр)

З.

1. Это слово относят к малому фольклорному жанру . Какие особенности есть у этого понятия? Приведите примеры . (Загадка. Особенность –  заставляет видеть окр. мир , заметить необычное и красивое в давно известных вещах и явлениях)

2.Как называется сказка, в которой говорится о том, как пушистый герой остался без жилья, а рыжая плутовка завладела всей его недвижимостью,  и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? (Русская народная сказка «Заячья избушка»)

И.

1.Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?  В каких сказках можно ее встретить? (Игла.  Русская народная сказка «Царевна - лягушка», «Финист – ясный сокол» и др.)

2.Назовите концовки (развязки) русской народной или литературной сказки.(«И там я был, мед- пиво пил…», «И стали они жить – поживать..» )

К.

1.В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Русская народная сказка «Каша из топора»)

2.Какая композиция существует у волшебной сказки?  (Композиция волшебной сказки более сложная. Она состоит из: экспозиции; завязки;  развития ,кульминации; развязки).

Л

1.Как называется сказка, написанная автором? Назовите отличия ее от фольклорной сказки. (Литературная. Фольклорные сказки не имеют автора, и их история насчитывает сотни лет, их рассказывали странники, отставные солдаты. Усложненность событий, характеров, богата поэтическими описаниями, разнообразны по формам – отличительная черта лит. сказки.)

2. Назовите персонаж, лезущий из кожи вон. В какой сказке мы его встречаем? (Русская народная сказка «Царевна- лягушка»)

М

  1. Как называются произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий. Приведите примеры этих произведений (Миф)
  2. О ком идет речь ? «Скачет … по ельничку, скачет по березничку. С дерева на дерево поскакивает да пощелкивает…» В каких сказках встречается этот герой? (Морозко, Мороз Иванович , в одноименных сказках)

Н

  1. Как называется шуточная сказка или рассказ комического содержания о неправдоподобных событиях? (Небылица)
  2. Это существа без плоти и души, но имеющие человеческий облик, духи природы в славянской мифологии.  Что вы о них знаете? (Нежить:  домовые, кикиморы, водяные, лешие и др.)

О

  1. Как называется священная гора, место пребывания  древнегреческих богов? Каких эллинских богов вы знаете? (Олимп.  Зевс,  Гера, Гефест, Гелиос и др.)

2.Как называется наделение предметов и явлений природы человеческими свойствами? (Олицетворение)

П

1.Какое определение имеет  произведение , где читатель видит  только прямую речь героев, действующих лиц , где авторская речь сводится только к ремаркам? Приведите примеры таких произведений.(Пьеса. «Петрушка Уксусов», «Двенадцать месяцев»)

              2.Оружие, которым пользовались сказочные богатыри. (Палица)

Р

  1. О чем идет речь?

-Созвучие окончаний стихотворных строк - это… (рифма)

-Правильное чередование ударных и безударных слогов - это…(ритмичность, ритм)

2.    Кто этот герой? Из какой сказки?

«.. Но вскоре вспомнил витязь мой,

Что добрый меч герою нужен

И даже панцирь; а герой

С последней битвы безоружен…» (Руслан из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»)

С

1. Аты – баты - шли солдаты,

Аты- баты- на базар,

Аты- баты - что купили?

Аты- баты- самовар.

Аты- баты- сколько стоит?

Аты- баты- три рубля.

Аты- баты- кто выходит?

Аты- баты- ты и я.

Как называются такие стихи? К какому жанру они относятся?

(Считалки. Малый литературный фольклорный жанр)

2. Как называется один из тропов, заключающийся в сравнении людей, предметов, явлений по их внешнему сходству , присущим им качествам и вызываемым ими сходными чувствами. (Сравнение)

Т

  1. Сегодня обслужить это  сложное устройство может только дружный коллектив талантливых людей: художник  - костюмер, художник- декоратор, бутафор, гример, осветитель, механик сцены, специалисты по звуковому оформлению сцены и ….

О чем идет речь? Кто из этого дружного коллектива не был назван?  

(Театр.  Драматург, режиссер, актеры..)

  1. Назовите город , в честь которого древнегреческий поэт  посвятил свою поэму, назвав ее «Илиада». (Троя).

У

  1. В греческой мифологии бог неба, супруг Геи (Земли), отец титанов, киклопов, сторуких исполинов, был свергнут сыном - богом Кроносом. Назовите имя этого бога.

(Уран)

  1. Как называется одно из  существ, в котором таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?  (Утка)

Ф

  1. Назовите вид словесного народного  искусства, в который входят сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.

(Фольклор)

  1. Персонаж сказочной  поэмы  Пушкина, стремящийся к славе , любви и богатству , но не получивший их из- за своей трусости. (Фарлаф)

Х

1.В греческой мифологии перевозчик душ умерших через реки подземного царства до врат Аида.

(Харон)

2.Как называются образы, которые воздействуют не на разум, а на чувства читателя, активизируют его воображение. (Художественные образы)

Ц

  1. Согласно «Одиссее» Гомера - это дикое одноглазое  племя, живущее в пещерах на отдаленном острове и не признающее власти богов. (Циклопы)

2.О какой героине идет речь? Как называется сказка. Кто автор?

«..Высока, стройна, бела, И умом , и всем взяла…»

 (Царица - мачеха из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ч

  1. Назовите имя и название сказки, в которой упоминается этот персонаж.

Эта девушка проявила жалость к своей хозяйке, за что и поплатилась жестоким наказанием. (Чернавка. )

        2 «…Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть , слыш-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя…». О чем идет речь? Назовите автора и произведение. (Чаша. Бажов .«Каменный цветок»)

Ш,Щ

  1. С помощью какого сказочного существа герой  добивается любви высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого?

 

(Щука. Русс. нар. сказка. «По щучьему велению»)

2.Какой предмет гардероба в суматохе оставляет седой карла у прекрасной княжны? Назовите героев, о которых идет речь, автора сказки.

(Шапка - невидимка. Черномор,   Людмила.  Пушкин  «Руслан и Людмила»)

Э

  1. Как называется художественное определение , указывающий не только на какое- то качество человека , предмета или явления, но и вызывающее его зримый образ и формирующее к нему какое- то отношение.

(Эпитет)

  1. Как называется род литературы, где повествуется о событиях, предполагаемых в прошлом. Возникает в фольклоре, источник сюжета - народные предания, образы идеализированы . Приведите пример этого рода литературы. (Эпос. Гомер. «Илиада»,  «Одиссея»)

Ю

1.Назовите имя древнеримского верховного бога. Чьему имени оно соответствует?

(Юпитер - Зевс)

2.Назовите часть имени существа, имеющего генетические отклонения и нарушающего пожарную безопасность. В какой сказке его можно встретить?

(Чудо- юдо. Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»)

Я

  1. Имя сказочной героини, владелицы первого летательного аппарата. В каких сказках встречается эта героиня? (Яга. )
  2. Как называется фрукт, в котором была передозировка ядовитых средств, что привело к состоянию комы одной из героинь?

 (Яблоко. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5 конкурс. «Соревнования капитанов»(1 балл- за правильный ответ).

Предлагается выбрать категорию вопросов, связанных со сказками Пушкина, по 3 вопроса каждому капитану, категорию не повторять. Мультимедиа.

6 конкурс. «Отгадай сказку» ( каждая команда готовит небольшой инсценированный отрывок из любой сказки, остальные команды отгадывают, из какой сказки этот отрывок, кто автор, название). 5 баллов - максимально.

7 конкурс. ?- сочинить сказку по опорным словам-?

Итог внеклассного занятия. 

Жюри объявляет результаты. Называется лучшая команда, раздаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты по литературе ( 5класс)

Данные тестовые задания используются на обобщающих уроках по изучению творчества И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя. Учитель имеет возможность осуществить контроль усвоения текстового материала, теоретическог...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"

Технологическая карта урока,презентация....

Рабочая программа по литературе.5класс

1. Пояснительная записка Данная рабочая программа:  разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...

Календарно - тематическое планирование (ФГОС).Литература.5класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данное календарно-тематическое планирование ориентировано на со...

Презентация для урока литературы 5класс. Тема: "Пословицы и поговорки".

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы по ФГОС....

Рабочая программа по литературе 5класс

Материал содержит программу и тематическое планирование...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Елена Владимировна, спасибо за материал! Обязательно воспользуюсь уже завтра.