Комплексный анализ лирического стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенности лирических стихотворений. Последовательные ответы на эти вопросы помогут учащимся не только понять стихотворение, но и сформулировать свое отношение к прочитанному. Им будет несложно, ответив на все вопросы, создать целостный текст, представляющий собой разносторонний анализ произведения. В данной работе приведен анализ стихотворений Б. Пастернака и М. Цветаевой. Кроме этих стихотворений, я предлагаю учащимся анализ произведений Есенина, Блока, Ахматовой и других поэтов двадцатого века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_liricheskogo_stihotvoreniya.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ лирического стихотворения.

Б. Пастернак. Единственные дни.

На протяженьи многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единсвенных, когда

Нам кажется , что время стало.

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

1. Прочтите внимательно стихотворение, осмыслите его.

2. Тема и идея стихотворения.

3. Какие зрительные ассоциации возникают при его чтении?

4. Какие эмоциональные ассоциации являются следствием зрительных?

5. Как выражается авторское " Я"? Как в этом помогают местоимения?

6. Почему Я переходит в МЫ?

7. Как удается автору создать ощущение предчувсвия перемен?

8. Какова композиция стихотворения?

9. Роль первой части.

10. Смысловая роль второй части.

11. Чем усилено в тексте слово " единсвенные"?

12. Какими словами заменяется в тексте слово "дни"? Каков смысл контекстуальных синонимов?

13. Какие образы появляются во 2 части?

14.Как связаны между собой слова "неповторим" и "повторялся?

15. Найдите олицетворение в 3 строфе. Какова его роль7

16.    "Греется на льдине". какую роль играет этот оксюморон?

17. Синтаксический строй 4 строфы. Чем сменяется описание природы ?

18. Какую окраску придает сравнение "как во сне"слову "поспешней"?

19. Какие образы 3-й и 4-й строф раскрывают внутреннее состояние поэта?

20. Какой образ возникает в последней строфе?

21. Как меняется в стихотворении тема времени?

22. Назовите контекстуально-синонимический ряд, раскрывающий тему времени.

23.Каким чувством пронизано стихотворение? ( Написано в конце жизни).

24. С какими словами оссоциируется это настроение?

25. Что создает семантическое единство стихотворения?

Опираясь на данные вопросы, создайте связный текст-рассуждение о прочитанном стихотворении.

Марина Цветаева. 1917 г.

Молодую рощу шумную -

Дровосек перерубил.

То, что господом задумано-

Человек перерешил.

И уж роща не колышется -

Только пни покрыты ржой.

В голосах родных мне слышится

Темный голос твой чужой.

Все мерещатся мне дивные

Темных глаз твоих круги.

Мы с тобою - неразрывные,

Неразрывные враги.

1. Внимательно прочтите стихотворение.

2. Почему слово "дровосек" заменено на "человек"?

3. С какой целью автор дважды использует глагольную рифму?

4.Какие звуки преобладают в описании действий человека? Почему?

5. Определите условия постановки тире.

6. Какова текстовая роль определений "молодой", "шумный"; почему "шумный " стоит после определяемого слова?

7. Каково значение слова "ржа"? Смысл его использования.

8. Определите синтаксическую и текстовую роль слова "покрыты".

9. Роль антонимов.

10. Смысл словосочетания "темный голос". Подберите синонимы.

11. Почему "темных глаз" ? Синонимы.

12. Почему в последней строфе только один глагол?

13. Как связаны между собою слова "круги" и "неразрывные" ?

14. Каков подтекст у словосочетания "неразрывные враги" ?

15. Какие звуки становятся преобладающими в 4 строфе и почему?

16. Как меняются цвет, окраска? Смена ощущуний и настроения.

17. Ваше прочтение стихотворения - ключевые слова, основа смысла.

18. Прочтите повторно стихотворение, выразив голосом чувства и их оттенки.

Создайте связный текст - эссе, опираясь на предложенные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического стихотворения

Предложена схема анализ лирического стихотворения...

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"

Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...

Комплексный анализ лирического произведения

Материал представлен в виде презентации по произведениям  И.Бунина  (стихотворение "Одиночество), рассказ "Господин из Сан-Франциско").Рассматривается возможность комплексного...