"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
проект по литературе (7 класс) по теме

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет большую роль. Стихотворение В.В.Маяковского помогает увидеть мысли,вопросы,волнующие поэта,понять,близки ли его взгляды учащимся. Проектная деятельность открывает большие возможности: глубокое "вживание" семиклассников в произведение посредством межпредметной связи(изо,музыка,история,мхк),наблюдение за ритмом,лексикой,звукописью,ассоциативными рядами. Система таких уроков позволяет подвести учащихся к обобщению: Маяковский сегодня. Интересен ли он мне? 

 

Статья "Определение способов позитивного влияние учебных текстов на развитие личности детей" поможет определить основные ступени работы над словом художественного произведения,а также способы позитивного влияния текста на развитие личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosnina_s.v.docx193.12 КБ

Предварительный просмотр:

Соснина

Светлана Вячеславовна

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы – 33 года

(в ГБОУ СОШ №473 – с 01.09.1986г.)

Награждена знаком

«Почетный работник школ общего образования

Российской Федерации»  

2001г.

На сайте представлены:

1. Учебный (межпредметный проект) «Человек милосердный», мир человеческих чувств и отношений, тема гуманизма в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

(Учебный проект на уроках литературы в 7-ом классе)

2. Статья «Определение способов позитивного влияния учебных текстов на развитие личности детей и их опытно-экспериментальная проверка.


Соснина

Светлана Вячеславовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №473 Калининского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ №473 Калининского района Санкт-Петербурга)

Учебный (межпредметный проект)

«Человек милосердный», мир человеческих чувств и отношений, тема гуманизма в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

Россия

г. Санкт-Петербург, 195256,

Науки пр., дом 55, кв. 240

дом. тел. (812) 534.86.36

моб. тел. (8921.) 78.05.473

Одна из задач школьного обучения на уроке литературы – воспитать настоящего, вдумчивого неравнодушного читателя, такого, который не остался бы, по словам поэта О.Э. Мандельштама, «поэтически неграмотным».

Свою главную задачу я вижу в том, чтобы показать детям специфику художественного произведения, помочь увидеть, как и почему автор пишет именно так.

Осуществлению ряда поставленных целей и задач помогает проектное обучение.
Проект – это своеобразная дидактические система, которая предусматривает не только интеграцию фактических, но и применение актуализированных зданий, приобретение новых. Самыми удачными в своей работе я считаю творческие проекты, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идей до её осуществления. Проект позволяет детям выбрать деятельность по интересам и способностям.

Тема проекта позволила мне выстроить своеобразную цепочку ряда уроков по изучению стихотворений В.В. Маяковского: урок-беседа (знакомство с текстом стихотворения), урок-практикум (диалог, монолог, практические задания, «деталь»),
урок-творчество (межпредметные связи, творческие задания, составление книги-конспекта каждым учащимся).

Исходя из особенностей урока-проекта, я ставила цели и задачи:

  1. формирование мотивов творческой деятельности,

Цели:

  1. формирование опыта исследовательской деятельности,
  2. совершенствование коммуникативной культуры учащихся,
  3. раскрытие понятия «гуманизм», «милосердие», «человечность»,
  4. показа неоднозначности поведения человеческой натуры,
  5. учить видеть, понимать и оценивать поступки других.

  1. развить чувство эмоциональной сопричастности к происходящему,

Задачи:

  1. уметь формулировать свою позицию и отстаивать её,
  2. стимулировать к проявлению нравственных качеств при взаимоотношениях с другими людьми,
  3. осваивать формы познавательной и личностной рефлексии.

Значимая особенность этого учебного проекта – эмоциональная оценка субъективного опыта учащимися.

Взросление ученика на таких уроках связано с проживанием и переживанием на разных уровнях исследовательской работы на уроке.

Тип проекта: межпредметный (литература – обществознание - изобразительное искусство – русский язык – краеведение), учебный.

База выполнения: школа, класс.

Состав исполнителей: учащиеся 7-го класса, учитель литературы и русского языка.

Срок реализации: 3 учебных урока.

Этапы реализации проекта:

I

этап

Оборудование:

1. Иллюстрации учащихся к самостоятельно выбранному отрывку из стихотворения;

2. Оформление классной доски: (3 доски), фотографии Москвы, таблицы, высказывания

«Человек милосердный», мир человеческих чувств и отношений, тема гуманизма в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Итоговый прект).

№2 Тайна

Поэтической улицы

           I Знакомство

(выразительное чтение)

           II Переулки

(сюжет, его элементы)

        III Проезды (средства выразительности)

           IV Переходы (настроение, звуки, цвета)

           

       V Знакомство с жителями

           

      VI Улица задает вопросы:

     VII Встреча со строителями.

№1.

«Надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». (В. Маяковский)

?

«Что такое

Милосердие и Гуманизм»?

№3

Мир

Мир                           Мир

улицы                       людей

скользко                  жестокий

ветрено                    смех

холодно                 равнодушие

серый

Мир              Мир лирического

лошади         героя

боль              

обида

тоска          (Записывают слова

слезы           символы)

   внимание, доброта, помощь,

   сострадание, милосердие

Доска (записи) будет заполняться по мере работы. Аналогичные записи отражены в индивидуальных книжках-проектах.

II

этап

3. У каждого учащегося домашняя работа по тексту стихотворения над литературной терминологией (устно проговариваем каждый термин)

Например,

работа Наташи С.

Экспозиция:

Автор увидел, как упала лошадь. «Лошадь на круп грохнулась».

Завязка:

Смех людей над упавшей лошадью. «Смех зазвенел и зазвякал».

Развитие действия:

Автор подошел к лошади, разговаривает с ней, успокаивает.

«Лошадь, не надо….»

Кульминация:

Лошадь плачет. «За каплицей каплица по морде катится».

Развязка:

Лошадь поднялась. «… встала на ноги, ржанула и пошла».

Эпилог:

Лошадь поняла: надо жить, она не хуже людей. «Стоило жить, и работать стоило».

III

этап

Работая с таблицей №2 и с таблицей номер №3, (на доске) выявляю чувственное восприятие учащимися содержания стихотворения.

Слова-символы каждого из «миров» «заставят» ребят сопоставить такие понятия, как «добро» и «зло», «равнодушие» и «милосердие», «смех» и «слезы».

Следствием этой работы станет небольшое сочинение – рассуждение – миниатюра –
(на одном из листов книги-проекта): «Что такое милосердие и гуманизм?

Например, сочинение Ксении Г.

«Я думаю, что хорошее отношение ко всем живым существам, и к человеку, и к животному. Это забота о них. Если кому-то больно и нужна помощь, надо забыть о себе».

Например, сочинение Дианы Т.

«Как люди могут приносить боль другим, кто им не может ответить? Кто смотрит на них и ждет помощи? Мне кажется, быть милосердным может быть не каждый. Это очень тяжелая работа».

- Вместе с ребятами «достраиваем» Поэтическую улицу, у нас остались безымянные переулки, проспекты. Предлагаю ребятам придумать названия.

IV

этап

Вот некоторые из них:

проспект Добрый

переулок Милосердия

улица Гуманистов

проспект Помощи

улица Жизни

Эти два названия особенно меня порадовали

переулок Надежды

- Предлагаю ребятам 2 задания (по выбору):

1. Стать архитектором и на одной из улиц поставить памятник героине стихотворения (в цвете).

2. Поразмышлять над вопросами (письменно):

а) Что автор Вл. Маяковский «построил» (хотел сказать) этим стихотворением?

б) Что «построили» в моей душе строчки стихотворения?

Вот, что получилось:

Приложение №1 (Памятник Лошади) – рисунки учащихся

Приложение №2 (письменные ответы)

а) «Автор «построил» это стихотворение, потому что хотел призвать людей к гуманизму, милосердию, заставить их помогать окружающим, не вести себя эгоистично».

б) «Это стихотворение помогло мне понять, что нужно быть добрее и больше думать о тех, кому нужна моя помощь».

- Заканчивая работу над проектом, обращаю внимание ребят на то, что наша книжка-проект вместила в себя творческие работы, эмоциональные размышления, иллюстрации к нескольким литературным произведениям, посвященным животным, теме гуманизма и милосердия.

Это рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб» и стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Завершающими словами итоговой работы станут слова учителя:

Совсем нетрудно очам

Заплакать в кинозале.

Над чем мы только там

Слезу не проливали!

Но вот экран погас!

На улицу мы вышли

На улице из нас

Слезу попробуй выжми.

(М. Горевой)

На последней странице проекта помещен отрывок из рассказа М. Горького
«В большом городе»: «Лошадь упала на угол торца. Лошадь плачет. Ее окружает толпа угрюмых людей. Бегают дети, таская пучки травы, они суют цветы и траву в тряпичные губы …

- Ишь, как бьется, - говорит один из внимательных зрителей мучений животного».
- Итоговая запись в проекте. Вопрос: «Какие мысли, чувства объединяют авторов этих произведений? Близки ли эти мысли вам?

Этапы реализации проекта

(урочный)

п/п

Этап

Задачи

Содержание этапа

Результат

1.

Организационно-подготовительный

1. Планирование работы.

а) иллюстрации к произведению

б) Поэтическая улица и ее переулки.

в) Оформление доски (учитель).

1. Знакомство с Москвой 20-30-х годов XX века.

2. «Лошади на службе человека» - презентации.

3. Консультация по поводу иллюстраций с учителями ИЗО.

4. Консультация с учителями краеведения (истории города и обществознания).

5. Создание микрогрупп по «строительству» Поэтической улицы».

6. Находим с тексте детали-слова.

7. Москва XX в. (начало) фотографии.

1. Оформление выставки.

2. Показ презентаций.

3. Составление книги с иллюстрациями.

2.

Моделирование

1

1. Реализация задания (иллюстрация и вид улицы).

2. Обсуждение фотографий, выбор для оформления.

3. Работа с терминами.

1. Подбор в соответствии с терминологией отрывков из текста.

2. Повторение литературных терминов и их значений.

3. Оформление (листовок) проекта.

1. Работа в малых группах с текстом и терминами.

2. Выбор фотографий наиболее отражающих содержание текста.

п/п

Этап

Задачи

Содержание этапа

Результат

3.

Моделирование

2

1. Работа с общественно-нравственными понятиями «гуманизм», «милосердие».

2. Слова  –  антонимы. (Находим).

3. Составление (оформление) сочинений.

1. Значение слов, относящихся и морально-этическим понятиям.

2. Слова-антонимы. Их роль в произведении.

3. Работа в проектах (запись рассуждений).

1. Работа индивидуальная и в группах.

2. Обсуждение сочинений.

4.

Моделирование

3

1. Реализация и обсуждение памятников.

1. Иллюстрируем.

2. Завершаем строительство.

3. Работаем сочинениями – рассуждениями.

1. Презентация памятника.

2. Зачитываем сочинения.

5.

Реализация проекта.

1. Обеспечение активного участия в итоговой работе.

2. Организация коллективного анализа.

3. Рефлексия.

1. Коллективный анализ (чтение итоговой работы).

2. Анализ учащимися своего проекта.

3. определение перспектив использования такой работы в дальнейшем.

1. Выход с проектом на сайт школы.


Соснина

Светлана

Вячеславовна

«Почетный работник школ общего образования Российской Федерации»

Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №473 учитель русского языка и литературы

8.921.78.05.473

8 (812) 534.86.36

Svietlana-sosnina@mail.ru


Статья

Определение способов позитивного влияния учебных тексов на развитие личности детей и их опытно-экспериментальная проверка

Одна из задач преподавания литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова.

Чтобы ребенок ценил и любил произведения искусства, в  нем должен быть развит художественный вкус. Надо стремиться к тому, чтобы во время чтения и анализа текста школьники учились чувствовать литературные произведения, оценивать прочитанное и получать эстетическое наслаждение от чтения подлинно художественных произведений.

Понимать совершенство композиции, силу образов, красоту языка помогает слово. Поэтому исключительное внимание уделяется мотивационным действиям при работе с текстом.

Воспитать Истинного Читателя, сформировать интерес к чтению можно только, когда мы научим ребенка простым читательским компетенциям. Когда мы научим его Читать.

Внимания при чтении к слову можно достигать разными способами, сочетая чувственное и логическое. Определим несколько ступеней такой работы.

Во-первых, художественное произведение чем-то заинтересовало.

Во-вторых, непосредственное знакомство с произведением, составление первого целостного впечатления.

В-третьих, развитие эстетическое переживания, восприятие определенных частей, соотнесение их с целым.

В-четвертых, углубленная, интеллектуальная оценка на основе пережитого чувства.

Главное, для воспитания чувства слова, позитивного влияния слова на ребенка надо находить наилучшие условия для активизации каждой ступени этого процесса.

Активизация первой ступени.

Хочется привести слова К.Д. Ушинского: «Мы невнимательны ко всему тому, что нам совершенно знакомо».[1] Поэтому важно соотнести разговор о творчестве писателя или поэта с теми фактами из жизни автора, которые знакомы учащимся в связи с ранее изученными произведениями.

Активизация второй ситуации.

Это-чтение. Сначала – без многочисленных и пространных объяснений. Затем – комментированное чтение и интеллектуальная оценка прочитанного.

Активизация третьей ступени.

Необходимо разработать систему заданий, для выполнения которых учащимся пришлось бы еще раз перечитать произведение или отдельные части (эпизоды, фрагменты).

Заучивание наизусть.

Активизация четвертой ступени.

Это путь самостоятельных размышлений учащихся. Ставим перед ними вопросы: с помощью каких художественных средств автор передает мысли, чувства, рисует образы героев, выражает их настроение и так далее. Дети начинают мыслить, задумываться, спорить. Верно сказал И.В. Гёте: «Сердца к сердцу речь не привлечёшь, коль не от сердца речь идёт».

Определение способов позитивного влияния учебных текстов на развитие личности детей и их опытно-экспериментальная проверка.

Художественная литература - искусство слова, и ее преподавание в школе - это тоже искусство, искусство тонкости анализа произведения, мастерство раскрытия силы и красоты художественных образов.

Но главное, как мне кажется, - это искусство художественного чтения. «Живое» слово, текст – это своеобразная исследовательская, творческая «лаборатория» работы с художественным произведением.

Развитие общественных формаций далеко не всегда совпадает с движением и расцветом литературы. В век компьютеризации дети читают мало, происходит разрыв духовной связи между человеком и народом, меркнет понятие «значимости» и «глубины» слова.

Чтение, мотивация к чтению – это обретение ребенком личностных смыслов, его социальной поэзии, самопознания, нравственных мировоззренческий ценностей.

Самой актуальной проблемой в современной методике является проблема формирования навыка сознательного чтения.

В соответствии с этим выделяю различные виды чтения:

- просмотровое

- ознакомительное

- изучающее

- поисковое

- воспитывающее

- «втягивающее»

- подтекстовое и другие

Такой подход к формированию сознательного чтения помогает детям вести диалог с автором, разрабатывать проектное исследование, то есть происходит «смыслотворчество»  в рамках учебного взаимодействия.

Чтение – это деятельность, своеобразный культурный пласт, соединяющий в себе ряд важных механизмов: момент ожидания, познания, момент погружения в текст, момент-синтез полученных знаний.

Среди способов позитивного влияния учебных (литературных) текстов на развитие личности детей выделяю следующее:

  1. Читающий есть знающий. Главное, чтобы с урока ребенок «ушел» с вопросом. Читающий многое доскажет сам. Вопрос заставит детей искать, спорить, думать.
  2. Необходимость связывать учительское «надо» с ученическим «хочу».
  3. Роль первого слова. Это – слово – иллюстрация по всему произведению.
  4. Лишь растревоженная душа способна воспитать человека. «Заговорить» душа – «заговорит» ум.
  5. Свобода выбора (эпизод, предложение, герой и т.д.) учащимися пути «следования» по произведению. Это рождает интерес и творчество.
  6. Спросить себя … Спросить писателя … Это всегда что-то взять с собой в жизнь, а от чего-то отказаться.
  7. Чтение – это «обработка людей людьми» (К. Маркс) функциональное и эмоциональное общение. Общение – диалог автора, учителя и ученика. Диалог публичный и внутренний.
  8. Важный прием – исследование – детали – подробности.
  9. Поиск «примет» героев. Произведение раскрывается вширь и вглубь.
  10. Партитурное чтение, то есть аналитическое вчитывание в отдельную строчку, слово, а порой – в синтаксический знак.
  11. «Служение муз не терпит суеты…» (А.С. Пушкин). Роль медленного чтения. Ребенок – это первопроходец, первооткрыватель, первоисследователь текста. Медленно читать – это жить «связями» с книгой.
  12. Принцип нарастающего интереса.
  13. Интонация – важная информация.
  14. Чтение вслух «сила слова может изменить человека» (Н.В. Гоголь).

С помощью способов позитивного влияния учебных текстов, приемов изучающего, исследовательского чтения формируются основные принципы при развитии ключевых компетентностей, и первостепенным Знаковым при анализе (чтении) произведения становятся понятия: «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «я понимаю».

  1. Своеобразным итогом – опытно – экспериментальной проверкой – становится составление диаграмм как творческого «глубинного» подхода к анализу текста.
  2. Вокруг «проблемы» чтения сосредоточена разнообразная работа.

Связь с совершенствованием видов речевой деятельности.

Усваивание и демонстрация прочитанного.

В.В. Маяковский в статье «Как делать стихи» писал: «Некоторые слова просто отскакивают, не возвращаются, другие задерживаются … выворачиваются по несколько раз, пока не чувствуешь, что слово стало на место (это чувство … и называется талантом)».[2]

Талант настоящего читателя и состоит в том, чтобы дети видели и чувствовали: Слово на своем месте в произведении.

Говоря об опытно-экспериментальной проверке способов позитивного влияния учебных текстов на личность ребенка, остановлюсь на такой форме работы как слово – деталь.

При изучении в X классе романа Ф.М. Достоевского я просила учащихся выбрать одно (Значимое!) слово и просмотреть его роль для произведения в целом.

Привожу одну из работ.

Ученица не только выявила значение слова «кипарис», но и глубоко, ступенчато (от части к части романа) проанализировала включение слова в тот или иной эпизод, а также сделала вывод, соотнеся это слово – деталь с судьбой героя романа Родиона Раскольникова.

(Смотри приложение)

Опытно-экспериментальная проверка – это исследовательская работа, помогающая ребенку (учащемуся) опосредованно решать вместе с героем проблемы, выделять человеческие качества. Художественная ситуация (слово художественного произведения) может вывести на глубокие личностные вопросы. «Задача заключается в том, чтобы начать с простого чтения, перейти к сознательному и вдумчивому»[3]


Приложение

Значение слова. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

 

1 часть 7 глава

Он попробовал было вытащить так, из-за пазухи, но что-то мешало, застряло. В нетерпении он взмахнул было опять топором, чтобы рубнуть по снурку тут же, по телу, сверху, но не посмел, и с трудом, испачкав руки и топор, после двухминутной возни, разрезал снурок, не касаясь топором тела, и снял; он не ошибся – кошелек. На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой, замшевый, засаленный кошелек, со стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман, не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь и, захватив на этот раз топор, бросился обратно в спальню.

5 часть 4 глава

- Соня, - сказал он, - уж лучше не ходи ко мне, когда я буду в остроге сидеть.

Соня не ответила, она плакала. Прошло несколько минут.

- Есть на тебе крест? – вдруг неожиданно спросила она, точно вдруг вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

- Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный, Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе.

Возьми … ведь мой! Ведь мой! – упрашивала она. – Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..

6 часть 8 глава

Он был как бы сам не свой. Он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали.

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

- Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный – это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка? Так на ней он был … в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их бросил тогда старушонке на грудь. Во бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть… А впрочем, вру я всё, о деле забуду; рассеян я как-то!.. Видишь, Соня, - я, собственно, затем пришел, чтобы тебя предуведомить, чтобы ты знала… Ну вот и всё… Я только затем ведь и пришел. (Гм, я, впрочем, думал, что больше скажу). Да ведь ты сама хотела, чтоб  я пришел, ну вот и буду сидеть в тюрьме, и сбудется твое желание; ну чего ж ты плачешь? И ты тоже? Перестань, полно; ох, как мне это всё тяжело!

Кипарис – дерево, символизирующее печаль, скорбь, смерть.

1. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисный крестик – благословляет на будущее страдание, призывает придти к истине через раскаяние в грехах.

2. Своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

3. Сонечка готова разделить судьбу Родиона Раскольникова, его наказание, и нести крест до конца.

«Кипарисный, то есть простонародный», тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становиться окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».


[1] К.Д. Ушинский. Сочинение в 10-ти томах. Т.8, стр. 315. Москва. Издательство АПП РСФСР. 1950г.

[2] «Маяковский в воспоминаниях современников» Москва, Гослитиздат, 1963г.

[3] С.Я. Маршак. Собрание сочинений в 4-х т., Том 4, Москва, Гослитиздат, 1960г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В.  . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...

Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....

Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...