Интегрированный урок. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. IX КЛАСС
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

В статье представлен один из эффективных приёмов прочте­ния «Слова о полку Игореве» на заключительном этапе его изучения в IX классе. Выполняя роль «зрительной опоры» образному воображению уча­щихся, произведения живописи углубляли интерес детей к поэме, побуж­дали к творческому прочтению «Слова...».

Ключевые слова: воинская повесть, гравюра, графика, иллюстрация, ми­ниатюра, репродукция, художники Палеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve._integrirovannyy_urok_v_9_klasse.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

             

               «СЛОВО  О  ПОЛКУ  ИГОРЕВЕ» В  ИЛЛЮСТРАЦИЯХ  РУССКИХ  ХУДОЖНИКОВ.

                                                                                               Интегрированный урок. . IX КЛАСС

     В процессе чтения и анализа поэмы, сложной для восприятия 14-летних читателей в силу насыщенности историческими, этнографическими реалиями, устаревшими словами, зачастую происходит спад воссоздающего воображения, необходимого для понимания поэтического текста. Именно воссоздающее воображение школьников в этом случае нуждается в наглядных стимулах, «зрительной опоре». В качестве такой «зрительной опоры» могут выступать репродукции картин художников к «Слову о полку Игореве», а также так называемая концептуализирующая наглядность, которая, не являясь иллюстрацией к сюжету произведения, выражает определённые смысловые концепты текста.

     Использование произведений различных художников позволяет расширить кругозор детей, познакомить с богатейшим разнообразием интерпретаций литературной темы. Выполняя роль изобразительных комментариев к поэме, репродукции дополняют представления школьников о героях, событиях, помогают создавать культурно-исторический фон произведений.

     Из всего многообразия воплощения «Слова...» в изобразительном искусстве мы остановились на именах: И.Блинов. Миниатюры из рукописи «Слова о полку Игореве»: «Боян», «Выступление князя Игоря в поход», «Четыре солнца», «Поражение».

     И.Голиков. Иллюстрации к «Слову...». Палех: «Боян», «Битва при Каяле», «Побег Игоря из плена», «Возвращение на землю Русскую».

     Н.Рерих. «Боян», «Стрелы неба, копья земли», «Поход князя Игоря».

     В.Фаворский. Иллюстрации к «Слову...»: «Автор», «Солнечное затмение», «Первая бит-

  ва», «Вторая битва», «Золотое слово Святослава», «Плач Ярославны», «Побег Игоря из плена», «Возвращение на родину».

     М.Пиков. «Боян», «Битва Игоря с половцами».

     С.Кобуладзе. «Бой с половцами».

     М.Рыбникова. «Плач Ярославны».

    В.Фаворский. Боян. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». 1938

    И.Глазунов. «Князь Игорь», «Ярославна».

     В.Васнецов. «Баян», «После побоища Игоря Святославича с половцами».

     Ю.Селиверстов. «Боян» (две иллюстрации»).

На подготовительном этапе мы обращались к искусствоведческой литературе, строили словесные комментарии к иллюстрациям с опорой на текст поэмы, учитывали психологию восприятия подростками живописи. Наряду с бурными, мажорными проявлениями в природе и во взаимоотношениях героев их привлекают спокойные тона красок, лиризм и романтичность. Именно такой благодатный материал и даёт разножанровый характер репродукций картин художников, представленных на наших уроках.

     При первичном восприятии текста поэмы («ступень восторга» — по Белинскому) обращение к иллюстративному материалу, на наш взгляд, нежелательно: у ребят должен сформироваться стойкий словесный образ, а этап анализа поэмы («истинное наслаждение» — по Белинскому) в нашей системе предполагал обращение к живописному монтажу. Вопросы и задания, связанные с иллюстрациями, дополняли, корректировали, закрепляли представления учащихся о произведении, побуждали их внимательно и глубоко вчитываться в текст, активизировали воссоздающее воображение.

На примере трёх эпизодов поэмы покажем «действие» «зрительной опоры» на заключительном этапе анализа произведения.

     Эпизод первый. Боян и автор поэмы. Учащиеся перечитывают текст поэмы (в переводе Д.С.Лихачёва) от слов: «Не пристало ли нам, братия...» до: «...князьям славу рокотали».

     - Картина В.Васнецова «Баян» (1910) не является иллюстрацией к поэме, но близка ей по тематике и сюжету. Небольшой холм, поросший травой, россыпи ромашек, тонкие берёзки. Весь передний план занимают фигуры людей, расположившихся на холме полукругом. Они слушают пение Баяна, слепого певца. Левая рука его трогает гусли, правая занесена высоко к небу. Ветер развевает седые волосы певца. Слушатели Баяна — воины в красных плащах, расшитых шёлком, в кольчугах, стальных островерхих «шеломах», у многих в руках «копья калёные» да «червлёные» щиты. По-разному воины слушают Баяна. Одни задумчиво потупили глаза в землю, другие устремили взор на слепого певца, третьи насторожённо вглядываются вдаль. Примечательны фигуры старика и мальчика. Старик, подперев голову рукой, задумчиво смотрит на мальчика. Что ждёт этого ребёнка? Почему столько тревоги и грусти в лице старого воина? Баян поёт о подвигах княжеских и храбрых дружинах русских, о том, как красива родная земля. Короткая передышка между боями может оборваться в любую минуту: оттого так сгустились серые тучи на небе, оттого так неспокойны дозорные... Так увидел Баяна русский художник В.Васнецов. Картина поражает яркостью красок: от алой и чёрной до нежно-голубой.

     - Иллюстрация В.Фаворского «Автор» по цветовой гамме — резкая противоположность картине Васнецова. Перед нами гравюра — особый вид изобразительного искусства, рисунок получается путём оттиска с клише. Автор Фаворского молод, короткие волосы обвязаны тонкой бечевой, едва заметная борода. Это не старый слепой Баян, которого вы видите у Васнецова. На нём кольчуга, сафьяновые сапоги. Кто он? Воин из дружины Игоря, готовый в любую минуту поменять гусли на копьё? Он указывает рукой в сторону рыдающих женщин. Обхватив колени, сидит на брошенном на землю седле воин, трое других, кто с грустью, кто с улыбкой, смотрят на молодого певца. Юный дружинник на коне склонил в печали голову. У художника только белая и чёрная краски, но сколько оттенков передаёт автор штрихами, линией, пятном, россыпью точек! Под кучевыми облаками проносятся «соколы» —так в народе называют доблестных воинов. Никнет к земле седой ковыль, трепещет настепном ветру хоругвь...

     - Гравюра М.Пикова «Боян» в мельчайших подробностях передаёт сюжет поэмы: могучий дуб с морщинистой корой, под ним одинокая фигура старого Бояна. Слева — «серый волк» и «сизый орёл», справа — «соколы» да «лебеди». Символика картины обращена к содержанию песни Бояна, уносящегося в заоблачные выси своей фантазии.

    -  Миниатюра И.Блинова из рукописи «Слова...» (1912) выполнена в стиле иконописи к старинной книге. Она красочна, изящна. По древним летописям, Боян — великий поэт, он «вещий внук» (потомок) языческого славянского бога Белеса — явный намёк на божественные истоки таланта. На миниатюре Боян — придворный поэт и певец, облачённый в парчу и бархат, окружённый князьями да боярами. Он сидит в роскошном княжеском тереме, поёт «славы» князьям. Из глубины мрака художник высветил лицо Бояна: с высоким лбом, клинообразной бородой, оно чем-то напоминает пророческий лик святого.

     — На иллюстрации на тему Бояна Ю.Селиверстова вы видите лишь голову с могучей бородой, одухотворённым лицом, глубокими морщинами, полузакрытыми глазами. Потрясают руки певца: огромные, с длинными, узловатыми, «вещими» перстами, они попеременно опускаются на «живые струны». Боян точно огромная белая птица парит над землёй, «растекаясь мыслию по древу». В его фигуре есть что-то волшебное и мистическое. Рядом рисунок художника на тему песни Бояна: отвесная скала, поросшая у подножия деревьями, клубы облаков, «сизый орёл» парит в небе, зорко высматривая добычу на земле. Внизу замер в размашистом прыжке «серый волк»... Графические рисунки художников передают удивительную динамику образов, напряжённость каждой детали.

     Изобразительные комментарии помогают школьникам «смотреть» и «видеть» картину, дают образцы монологической речи, учат постигать язык изобразительного искусств мы. После комментариев предлагаем девятиклассникам вопросы, выявляющие их видение словесного и живописного образов.

  1. Какая из иллюстраций вам больше понравилась и почему?
  2. Кто из художников, по вашему мнению, точнее передал образ Бояна?
  3. Почему художники так по-разному увидели поэта-певца? От чего это зависит?
  4. Можно ли автора поэмы представить в облике Бояна? Почему?
  5. Приходилось ли вам видеть другие картины этих художников? На какие темы они написаны?
  6. Напомните, что такое гравюра, миниатюра, графика.

     «Слово...» — воинская повесть, героическая песнь, обширное эпическое полотно, «населённое» героями, событиями, звуками, красками, движением. Ключевой эпизод поэмы — вторая битва князя Игоря с половцами. Иллюстрации к этому фрагменту, по нашему замыслу, должны были подчеркнуть весь трагизм похода Игоря, когда «в княжеских крамолах сокращались жизни людские». Вместе с тем мы стремились донести до детей «тёплое, нежное, сильное чувство любви к родине» (Д.С.Лихачёв), которым согреты все страницы поэмы. Располагаем иллюстрации по сюжету эпизода, чтобы проследить этапы трагической битвы.

  1. «Кровавые зори свет возвещают...»
  2. «...а такой рати не слыхано!..»
  3. «...пали стяги Игоревы...»
  1. «Кровавые зори свет возвещают...»

      — У художника Н.Рериха есть картина, созвучная древнерусской поэме, — «Стрелы неба, копья земли». Всё полотно — это полыхающие облака зловещего красного цвета. Земля и небо слиты воедино в кровавых клубах дыма. На переднем плане одинокая фигура уставшего воина. Он стоит спиной к зрителю, наклонив голову и тяжело опершись на меч. Внизу — стяги с ликами святых, частокол готовых к бою копьев. На палитре художника красная и чёрная краски, передающие тревогу надвигающейся грозы.

—        «Чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие
молнии». Миниатюра И.Блинова «Четыре солнца» (1912). Напомните, кто из князей выступил в поход вместе с Игорем? (Брат Игоря, курский князь Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сын Владимир). В клубящихся чёрных тучах — четыре солнца, а под ними — князья. Не случайно художник изобразил солнца как человеческие лики и разным цветом: под розовым — юный Владимир, под красным — Игорь, под коричневым — Всеволод, под жёлтым — Святослав.
Лики солнц выражают удивление, гордость, печаль и укор. «Быть грому великому!» — восклицает в поэме автор.

2. «...а такой рати не слыхано!..» Учащиеся перечитывают описание боя от слов: «То было в те рати...» до: «...горем взошли они по русской земле».

—        В.А.Фаворский. Картина боя Игоря и Всеволода с половцами. В центре гравюры Игорь, он ранен. Доблестные дружинники обступили своего князя, защищая мечами и щитами. Игорь обнажил голову, чтобы быть узнанным товарищами. Мы словно слышим шум боя: «гремят сабли о шлемы», «трещат копья булатные». Ковыльная степь «костьми» (телами убитых) засеяна и «кровью полита».
Но твёрдо держит древко стяга храбрый русич. Вторая часть картины — бой «ярого тура
Всеволода»: «прыщет»
 он на воинов стрелами, «златым шлемом посвечивает». Всеволод занёс «меч булатный» над головой половца. Кого в этот момент напоминает Всеволод? (Былинного богатыря Илью Муромца.) Гравюра Фаворского предельно точно передаёт мельчайшие детали боя: снаряжение русичей и степняков, выражение лиц героев. Всё живёт и движется на картине: ветер развевает плащ Всеволода и знамя над головой Игоря, грозные молнии пронзают чёрные облака.

  —        С.Кобуладзе назвал свою картину «Бой с половцами». Она передаёт героику
битвы: вздыбленные кони, изогнутые половецкие луки, поверженные тела русичей и
половцев среди травы и цветов. Художник запечатлел кульминацию боя.

     —        Приходилось ли вам видеть миниатюры художников Палеха? (Да, это иллюстрации к
русским народным сказкам, открытки, изображения на шкатулках.) Миниатюра (1934) художника Палеха И.Голикова точно из сказки: стремительные тонконогие кони с вьющимися кольцами грив и хвостов, удлинённые фигуры воинов. Они изображены на чёрном фоне ночи. Лёгкие кони со своими всадниками словно парят в непроницаемой тёмной мгле. «Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы» — так печально завершает свой сказ о кровавой битве автор.

3. «...пали стяги Игоревы...»

     —        Картина В.Васнецова «После побоища Игоря  Святославича с половцами» (1880) воспроизводит развязку битвы. Раннее утро. На горизонте отблески «кровавой зари», «никнет
трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Поле после боя, усеянное телами русичей и половцев. Трудно узнать в них правых и виноватых. Драматизм картине придаёт изображение сцепившихся хищных птиц над телами мертвых. Здесь нет крови и тлена, но красные пятна «червлёных щитов», которыми русичи преграждали путь степнякам, усиливают торжественно-печальный колорит полотна. Потрясает фигура сражённого стрелой юного воина, почти мальчика: русые волосы, бледное детское лицо, нательный крест упал в траву. Смерть всегда ужасает, но вдвойне страшна гибель юного человека.

     - Вот так по-разному увидели картину боя художники. Для одних важно было показать героизм русичей, другие в красочных образах-символах передали «славу» князьям, третьи — трагизм побоища. Но все картины объединяет чувство любви и боли за родную землю. Художники изобразили момент битвы на фоне природы: травы, цветы, деревья тоже скорбят о земле русской.

     Вопросы, предложенные девятиклассникам после просмотра иллюстраций, дополняли рассказ учителя, выявляли впечатление детей от увиденного.

  1. Какая из иллюстраций вам больше всего понравилась и почему?
  2. Почему так по-разному художники называли свои картины: «бой», «битва», «побоище»? Что общего в этих словах и что их отличает?
  3. Проследите за символикой цвета на картинах. Каких красок больше и почему? Соотнесите с жанровыми особенностями иллюстраций.
  4. Какая, на ваш взгляд, картина ближе сюжету «Слова...», какая менее близка?

  1. Почему некоторые художники использовали в своих картинах сказочные детали?
  2. Посмотрите внимательно на иллюстрации, вспомните текст поэмы и расскажите, как выглядели воин-русич и воин-половец.

В.Фаворский. Битва. 1938

Эпизод третий связан с пленительным женским образом поэмы Ефросиньи Ярославны. Учащиеся выразительно читают плач Ярославны. Перед показом иллюстраций дети отвечают на вопросы.

  1. В поэме нет портретного описания Ярославны.
  2. Как вы представляете себе её внешность?
  3. Если бы вы были художниками, какие бы тона красок подобрали к портрету героини?
  4. Помогают ли образы природы представить облик жены князя Игоря?

     Предваряющие просмотр иллюстраций вопросы позволили установить уровень восприятия школьниками словесного образа и «перевода» его на язык изобразительного искусства, откорректировать восприятие предметно-бытовых, исторических деталей. Так, одни учащиеся представляли Ярославну с длинной косой, в сарафане и кокошнике; другие — в ярком цветастом платке, третьи «не соглашались» с авторским сравнением героини с кукушкой, словом, учащиеся не совсем верно представляли эпоху, социальное положение героини. Ярославна — княгиня; замужняя женщина не распускала косу...

      - Послушайте внимательно, как художник Владимир Фаворский описал свою гравюру «Плач Ярославны»: «Раннее утро, солнце встаёт, туман постепенно уходит; со стен Путивля видна река, леса, ветер гонит облака. И тоскующая по мужу Ярославна обращается и к солнцу, и к реке, и к ветру и просит их помочь Игорю и его воинам, верно думая, что с ними несчастье и что мучает их жажда и усталость в далёкой степи» (Голицын СМ. Слово о мудром мастере. — М.: Дет. лит., 1977. — С. 156). Как вы, наверное, заметили, Фаворский очень точно воспроизводит этнографические детали на своих гравюрах. Когда он приступал к работе над ними, то часами простаивал в Историческом музее: срисовывал старинные мечи, щиты, стрелы, шлемы, одежду, посуду, изучал древние летописи, иконы. Ярославна Фаворского — молодая княгиня, одета в расшитое золотом шёлковое платье и бархатную накидку с прорезными рукавами, отороченными бобровым мехом. На голове короткая фата с золотым ободком. Во всей фигуре героини, в воздетых к солнцу руках — любовь, тревога. По краям гравюры — изображения кукушки (зегзицы), символизирующей у древних славян женскую тоску, печаль.

     На рисунке М.Рыбниковой «Плач Ярославны» лишь два героя: Солнце с грозным, неумолимым ликом, с лучами-косами и Ярославна, изображённая в профиль с простёртыми к небу руками. Во всём облике женщины мольба, звучащая как древнее заклинание: «Зачем, владыко, простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?»

     Необычно передал образ Ярославны И.Глазунов. Юная жена Игоря облачена в парчёвую накидку, поверх расшитой речным жемчугом и рубинами шапочки покрыт бледно-голубой платок. Трепетная рука с тяжёлым перстнем прижата к груди. Стрелы собольих бровей, по-детски припухлые губы, большие синие глаза, наполненные тоской и ожиданием. Прядь русых волос выбилась из-под платка, который, развеваясь на ветру, словно сливается с тревожно плывущими по небу облаками. Бездонные, как лазурное небо, глаза героини устремлены на зрителя. Тяжесть дорогой одежды и украшений подчёркивает беззащитность, хрупкость, нежность Ярославны.

     — Подумайте, почему Фаворский и Рыбникова назвали свои картины «Плач Ярославны», а Глазунов— «Ярославна»?

     На заключительном этапе изучения «Слова...» важно было установить влияние поэмы и живописного её воплощения на личность читателя-школьника. Предлагаю ребятам создать... книгу, самую настоящую, с переплётом и форзацами, текстом и иллюстрациями. Желание работать над книгой изъявили все учащиеся двух классов. Свою книгу они назвали «"Слово...", художники и мы». Каждый выбрал себе иллюстрацию к поэме, описал её (многие описания включали элементы стилизации поэмы), рассказал о художнике. Ребята выполнили собственные рисунки к поэме в

разных вариантах: акварель, рисунок карандашом, тушью, фломастером, углем, миниатюры на тонком картоне и даже «гравюры» — оттиски с металлических и стеклянных пластин. Не повторяя увиденного у художников, девятиклассники рисовали нежный профиль Ярославны на фоне Днепра, портрет Игоря в шлеме, Игоря в роли пленника-гостя в роскошном шатре Кончака, погоню Гзака и Кончака за князем, свадьбу юного Владимира и половчанки, портреты князей из «золотого слова» Святослава, много пейзажей.

     Наибольшее количество симпатий (17 человек) вызвали гравюры В.Фаворского.

     Гравюры Фаворского очень близки тексту поэмы: два цвета — чёрный и белый — господствуют на его картинах, но передают они самые мельчайшие душевные движения героев. (Марина Т.)

     «Плач Ярославны» — самая любимая моя гравюра. Как тонко и бережно передал художник каждую травинку, цветок, оперенье птиц, складки одежды героини! Опечаленная, стоит Ярославна на забрале Путивля, прося Перуна перестать дуть наперекор дружине. (Илья С.)

     14 девятиклассников отдали свои предпочтения картине В.Васнецова.

   —        Картина Васнецова, как и поэма, грозное предостережение: вот что будет с вами,

люди, если вы, не обуздав свою гордыню, забудете законы добра, дружбы, справедливости. Сцепились в жестокой схватке над безмолвным кладбищем стервятники, а весенняя степь напоена запахом травы и цветов. И тем больнее смотреть на юношу, пронзённого стрелой, на уже никому не нужное солнце... (Сергей М.)

     Написанная маслом картина В.Васнецова создаёт иллюзию реального события: вот-вот эти поверженные стрелами и копьями воины очнутся от мёртвого сна. Эх, живую бы водицу сюда! Кажется, сам художник... наблюдал это побоище. (Кристина К.)

     Ярославна И.Глазунова — символ русской женщины. Она воплощает мир, дом, семью. Вековечной тоской прозвенел её плач по дремучим лесам и ковыльным степям, и услышал его любимый «лада». (Светлана К.)

     Семеро девятиклассников описали миниатюры И.Блинова.

     —        Древний Новгород. Померкло солнце на небе. Закрыли ладонями лица в неутешном плаче русские жёны. «Печаль разлилась
по русской земле» — так увидел картину скорби лучший иллюстратор «Слова...». (Алексей М.)

     В картинах Н.Рериха школьников (их шесть) привлекла красота символики.

     —        «Поход князя Игоря» — самая лучшая иллюстрация поэмы, ведь сама поэма красочна и ярка. Впечатляет образ неба в сине-зелёно-жёлтых широких полосах да тёмный диск солнца. Затмение! Поверни назад свою храбрую дружину, князь Игорь! Есть в картине что-то космическое, какая-то вселенская печаль и высокая обречённость главного героя. (Павел М.)

      Миниатюры Палеха по душе пятерым девятиклассникам.

     Я словно возвратилась в сказку, что рассказывала мне в раннем детстве бабушка. Славные богатыри Игорь и Всеволод выступают в поход. Парят в небе птицы, «кричат телеги», «волки грозу подымают», лисицы «брешут на червлёные щиты». (Юлия С.)

     Мне очень нравятся картины художников Палеха. Их краски яркие, сочные. Только на одной картине я насчитала 85 оттенков красок! Природа на миниатюрах грустит, печалится: ива склонила свои тонкие ветки к воде, а цветы и травы шёлковыми лентами стелются под копытами коней. Здесь почти всё, как в поэме. (Ирина С.)

     Необычным было восприятие учащимися (их четыре) иллюстраций Ю.Селиверстова.

     —        Я очень люблю творчество этого художника. Он наш современник, но ушёл из жизни совсем молодым. Как по-особому он прочёл «Слово...»! Его Боян приводит в восторг. «Вещие персты» на «рокочущих струнах» — это символ творчества, таланта, подаренного Богом. Но не всегда слушатели и зрители способны понять этот талант. Мне кажется, что Боян — это, во многом, и сам художник Юрий Селиверстов. (Яна А.)

      Отдельные учащиеся попытались в стихах выразить своё видение словесного и живописного образов поэмы.

  К «ЯРОСЛАВНЕ» И.ГЛАЗУНОВА

 Ты стоишь у кургана степного,

Где дороги извивы видны,

Ветер веет от дома родного,

Заметая твои следы.

Сини очи полны печали,

В них любовь, и испуг, и тоска.

У пути есть конец и начало,

Бесконечна твоя мольба.

Бледный плат на ветру трепещет,

Сжаты губы, рука на груди,

А любимый шеломом блещет,

Бьётся храбро в безводной степи.

Пусть летит белокрылой зегзицей

Голос твой по ковыльной степи,

И сумеет любимый напиться

Дона светлого чистой воды.

Екатерина Сухова

     Таким образом, «зрительная опора» пробудила у девятиклассников интерес к произведению, помогла углубить понимание литературы как искусства, побудила к творчеству.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина  и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...

Проект "Язык «Слова о полку Игореве» и современный русский литературный язык"

Проект "Язык «Слова о полку Игореве» исовременный русский литературный язык" (паспорт проекта)...

«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы.

Предмет:  литература         Класс: 9           Учебник (УМК): «Литература в двух частях» под реда...

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...

"Слово о полку Игореве". Дидактические материалы к уроку. 9 класс.

Данная работа представляет собой  разнообразный  по структуре материал, который можно использовать на уроках, посвященных  изучению памятника древнерусской литературы «Слова о пол...