Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс)

Соловьёва Вера Алексеевна

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_integrirovannyy_urok_chislo._imya_chislitelnoe.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУСОШ п. Алябьевский

                                                     Подготовили и провели  

                                                     учитель математики    

                                                     Соловьёва В.А.

                                                     учитель русского языка

                                                     Шестакова Ю.С.

                                 

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Число. Имя числительное».

Тип урока: интегрированный урок - игра

Класс: 6

Цель урока: обобщение и систематизация знаний имени числительного и действий с рациональными числами.

Задачи урока:

  • создать условия для развития познавательной деятельности;
  • способствовать:

- грамотному усвоению имени числительного;

- формированию практических математических умений и знаний;

     • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и

       способов деятельности при совмещении знаний по двум

       предметам.

Эпиграф к уроку:

Все науки в грамоте нужды имеют.  М.В. Ломоносов.

Оформление.

  1. Карта города Числительного.
  2. Цифровой сейф.
  3. Письмо от королевы Морфологии.
  4. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
  5. Русское лото.
  6. Древесина.
  7. Ладошки двух цветов для рефлексии.
  8. Цветные мелки.
  9. Презентация к уроку.

Индивидуальные задания.

  1. Определи часть речи данных слов: двойной обгон, сорок пять учеников, утроить усилия, одиннадцатый класс, четыреста книг, пятикратный чемпион.
  2. Составь возможные словосочетания с данными числительными: двое, пятеро – лыжи, спортсмен, лыжницы, сани, хоккеист, биатлонистка, лосёнок, коньки.
  3. Выполнить действия: 9/10 – 5/6= 1/15  и  9/10 • 5/6 = ¾
  4. Выполнить действия: 3/5 : 9/25 = 5/3   и  3/5 + 9/25 = 24/25

Зашифрованное письмо.

     У про100го 100рожа –

     Непро100рный дом:

     Ча100 в нём 100ножка

     Бродит под 100лом.

     Дорожит 100ножка

     Чи100тою ног

     И 100личной ваксой

     Чистит 100 сапог.

     Вме100 двух непро100

     Вычистить все 100,

     Сразу 100лько обуви

     Не носил никто!

                                   Ванда Хотомская, перевод Л.Кондратенко

Примеры для расшифровки кода сейфа.

СЛАЙДЫ    (Восстановить цепочки вычилений)

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя русского языка.

     - Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами очень ответственный урок – открытый урок. Ведь нам предстоит сегодня повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительные от других частей речи и от чисел математических; закрепить навык склонения числительных, при этом правильно проговаривая и записывая их.

     Запишите в тетрадях дату и тему урока.

     2. Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Во-первых, вместе со мной его ведёт ваш учитель математики Вера Алексеевна. Во-вторых, это будет не просто урок, а следствие, расследование, которое мы все проведем вместе.

 Вчера мне пришло письмо от Королевы Морфологии, сейчас я вам его зачитаю (зачитывает вслух).

СЛАЙД   

ПИСЬМО.  Уважаемые учителя и ребята, в нашем королевстве Морфологии – великая беда. Все жители города Числительного покинули его, разбежались кто куда, перемешались с жителями других городов. Теперь в нашем государстве хаос, беспорядок. Я прошу вас найти и вернуть жителей на улицы и в дома города Числительного.

                                                                                  Королева Морфологии.

Учитель математики. Видите, без математики в этом деле не обойтись: ведь она тоже пострадавшая сторона – без  числительных нам и в математике нельзя. Давайте с вами вместе  постараемся вернуть жителей в город Числительного.

Я думаю, наши помощники-ребята быстро отыщут и вернут в город те числительные, которые не успели далеко убежать. Успеете их схватить, ребята? Идите сюда, самые быстрые.

  - К доске выходят 4 ученика для выполнения индивидуальных заданий на листочка (садятся за первые парты).

Учитель математики. Кроме этого нам надо выполнить ещё одно ответственное задание: достать из сейфа зашифрованный текст. Код этого сейфа состоит из 4 цифр. Но помните, сейф реагирует не только на точность подсчёта, но и на правильность произношения. Давайте подсчитаем и откроем первую цифру кода. Я буду следить за правильностью счёта, а Юля Сергеевна – за верностью произношения. Ну, ребята, кто откроет первую цифру?

  - (Проводится устный счёт; постепенно открываются все цифры).

СЛАЙД

Учитель математики.   Вот мы и открыли сложный сейф.

Учитель русского языка. Ну-ка, ну-ка, что там в сейфе? Зашифрованный текст! Сейчас его прочитаю. Нет, ничего не понимаю! Как же узнать, что в нём написано?

Учитель математики.    А может дети смогут отгадать?

СЛАЙД (сейфа) и там текст зашифрованный

У про100го 100рожа –

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

 (учащиеся читают вслух зашифрованное письмо).

Учитель русского языка.   А почему мне было так трудно читать этот текст?

           - Когда же удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда –

             буквами?

  - Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное»

                                          (числительное – это буквенное обозначение числа,

               число – его цифровое  обозначение;

имя числительное имеет морфологические признаки).

          - Какое числительное вы встретили в стихотворении? (100) В чём его

            особенность? Какие ещё числительные склоняются так же? (90, 40)

Учитель математики.  А сейчас проверяем индивидуальные задания ребят.  Посмотрим, какие числительные они нашли и вернули в наш город.

СЛАЙД  (Индивидуальные задания)

По математике 1. Выполнить действия: а) 9/10 – 5/6 = 1/15

                                                                       б) 9/10 • 5/6 = ¾

                             2. Вычислить: а) 3/5 : 9/25 = 5/25

                                                      б) 3/5 + 9/25 = 24/25

Учитель математики. Какие числительные вернули ребята?

Учитель русского языка.

По русскому языку  1. Определи часть речи данных слов: двойной обгон, сорок

                                        пять учеников, утроить усилия, седьмой класс,

                                        четыреста книг, пятикратный чемп

                               2. Составь возможные словосочетания с данными

                                   числительными: двое, пятеро – лыжи, спортсмен,

                                   лыжницы, сани, хоккеист, биатлонистка, лосёнок,

                                   коньки.

Учитель русского языка. (задаёт вопросы всему классу)..

   1. Как вы нашли среди стольких слов имена числительные?

 (необходимо задать вопрос и определить общее грамматическое значение, числительные отвечают на вопросы Сколько? Который? Какой? и имеют общее грамматическое значение число, количество, порядок предметов при счете).

2. Чем различаются эти числительные (по составу: простое, сложное, составное)

3. Почему ты числительные двое и пятеро соединил не со всеми

   существительными?

 4. Как они справились с такими мелкими и непонятными числительными? Как

    они называются? Как читаются?

5. Какие числительные мы вернули в наш город? Сделаем вывод.

 Вывод: Вот мы и вернули в город часть беглецов: собирательные, дробные, простые, сложные  и составные числительные

(нужные таблички устанавливаются на карте города).

СЛАЙД

Учитель математики. Хорошо поработали ребята. А только что мне сообщили, что многие числительные скрылись в английском клубе города. Чтобы нам попасть в этот клуб мы должны проверить свои языковые и математические знания, и что эти знания мы можем применить на практике. Сейчас попробуем испытать свои силы? Решим уравнения по рядам. С каждого ряда по одному человеку решают у доски.

СЛАЙД (уравнения)

1 ряд   3,4 х = 102

2 ряд    4 5/8 + у = 10 3/4

3 ряд    6а – 2,5а = 7

(Проверка уравнений)

Вывод: ребята вернули мы числительные? А какие?

Учитель математики.   Ну что устали? Давайте отдохнём.

Ф И З М И Н У Т К А.

СЛАЙД (забросить шары в корзины)

Учитель русского языка. Я вижу, а ,в да х, у вы произносить умеете, иначе бы вас в клуб не пустили. А теперь пора спуститься в клубный тир, где я видела сообщников сбежавших числительных. Проверим, кто из вас самый меткий стрелок и попадает всегда в десятку.

   ( Проводится словарный диктант)

(у доски 2 уч-ся пишут на задних половинках доски словарные слова, которые им называют остальные: меры веса, длины 10 слов).

Учитель русского языка. Проверим результаты.

 (Учащиеся на местах меняются тетрадями для взаимопроверки.)

 Кто же попал в десятку?

(Написавшие без ошибок поднимают руку.)

 Вывод: Молодцы, меткие у нас стрелки. А какое отношение имеют все эти слова к именам числительным? Итак, сообщники числительных у нас в руках, значит, где-то рядом и сами беглецы.

(Учитель поясняет почему они сообщники)

Учитель математики. И опять ребята неприятная весть. Здесь

действительно были числительные. Только что в верхнем зале они играли в русское лото, но теперь исчезли, а вместе с ними пропали и бочонки для игры. Нам нужно срочно вернуть бочонки на место. Как быть? Я предлагаю обменять древесину, которая у нас имеется, на бочонки. Но меня волнует вопрос, хватит ли имеющейся древесины? Я прошу вас помочь ответить на этот вопрос, решив задачу. Кто выполнит это ответственное задание?

 (Вышедший к доске ученик решает задачу).

Задача. Для изготовления одного бочонка потребуется 0,5 дм³ древесины. Можно ли изготовить 90 бочонков из 47,5 дм³    древесины?  

СЛАЙД  (решение задачи с краткой записью)

Вывод: Ещё с одним подвохом числительных мы справились. Вернули бочонки.

СЛАЙД (бочонки)

Учитель русского языка.  Раз числительные играли в лото попробуем и мы сыграть в эту азартную игру по правилам числительных.

(выходят к доске и берут бочонки,  выполняют задание ставят числительные в нужную форму)

СЛАЙД  (вопросы к игре с лото)

Вывод. Вот мы и вернули в город целые количественные и порядковые числительные.

СЛАЙД (нужные таблички устанавливаются на карте).

Учитель математики и русского языка. Задают домашнее задание.

СЛАЙД

Учитель математики.   Ребята вы дома выполняли творческие задания по математике. Проверим домашнее задание. Индивидуальные задания презентации ребят.

СЛАЙД

Учитель русского языка. Проверим домашнее задание по русскому языку. Индивидуальные задания презентации ребят

СЛАЙД

ИТОГ  УРОКА:

Учитель математики. Хорошо мы сегодня поработали, дружно. Не удивительно, что все числительные вернулись в свой город, и мы теперь можем смело использовать их как на уроках русского языка, так и математики.

Учитель русского языка. Молодцы вы, ребята. Есть что написать нам в ответном письме королеве Морфологии. Просьбу её мы выполнили: имена числительные нашли, указали их признаки; показали, как правильно их писать и произносить.

Учитель математики. В это письмо мы вложим список ребят, отличившихся в поиске числительных, за что они и получили соответственные награды

(называем оценки учащихся). 

Учитель русского языка. Я надеюсь, что имена числительные теперь никуда не убегут, станут вашими друзьями и помощниками не только в школе, но и в жизни.

Рефлексия, поднимают цветные ладошки:

красного цвета - те, кому урок понравился, все было понятно, кто считает, что поработал сегодня хорошо, плодотворно;

синего - те, кому было не совсем все понятно.

      Урок окончен. Всем спасибо.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок математики и русского языка по теме "Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Вместе будем обобщать"

Цели:дидактические:формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.воспитательные:через межпредметные связи воспитывать ученика как всесто...

Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при ре...

Интегрированный урок математики и русского языка по теме «Эти трудные, трудные числительные. Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

          Тема: «Эти трудные, трудные числительные» Цели:Развивать вычислительные навыки учащихся.  Научить учащихся различать имена числительные и числа...

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....

Имя числительное, или Как математика с русским языком подружились

Методическая разработка урока по русскому языку в 6-м классе...

Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г

Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...