Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г
план-конспект урока по математике (6 класс)

 

 Урок повторительно-обобщающий.

Вид урока: экскурсия.

Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.

Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, тексты, индивидуальные карточки.

 На уроке идёт  закрепление  и обобщение сведений о числительном и его правописании, решаются примеры и задачи;

    развиватются навыки исследовательской работы;

     воспитывается познавательный интерес, любовь к своей малой родине на краеведческом материале.

    показывается практическое  применение числительного в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в форме дидактической игры

Тема: «Числительное в русском языке и математике».

2015 год

Учителя: русский язык -  Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г



Урок в форме дидактической игры.

Тема: «Числительное в русском языке и математике».

Цели:

  1. Закрепить и обобщить сведения о числительном и его правописании;
  2. Развивать навыки исследовательской работы;
  3. Воспитывать познавательный интерес, любовь к своей малой родине на краеведческом материале.
  4. Показать практическое  применение числительного в жизни.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: экскурсия.

Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.

Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, тексты, индивидуальные карточки (слайд №2)

 

Ход урока.

  Словарная работа.

-Что такое ЭКСКУРСИЯ?

Определение дают дети, а затем делает сообщение ученик, использовавший материал толкового словаря.

Выяснили, что экскурсия – это поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Не всегда мы можем отправиться на экскурсию на самом деле. А так хочется узнать  больше о стране, в которой мы живём, и не только о её больших городах, но и селе, в котором мы с вами живём. Мы совершим заочную экскурсию по всем нам  знакомому, но в то же время и таящему много неизвестных   исторических сведений, селу Тюбук, посетим достопримечательные места    (слайд №3)

-Какая это будет экскурсия? 

Конечно, образовательная. Мы поговорим о прошлом села, о его географическом положении, пройдём по современным улицам. Во время экскурсии вы лишний раз убедитесь, что числительное – очень важная часть речи, без которой трудно рассказать о чём-либо. А чтобы  не упустить ничего важного в рассказе экскурсовода, вы будете вести записи в путевом листе. (У каждого ученика свой путевой лист, в нём  таблица, слайд №4 Так как проводится интегрированный урок, то записи ведутся и по русскому языку , и по математике:  условно Р.Я.-  М)

 Количественные

порядковые

Решение задач

Целые

Дробные

Собирательные

Повторение сведений о числительном.

1,   Из истории возникновения села.

Текст на экране (читает ученик-экскурсовод)

        Село Тюбук расположено в Каслинском районе Челябинской области.   Оно основано до 1705 года мещаряками. Жители - беломестные казаки, несли дозор на дороге от деревни Асманова (ныне Усманова  Кунашакского района) до деревни Иткульской (ныне село Иткуль). С организацией  Уйской пограничной линии мещариков начали привлекать для ее охраны. Пожелав осесть ближе к месту службы, они с 1743 года начали переселяться в район озера Учалы. Официально Тюбукские мещаряки получили земельный надел 31 марта 1744 года, эта дата считается днем рождения Тюбука. С 1751 года землями в Тюбуке владели Н.Г. Клеопин, Е. Яковлев и другие заводчики. Клеопин построил плотину, кузницу, мельницу, деревянную церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Село носило второе неофициальное название – Богословское (слайды  6,7,8).

        Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте.

Р.Я. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

-Что такое числительное?

-Какие бывают числительные по значению и составу?

-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

          Работа с путевыми листами. 

Занесите в нужные графы таблицы встречающиеся в тексте словосочетания «числит. + сущ.», записав каждое числительное прописью.

 -Как склоняются порядковые числительные? Устно просклонять числительное «тридцать первый»

         2.  Село расположено на реке Синара.

Экскурсовод-ученик зачитывает следующий текст.

         

Село расположено на реке Синара.

Синара является самой северной рекой Челябинской области. Река берёт начало в озере Синара. Течёт на восток. Длина реки составляет 148 километров. Сина́ра (от коми ключевая, родниковая река)     протекает в основном в Челябинской области (небольшие участки реки расположены в Свердловской и Курганской областях). Правый приток реки Исеть.

 Река извилистая, ширина русла 12—40 метров. Скорость течения — 0,3 метра в секунду . По берегам реки произрастают высокие травы и кустарники. Дороги и тропинки вдоль берега практически отсутствуют. Левый берег в основном сырой и болотистый, а правый крутой и лесистый.

 За год по Синаре протекает 200 миллионов кубов воды.    

Река Синара имеет 10 притоков, наиболее крупные Караболка и Багаряк.  Вдоль течения реки расположены следующие населённые пункты: Воскресенское, Тюбук, Булзи, Юшково, Усть-Караболка, Усть-Багаряк.

   По данным государственного водного реестра России она относится к Иртышскому бассейновому округу.      

Площадь речного бассейна         6690 км²

В селе Тюбук на реке есть запруда, которая образует Тюбукский пруд. Он считается неплохим местом для ловли леща. А ещё здесь отдыхают жители села, любуясь окружающей природой.( (слайды  №10,11)

        Работа с путевыми листами. 

Р.Я.   Сделайте   запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ.+ сущ.» из текста.

М.  Сколько времени потребуется для того, чтобы проплыть на плоту от истока до устья реки?

3.  .Улицы села.

Сейчас наш автобус едет по селу  со скоростью 40-50 километров в час, чтобы мы всё успели разглядеть. Максимальная скорость в селе– 60 километров в час. На трассе автобус может идти со скоростью до 70 и даже до 80 километров в час.  

         В селе 34 улицы. Многие носят имена людей, прославивших нашу страну: улицы имени Сугоняева, Гагарина, Ломоносова, Чапаева. По некоторым можно проследить историю страны: Революционная, Советская, Комсомольская, Победы. В последние 20 лет названия стали более нейтральными: Дружбы, Труда, Школьная, Новая.  ¼  часть названий отражает природу села, его ландшафт: Зелёная, Лесная, Полевая, Береговая, Набережная, Сосновая   (слайды  №12,13,14)

Вопрос. 

Р.Я  Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в только что прочитанном тексте? (о склонении числительных от50 до 80).

 В своём путевом дневнике просклоняйте числительные:

1 вариант-50;  2 вариант-70.

М.  Вопрос проблемный; Какое числительное в тексте не похоже на остальные?

М.  Назовите вид дроби. Как называется число, стоящее над чертой? А под чертой?  Представьте её в виде десятичной.

 Р.Я. В чём особенность склонения дробных числительных?

        

4.Достопримечательности села.

        Экскурсовод-ученик.

        Мы проезжаем   по улице Советской,  мимо  старой разрушенной церкви. Церковь Иоанна Богослова   появились около 200 лет назад.  

          Кандидат исторических наук Вячеслав Свистунов рассказывает: "Академическая экспедиция по дороге в Екатеринбург отметила, что церковь была деревянная и господский дом тоже деревянный. Уже в  70-х годах 18 века».

        После того, как от удара молнии в 1827 году сгорела деревянная церковь в Тюбуке, жители построили красивейший каменный храм в стиле классицизма с чертами барочной архитектуры. Барочная пышность присутствовала в декоративной вязи росписи храма, фрагменты которой сохранились до наших дней. После революции в храме служили священник, дьякон, трапезник, монахини, звонарь, певчие, сторож.  

            В 1933 году ее закрыли. По частям разобрали трехъярусную колокольню. Здание храма, построенное по всем канонам классицизма XIX века, отдали под зернохранилище. Потом здесь находились тракторные мастерские. "К основному храму примыкает придел и трапезная. Дальше – колокольня со шпилем. Это так называемый кораблевый план. Свод находится в бедственном состоянии, а колокольню можно восстановит", - отмечает профессор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Валентин Оленьков.

            На реставрацию церкви Иоанна Богослова требуются 10 миллионов рублей. Стены толщиной почти в полтора метра - это единственное, что сохранилось за почти 200-летнюю историю строения. Тюбукскую церковь признали памятником историко-культурного наследия  (слайд № 15, 16, 17)

Вопрос. 

Р.Я. Вспомните о склонении числительных 200, 300, 400.

        Просклоняйте устно одно из них.

В какую графу путевого листа запишите словосочетание 1,5 метра? Сколько падежных форм имеет это числительное?

М.  А вид этой дроби?        Представьте её в виде  смешанной обыкновенной, неправильной.

5.Памятные места

        Здесь же, возле церкви, на возвышенном месте, находится памятник Братская могила, где захоронены активисты-большевики,  погибшие при установлении Советской власти в селе. Но односельчане собираются тут каждый год 9 мая, чтобы вспомнить всех, кто отстоял страну в страшные годы Отечественной войны 1941-1945 годов. На стенах памятника высечены имена людей, отдавших жизни ради мира на земле. Их   (слайд №18)

        Памятник воину-освободителю возведён возле Дома культуры.  

Сюда идут люди в День Победы, к его подножию возлагают цветы молодожёны  (слайд № 19)         

Р.Я. Вспомните о склонении составных числительных. Просклонять на листах словосочетания:

1 вариант – 1941 год

2 вариант –   1945 год

6. Учебные заведения.

Говоря о своём селе, мы не можем не сказать о школе, в которой учимся.   Раньше учились в небольшой деревянной школе, где было мало классов, приходилось занятия вести в 2 смены. Год открытия в селе новой школы 1974.   Мы учимся в трёхэтажном здании, где 22 класса, есть спортивный зал, мастерские. В школе обучается 400  учащихся, работает 35 учителей, психолог, социальный педагог, логопед. Мы участвуем в предметных олимпиадах (в этом году в школьных олимпиадах приняли участие 234 человека), конкурсах, фестивалях, занимаем призовые места, получаем награды.  Трое учащихся стали участниками областных олимпиад.

        Каждый год в первую субботу февраля в родную школы собирается более 100 её выпускников, чтобы вспомнить дни детства, встретиться с друзьями и учителями. (слайд № 21,22)

История школы тесно связана с именем Героя Советского Союза , воином-танкистом, погибшем в 1945 году,  Сугоняевым Александром Константиновичем. Его бюст установлен во дворе школе, возле него проходят торжественные линейки, на которые приходят ветераны войны и труда  (слайд №20)

 В селе есть школа дополнительного образования детей.  Детская школа искусств села Тюбук работает 16 лет. В школе 3 отделения: инструментальное, художественное, хореографическое. Дети школы являются постоянными участниками районных, зональных, областных, всероссийских конкурсов. В школе обучается 120 детей на , 90  детей в студиях  художественной и хореографической, а остальные на инструментальном отделении  (слайд № 24)

(текст раздаётся каждому ученику)

Задание: Определите стиль данного текста.

Вопрос. 

 

М. Какую часть составляют ученики, посещающие школу искусств, от вех учеников средней школы? Сколько учащихся обучается игре на инструментах? Во сколько раз участников студий больше, чем музыкантов?

 Р. Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

   7. Люди нашего села

        За несколько месяцев до официального визита президента США Рейгана в Москву в июне 1988 года группа скульпторов Каслинского завода получила ответственное творческое задание: разработать эскизы скульптурного подарка американскому гостю. В задании подчеркивалось, что диапазон художественных решений не ограничивается, однако во всех работах должна звучать тема сохранения мира на планете.

        У Разифы Гниятуллиной композиция называлась «Пусть всегда будет солнце!». На земном шаре с рельефным изображением континентов стояла стройная фигурка девушки. В поднятых вверх руках она держала солнце — сферу с расходящимися в разные стороны тонкими стержнями - лучами. Лента с пятью — по числу континентов — голубями спирально опоясывала земной шар. Символика не требовала комментариев, композиция отличалась оригинальностью, пластическое решение отвечало традициям каслинского литья.

        Разифа Гниятуллина родилась в 1951 году в селе Тюбук.   В 1980 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. 32 года Разифа работает скульптором  и создаёт великолепные произведения искусства.

Автор нескольких десятков моделей для художественного литья. Она наша землячка, прославившая наше село своими скульптурными работами (слайд №25)

Р.Я. Запишите предложение  32 года Разифа работает скульптором и создаёт великолепные   произведения искусства.  

Произведите морфологический разбор числительного.

 

8. Вот и подошло к концу наше путешествие. Последняя запись в путевом дневнике – словарный диктант, но с математическим заданием :

        Километр- … метров, одиннадцать, миллион, секунда составляет-… минуты  , бассейн, центнер -…килограммов   , миллиард, гараж, триста, экземпляр, четыреста,  полтораста, полтора – обыкновенной дробью…и десятичной…

        

        Поблагодарим наших экскурсоводов за интересные рассказы о селе. Наша экскурсия  закончилась, но не закончилось наше знакомство с его  прошлым и настоящим, путешествие в его будущее.   Когда-нибудь мы вернёмся и ещё откроем много новых страниц из его истории. (Ученикам, самостоятельно подбиравшим материал, нужно поставить оценки).

Сдайте путевые листы на проверку, каждый из вас тоже получит оценку за работу как по русскому языку, так и по математике в путевом листе.  

Домашнее задание:

Русский язык:

1 группа (базовый уровень): подберите  материал об  интересных людях  села, куда бы входили числительные, составьте рассказ.

2 группа (более сильные дети): Проведите небольшую  экскурсию по своему селу, предварительно подобрав новый материал, включающий имена числительные (слайды  № 26 - 30)

Математика:

1 группа (базовый уровень): составить по 2 задачи для учащихся начальной школы, использую числа урока.

2 группа (более сильные дети): а) составьте задачу на движение, используя материалы данного урока; б) подберите краеведческий материал о истории села для составления задач.

Приложение

Выдержка из исторической работы  о зарождении села Тюбук.

М.Б. Ларионова, г. Екатеринбург

Село Тюбук Екатеринбургского уезда Пермской губернии и его владельцы

 

Село Тюбук расположено на реке Синара в 90 км. от Екатеринбурга. В XVIII в. оно относилось к Исетской провинции Оренбургской губернии, затем вошло в состав Екатеринбургской области и той же округи Пермского наместничества, а после проведенных в 1796 г. административно-территориальных преобразований – в состав Екатеринбургского уезда  Пермской губернии.

История села уникальна. На протяжение более чем двухсот пятидесяти  лет оно несколько раз меняло свой правовой статус: до середины XVIII в. находилось в собственности мещеряцких татар, затем у владельцев, заселивших его крепостными крестьянами, на помещичьем праве; с 1814 г. по 1917 г. входило в состав Шайтанского посессионного горного округа, а жители из крепостных стали приписными.

Вторая особенность заключалась в том, что оно принадлежало двум семьям: было разделено между владельцами по реке Синаре на две половины. В Пермском уезде, в отличие от Центральной России, сел, принадлежавших нескольким владельцам, было очень мало (практически все они располагались в районе Прикамья, самым известным являлось село Новое Усолье, находившееся в собственности четырех крупнейших пермских вотчинников).

  Наконец, в «селении Тюбуцком» 24 сентября 1824 г. ночевал сам император Александр I во время своей поездки по Уралу (4).

Расположение села Тюбук на дороге из Челябинска в Екатеринбург способствовало тому, что многие известные ученые, путешественники, писатели оставляли о нем свои впечатления в путевых дневниках. Так, известный ученый-естествоиспытатель, приглашенный в Петербургскую Академию наук, участник академической экспедиции Петр Паллас, проезжая в июле 1772 г. через Тюбук из Башкирии в Екатеринбург, отметил, что «сия россиянами обитаемая господская деревня выстроена на месте прежде бывшей татарской деревушки и по имени оной названа при речке Синара, на которой находится мельница. В деревне церковь, господский дом и двадцать дворов, все деревянные» (5).

Через сто лет, в 1871 г. в селе Богословском, «Тюбук тож», (6) побывал пермский корреспондент И. Змеев. Свою заметку о селе и его жителях он поместил в газету «Пермские губернские ведомости». К этому времени село заметно разрослось: в нем имелось 150 домов, вмещающих до 500 жителей. Среди всех строений выделялись «два каменных, четыре деревянных дома, огороженных заборами, и со службами, в том числе четыре владельческих, и одна церковь» (7). Рядом с каменной церковью на площади были выстроены пять «сколоченных из досок балаганов для торговли». Их использовали во время ярмарок, проходивших здесь два раза в год, в престольные праздники.

По словам И. Змеева, тюбукчане были необразованы, так как «обучать грамоте детей в другие места не посылали, а у себя училища не было, да нет и до сих пор». Кроме этого, жители практически никуда не выезжали: «во время крепостного права, редко кто из них бывал даже в своем уездном городе» – заметил автор статьи. Однако, местный пономарь И.Л. Новлянский, двадцать лет служащей в Тюбуке, вместе с женой устроил у себя на дому школу, в которой обучались до 10 мальчиков. При этом женщин «грамотных вовсе не было, кроме двух-трех кое-как умеющих читать церковные книги».

Зато в нравственном отношении жители отличались «кротостью и миролюбием». «Между ними, – отметил пермский корреспондент, – незаметно особой склонности в пьянству». Чрезвычайно редки были случаи рождения незаконнорожденных,  впрочем как и случаи краж и других преступлений.

Домашний быт, по словам И. Змеева, «не представлял ничего особенно утешительного»: дома были устроены неудобно и тесно, хозяева не особенно заботились о чистоте своего жилища. Пища была самая простая, грубая. Сами жители занимались исключительно земледелием и скотоводством и сбывали свои «производственные излишки» на ближайших рынках в Каслинском и Сысертском заводах. Женщины много сеяли льна и ткали холстов, которые преимущественно использовали на домашние потребности. Излишки продавали очень редко, предпочитая складывать в коробки для хранения. Показателем богатства у тюбутских женщин являлся запас холстов (8).

Знаменитый уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, проезжая в 1886 г. через село, в своих путевых заметках отметил, что «вид на Тюбук издали не особенно красив. В глубине темной полосой тянется владельческий лес, а само селение залегло по берегам р. Синара в низкой и болотистой котловине». Но при этом он замечает, что «посреди Тюбука довольно красиво разлился небольшой пруд, у плотины стоит небольшая деревянная мельница и недействующий винокуренный завод. По одну сторону пруда стоит старый деревянных дом Матусевич, в котором живет сам владелец имения, а на другой – уже упомянутый выше берговский каменный дом» (9).

Как видим, в своих путевых дневниках путешественники отметили, что село Тюбук было владельческим и принадлежало двум семьям. Обращение к архивным документам позволило установить, что первым владельцем Тюбукского имения был Никифор Герасимович Клеопин (10) – крупнейший организатор горной промышленности на Урале.

31 июля 1754 г. Н.Г. Клеопин продал часть своей земли по соседству с его Нововоскресенским селом Евдокиму Яковлевичу Яковлеву и его родному брату гиттенфервальтеру Ивану  

В результате двух совершенных сделок Е.Я.Яковлев стал владельцем до 15 тыс. четвертей удобной земли. Он обустроил имение: построил усадьбу – господский дом со службами – на правом берегу реки Синара при мещерятском селе Тюбук. 

  В 1793 г. Село покупает  поручик  Александр  Сергеевичу Ширяев . Купчая крепость была совершена 18 января в верхнем надворном суде в Санкт-Петербурге (27). За имение А.С. Ширяев заплатил 20 тыс. рублей.

Согласно документам, за А.С. Ширяевым были «отказаны» два деревянных господских дома «о двенадцати покоях с флигелем и принадлежащими к ним службами хлебными магазинами, погребом, конюшнями, завозней и сенником, с садом и огородом», деревянная церковь на каменном фундаменте во имя Иоанна Богослова, плотина на реке Синара «прудовая с выкладными наружными стенами из дикого камня длиною 73-х, шириною 5,5 сажень», мельницы: мукомольная (каменная с деревянною кровлею о трех поставах) и лесопильная (деревянная  об одной раме),  сарай деревянный «для сбережения разных припасов», кузница деревянная «об одном горне» и домов: «священнических и церковнослужительских» четыре, крестьянских тридцать. А.С. Ширяев стал владельцем, по данным ревизии 1795 г., 72 душ м.п. и 82 душ ж.п. при с. Тюбук и деревни Аллатской – 6 душ м.п. и 8 ж.п. Всего за ним числилось  78 м.п. и 90 ж.п. крепостных и дворовых (28).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...