План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
Разработки уроков по теме "Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души"

Дорина Елена Павловна

Уроки по творчеству Н.В. Гоголя включают в себя поурочные планы,  задания для самостоятельной работы учащихся и вопросыдля проведения  контрольного тестирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_urokov_gogol.docx90.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование уроков литературы

Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести».

Анализ повести «Шинель».

Поэма «Мертвые души»

Урок № 60

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести «Шинель».

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской литературы;

  развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.        

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения повести.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из повести.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя, карточки-информаторы

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок  литературы по теме: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести «Шинель» - урок знакомства с произведением писателя, ставшим «лебединой песней» всего его творчества.

        Данная повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии русского человека первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.

1. На примере жизни Гоголя расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.

2. Проследите за становлением личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»?

Вывод:

Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии.

III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово преподавателя.

        Гоголь работал над «петербургскими повестями» с 1835 по 1842 год. «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Первая повесть «НОС» была напечатана в ж. «Современник» в 1836 году, сюжетом которой служит необыкновенное происшествие – пропажа носа у майора Ковалева.

Главный прием, который использует автор, - гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.

2. Повесть «Шинель» является последней повестью в цикле «Петербургских повестей», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего».

        Главная проблема, согласно трактовке В. Белинского, - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью.

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь поместил написанные в 1843 году, сразу же после завершения работы над «Шинелью», «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ».

3. Главный герой повести Акакий Акакиевич символизирует систему отношений между людьми. Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.

4. Образ стихии – разгулявшейся и разыгравшейся – становится все более угрожающим:

1) земные разбойники срывают с него шинель в центре Российской империи;

2) издевательства сослуживцев над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом.

5. 1) для героя шинель – не только одежда, но живая одушевленная вещь, шинель – это защита, это теплая заступница от стихии «мира холодного»;

    2) шинель – символ обожествленной им и защищающей его государственности.

Новая шинель дает герою надежду на покровительство, неспроста он одержим идеей «вечной шинели».

Вывод:

В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.

IV. Комментированное чтение отдельных глав.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Прочитать повесть «Шинель».

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Урок № 61

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов.

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;

  развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.        

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек».

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов - урок знакомства с произведением писателя, ставшим вершиной всего его творчества.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?  

2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»? В чем заключается противоречие жизни и противоречие человека?

4. Какие события из повести «Шинель» определили основной конфликт «маленького человека» и чиновников? Почему это стало возможным?

5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?

Вывод:

Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии. Писатель по-своему представил столицу российского государства как жестокое явление, направленное против человека.

Главная проблема - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью нашла достойное воплощение, а шинель – символом человеческих страданий.

В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.

III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. История написания поэмы «Мертвые души». 6 июня 1836 года Гоголь покидает родину (он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж). На свою работу над «Мертвыми душами» смотрит как на духовное завещание Пушкина.        

В 1839 году осенью поехал в Россию, переделывает ранние «Тарас Бульба», «Портрет», «Шинель». А в октябре 1841 года Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы «Мертвые души».

3. Из переписки с В.А. Жуковским:

1) «В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все, написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика… Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».

2) «Все начатое переделал я вновь, обдумал более всех план и теперь веду его спокойно, как летопись».

3) «Вся Русь явится в нем. Это будет моя первая порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя».

        

        4. Литературная критика о поэме «Мертвые души».

1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,

увлекся, «промахнул, как читатель, и должен был прочесть снова» (из

письма Белинского к Гоголю).

2) А.И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» - это заглавие само

носит в себе что-то наводящее ужас» - приключения авантюриста.

        5. Жанр «Мертвых душ» - ПОЭМА.

Вывод:

ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.

Б. Вопросы и задания к поэме «Мертвые души»

Глава 1.

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.

Главы 2 – 6.

  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.

  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 152. Читать главы 1 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Урок № 62

ТЕМА: Комментированное чтение 1 – 3 глав поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

ЦЕЛЬ: проанализировать первые главы поэмы на основе комментированного чтения;

        совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

        формировать навыки культуры речи и культуры общения.

  развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.        

ТИП УРОКА: урок комментированного чтения.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. Зинина, Чалмаева)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: «Комментированное чтение 1 – 3 глав поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» - урок знакомства с произведением писателя через ком-ментированное чтение отдельных эпизодов и глав.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. Рассказать историю создания поэмы «Мертвые души».

2. Какие события повлияли на решение Гоголя  сжечь II том «Мертвых душ»?

3. Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?

4. Назовите основную тему поэмы «Мертвые души». Какими событиями начинается поэма?

5. Рассказать об одной встрече Чичикова с помещиками (по предложенному плану).

План раскрытия темы

Глава 1.

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.

Главы 2 – 6.

  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.

  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

III. Изучение нового материала на основе комментированного чтения

1 – 3 глав поэмы.

А. План раскрытия темы урока.

Глава 1. Цитата главы: чтобы были «именины сердца».

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей Руси. Образованность и изысканность вкуса более подчеркивают внутреннюю пустоту. Это те же потемкинские деревни. Все безжизненно, жалко, мелко.

1). Иронически звучит название самой деревни: «Деревня Маниловка могла заманить своим местоположением». Печать старости, скудности освещения, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы, скучный синий лес, шелковый капот жены был бледного цвета, стены кабинета были выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде серенькой».

2). Герои погружены в мир вещей, этот прием у Гоголя доведен до сатирического заострения. В Манилове  нет живых человеческих желаний, той силы жизни, которая оправдывает существование. Он – мертвая душа, «ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» (Зачитать фрагменты из 1-й главы).

3). Манилов – человек, от которого «не дождешься никакого живого слова», но и помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.

Глава 2.  Цитата главы: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала»

1). Парадные фасады и глухие углы поместной России схожи. Небрежность Манилова и аккуратность Коробочки, восторженная наивность и упрямая подозрительность, беспечность бескорыстного «философа» и настойчивая мелочность «скопидомки» сталкиваются Гоголем как откровенные антиподы.

Работа над термином Антипод – полная противоположность другому.

2). Разговор Манилова и Чичикова о продаже мертвых душ, как и недоумение Коробочки в торге, свидетельствует о глупости, несамостоятельности и потому страхе Манилова и жадности Коробочки: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала».

        Во внешности Коробочки угадывается личность, склонная к особым действиям, чтобы выгода была прибыльной. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью Коробочки образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков готов расшибиться (зачитать отдельные фрагменты из 3-й главы).

Вывод: И Манилов, и Коробочка – бесхозяйственные помещики, которые живут в каком-то вымышленном мире. Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

3. Авторская позиция в поэме.

«Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Ощущение нормы жизни, даже когда она нарушена (образы Селифана и Петрушки).

                IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

  1. Какую роль в поэме «Мертвые души» играет цвет? (на примере маниловской усадьбы).
  2. Почему несмотря на недоверие Чичикову, Коробочка все-таки соглашается на сделку?
  3. Из каких сведений можно сделать вывод, что Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
  4. Подготовьте чтение в лицах диалогов Манилова и Коробочки с Чичиковым о продаже мертвых душ. Как выглядят и ведут себя герои в ходе диалога?
  5. Как изображен характер главного предпринимателя Чичикова? Что в нем на первый взгляд привлекает внимание читателя?
  6. Найдите два  изобразительно-выразительных средства. Какую роль они выполняют в тексте?

 Вывод:

ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 157-162. Читать главы 4 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Урок № 63

ТЕМА: Комментированное чтение 4 – 6 глав поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

ЦЕЛЬ: проанализировать главы поэмы на основе комментированного чтения;

        совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

        формировать навыки культуры речи и культуры общения.

  развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.        

ТИП УРОКА: урок комментированного чтения.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. Зинина, Чалмаева)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: «Комментированное чтение 4 – 6  глав поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» - урок совершенствования знаний на основе изученного материала через комментированное чтение отдельных эпизодов и глав.

1. Метод беседы и рассказа на основе знакомства с личностью Н.В. Гоголя, его творческой и жизненной судьбой.

2. Анализ отдельных глав и комментированное чтение поэмы «Мертвые души» (с чтением отдельных фрагментов из поэмы).

3. Метод индивидуальной работы по отдельным произведениям Н.В. Гоголя.

4. Метод аналитического исследования.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. Какие события изображены в первых 3-х главах поэмы «Мертвые души».

2. С кем встречается Чичиков, что вы узнали об этих людях? Как их характеризует автор?

3. Как изображен помещик Манилов? Рассказать, используя определенный план.

4. Как отнесся Манилов к просьбе Чичикова продать мертвые души?

5. Рассказать об одной встрече Чичикова с помещиками (по предложенному плану).

План раскрытия темы

Главы 2 – 6.

  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

III. Изучение нового материала на основе комментированного чтения

4 – 6 глав поэмы.

А. Подготовительная работа по теме урока.

1. Глава 1. Цитата главы: чтобы были «именины сердца».

2. Глава 2.  Цитата главы: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала»

Вывод: И Манилов, и Коробочка – бесхозяйственные помещики, которые живут в каком-то вымышленном мире. Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

3. Авторская позиция в поэме.

«Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Ощущение нормы жизни, даже когда она нарушена (образы Селифана и Петрушки).

1). Почему несмотря на недоверие Чичикову, Коробочка все-таки соглашается на сделку?

2). Из каких сведений можно сделать вывод, что Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.

3). Подготовьте чтение в лицах диалогов Манилова и Коробочки с Чичиковым о продаже мертвых душ. Как выглядят и ведут себя герои в ходе диалога?

4). Как изображен характер главного предпринимателя Чичикова? Что в нем на первый взгляд привлекает внимание читателя?

5). Найдите два  изобразительно-выразительных средства. Какую роль они выполняют в тексте?

                Б. План раскрытия темы урока.

Глава 4.

1. Характер Ноздрева не сразу понял даже проницательный Чичиков и совершил ужасную ошибку, едва его не погубившую. «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками…»

2. Ноздрев через несколько минут перешел на «ты»  и бросился в объятия.

3. Ноздрев относится к типу людей, которых, как правило, называют «разбитными малыми», они слывут за хороших товарищей, да и в лице у них всегда что-то открытое, прямое, удалое.

4. Ноздрев не относится к числу приобретателей, поэтому, узнав, что Чичиков не желает играть в банк, быстро переходит от признания в дружбе и любви к оскорблениям и грубости: «Дрянь же ты! Я думал просто, что ты порядочный человек, а ты нисколько не понимаешь обращения».

5. Ноздрев – гениально угаданный «идеал» жизнерадостного хама, для которого не существуют никакие жизненные и нравственные ценности, вся жизнь – ярмарка, источник удовольствий.

Цитата главы: «Я думал просто, что ты порядочный человек, а ты нисколько не понимаешь обращения».

Глава 5.

  1. Собакевич – совершенное подобие лесного зверя: «Когда Чичиков

взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя».

  1. Отличается отменным аппетитом, поносит последними словами

городских чиновников. Единственный из помещиков сразу понял аферу Чичикова и сумел выжать из него деньги.

  1. Собакевич – хороший хозяин: все у него в порядке, добротно и

надежно. Знает всех умерших мужиков, ценит их трудовые качества. Но звериная суть Собакевича выползла наружу.

  1. Главная цель всех действий Собакевича – выжать доход, не считаясь

ни с какими нравственными нормами. С мужиками ладит, потому что это выгодная собственность: выгоднее продать хоть мертвыми, хоть живыми.

  1. Прав Чичиков, думая, что Собакевич и Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде.

Цитата главы: «Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

 

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам. Работа над главой 6 из поэмы.

  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни; описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.
  1. Что необычного вы узнали, познакомившись с Плюшкиным? Какие

стороны российской действительности предстали в самом неприглядном виде?

  1. Как зовут Плюшкина и откуда можно узнать эти сведения?
  2. Что объединяет всех помещиков и Плюшкина?
  3. Найдите главную цитату, характеризующую жизнь Плюшкина.

 Вывод:

ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 162-165. Читать главы 7 - 10

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Урок № 65

ТЕМА: Система образов: Чичиков и помещики.

ЦЕЛЬ: проанализировать систему образов поэмы через исследование по теме урока;

        совершенствовать работу над анализом художественного произведения; развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины;

        формировать навыки культуры речи и культуры общения.        

ТИП УРОКА: урок анализа и исследования.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, анализ отдельных фрагментов поэмы, работа над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. Зинина, Чалмаева)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: «Система образов: Чичиков и помещики»

- урок совершенствования знаний на основе изученного материала через анализ системы образов поэмы.

1. Метод беседы и рассказа на основе знакомства с личностью Н.В. Гоголя, его творческой и жизненной судьбой.

2. Анализ отдельных глав и комментированное чтение поэмы «Мертвые души» (с чтением отдельных фрагментов из поэмы).

3. Метод аналитического исследования.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

  1. Что необычного вы узнали, познакомившись с Плюшкиным? Какие

стороны российской действительности предстали в самом неприглядном виде?

  1. Как зовут Плюшкина и откуда можно узнать эти сведения?
  2. Что объединяет всех помещиков и Плюшкина? Найдите главную цитату, характеризующую жизнь Плюшкина.
  3. Какие события изображены в первых 3-х главах поэмы «Мертвые души»?
  4. С кем встречается Чичиков, что вы узнали об этих людях? Как их характеризует автор?

III. Изучение нового материала на основе аналитического исследования по теме урока (главы 2-7).

А. Подготовительная работа по теме урока.

1). Почему несмотря на недоверие Чичикову, Коробочка все-таки соглашается на сделку? (зачитать фрагмент из 3-й главы)

2). Из каких сведений можно сделать вывод, что Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.

3). Подготовьте чтение в лицах диалогов Манилова и Коробочки с Чичиковым о продаже мертвых душ. Как выглядят и ведут себя герои в ходе диалога?

4). Как изображен характер главного предпринимателя Чичикова? Что в нем на первый взгляд привлекает внимание читателя?

5). Найдите два  изобразительно-выразительных средства. Какую роль они выполняют в тексте?

                Б. План раскрытия темы урока.

№ главы

События и герои

Цитаты, характеризующие

события и героев

Глава 2

Посещение Чичиковым имения Манилова

Цитата главы: чтобы были «именины сердца».

Глава 3

И Манилов, и Ко-робочка – бесхо-зяйственные поме-щики, которые живут в каком-то вы-мышленном мире.

 Цитата главы: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала»

Глава 4

Ноздрев относится к типу людей, которых, как правило, называют «разбитными малыми», они слывут за хороших товарищей, да и в лице у них всегда что-то открытое, прямое, удалое.

Цитата главы: «Я думал просто, что ты порядочный человек, а ты нисколько не понимаешь обращения».

Характер Ноздрева не сразу понял даже проницательный Чичиков и совершил ужасную ошибку, едва его не погубившую. «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками…»

«Дрянь же ты! Я думал просто, что ты порядочный человек, а ты нисколько не понимаешь обращения».

Глава 5

Единственный из помещиков сразу понял аферу Чичи-кова и сумел выжать из него деньги.

Цитата главы: «Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе». 

 «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя».

1. Главная цель всех действий Собакевича – выжать доход, не считаясь ни с какими нравственными нормами. С мужиками ладит, потому что это выгодная собственность: выгоднее продать хоть мертвыми, хоть живыми.

2. Прав Чичиков, думая, что Собакевич и Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде.

Глава 6

Встреча Чичикова с Плюшкиным

Цитата главы: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости».

До «какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек, мог так измениться». «Прореха на человечестве».

      Символика главы – плесенью, пылью, гнилью, смертью. Так и веет от плюшкинского имения. Гоголь сравнивает его с трудолюбивым пауком. После  смерти хозяйки Плюшкин выжил старшую дочь и сына, а младшая дочь умерла.

IV. Закрепление материала по теме урока.

Выводы:

  1. Авторская позиция в поэме.

«Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Ощущение нормы жизни, даже когда она нарушена (образы Селифана и Петрушки). Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

  1. Главные причины, которые привели к таким последствиям и необратимым процессам в судьбе и личности Плюшкина: душевладение, порождающее бездушие, утрата представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности перед Россией. Они усугублены потерей элементарных человеческих привязанностей.
  2. Манилов во всяком случае нежен с женой и мечтает о возвышенной дружбе, Ноздрев хоть среди собак выглядит отцом родным, Собакевич по крайней мере Чичикова назвал преприятным человеком, у Коробочки не отнимешь ее сердобольного отношения к заблудшим путникам.
  3. Плюшкин во всех без исключения людях, даже родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить его добро. Он, впрочем, простил дочь, бежавшую с офицером, а когда она приезжала в гости, «даже дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».
  4. Нравственная смерть Плюшкина потрясает, когда он вспоминает своего «однокорытника», приятеля, учившегося с ним в школе: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего…»
  5. Пушкин о сатирических образах поэмы «Мертвые души»: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни…, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем…».

Заслушивание ответов, обобщение учителя по теме урока.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 152-165. Подготовиться к диспуту

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Урок № 66

ТЕМА: Развитие речи. Деталь как средство раскрытия образа.

ЦЕЛЬ: развивать навыки работы над анализом эпизода через художественную деталь;

        совершенствовать работу над анализом художественного произведения; совершенствовать работу над литературоведческими понятиями;

        формировать навыки грамотной письменной речи.  

ТИП УРОКА: урок закрепления и проверки знаний по теме программы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: работа с текстом, самостоятельная работа учащихся над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы.  

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. Зинина, Чалмаева)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: Развитие речи. Деталь как средство раскрытия образа.

- урок совершенствования знаний на основе изученного материала через анализ художественной детали в изображении персонажа поэмы.

1. Метод беседы и рассказа на основе знакомства с личностью Н.В. Гоголя, его творческой и жизненной судьбой.

2. Анализ отдельных глав и комментированное чтение поэмы «Мертвые души» (с чтением отдельных фрагментов из поэмы).

3. Метод аналитического исследования.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Подготовка к выполнению письменной работы.  Анализ эпизода из 6-й главы (знакомство с Плюшкиным). 

А. Подготовительная работа по теме урока.

  1. Что необычного вы узнали, познакомившись с Плюшкиным? Какие

стороны российской действительности предстали в самом неприглядном виде?

  1. Как зовут Плюшкина и откуда можно узнать эти сведения?
  2. Что объединяет всех помещиков и Плюшкина? Найдите главную цитату, характеризующую жизнь Плюшкина.
  3. Что примечательного во внешности Плюшкина и его образе жизни вас более всего потрясло?
  4. Почему Гоголь, размышляя о нем, приходит к выводу: До «какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек, мог так измениться»?
  5. Найдите два  изобразительно-выразительных средства в изображении Плюшкина. Какую роль они выполняют в тексте?
  6. Выпишите из текста цитаты, подтверждающие, что Плюшкин был достойным человеком и настоящим хозяином.
  7. Составить цитатный план к данному эпизоду.
  8. Написать в соответствии с цитатным планом по нескольку предложений, раскрывающих значении детали в характере героя.

Б. План раскрытия темы урока.

Глава 6

Встреча Чичикова с Плюшкиным

Цитата главы: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости».

До «какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек, мог так измениться». «Прореха на человечестве».

      Символика главы – плесенью, пылью, гнилью, смертью. Так и веет от плюшкинского имения. Гоголь сравнивает его с трудолюбивым пауком. После  смерти хозяйки Плюшкин выжил старшую дочь и сына, а младшая дочь умерла.

III. Изучение нового материала на основе аналитического исследования по теме урока (глава 6).

1. Главные причины, которые привели к таким последствиям и необратимым процессам в судьбе и личности Плюшкина: душевладение, порождающее бездушие, утрата представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности перед Россией. Они усугублены потерей элементарных человеческих привязанностей.

2. Манилов во всяком случае нежен с женой и мечтает о возвышенной дружбе, Ноздрев хоть среди собак выглядит отцом родным, Собакевич по крайней мере Чичикова назвал преприятным человеком, у Коробочки не отнимешь ее сердобольного отношения к заблудшим путникам.

3. Плюшкин во всех без исключения людях, даже родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить его добро. Он, впрочем, простил дочь, бежавшую с офицером, а когда она приезжала в гости, «даже дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».

4. Нравственная смерть Плюшкина потрясает, когда он вспоминает своего «однокорытника», приятеля, учившегося с ним в школе: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего…»

5. Пушкин о сатирических образах поэмы «Мертвые души»: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни…, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем…».

Заслушивание ответов, обобщение учителя по теме урока.

  1. Деталь – способ раскрытия характера героя через его привязанность к вещам, предметам или иным формам связи.

Деталь помогает понять внутренний мир героя, его отношения с окружением, особенности натуры, присущие только ему одному.

  1. Зачитать отдельные фрагменты из 6-й главы, помогающие понять характер Плюшкина (назовите определенную деталь в характере и внешности Плюшкина) – с. 89.

IV. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 152-165. Подготовиться к диспуту

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

  1. Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души»: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Речь идет о

1)

Манилове

2)

Собакевиче

3)

Ноздреве

4)

Плюшкине

  1. Укажите жанр «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:
  1. роман
  2. поэма
  3. рассказ
  4. роман-эпопея

  1. Как представился Павел Иванович Чичиков?
  1. чиновник
  2. титулярный советник
  3. коллежский советник
  4. коллежский секретарь
  1. Кто из помещиков мечтает провести подземный ход или построить

через пруд каменный мост?

  1. Собакевич                                        3) Ноздрев
  2. Плюшкин                                        4) Манилов

  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» утверждал: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала»?
  1. Ноздрев
  2. Манилов
  3. Коробочка
  4. Собакевич
  1. Укажите порядок посещения Чичиковым помещиков:
  1. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
  2. Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Манилов
  3. Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Манилов, Плюшкин
  4. Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Манилов, Ноздрев
  1. По описанию определите, о ком идет речь? «Платье на ней было

совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские бабы».

  1. о Собакевиче
  2. о Плюшкине
  3. о Манилове
  4. о Коробочке

  1. Что предлагала Коробочка Чичикову купить вместо мертвых душ?
  1. пеньку и свиное сало
  2. кур и вино
  3. ткань и бумагу
  4. мед и пиво

  1. О ком сказано в поэме: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»?
  1. о Собакевиче                              3)  о Манилове
  2. о Плюшкине                                4)  о Коробочке

  1. Кто из героев поэмы «Мертвые души» ведет праздный образ жизни, для которого не существуют никакие жизненные и нравственные ценности, вся жизнь – ярмарка, источник удовольствий?
  1. Собакевич                                3) Ноздрев
  2. Плюшкин                                4) Манилов
  1.  Как охарактеризовал Чичиков Собакевича?
  1. «экой кулак»                                3) «экой простак!»
  2. «экой дурак!»                                4) «экой странный!»
  1.  Какому персонажу поэмы «Мертвые души» принадлежит данная характеристика: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости»?
  1. Ноздрев                                        3) Собакевич
  2. Манилов                                        4) Плюшкин
  1. Кому из известных писателей I половины XIX века принадлежит эта оценка поэмы «Мертвые души»: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни…, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем…»?
  1. Пушкину                                        3) Жуковскому
  2. Белинскому                                4) Герцену
  1. Кто из героев поэмы «Мертвые души» при встрече с дочерью «дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал»?
  1. Ноздрев                                        3) Собакевич
  2. Плюшкин                                        4) Манилов
  1. Определите по описанию, кому принадлежит это имении: «Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью»?
  1. Ноздреву                                        3) Коробочке
  2. Манилову                                        4) Плюшкину

  1. О ком из помещиков поэмы «Мертвые души» Гоголь пишет: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего…»:
  1. о Собакевиче                                3) о Манилове
  2. о Коробочке                                4) о Плюшкине
  1.  Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?
  1. А.В. Никитенко                                3) М.С. Щепкин
  2. И.Н. Шидловский                        4) А.С. Пушкин

  1. Об  имении какого помещика идет речь в описании: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле»?
  1. Ноздрева                                        3) Коробочки
  2. Манилова                                        4) Собакевича

  1. Кого из помещиков поэмы «Мертвые души» можно назвать «жизнерадостным хамом»?
  1. Ноздрева                                        3) Коробочку
  2. Манилова                                        4) Собакевича

  1. Кто из чиновников губернского города N, по описанию Чичикова, «такой искусник», который «хорошо вышивает разные домашние узоры» и показывал ему «своей работы кошелек»?
  1. губернатор                                        3) прокурор
  2. почтмейстер                                4) полицмейстер
  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя отличался «дубиноголовостью, мелочной хлопотливостью, невежественностью»?
  1. Собакевич                                        3) Коробочка
  2. Плюшкин                                        4) Манилов

  1. Кому из персонажей поэмы «Мертвые души» подходит эта характеристика: «Прореха на человечестве»?
  1.         Плюшкину                        3) Собакевичу
  2. Манилову                                4) Ноздреву

  1. Определите по описанию, кому из помещиков принадлежит это имении: «Деревня показалась ему велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева»?                
  1. Плюшкину                        3) Ноздреву
  2. Коробочке                        4) Собакевичу

  1. О ком это сказано: «Вот судьба, ведь какой был умнейший, богатейший человек! А теперь…» «Собака, мошенник, всех людей переморил голодом»?
  1. о Плюшкине                                3) о Манилове
  2. о Ноздреве                                4) о Собакевиче

  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» согласился на продажу мертвых только после того, как Чичиков пообещал решить вопросы насчет подрядов?
  1. Собакевич                                3) Ноздрев
  2.         Коробочка                                4) Манилов

  1. Как звали помещицу Коробочку?
  1. Настасья Филипповна
  2. Настасья Петровна
  3. Настасья Ивановна
  4. Настасья Степановна

Урок № 67

ТЕМА: Диспут. Образ Чичикова (по главе 11).

ЦЕЛЬ: развивать навыки работы над литературным образом художественного произведения;

        совершенствовать работу над анализом художественного произведения и  литературоведческими понятиями;

        формировать навыки грамотной устной речи и умения вести спор по теме урока.  

ТИП УРОКА: урок закрепления и проверки знаний по теме программы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: работа с текстом, самостоятельная работа учащихся над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы.  

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. Зинина, Чалмаева)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: Диспут. Образ Чичикова (по главе 11)  - урок совершенствования знаний на основе изученного материала над литературным образом художественного произведения.

1. Метод беседы и исследования на основе знакомства с главным героем произведения и сюжетными линиями поэмы.

2. Анализ отдельных фрагментов и комментированное чтение главы 11 поэмы «Мертвые души» (с чтением отдельных фрагментов из поэмы).

3. Метод аналитического исследования.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Подготовительная работа по теме урока.

А. План раскрытия темы урока.

1. «Жители города… душевно полюбили Чичикова…» (до слов «великую тайну нравиться»).

2. «Но несравненно замечательное было впечатление…, которое произвел Чичиков на дам» (до слов «тяжелее всякой дуэли»).

3. «В нравах дамы города были строги…» (до слов «что приглашен миллионщик»).

4. «Сам же Чичиков не мог отчасти не заметить такого обыкновенного внимания» (до слов «будет присутствовать сам оригинал»).

5. «Появление его на бале произвело необыкновенное действие» (до слов «веселье необыкновенное»).

6. «Дамы тут же обступили его…» (до слов «и была самая погибель»).

7. «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули…» (до слов «признаюсь, отвечала просто приятная дама»).

8. «Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы» (до слов «скрывается что-то другое»).

9. «Ну, слушайте же, что такое эти мертвые души» (до слов «а дочка еще превзойдет матушку»).

10. «Но как ни вооружались и не противились  мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как с женской» (до слов «страх прилипчивее чумы и сообщается вдруг»).

 

III. Изучение нового материала на основе аналитического исследования по теме урока (Анализ главы 11).

«Кто же он? Стало быть, подлец?»

  1. Чичиков – это как бы «тип типов». Хитроумный путешественник похож на тех, с кем обделывает свои дела. Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна. Он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».
  2. Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает первым лицом в галерее подлости – поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод».
  3. Чудеса приспособляемости демонстрирует весь его жизненный путь. Будучи ребенком, начал копить деньги с полтины и вскоре зашил в мешочек первые пять рублей.
  4. Чичиков проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Небыкновенную живучесть показал Чичиков после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он вновь уже занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».
  5. Чичиков – находчивый мошенник, подлец, хозяин, приобретатель. Он нашел лазейку между законами. Пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами.
  6.  «Приобретение – вина всего, - замечает Гоголь, - из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
  7. Чичиков – подлец, авантюрист, претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей морали. Сегодня он может еще потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра...
  8. Авторская позиция в изображении Чичикова.

Гоголь рисует живого человека, естественные задатки которого извращены, приобрели подлую направленность в результате воздействия уродливых общественных отношений. «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин».

«Надобно отдать справедливость неодолимой силе его характера, - говорит Гоголь о Чичикове. – После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть».

  1. Чичиков любит быструю езду, как и всякий русский. И это изображение его тройки, в которую впряжены Гнедой, Чубарый и Заседатель не что иное, как изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.
  2. Перепуганные чиновники заподозрили, что Чичиков – переодетый Наполеон, и даже открыли сходство во внешности. Наполеонизм стал выражением морали торгашеского общества, согласно которой люди – только средства достижения власти, богатства, успеха. Гоголь продолжает пушкинское сатирическое обличение бесчеловечного индивидуализма: «Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…»

Заслушивание ответов, обобщение учителя по теме урока.

IV. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Ответить на вопросы на стр. 170-171

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

Карточка-информатор

ТЕМА: Диспут. Образ Чичикова (по главе 11).

Вопросы диспута

  1. Каким вы увидели Чичикова в начале поэмы «Мертвые души» и каким он предстал в конце произведения?
  2. Почему оказались возможны столь разительные перемены в герое?
  3. Как вы объясните, что Чичиков легко входит в доверие  губернских чиновников и не вызывает подозрения со стороны властей?
  4. Какие события легко приоткрывают истинную причину приезда Чичикова?
  5. На что обращает внимание Гоголь читателя при встрече Чичикова с помещиками и их отношение к неожиданному предложению?
  6. Какие нравственные характеристики уместны для раскрытия образа Чичи-кова? Как они помогают понять идейный замысел автора и содержание поэмы?
  7. Почему история предпринимательского приобретения мертвых душ при-открыла самую главную проблему русского общества? Какую именно?
  8. Подтвердите текстом, что авантюра Чичикова стала возможна благодаря действиям самих помещиков? О чем это говорит?
  9. Опираясь на информационный материал, объясните, что более всего тревожило Гоголя, рассказавшего об истинных процессах в истории Российского государства.
  10. Приведите цитаты из текста, подтверждающие мысль автора о трагедии страны, оказавшейся на краю пропасти благодаря усилиям и действиям таких предприимчивых дельцов, как Чичиков и ему подобные.

 «Кто же он? Стало быть, подлец?»

  1. Чичиков – это как бы «тип типов». Хитроумный путешественник похож на тех, с кем обделывает свои дела. Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна. Он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».
  2. Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает первым лицом в галерее подлости – поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод».
  3. Чудеса приспособляемости демонстрирует весь его жизненный путь. Будучи ребенком, начал копить деньги с полтины и вскоре зашил в мешочек первые пять рублей.
  4. Чичиков проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Небыкновенную живучесть показал Чичиков после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он вновь уже занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».
  5. Чичиков – находчивый мошенник, подлец, хозяин, приобретатель. Он нашел лазейку между законами. Пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами.
  6.  «Приобретение – вина всего, - замечает Гоголь, - из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
  7. Чичиков – подлец, авантюрист, претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей морали. Сегодня он может еще потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра...
  8. Авторская позиция в изображении Чичикова.

Гоголь рисует живого человека, естественные задатки которого извращены, приобрели подлую направленность в результате воздействия уродливых общественных отношений. «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин».

  1. Чичиков любит быструю езду, как и всякий русский. И это изображение его тройки, в которую впряжены Гнедой, Чубарый и Заседатель не что иное, как изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.
  2. Перепуганные чиновники заподозрили, что Чичиков – переодетый Наполеон, и даже открыли сходство во внешности. Наполеонизм стал выражением морали торгашеского общества, согласно которой люди – только средства достижения власти, богатства, успеха. Гоголь продолжает пушкинское сатирическое обличение бесчеловечного индивидуализма:

«Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…»

Урок № 68

ТЕМА: Контрольное тестирование.

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по теме программы;

        совершенствовать работу над системой тестовых заданий по литературе;

        воспитывать ответственность при выполнении контрольного тестирования по теме.

ТИП УРОКА: контрольно-проверочный урок.  

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: самостоятельная работа учащихся по выполнению контрольного тестирования.  

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: варианты тестовых заданий

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души». Гоголь и М.С. Щепкин.

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме:  «Контрольное тестирование» - урок контроля и проверки знаний учащихся по теме программы.

1. Метод самостоятельной работы учащихся над вариантом задания.

2. Метод аналитического исследования.

3. Метод индивидуальной работы учащихся по теме урока.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся тщательной подготовки к проверке знаний по теме «Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души».  Поэтому учителем используется методика активизации мыслительной деятельности учащихся и самостоятельной работы. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством контрольного тестирования проверить уровень знаний по теме программы и выявить пробелы в знаниях учащихся для последующей их ликвидации.

        Сформировать у учащихся конкретные представления о шедеврах русской классической литературы и вкладе известных людей Белгородчины в ее развитие.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Подготовительная работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

Учитель объясняет порядок выполнения контрольного тестирования и правильность оформления ответов.

  1. Раздача вариантов тестовых заданий.

III. Выполнение контрольного тестирования по теме программы. Вопросы для тестирования по литературе

Тема: Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души»

I вариант

  1. Тестовые вопросы.
  1. Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души»: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Речь идет о

1)

Манилове

2)

Собакевиче

3)

Ноздреве

4)

Плюшкине

  1. Укажите жанр «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:
  1. роман
  2. поэма
  3. рассказ
  4. роман-эпопея

  1. Кто из героев поэмы «Мертвые души» ведет праздный образ жизни, для которого не существуют никакие жизненные и нравственные ценности, вся жизнь – ярмарка, источник удовольствий?
  1. Собакевич                                3) Ноздрев
  2. Плюшкин                                4) Манилов

  1. Как охарактеризовал Чичиков Собакевича?
  1. «экой кулак»                        3) «экой простак!»
  2. «экой дурак!»                        4) «экой странный!»

  1. Какому персонажу поэмы «Мертвые души» принадлежит данная

характеристика: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости»?

  1. Ноздрев                                        3) Собакевич
  2. Манилов                                4) Плюшкин

  1. Кому из известных писателей I половины XIX века принадлежит эта оценка поэмы «Мертвые души»: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни…, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем…»?
  1. Пушкину                                        3) Жуковскому
  2. Белинскому                                        4) Герцену

  1. Кто из героев поэмы «Мертвые души» при встрече с дочерью «дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал»?
  1. Ноздрев                                                3) Собакевич
  2. Плюшкин                                        4) Манилов

  1. Определите по описанию, кому принадлежит это имении: «Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью»?
  1. Ноздреву                                        3) Коробочке
  2. Манилову                                        4) Плюшкину

  1. Какая из перечисленных повестей не входит в цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя:
  1. «Невский проспект»                        3) «Тарас Бульба»
  2. «Шинель»                                        4) «Портрет»
  1. О ком из помещиков поэмы «Мертвые души» Гоголь пишет: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего…»:
  1. о Собакевиче                                3) о Манилове
  2. о Коробочке                                4) о Плюшкине

  1. Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?
  1. А.В. Никитенко                                3) М.С. Щепкин
  2. И.Н. Шидловский                        4) А.С. Пушкин

  1.  Об  имении какого помещика идет речь в описании: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле»?
  1. Ноздрева                                        3) Коробочки
  2. Плюшкина                                        4) Собакевича
  1. Кого из помещиков поэмы «Мертвые души» можно назвать «жизнерадостным хамом»?
  1. Ноздрева                                        3) Коробочку
  2. Манилова                                        4) Собакевича
  1. Кто подсказал Н.В. Гоголю историю о ревизоре:
  1. Жуковский                                3) Пушкин
  2. Белинский                                4) Лермонтов

  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя отличался «дубинноголовостью, мелочной хлопотливостью, невежественнстью»?
  1. Собакевич                                3) Коробочка
  2. Плюшкин                                4) Манилов

  1. Кому из персонажей поэмы «Мертвые души» принадлежит это описание: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод».
  1. Чичикову                                        3) Ноздреву
  2. Собакевичу                                4) губернатору

  1. С кем сравнивают Чичикова губернские чиновники в «Повести о капитане Копейкине»?
  1. С Юлием Цезарем                        3) с английским лордом
  2. С Наполеоном                                4) с карточным игроком

  1. Укажите автора этих строк: «Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…»

  1. М.Ю. Лермонтов                        3) Н.В. Гоголь
  2. А.С. Пушкин                                4) В.А. Жуковский

  1. Какое название получило явление русской действительности, сущностью которого стала мораль торгашеского общества, согласно которой люди – только средства достижения власти, богатства, успеха?
  1. индивидуализм                        3) наполеонизм        
  2. эгоизм                                4) практицизм

  1. Назовите главную проблему повести Н.В. Гоголя «Шинель»:
  1. Гуманное сострадание к положению и судьбе «маленького» человека
  2. Проблема нравственного выбора героя
  3. Проблема памяти и прошлого
  4. Проблема патриотизма

II вариант

  1. Тестовые вопросы.

1.Как представился Павел Иванович Чичиков?

  1. чиновник
  2. титулярный советник
  3. коллежский советник
  4. коллежский секретарь

  1. Кто из помещиков мечтает провести подземный ход или построить

через пруд каменный мост?

  1. Собакевич
  2. Плюшкин
  3. Ноздрев
  4. Манилов

  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» утверждал: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала»?
  1. Ноздрев
  2. Манилов
  3. Коробочка
  4. Собакевич

  1. Укажите порядок посещения Чичиковым помещиков:
  1. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
  2. Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Манилов
  3. Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Манилов, Плюшкин
  4. Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Манилов, Ноздрев

  1. По описанию определите, о ком идет речь? «Платье на ней было

совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские бабы».

  1. о Собакевиче
  2. о Плюшкине
  3. о Манилове
  4. о Коробочке

  1. Что предлагала Коробочка Чичикову купить вместо мертвых душ?
  1. пеньку и свиное сало
  2. кур и вино
  3. ткань и бумагу
  4. мед и пиво
  1. О ком сказано в поэме: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»?
  1. о Собакевиче                              3)  о Манилове
  2. о Плюшкине                        4)  о Коробочке
  1. Кому из персонажей поэмы «Мертвые души» подходит эта характеристика: «Прореха на человечестве»?
  1. Плюшкину                                3) Собакевичу
  2. Манилову                                4) Ноздреву

  1. Определите по описанию, кому из помещиков принадлежит это имении: «Деревня показалась ему велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева»?                
  1. Плюшкину                                3) Ноздреву
  2. Коробочке                                4) Собакевичу

  1.  Какое из перечисленных произведений не входит в сборник «Миргород» Н.В. Гоголя:
  1. «Вий»                                        3) «Тарас Бульба»
  2. «Шинель»                                        4) «Старосветские помещики»

  1.  О ком это сказано: «Вот судьба, ведь какой был умнейший, богатейший человек! А теперь…» «Собака, мошенник, всех людей переморил голодом»?
  1. о Плюшкине                                3) о Манилове
  2. о Ноздреве                                        4) о Собакевиче

  1. Кто из персонажей поэмы «Мертвые души» согласился на продажу мертвых только после того, как Чичиков пообещал решить вопросы насчет подрядов?
  1. Собакевич                                3) Ноздрев
  2. Коробочка                                4) Манилов

  1.  Как звали помещицу Коробочку?
  1. Настасья Филипповна
  2. Настасья Петровна
  3. Настасья Ивановна
  4. Настасья Степановна

  1.  Кто из чиновников губернского города N, по описанию Чичикова, «такой искусник», который «хорошо вышивает разные домашние узоры» и показывал ему «своей работы кошелек»?
  1. губернатор                                3) прокурор
  2. почтмейстер                        4) полицмейстер

  1.  Какой признак объединяет губернских чиновников из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и поэмы «Мертвые души»?
  1. Страх перед любым приезжим чиновником
  2. Страсть к путешествиям
  3. Желание понравиться постороннему
  4. Искренняя доброта и порядочность

  1. С какой суммы начал копить свой капитал Чичиков еще в детские годы?
  1. С 10 рублей                                3) с 5 рублей
  2. С 15 рублей                                4) с полтинника

  1. Роль какого персонажа в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» сыграл наш известный земляк М.С. Щепкин?
  1. Хлестакова                                        3) Ляпкина-Тяпкина
  2. Городничего                                4) Бобчинского

  1. Укажите, кому принадлежит эта оценка: «Приобретение – вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых»:
  1. Пушкину                                        3) Никитенко
  2. Гоголю                                        4) Белинскому

  1. Каким событием заканчивается комедия «Ревизор»?
  1. Сообщение о приезде настоящего ревизора
  2. Балом у губернатора
  3. Свадьбой Хлестакова и дочери городничего
  4. Смертью одного из героев

  1. Какой художественный прием использует Н.В. Гоголь для изображения пороков современной ему действительности?
  1. Гротеск                                        3) юмор
  2. Ирония                                        4) сатира

IV. Заключительный этап урока.

  1. Сдача работ учащихся.
  2. Подведение итогов урока.

Эталоны ответов

на контрольное тестирование по теме:

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души»

I вариант

II вариант

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

3)

1

3)

2

2)

2

4)

3

3)

3

3)

4

1)

4

1)

5

4)

5

2)

6

1)

6

1)

7

2)

7

3)

8

3)

8

1)

9

3)

9

4)

10

4)

10

2)

11

1)

11

1)

12

2)

12

2)

13

1)

13

2)

14

3)

14

1)

15

3)

15

1)

16

1)

16

3)

17

2)

17

2)

18

2)

18

2)

19

3)

19

1)

20

1)

20

1)


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".

Н.В.Гоголь.  Поэма "Мертвые души"....

Гоголь "Мертвые души"

Разработка уроков по теме: Гоголь "Мертвые души"...

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».В презентации  иллюстрации&nb...

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение ...

Конспект урока "Души мертвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

ПЛАН УРОКАлитературы в 9 классеТема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В...

Система уроков по поэме Н.В.Гоголя"Мертвые души"

Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

«Мёртвые души». Н.В.Гоголь. Образы помещиков.

Задание: создайте портреты помещиков, исходя из предложенного справочного материала. Используйте для этого схемы-подсказ...

Карточки. Н.В. Гоголь "Мертвые души"

Карточки. Н.В. Гоголь "Мертвые души"...

Николай Васильевич Гоголь: "Мертвые души"

Презентация по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Н.В.Гоголь «Мертвые души». В гостях у помещиков.

Данная презентация может быть использована при проведении заключительного урока по поэме Гоголя "Мертвые души"....