Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме:
    рабочая программа по литературе 10 класс 2012 - 2013

    Бессонова Наталия Валерьевна

    Программа составлена по программе Агеносова Архангельского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapisk4.doc355 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов. На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень). Отличие программ существенно. В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума…», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум…» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю. Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

    Содержание курса

    (136 часов по программе)

    ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

    Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века

    Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок - лекция с элементами беседы.

    Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции. Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии.

    Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников.

    Роль журналов в общественной жизни России 19 века. Журналы "Современник" и "Отечественные записки"

    Сатирическая журналистика.

    Лекция учителя о роли журналов в общественной жизни. Журнал "Современник" - боевой орган революционной демократии. Издание "Отечественных записок". Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о сатирических журналах "Искра", "Свисток". Обобщение, выводы.

    Литературная критика 60-х годов

    Урок - конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам:

    1. Александр Иванович Герцен и журнал "Колокол".

    2. Николай Александрович Добролюбов - человек, гражданин, соратник Некрасова и Чернышевского.

    3. "Властитель дум" молодого поколения. (Д.И. Писарев.)

    Устное обсуждение и рецензирование докладов учащихся.

     Беседа по современной литературе

    Литературно-художественные журналы 20 века. "Октябрь", "Нева", "Юность", Роман-газета, приложение к газете "Сельская молодёжь", "Подвиг" и другие.

    А.Н. ОСТРОВСКИЙ. "ГРОЗА". "БЕСПРИДАННИЦА" (8 часов)

    "Колумб Замоскворечья" (Очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского.) Лекция

    Составление учащимися плана лекции. Выступления учащихся с устным отзывом о прочитанных пьесах драматурга с выразительным чтением отдельных эпизодов. Темы для выступлении учащихся:

    1. "Отцы" и "дети" в пьесе "Свои люди - сочтёмся."

    2. Поэтическая сказка "Снегурочка".

    3. Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве". (По пьесе "Бесприданница".)

    Творческая история "Грозы". Споры вокруг "Грозы". Бытовой фон пьесы

    Работа учащихся с учебником (стр. 52-54), чтение раздела "Творческая история "Грозы", беседа по прочитанному.

    Рассказ учителя о конфликте в драме Островского. Отзывы Н. Добролюбова, А. Фета, Л. Толстого, М. Щепкина о "Грозе". Знакомство с героями и бытовым фоном пьесы.

    Комментированное чтение и работа над I действием "Грозы"

    Примерные вопросы для беседы.

    1. Между кем в пьесе происходит основная борьба? 2. Какова роль пейзажа в 1 действии? 3. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5 явлении? 4. Доказать, что Кабанова - глава семьи. 5. Как вы понимаете слово "порядок", что значит оно в устах Кабанихи? 6. Каким открывается нам внутренний мир Катерины? 7. Почему её так ненавидит Кабаниха?

    Усвоение содержания пьесы "Гроза"

    Пересказ содержания пьесы от лица главных героев (Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары). Беседа по содержанию. (Главный конфликт пьесы. Как складываются отношения Катерины с другими членами семьи? В чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном? Что она поняла? И др.) Чтение отдельных явлений в лицах.

    Быт и нравы "тёмного царства". Обличение самодурства, грубой силы и невежества

    Составление и обсуждение сложного плана по данной теме. Беседа с учащимися. (Примерные вопросы. Что же подразумевал Добролюбов под "тёмным царством"? Что значит "самодур"? Охарактеризовать поведение Дикого. Что значит для него "выйти в люди"? Что является причиной его необузданного произвола? Как относится Кабаниха к Катерине, Варваре, Тихону? Её отношение к "новым порядкам".)

    Обобщения и выводы. Дома написать своё продолжение "Грозы".

    Сила и слабость Катерины. Статья Н. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве"

    Чтение и обсуждение написанных учащимися продолжений "Грозы". Беседа. (Чем Катерина отличается от других героев драмы? В чём видит различие между жизнью в родительском доме и в доме Кабанихи? В чём трагизм её положения? Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к нему. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?)

    Конспектирование статьи Н. Добролюбова "Луч света в "тёмном царстве" (закончить дома).

    "Гроза" - самое решительное произведение Островского" (Н.А. Добролюбов)

    Урок - диспут.

    1. Как проявляется в драме рождение новой морали?

    2. "Луч света в тёмном царстве" - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

    3. Можно ли согласиться с основной его идеен?

    4. "Конец этот кажется нам отрадным", - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

    5. Какова суть спора Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова по поводу "Грозы"? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

    Домашнее сочинение по драме А.Н Островского "Гроза".

    Темы:

    1. В чём двойной смысл заглавия драмы Островского "Гроза"?

    2. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

    3. Ваше мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н. Островского "Гроза". (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.)

    4. Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?

    5. Дикой и Кабаниха - исключение в русском купечестве или они типичны?

    6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?

    7. Роль природы в переживаниях действующих лиц.

    8. Можно ли Кулигина считать положительным героем?

    Урок развития речи

    Анализ написанных сочинений по пьесе Островского "Гроза".

    ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ "ОБЛОМОВ" (7 часов)

    Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Три -романа - "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв"

    Общая характеристика произведений. Критические статьи писателя. Лекция учителя, индивидуальные сообщения учащихся о романах Гончарова. Цикл очерков "Фрегат "Паллада".

    Роман "Обломов". Усвоение содержания

    Художественный пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах, беседа по содержанию. (Кто же главный герои романа? Расскажите о его внешности, жизненном укладе. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже и его халата? Отношение

    Обломова к своим гостям. В чём похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга? Встреча со Штольцем. В чём различие воспитания Обломова и Штольца? Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла перевоспитать главного героя?)

    Обломов - его сущность, характер и судьба. Статья Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?"

    Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.

    (Что породило Обломова? Только ли крепостное право? Рассказать, как нежный и честный Илья Ильич становится Обломовым. Что общего у Обломова с "лишними людьми" (Онегиным, Печориным). Ваша оценка любви Ольги Ильинской и Обломова? Почему обломовская лень не производит впечатления пошлости? Изжила ли себя обломовщина в наши дни?)

    Обломов и Штольц

    Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца, беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, критических статей Добролюбова и Писарева.

    (Повторение. Страшна ли обломовщина в наши дни? Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца? Что можно взять для себя у Штольца?)

    Обобщение и выводы.

    Ольга Ильинская - центральный положительный образ романа

    Вопросы для обсуждения

    1. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской?

    2. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?

    3. Что нравилось Н. Добролюбову в Ольге?

    4. Что общего у героини Гончарова и Татьяны Лариной?

    Диспут на тему: “ Обломов жив?!…”

    Вопросы для обсуждения:

    1. Актуальность романа сегодня.

    2.Есть ли среди нашего поколения “Обломовы”.

    3. Какова ваша жизненная позиция?

    4.  Над чем заставил задуматься вас роман Гончарова “Обломов”

    Домашнее сочинение по роману И.А. Гончарова "Обломов"

    Темы:

    1. Размышления над прочитанным романом И.А. Гончарова "Обломов".

    2. Как нежный, честный Илья Ильич становится Обломовым?

    3. Мечтательность и деятельность в понимании И.А. Гончарова.

    4. Обломов и Штольц.

    5. Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов".

    Беседа по современной литературе.

    Ю. Бондарев "Горячий снег" или "Берег".

    ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. "ОТЦЫ И ДЕТИ" (10 часов)

    Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева

    Лекция учителя о жизни и творчестве писателя с привлечением учащихся с индивидуальными сообщениями по следующим вопросам:

    1. "Записки охотника" - поэтически написанный обвинительный акт."

    2. "Время Рудиных прошло" (о романе "Рудин").

    3. Лиза Капитана и Лаврецкий в романе "Дворянское гнездо".

    4. "Провозвестники новой жизни" (Елена Стахова и Инсаров в романе "Накануне".)

    5. Повести Тургенева о любви. ("Ася", "Вешние воды", "Первая любовь".)

    "Эпоха, отражённая в романе "Отцы и дети".

    Слово учителя о конфликте Тургенева с "Современником" и напеча-тание романа "Отцы и дети" в "Русском вестнике".

    Анализ глав 1-4, 22. (Каковы положение крестьян и их взаимоотношения с помещиками? Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян? (Гл.3.) Что доказывает в романе острую необходимость социальных преобразований? Как продвигается дело "великих реформ"?) Выводы учителя об особенности мастерства писателя "схватывать одни характеристические детали". Полстранички описания - своеобразная энциклопедия крестьянской жизни.

    Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Гл. 1-9

    Выразительное чтение диалогов, беседа.

    На уроке выясняется, какие силы противостоят друг другу в конфликте. Анализ биографий героев, их портретов, описание взаимоотноше

    ний при первых встречах. Общественные взгляды, образ мыслей Базарова, Кирсановых. Обратить внимание на лаконизм и своеобразие психологического анализа у Тургенева.

    Политические и эстетические разногласия героев. Анализ 10-11 глав

    Выразительное чтение диалогов героев в лицах. Комментирование авторских ремарок. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово "принцип" и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами героев - требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? Отношения героев с народом. В чём слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

    Взгляды Базарова на природу и искусство. Выявление авторской позиции

    Исторический и литературоведческий комментарий учителя, 60-е годы 19 века - годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Среди части интеллигенции наблюдается известная недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову.

    Для решения вопроса о природе надо проанализировать, с какой целью автор показывает нам пейзажи: нищая деревня (гл. 3) и весеннее оживление, вечерняя природа (гл. 11), утро перед дуэлью (гл. 24), кладбищенский пейзаж.

    Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы он заканчивает роман и почему?

    Любовь в жизни героев

    Урок-диспут. Если класс к диспуту не готов, то провести беседу. Примерные вопросы: 1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым? 2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя? 3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что "Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова", или Писарев, утверждавший, что у неё был "зародыш чувства", но она не дала ему развиться? 4. В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове "признак великого сердца"? 5. Счастливы ли Аркадий и Катя? 6. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

    Взаимоотношения Базарова и Аркадия

    Выразительное чтение диалогов в лицах, беседа. (Почему Аркадий отходит от Базарова? Возможна ли дальнейшая дружба Аркадия и Базарова? Можно ли назвать их прежние отношения дружбой? Какова роль Кати в разрыве Базарова и Аркадия? Ценит ли Базаров в Аркадии друга, или Аркадий необходим для поддержания Базарова? К новому или старому поколению следует отнести Аркадия?)

    Художественная сила последних сцен романа. (Гл. 27 и эпилог )

    Выразительное чтение учителем, учащимися сцены болезни и смерти Евгения Базарова. (Почему главный герой Тургенева погибает? Какое значение в романе имеет смерть главного героя? Как могла бы сложиться его жизнь? Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?)

    Выводы учителя и учащихся об огромной выдержке Евгения Базарова, мужестве в определении характера протекания своей болезни. О художественной силе Тургенева в изображении последних сцен.

    Споры вокруг романа Тургенева "Отцы и дети"

    Познакомить учащихся с оценкой романа Антоновичем, Минаевым, Страховым, с положениями статьи Писарева "Базаров".

    Домашнее сочинение по роману "Отцы и дети" И.С. Тургенева

    Темы

    1. Отцы и дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

    2. "Страстное, грешное, бунтующие сердце".

    3. Любовь на страницах романа.

    4. Автор и его отношение к своим героям.

    5. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа. 6. Любимые страницы романа Тургенева “Отцы и дети”

    Беседа по современной литературе

    Урок - обсуждение. "Этих дней не смолкнет слава". (По повестям В. Быкова "Знак беды", "Сотников".)

    ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СТИХОТВОРЕНИЯ (2 часа)

    Фёдор Иванович Тютчев - поэт-мыслитель, певец русской природы

    Урок - концерт.

    Рассказ о жизни и личности поэта. Чтение и анализ стихотворений. Выступления учащихся с выученными наизусть стихотворениями. Прослушивание в грамзаписи.

    Домашнее сочинение.

    Темы

    1. Поэтическая судьба Ф.И. Тютчева.

    2. Ф.И. Тютчев - поэт "чистого" искусства.

    3. Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева.

    Урок развития речи

    Анализ написанных домашних сочинений по творчеству Ф.И. Тютчева.

    АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. СТИХОТВОРЕНИЯ (2 часа)

    "Стихи пленительные Фета". А. Жемчужников

    Рассказ о творческой судьбе А.А. Фета. Чтение и анализ стихотворений. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха.

    Беседа по современной литературе

    Урок - концерт. "Продолжается жизнь. И нельзя в стороне оставаться..." Ю. Друнина

    Знакомство с творческом современных поэтов: Ю. Друнина, Б. Ах-мадулина, Е. Евтушенко и др. Чтение и анализ стихотворений.

    ЛИТЕРАТУРА 60-70Х ГОДОВ 19 ВЕКА (6 часов)

    Литература 60-70х годов 19 века. (Обзор)

    Лекция.

    Политическая борьба. Развитие художественной литературы. Литературная деятельность Г.И. Успенского. "Нравы Растеряевой улицы". Индивидуальные сообщения учащихся.

    1. Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. (По произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник".)

    2. Судьба Катерины Измайловой. (По повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда.")

    Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского. Урок-лекция с выступлениями учащихся

    План лекции: 1. Основные этапы жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского. 2. Диссертация "Эстетическое отношение искусства к действительности". 3. Чернышевский в редакции "Современника". 4. В Алексеев-ском равелине Петропавловской крепости. Создание романа "Что делать?" 5. Годы ссылки и каторги. 6. Идейная близость и сердечные отношения с Т.Г. Шевченко. 7. Смерть великого Чернышевского.

    Роман "Что делать?" Старый мир в изображении Чернышевского

    Чтение и устное рецензирование домашних письменных работ "Мои впечатления о прочитанном романе Чернышевского "Что делать?"

    Беседа по содержанию. (Что побудило автора использовать приёмы авантюрной литературы? Назвать ведущих персонажей, передать содержание важнейших эпизодов. Каким показал Чернышевский старый мир? Что позволяет Верочке Розальской освободиться от гнетущего влияния семьи и стать "новым человеком"? Почему расчётливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли её ожидания? В чём стремится автор убедить читателей, изображая старый мир?)

    "Новые люди" в романе. "Особенный человек", его жизненные принципы

    Пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов в лицах, беседа. (Кого мы относим к "новым людям" и для чего показаны их биографии? Что общего и различного в судьбах Лопухова и Кирсанова? Что общего между "новыми людьми" Чернышевского и Евгением Базаровым? Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в "особенного" человека? Как показана сложность душевной жизни Рахметова, героика его судьбы? В чём смысл жизни Веры Павловны? Чему нужно учиться у героев Чернышевского ?) Выводы.

    НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОР.ОШО" (8 часов)

    "Поэт мести и печали". (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова с обобщением ранее изученного )

    Выступления учащихся о детских и отроческих годах поэта. Петербургские мытарства. Дружба с В.Г. Белинским. Н.А. Некрасов в журналах "Современник", "Отечественные записки". Выразительное чтение фрагментов из произведений "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда", "На Волге". Работа над словами: гражданственность, идеал, диссонанс, лиризм и др. Заключение и выводы о пафосе некрасовской поэзии, её своеобразии и силе.

    Становление Н.А. Некрасова как поэта и общественного деятеля. Стихотворение "Родина"

    Роль В.Г. Белинского в жизни Н.А. Некрасова. Чтение стихотворений "Тройка", "Коробейники", "В дороге", "Умру я скоро..."

    Выразительное чтение стихотворения "Родина", анализ. Заключение и выводы.

    "Я лиру посвятил народу своему"

    Творчество поэта в 60-е - 70-е годы - развитие мотивов вольности и свободы в лирике поэта. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов из поэм. "Русские женщины", "Элегия", "Дедушка", "Мороз, Красный нос". Выводы учителя об отражении в стихотворениях Некрасова идеалов народа.

    Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова

    Выразительное чтение и анализ произведений. "Памяти приятеля" (1853 г.), "Белинский" (1855 г.), "Пророк" (1874 г.), "Памяти Добролюбова" (1864 г.). Выводы учителя. Слияние личных, интимных и гражданских чувств - характерная черта революционеров-демократов, в том числе и самого Некрасова.

    Поэма "Кому на Русп жить хорошо". Жанр и композиция. Знакомство с содержанием

    Слово учителя о поэме-эпопее, задуманной как "народная книга", для которой поэт собирал материал 20 лет. Композиция поэмы. Комментированное чтение. Выводы учителя о том, что поэт художественными средствами искусства исследует духовный мир миллионов, создаёт широкую картину народной жизни.

    Жизнь народа и образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Беседа. (С какими героями познакомились? Чем они запомнились? Какие черты характера им присущи?)

    Индивидуальные сообщения учащихся . 1. Савелий - богатырь святорусский. 2. Образ женщины Матрёны Тимофеевны. 3. Ермил Гирин и Яким Нагой.

    Работа с иллюстрациями художников А. Лебедева, В. Серова, И. Крамского к поэме.

     Образ "народного заступника" - Гриши Добросклоно-ва. Художественные особенности поэмы

    Выразительное чтение фрагментов, составление плана к образу Григория Добросклонова, беседа. (Чем привлекает поэта юный Гриша Добросклонов? В чём похож он на Базарова и Рахметова? и др.) Остался ли Некрасов до конца верен своим революционным идеалам?

    Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. (Тему формулирует учащийся.)

    МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. СКАЗКИ. РОМАН "ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЬ!" (9 часов)

    "Прокурор общественной жизни". (Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова—Щедрина )

    Лекция (с элементами беседы) учителя, раскрывающая идейно-творческую связь писателя с традициями его предшественников. Рассказ о жизни великого сатирика. Обзор романа "История одного города". Работа со словами: гротеск, псевдоним, сатира, подвижник, эзопов язык.

    Сказки для "детей изрядного возраста". (Причины обращения к сказочному жанру. Тематика сказок)

    Слово учителя о времени создания сказок и причинах, побудивших писателя обратиться к сказочному жанру. Основные темы сказок. Повторение ранее изученного. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Связь с устной народно-поэтической традицией.

    "Дикий помещик". Художественный пересказ, анализ содержания.

    Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках "Медведь на воеводстве", "Вяленая вобла''

    Беседа об основных темах сказок писателя, художественный пересказ прочитанных дома сказок, анализ содержания. Злободневная политическая сатира этих сказок. Эзопов 1зык. Гротеск. Выводы.

     

    Идейная направленность и художественное своеобразие сказок Щедрина. ("Премудрый пескарь", "Верный Трезор", "Орел-меценат")

    Слово учителя об исторической обстановке, в которой возник замысел сказки "Премудрый пескарь", составление цитатного плана сказки.

    Художественный пересказ "Верного Трезора" и "Орла - мецената". Анализ сказок. (Какие явления современной действительности высмеивает сатирик? Какие положительные идеалы проповедует автор? Какие особенности сатиры Щедрина проявляются в сказках? Что характерно для языка сказок? Что общего и в чём разница между сказками Щедрина и сказками народными?)

    Работа со словами: обыватель, стяжатель, фаворит, деградация, аллегория, лицемер. Обобщающая беседа о художественном своеобразии сказок. Прослушивание в грамзаписи сказок Щедрина или инсценирование.

    "Господа Головлёвы" - "эпизоды из жизни одной семьи". Салтыков-Щедрин

    Слово учителя об "усадебной" литературе 60-70-х годов 19 века. Тема, сюжет, идея романа. Причины распада семьи Головлёвых. Смысл заглавия. Усвоение содержания I главы романа.

    "История умертвий". (Судьба молодого поколения в романе). Усвоение содержания

    Выступления учащихся о героях романа. Арина Петровна, её дети. На примере одного из образов показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.

    Выразительное чтение писем Павла и Порфирия к Арине Петровне, анализ стиля писем. Реакция Арины Петровны. Выводы.

    "Истинный кровопивец". (Образ Иудушки Головлёва )

    Выразительное чтение фрагментов, беседа. (Почему Порфирий получил прозвище Иудушки? Какая особая сила, заключённая в нём, служит источником гибели ближних? Какая сила заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет случившееся с его героем превращение? Смысл финала.)

    Выводы. Обобщающее значение образа Порфирия Головлёва.

    Сочинение по творчеству Салтыкова-Щедрина

    Темы

    1. Письменный анализ самостоятельно прочитанной сказки.

    2. Что можно взять из сказок Салтыкова-Щедрина для себя?

    3. Народ и самодержавие в сказках.

    4. Арина Петровна и её сыновья. (По роману "Господа Головлёвы".)

    5. Иудушка Головлёв - образ огромной обобщающей силы.

    Беседа по современной литературе

    "Тёплый" юмор в рассказах Василия Шукшина. (По выбору учащихся.)

    ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ. "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" (10 часов)

    Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком

    Лекция, знакомящая с личностью писателя, с трагическими страницами биографии Достоевского с включением отрывков из произведений и выступлениями учащихся.

    Темы для выступлений учащихся: 1. Роль В.Г. Белинского в жизни Достоевского. "Бедные люди". 2. Художественный пересказ романа "Униженные и оскорблённые". 3. Книга о прекрасном человеке. (Роман "Идиот".) 4. Достоевский и его роман "Братья Карамазовы".

    "Всё сердце моё с кровью положится в этот роман". (История создания романа "Преступление и наказание".) Анализ содержания I,II глав

    Замысел и история написания романа. Знакомство с главным героем Р. Раскольниковым - нищим студентом и в то же время мыслителем, анализирующим события жизни. Беседа, выразительное чтение монологов, диалогов из I и II глав. Анализ содержания.

    Петербург Достоевского. (Усвоение содержания I части романа)

    Урок - заочная экскурсия по Петербургу Достоевского. Наблюдения над особенностями изображения города. Петербург - конкретный город и в то же время - символ: символ угнетённой человеческой души. Город контрастов.

    Картины природы. Люди Петербурга. Работа с иллюстрациями. (В. Перов "Утопленница", Н. Ярошенко "Студент".)

    Выводы об изображении Достоевским Петербурга. Любимые краски писателя - жёлтая, серая, чёрная.

    Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова

    Работа с текстом романа. Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова. Мотивы убийства. Заключение о том, что главный герой романа - преступник не столько в уголовном, сколько в философском плане.

     Крушение теории Раскольникова

    Работа над словами: психологизм, бонапартизм, социальный, мировоззрение.

    Художественный пересказ содержания от лица Раскольникова. Размышления над последствиями, к которым пришёл главный герой, проверяя свою идею. Крушение теории.

    Чтение в лицах. "Поединок со следователем Порфирием Петровичем".

    Наказание преступника.

    Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

    Продолжение работы над образом Раскольникова. Мучительные встречи главного героя с сестрой и матерью. Прослушивание и обсуждение небольших докладов. (Примерные темы: 1. Драматическая история семейства Мармеладовых. 2. Дети на страницах романа.)

    Родион Раскольников и "сильные мира сего"

    Размышления о "двойниках" Раскольникова. Лужин, Свидригайлов. Выяснение роли этих героев в романе.

    Сопоставление теории Лужина с теорией Раскольникова.

    Достоевский - мыслитель, художник и человек

    Урок - пресс-конференция.

    "Биографы", "текстоведы", "представители литературной критики" (имена учащихся) ответят на наиболее интересные вопросы.

    1. Какую роль в жизни Достоевского сыграл Белинский?

    2. В чём сущность противоречий, выявившихся в мировоззрении Достоевского в период каторги? В каких произведениях это написано?

    3. Что общего у героев романа "Униженные и оскорблённые" и "Бедные люди"?

    4. Лучшим произведением писателя считается роман "Преступление и наказание". Как определить жанр этого произведения?

    5. Каковы причины, побудившие Раскольникова совершить убийство?

    6. К какому "разряду" людей принадлежит Р. Раскольников?

    7. Почему преступление Раскольникова не принесло благо ни ему самому, ни людям?

    8. Даёт ли роман "Преступление и наказание" основания для противоречивых оценок?

    9. Чем вызван громадный интерес к произведению Достоевского в сегодняшнем мире?

    10. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, социальный. И др. вопросы.

    Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

    Темы

    1. Петербург Достоевского.

    2. Мир обездоленных в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

    3. Дельцы и карьеристы в романе.

    4. Художественное значение интерьеров в романе "Преступление и наказание".

    5. Индивидуалистический бунт Р. Раскольникова.

    6. Мой Достоевский.

    7. В чём своеобразие художественной манеры Ф.М. Достоевского.

    Беседа по современной литературе

    Тема прошлого и настоящего в литературе. Повести Ч. Айтматова "Первый учитель", "Материнское поле", "Белый пароход".

    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. "ВОЙНА И МИР" (24 часа)

    "Толстой - это целый мир". (М. Горький.) Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя

    Лекция учителя (с элементами беседы и индивидуальными выступлениями учащихся). По ходу лекции учащиеся составляют хронологический план биографии писателя.

    Истоки личности писателя, сложность и противоречивость его интересов и идеалов. Переход на позиции патриархального крестьянства. Позиции Толстого в 900-е годы 19 века.

    (Темы для выступлений учащихся: 1. Ясная Поляна, её роль в судьбе Л.Н. Толстого. 2. Рассказ "После бала" - протест против общественного зла и насилия. 3. Знаменитая трилогия Л.Н. Толстого.)

    "Правда войны". (Изображение войны, героизма русских солдат и офицеров в "Севастопольских рассказах" )

    Слово учителя об участии Толстого в Севастопольской обороне. Беседа с учащимися по содержанию прочитанных "Севастопольских рассказов".

    Образы солдат, матросов, офицеров, психология участников войны, сцены сражений. Общий дух патриотизма русских людей. Выразительное чтение эпизодов, их анализ. Новаторство Толстого в изображении войны.

    Заключение о нравственном идеале писателя в "Севастопольских рассказах".

    Трагедия семьи Карениных (Урок - обзор по роману Толстого "Анна Каренина" )

    Слово учителя о романе, его проблематике. Сюжет романа Главные герои, их судьбы. Сообщения учащихся по следующим темам- 1 Изображение дворянского общества в романе. 2. Сложность и своеобразие душевного облика Анны Карениной. 3. Тема крестьянства. Семья Левиных 4 Роман "Анна Каренина" на сцене и на экране.

    "Срывание всех и всяческих масок..." (Основные мотивы романа "Воскресение" )

    Лекция учителя. Обзор содержания с чтением эпизодов. Главные герои романа и их судьбы. Противоречия Толстого в романе. Смысл заглавия.

    "Я старался писать историю народа". (История создания романа "Война и мир" )

    Урок - лекция.

    История создания. Композиция, особенности жанра "Войны и мира" (роман-эпопея). Смысл заглавия. Выразительное чтение начальных глав романа. Комментарий.

    "Вечер Анны Павловны был пущен". (Великосветское общество в "Войне и мире".) Анализ сцен из I и II ч. 1 тома

    Слово учителя о политической атмосфере эпохи 1805 г., о неоднородности общества, о принципах изображения действующих лиц в романе "Вечер в салоне Анны Павловны Шерер". (Гости, их поведение, интересы ) Художественный пересказ сцены встречи Пьера Безухова и Андрея Болконского. Анатоль Курагин и его друзья. Выводы. Симпатии и антипатии автора.

    "История семейств". (Усвоение содержание 1 тома.)

    Основные сюжетные линии. Рассказы учащихся об истории и судьбе дворянских семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Анализ эпизодов "Именины в семействе Ростовых", "Имение Лысые Горы", "Смерть старого графа Безухова".

    Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений

    Слово учителя об особенностях исторического жанра романа. Цели войны 1805-1807 гг. Индивидуальные сообщения учащихся об исторических деятелях (в описании Толстого): Кутузове, Наполеоне, Багратионе, Александре I.

    Шенграбенское сражение. Действия и поступки героев Толстого. Выразительное чтение о героизме капитана Тушина, Тимохина.

    Аустерлицкое сражение. Действия и поступки Н. Ростова, А. Болконского, Долохова, Бориса Друбецкого и др. Размышления князя Андрея перед сражением. Подвиг князя Андрея. Его думы о высоком и бесконечном небе (т. 1, ч. III, гл. 16).

    Усвоение содержания II тома "Войны и мира"

    Анализ эпизодов

    1. "Приезд князя Андрея в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены" (т. 2, ч. 1, гл. 9).

    2. "Пьер Безухов в масонстве" (т. 2, ч. II, гл. 4,5).

    3. "Первый бал Наташи Ростовой" (т. 2, ч. 111, гл. 15,16).

    4. "Сцена охоты". Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой (т. 2, ч. IV, гл. 6,7).

    . Война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания III тома )

    Слово учителя о взглядах Толстого на историю, сущность и смену исторических событий. "Фатализм" в истории, по мнению Толстого.

    Анализ важнейших эпизодов III тома.

    "Бородинское сражение" (т. 3, ч. II, гл. 24,29).

    Кутузов и Наполеон перед Бородинским сражением и после него.

    Героизм русских людей. Поведение Пьера Безухова. Ранение князя Андрея Болконского.

    "Пожар Москвы" (т. 3, ч. III, гл. 19,20, 25,26).

    "Наташа Ростова и раненый князь Андрей" (т. 3, ч. III, гл. 30-32).

    . "Дубина народной войны поднялась со всею своей грозною... силой". Л. Толстой (Партизанская война. Платон Каратаев и Т. Щербатый)

    Слово учителя об особенностях толстовского изображения войны. Роль народа. Анализ важных эпизодов IV тома.

    "Встреча Пьера с Платоном Каратаевым" (т. 4, ч. 1, гл. 12,13).

    "Последние минуты жизни князя Андрея Болконского" (т. 4, ч. I, гл. 16).

    Самостоятельная работа учащихся по группам. "Ваши впечатления о встрече с героями Т. Щербатым, П. Ростовым, Денисовым, Долоховым."

    Противопоставление Кутузов - Наполеон

    Вступительное слово учителя о народе и личности в понимании Толстого, их роли в истории. Выступления учащихся. Темы:

    1. Кутузов. Его внешность, речь, основные черты характера, поступки.

    2. Полководческий дар Кутузова и его человеческая простота.

    3. Наполеон в изображении Толстого.

    Беседа. Прав ли автор в оценке Наполеона и Кутузова? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора? Выводы.

    Путь исканий главных героев Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

    Вступительное слово учителя о нравственном идеале Толстого — слияние личного с общим, с жизнью народа. Характерные черты Пьера и князя Андрея, основные этапы в их духовном развитии, взаимоотношения между собой, с разными действующими лицами, поведение в различных сложных ситуациях. Выразительное чтение, пересказ фрагментов.

    1. "Андрей Болконский под Аустерлицем". Мечта о подвиге, славе. Небо Аустерлица - символ высокого понимания жизни.

    2. "Встреча Болконского с Пьером на пароме". Начало возвращения героя к новым поискам.

    3. "Андрей Болконский в Бородинском сражении". Главный итог его жизненного пути. Идеал "простоты, добра и правды". Единение с миром.

    4. "Отечественная война 1812 г. в судьбе Пьера Безухова. В плену".

    Выводы. Итог жизни любимых героев Толстого. Единение с миром во имя счастья всех, единение с мыслью народной.

    Семинар по теме "Изображение войны в романе"

    Примерные вопросы для обсуждения

    1. Какие стороны такого сложного явления, как война, привлекали внимание Л. Толстого?

    2. Как оценивает автор войну 1805-1807 гг. ? Герои этих событий. Что характерно для толстовского изображения войны?

    3. В чем писатель видит проявление истинного героизма? Тимохин и Тушин.

    4. Какой смысл вкладывает автор в понятие "народная война"?

    5. Смысл противопоставления Кутузов - Наполеон.

    6. Какие черты русского народа воплощены в образах Т. Щербатого и П. Каратаева?

    7. Поведение А. Болконского и П. Безухова на войне.

    В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья)

    Слово учителя о толстовском критерии красоты. Полемичность образов Наташи Ростовой и княжны Марьи. Выразительное чтение фрагментов, пересказ эпизодов: "Первый бал Наташи Ростовой ", "Наташа у постели раненого князя Андрея", "Наташа в Отрадном", "Княжна Марья и ее поведение перед наступлением французов". Беседа. (Какие события повлияют на формирование личности Н. Ростовой и княжны Марьи? Кто из героинь ближе автору романа и Пьеру? В чем тайна очарования Наташи? Как ведут себя героини Толстого в годину народных испытаний? Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: " Сущность ее жизни - любовь"? Наташа Ростова и ее взаимоотношения с князем Андреем и Пьером. Как складывалась семейная жизнь Наташи и княгини Марьи?) Выводы учащихся и учителя. Как решает Толстой вопрос о назначении женщины" .

    Природа в изображении Толстого

    Слово учителя о пейзаже, который может выполнять различные функции. Незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, яркой характеристики обстановки, выполняет идейно-композиционную роль.

    Самостоятельный анализ (письменный ) описаний природы. Эпизоды (по выбору).

    1. "Описание елей в лесу". Т.2, ч. 3, гл. 1. (Главное - автор видел и ценил в природе, как и в людях, развитие.)

    2. "Небо Аустерлица ". (Болконский видит небо, для него - это символ нового, высокого понимания, жизни.)

    3. "Встречи князя Андрея с дубом". (Природа - это олицетворение высшей мудрости.)

    4. Природа перед Бородинским сражением. Выводы о приемах изображения природы.

    Последняя встреча с героями Л. Н. Толстого. (Судьба героев в "эпилоге" )

    Рассказ учащихся о дальнейшей судьбе героев, пересказ эпизодов, их анализ. Художественное мастерство автора "Войны и мира " (глубина психологического анализа, цельность композиции, народность слога. )

    Л.Н. Толстой сегодня. (Итоговый урок по творчеству Толстого )

    Толстой и мировая литература. Издания произведений великого писателя, иллюстрации к произведениям, высказывания великих людей о Толстом. Литературная критика. Экранизация произведений писателя.

     Сочинение по творчеству Л. Толстого

    Темы

    1. Любимые страницы романа "Война и мир".

    2. Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове?

    3. Как проявился безмерный патриотизм русского народа в Бородинском сражении?

    4. Красота души человеческой. (По роману Толстого "Война и мир.")

    5. Человек и природа в романе.

    6. В поисках смысла жизни.

    7. В чем сила и красота характера Пьера Безухова?

    8. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя?

    9. Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.

    Беседа по современной литературе. Тема войны в современной литературе

    Беседа.(Как сказались уроки Л. Толстого в произведениях о Великой Отечественной войне? Почему книги о минувшей войне построены на столкновении контрастных характеров? Какие книги о минувшей войне объясняют секрет нашей победы? Выступления учащихся о самостоятельно прочитанных произведениях о Великой Отечественной войне.)

    Антон Павлович Чехов. Рассказы . "Вишневый сад" (10 часов)

    Тайна личности А. П. Чехова.

    Слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-90е гг. 19 века, о времени, когда формировалось мировоззрение Чехова и появились его произведения. Сообщения учащихся: 1. Детские годы писателя. 2. В Таганрогской гимназии. 3. Юмористические рассказы молодого Чехова. 4. Путешествие на остров Сахалин - гражданский подвиг писателя.

    Мир Антоши Чехонте

    Слово учителя о юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", в которых писались ранние рассказы Чехова. Своеобразие их тематики и стиля. Чтение и анализ отрывков, художественный пересказ. "Экзамен на чин", "Толстый и тонкий", "Устрицы", "Пересолил" и др. Ваши впечатления от рассказов. Над чем и как смеется Чехов?

    "Его врагом была пошлость"

    Слово учителя о создании Чеховым маленькой трилогии; "Человек в футляре ", "Крыжовник ", "О любви ". Общность тематики этих рассказов: интеллигенты, превратившиеся в обывателей. Анализ этих рассказов, чтение отрывков. Заключение. Чехов - продолжатель традиций Щедрина, Гоголя. Протест против пошлости во всех ее проявлениях, против рабской психологии. Самостоятельно прочитать "Невеста", "Дом с мезонином".

    Путь от Старцева к Ионычу. (Чтение и анализ рассказа Чехова "Ионыч" )

    Вступительное слово о теме разрушения человеческой личности в творчестве Гоголя и Чехова.

    Комментированное чтение рассказа "Ионыч", анализ содержания. (Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приёмы использует автор для изображения этой семьи? Что явилось причиной превращения Дм. Старцева в Ионыча? Какие художественные приёмы (композиция, пейзаж, портрет, образы - вещи) помогают Чехову показать эволю эволюцию героя? В чём идейный смысл рассказа?) Выводы. Чехов мастерски рисует процесс духовной деградации. Призыв автора: боритесь с пошлостью.

    "Всюду - палата N 6. Это Россия..." (Н.С. Лесков)

    "Палата N6".

    Слово учителя о протесте против жестокой и пошлой жизни в произведениях Чехова 80-90-х годов. Замысел "Палаты N б".

    Экскурсия в палату N 6, знакомство с её обитателями. Художественный пересказ произведения с чтением эпизодов. Комментирование.

    Выводы. Чехов против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает.

    . Чеховский театр

    Обзорная лекция о драматургии Чехова с элементами беседы, выступлениями учащихся. Пьесы "Три сестры", "Дядя Ваня". Споры вокруг пьес Чехова. Постановка их на сцене Московского Художественного театра.

    "Пусть на сцене всё будет... как в жизни". А.П. Чехов. ("Вишнёвый сад")

    Слово учителя о создании и постановке комедии "Вишнёвый сад". Проблематика. Сложность чтения: интонация - основа чтения. Чеховский подтекст.

    Комментированное чтение в лицах.

     "Вся Россия - наш сад!" (Отношение к вишнёвому саду Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова и Ани Раневской )

    Беседа, сопровождаемая чтением эпизодов по ролям. (Как раскрываются основные черты характера Раневской в её отношении к вишневому саду? К окружающим людям? Жизненные принципы Гаева. Что привлекает в Лопахине? Каков его взгляд на происходящее? Согласны ли вы с ним? Какова роль Пети Трофимова и Ани Раневской?)

    "В человеке должно быть. всё прекрасно..." (Чеховский идеал человека )

    Семинар

    1. Наследие Чехова, его традиции, влияние на современную новеллу и драматургию.

    2. "Берегите в себе человека". (Анализ одного из рассказов о духовной деградации героя.)

    3. "Ведь есть же другая жизнь". (Анализ рассказов "Случай из практики", "Дама с собачкой.)

    4. Лиризм и романтика "Вишневого сада".

    5. Пейзажи Чехова и Тургенева.

    . Сочинение по творчеству А.П. Чехова. (Тему формулирует учащийся)

    . Беседа по современной литературе

    Рассказ как один из ведущих жанров прозы. Чеховские традиции. Рассказы В. Шукшина, С. Воронина, Ю. Казакова и др.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

    Философская трагедия "Фауст" - выражение передовых идей эпохи.

    Лекция учителя.

    Оноре Бальзак "Гобсек"

    Рассказ учителя о творчестве французского писателя. Повесть "Гобсек". Художественный пересказ содержания. Изображение губительной силы и власти денег.

    Мировое значение русской литературы 19 века. (Обобщение изученного)

    Статья в учебнике "О мировом значении русской литературы", беседа по прочитанному.

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Тип урока

    Дата

    Содержание

    Контроль

    Домашнее задание

    примечание

    Россия в 1 и 2 половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.

    Беседа

    01.09.12

    Понимание термина историко-литературный процесс

    Повторение понятий реализм, роман

    Становление реализма и романа как жанра в русской и мировой литературе. Литературная критика и журнальная полемика 60-ых годов 19 века.

    Беседа

    06.09.12

    Понятие литературного направления

    Повторение понятия романтизм

    Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории

    Беседа

    06.09.12

    Взаимосвязь литературных процессов

    Основные термины литературного анализа

    Историческая эпоха XIX века

    Исследование

    07.09.12

    Анализ стихотворений

    С. 19, вопросы

    Культура и экономика  XIX века

    Исследование

    13.09.12

    Межпредметные связи с уроками истории и экономики

    С. 22, вопросы

    Искусство и литература XIX века

    Беседа

    13.09.12

    Живопись, музыка и литература XIX века

    с. 25, вопросы

    Истоки русской прозы

    Беседа

    14.09.12

    Особенности русской прозы

    С. 42-44 вопросы

    Истоки русской поэзии. М.В. Ломоносов, Тредиаковский В.К., Антиох Кантемир

    Беседа

    20.09.12

    Теория «трех штилей»

    С.57-59, вопросы

    В.А. Жуковский. Поэтический мир.

    Беседа

    20.09.12

    Романтическая поэма

    С.84-86, вопросы

    Материалы книги Лотмана «Беседы о русской культуре»

    К.Н. Батюшков. Поэты пушкинской поры

    Беседа

    21.09.12

    Особенности русской романтической поэзии

    С. 96-97, с. 232-270, вопросы

    Русская литература и зрелый европейский романтизм

    Беседа

    27.09.12

    Особенности романтизма как литературного направления

    С. 106,108, вопросы

    Английский романтизм. В. Скотт, Дж.Г.Н. Байрон

    Беседа

    27.09.12

    Особенности английского романтизма

    С.111-112, вопросы

    А.С. Пушкин. Художественный мир поэта. Произведения периода южной ссылки

    Экскурсия

    28.09.12

    Особенности раннего романтизма Пушкина

    Сопост. анализ

    Вспомнить понятие лирический герой

    Философская лирика А.С. Пушкина

    Исследование

    04.10.12

    Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова

    Наизусть «Пророк» Пушкина

    Любовная лирика Пушкина. Стихотворения о дружбе

    Исследование

    04.10.12

    Особенности интимной лирики Пушкина

    Работа с текстом

    Читать «Евгений Онегин»

    Особенности романа в стихах «Евгений Онегин»

    Беседа

    05.10.12

    Искания главных героев, роль лирических отступлений, автор в романе

    Работа с текстом

    Подготовиться к сочинению, система образов в романе

    Сочинение по творчеству Пушкина

    Развитие речи

    11.10.12

    Работа над сочинением

    Классное сочинение

    Закончить сочинение дома

    М.Ю. Лермонтов. Лирика.

    Беседа

    11.10.12

    Конспект статьи учебника

    Читать «Герой нашего времени»

    Презентация «Тарханы»

    Особенности романа «Герой нашего времени.

    Беседа

    12.10.12

    Композиция романа. Понятие ахронизма

    Подготовиться к сочинению

    Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

    Развитие речи

    18.10.12

    Работа над сочинением

    Классное сочинение

    Дописать сочинение

    Н.В. Гоголь. Художественный мир писателя

    Беседа

    18.10.12

    Особенности произведений Гоголя

    Характеристика Чичикова

    Чичиков и чичиковщина.

    Беседа

    19.10.12

    Поэма Гоголя как авантюрное произведение

    Народ в поэме

    Авторские идеалы в осмыслении и оценке действительности. Народ и Родина в поэме «Мёртвые души».

    Исследование

    25.10.12

    Образ народа и образ Родины в поэме

    Петербургские повести

    Творчество Гоголя и наше время.

    Развитие речи

    25.10.12

    Цикл петербургских повестей. Образ маленького человека

    Сочинение

    Читать драмы Островского

    А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества.

    Путешествие

    26.10.12

    Художественный мир Островского

    Читать «Свои люди – сочтемся!»

    Презентация «По местам Островского»

    Идейно-художественный анализ комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!»

    Обзорный

    08.11.12

    Особенности комедии

    Читать «Гроза»

    Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

    Беседа

    08.11.12

    Особенности драмы

    Характеристика Катерины

    Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д 1 – 4.

    Беседа

    09.11.12

    Система образов в драме

    Статья Добролюбова

    Презентация кустодиевских картин

    Катерина в борьбе за свои человеческие права. Д 2-5

    Дискуссия

    15.11.12

    Понятие жертвы и жертвенности

    Образы Дикого и Кабанихи

    «Обличие» «хозяев» жизни в драме А.Н.Островского «Гроза».

    Беседа

    15.11.12

    Сопоставительная характеристика героев

    Домашнее сочинение

    Чит. романы Гончарова, сочинение по творчеству Островского

    И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

    Лекция

    16.11.12

    Понятие трилогии

    Чит. «Обломов»

    Образ главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина».

    Беседа

    22.11.12

    Способы создания характера в литературном произведении

    Система образов в романе

    Роль второстепенных персонажей в романе.

    Беседа

    22.11.12

    Система образов в романе

    Роль снов Обломова

    Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе.

    Беседа

    23.12.11

    Сопоставительная характеристика Штольц – Обломов, Ольги Ильинская – Агафья Матвеевна

    Обзорное чтение романов «Обыкновенная история», «Обрыв»

    Итоговый урок по творчеству И.А.Гончарова.

    Обзорная лекция

    29.11.12

    Три «О»  Гончарова

    Домашнее сочинение

    Читать «Отцы и дети», сочинение по роману «Обломов»

    И.С.Тургенев. Этапы биографии и творчества.

    Лекция

    29.11.12

    Художественный мир писателя

    Читать «Отцы и дети»

    Просмотр отрывков фильма

    Творческая история создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализ романа. Эпоха и роман «Отцы и дети».

    Беседа с элементами исследования

    30.11.12

    Атмосфера 30-40 годов XIX века в России

    Смысл названия романа

    Смысл названия романа. Своеобразие романа.

    Беседа

    06.12.12

    Своеобразие романа Тургенева

    Характеристика Базарова

    Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П.Кирсановыми.

    Дискуссия

    06.12.12

    Конфликт поколений в романе

    Одинцова. Образ, характеристика

    Базаров и Одинцова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Беседа

    07.12.12

    Любовная линия сюжета

    Родители Базарова

    Базаров и родители в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    Дискуссия

    13.12.12

    Перерождение героя

    Что такое нигилизм

    Нигилизм и его последствия в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Беседа

    13.12.12

    Антиподы Базарова

    Базаров и Аркадий Кирсанов

    Е.В.Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    Беседа

    14.12.12

    Понятие центральной фигуры

    Обзорное чтение «Накануне»

    Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева.

    Беседа

    20.12.12

    Герои Тургенева

    Домашн. сочинение

    Читать поэму Некрасова

    Н.А.Некрасов. Биографическая и творческая справка.

    Лекция

    20.12.12

    Особенности творчества Некрасова

    Стихи Некрасова Наизусть (любой)

    Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова.

    Исследование

    21.12.12

    Анализ  лирического произведения

    Читать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

    Горькая доля народа пореформенной Руси в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Лекция

    27.12.12

    Историческая справка о реформе 1861 года и ее последствиях для российского крестьянства

    Система образов в поэме

    Душа народа русского в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Беседа

    27.12.12

    Фольклорное начало поэмы

    Образ народа в поэме

    Народ  в споре о счастье в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Беседа

    28.12.12

    Тема счастья в мировой литературе

    Перечитать рассказы о грешниках в поэме

    Идейный смысл рассказов о грешниках в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Исследование

    10.01.13

    Библейские мотивы в поэме

    Образ народного заступника в поэме

    Презентации учащихся

    Народ  и Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Диспут

    11.01.13

    Народный заступник в поэме

    Поэмы Некрасова

    Проверочная работа по творчеству Н.А. Некрасова.

     Проверочная работа

    11.01.13

    Проверочная работа

    ЭОР

    Контрольное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «кому на Руси жить хорошо»

    Развитие речи

    17.01.13

    Классн. сочинение

    Лирика Тютчева

    Ф.И Тютчев. Этапы биографии и творчества. Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева.

    Лекция

    18.01.13

    Наизусть одно из стихотворений Тютчева

    55

    Любовная и философская лирика лирика Ф.И. Тютчева.

    Анализ стихотворений

    18.01.13

    Особенности лирики Тютчева

    Лирика Фета

    56

    Этапы биографии и творчества А.А. Фёта.

    Лекция

    24.01.13

    Судьба поэта и ее влияние на мотивы творчества

    57

    Анализ стихотворений А.А.Фёта.

    Анализ стихотворений Фета

    25.01.13

    Особенности лирики поэта

    Проверочная работа

    Наизусть одно из стихотворений Фета

    58

    «Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Лекция

    25.01.13

    Основы сатиры Щедрина

    59-60

    Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Исследование

    31.01.13

    Гротеск как основной прием Щедрина

    Чит. «История одного города»

    61

    Итоговый урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Обзор

    01.02.13

    Зачёт

    62

    Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

    Лекция

    01.02.13

    Мировоззрение писателя

    Чит. «Преступление и наказание»

    63-64

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

    Экскурсия по Петербургу Достоевского

    07.02.13

    Роль пейзажа в создании атмосферы романа

    Образ Раскольникова

    Презентация, фрагменты фильма

    65-66

    «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых.

    Знакомство с героем

    08.02.13

    Атмосфера Петербурга и комнаты героя

    Философия Раскольникова

    Фрагменты фильма

    67

    Идея Раскольникова о праве сильной личности.

    Дискуссия

    14.02.13

    Философские искания героя

    Сцена убийства в романе

    Фрагменты фильма

    68

    Преступление Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Беседа

    15.02.13

    Мотивы поверхностные и скрытые

    Второстепенные персонажи романа

    Фрагменты фильма

    69

    Раскольников и «сильные мира сего».

    Сравнительная характеристика

    15.02.13

    Раскольников и его антиподы

    Метания героя

    70

    «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»…

    Дискуссия

    21.02.13

    Обратная сторона философии Раскольникова

    Образ Сони Мармеладовой

    Фрагменты фильма

    71-72

    Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

    Беседа

    22.02.13

    Чистота и порок в семье Мармеладовых

    Последние страницы романа, их значение

    Фрагменты фильма

    73

    Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

    Беседа

    28.02.13

    Воскрешение души через мучения

    Подготовиться к сочинению

    74-75

    Классное сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.

    Развитие речи

    01.03.13

    Классное сочинение

    76

    Художественный мир произведений Н.С. Лескова.

    Лекция

    07.03.13

    Своеобразие языка Лескова

    Чит. «Очарованный странник»

    77-79

    «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

    Беседа с элементами дискуссии

    14.03.13, 15.03.13

    Русский характер в «Очарованном страннике»

    Обзорное чтение «Леди Макбет Мценского уезда»

    80

    Итоговый урок по творчеству Н.С. Лескова.

    Беседа

    21.03.13

    Философский характер произведений Лескова

    Чит. «Война и мир»

    81-82

    По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

    Урок-экскурсия

    22.03.13

    Философия Толстого

    Чит. «Война и мир»

    Презентация

    83

    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанры.

    Беседа

    04.04.13

    Смысл названия романа

    84

    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.».

    Беседа

    05.04.13

    Светский Петербург

    Работа с текстом

    Ростовы и Болконские

    Фрагменты фильма

    85

    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Эпизоды «Именины у Ростовых», «Лысые горы».

    Беседа

    05.04.13

    Семья в понимании Толстого

    Работа с текстом

    Война в романе Толстого

    86

    Изображение войны 1805 – 1807 гг. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Беседа

    11.04.13

    Личность в истории

    Безухов и Болконский

    Фрагменты фильма

    87

    Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А.Болконского.

    Дискуссия

    12.04.13

    Философские искания героев

    Работа с текстом

    Война «народная» в романе

    Фрагменты фильма

    88

    Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

    Беседа

    12.04.13

    Человек на войне

    Личность в истории

    Фрагменты фильма

    89

    Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Дискуссия

    18.04.13

    Личность в истории

    Образ Денисова

    Фрагменты фильма

    90-91

    Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев романа.

    Беседа

    19.04.13

    Роль народа в романе

    Образ Платона Каратаева

    Фрагменты фильма

    92

    «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Беседа

    25.04.13

    Платон Каратаев – представитель народа

    Заключительные страницы романа

    Фрагменты фильма

    93

    Эпилог романа.

    Беседа

    26.04.13

    Значение эпилога в структурной композиции романа

    Наташа – любимая героиня Толстого

    Фрагменты фильма

    94

    Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Дискуссия

    26.04.13

    Женские образы в романе

    Семья в романе

    Фрагменты фильма

    95

    Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Беседа

    16.05.13

    Мысль «семейная» в романе

    Обзорное чтение «Анна Каренина»

    Фрагменты фильма

    96

    «Анна Каренина» - роман о семейных ценностях

    Беседа

    17.05 13

    Доля женщины и ценность семьи в романах Толстого

    Подготовиться к сочинению

    97-98

    Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

    Развитие речи

    23.05.13, 24.05.13

    Классное сочинение

    99

    Общественно-политическая жизнь России в 80-90 годы 19 века и её отражение в литературе.

    Лекция

    24.05.13

    Влияние общественно-политического движения на развитие литературы

    Доклад о творчестве Чехова

    100

    Этапы биографии и творчества А.П. Чехова.

    Беседа

    30.05.13

    Особенности языка Чехова

    Читать рассказы Чехова

    101-102

    Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».

    Исследование

    31.05.13

    Образ маленького человека в произведениях Чехова

    Читать «Вишневый сад»

    103-104

    Основной конфликт в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.

    Дискуссия

    06.06.13, 07.06.13

    Особенности произведения

    105

    Итоговый урок по творчеству А.П. Чехова.

    Беседа

    07.06.13

    Язык чеховских драм

    106.-108

    Резервные уроки

    Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

    Оценка устных ответов. 

     

    При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

    знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

    умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

    понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

    знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

    умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

    уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

    При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

    Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

    Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

    Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

    Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

     

                                            Оценка тестовых работ. 

    При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

    «5» - 90 – 100 %;

    «4» - 78 – 89 %;

    «3» - 60 – 77 %;

    «2»- менее 59 %


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...

    Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),   Примерной  программы...

    Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год

    Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной програмы основного...

    рабочая программа по литературе 6 класс 2012-2013 год

    Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я....

    рабочая программа по литературе 7 класс 2012-2013 год

    рабочая программа по литературе составлена в соответствии с программой Коровиной В.Я....

    рабочая программа по литературе 9 класс 2012-2013 год

    Рабочая программа составлена по программе Коровиной В.Я...

    рабочая программа по литературе 8 класс 2012-2013 год

    соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе КоровинойВ.Я....