Классный час « Поговорим о культуре речи»
классный час по литературе (6 класс) по теме

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к  родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

                                             Ход урока.

!.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся  

                    Много слов на земле. Есть дневные слова –

                   В них весеннего неба сквозит синева.

                   Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

                   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                               Словом можно убить, словом можно спасти.

                               Словом можно полки за собой повести.

                               Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- Недоброе слово больней огня жжет.

- Добрые слова дороже богатства.

- Худое слово и сладким медом не зальешь.

- И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице ).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно -  нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно -  бойкий и живой…»( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» ( А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

- Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

-  Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

 ( Ответы ребят).

 ( Объясняется значение слова « эстетика» ). Эстетика речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

-  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?   (Он должен  обладать  терпением. уметь  слушать собеседника,  уважительно  относиться  к  чужому  мнению.  Не  говорить  громко ).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

- Эта новость причинила ей удовольствие.

- С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

- У нее были огромные каштановые глаза.

- Он испытывал к нему крепкую ненависть.

- Путешествуя по разным  странам,  я  очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью.             

- В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

- Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

- И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок. 

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к  родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

                                             Ход урока.

!.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся  

                    Много слов на земле. Есть дневные слова –

                   В них весеннего неба сквозит синева.

                   Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

                   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                               Словом можно убить, словом можно спасти.

                               Словом можно полки за собой повести.

                               Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

- Недоброе слово больней огня жжет.

- Добрые слова дороже богатства.

- Худое слово и сладким медом не зальешь.

- И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице ).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно -  нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно -  бойкий и живой…»( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» ( А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

- Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

-  Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

 ( Ответы ребят).

 ( Объясняется значение слова « эстетика» ). Эстетика речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

-  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?   (Он должен  обладать  терпением. уметь  слушать собеседника,  уважительно  относиться  к  чужому  мнению.  Не  говорить  громко ).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

- Эта новость причинила ей удовольствие.

- С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

- У нее были огромные каштановые глаза.

- Он испытывал к нему крепкую ненависть.

- Путешествуя по разным  странам,  я  очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью.        

- В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

- Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

- И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.  

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поговорим о культуре речи"

Классный час в 7 классе на тему  "Поговорим о культуре речи"...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» 9 класс

Данный материал можно использовать для проведения факультативных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Поговорим о культуре речи

Конспект классного часа по теме: «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»...

Практическое занятие на тему:"Поговорим о культуре речи"

Данный материал можно использовать для проведения классного часа...

Тема: «Поговорим о культуре речи».

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать...