Уроки Достоевского: пеступники и преступления прошлого и нашего времени
проект по литературе (10 класс) по теме

Бехтер Леонид Трофимович

                Уроки Достоевского: преступники и преступления прошлого и нашего времени

 Работа  содержит основные результаты выполнения проекта, цель которого состоит в изучении и сравнении духовного облика преступников XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и современных правонарушителей,  выявлении  общих и особенных  черт молодёжной преступности прошлого и нашего времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(преступники и преступления прошлого  и

                                                      нашего времени)

Настоящая работа содержит основные результаты выполнения проекта, цель которого состоит в изучении и сравнении духовного облика преступников XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и современных правонарушителей,  выявлении  общих и особенных  черт молодёжной преступности прошлого и нашего времени.


Уроки Достоевского:

преступники и преступления прошлого и нашего времени.

( по роману Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Обоснование выбора темы работы

Обзор литературы по теме

Методология исследования

Жизненная правда  Родиона Раскольникова

Преступления прошлого и нашего времени

Выводы, заключение

Литература

Приложения

Введение

…  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А.С. Пушкин

Изучая литературу, историю, обществознание, наблюдая окружающий мир, современный школьник рано или поздно задаётся вопросом: насилие над человеком, попрание норм нравственности, права, выработанных человечеством – это неизбежность, порождаемая объективными законами общества, или результат сознательного нарушения этих норм конкретными людьми, которых и называют преступниками.  Разобраться в этом сложном вопросе помогает не только наука, но и художественные произведения. Одним из таких литературных произведений и является роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».  Это произведение стало объектом исследования в настоящей работе.

Приступая к изучению одного из гениальных созданий мировой  художественной литературы, необходимо задаться вопросом: с какой целью это нужно сделать? Произведение классики само по себе имеет определённую ценность. Однако в настоящей работе нас интересует не только эстетическая, художественная  ценность поэтики Ф.М. Достоевского. Для современного читателя так же важно глубже понять, что владело умами и душами молодёжи  полтора века тому назад, как избежать жизненных ошибок и просчётов, характерных для молодого поколения людей в  сложное кризисное время. Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив «Преступления и наказания».[1] 

Название романа «Преступление и наказание» даёт основание для углубленного изучения внутреннего мира молодого человека, совершившего тяжкое преступление против личности другого человека и сравнение морального облика преступника  XIX века и преступника нашего времени. Эти явления и составили предмет исследования  настоящей работы.

Цель  работы , таким образом, можно определить как выявление общего и особенного в проблемах освоения молодёжью социального опыта в пореформенное время последней трети  XIX века и в нынешних условиях, а также сравнение причин падения нравов, способствующего совершению тяжких преступлений молодыми людьми.

Предварительное знакомство с биографией писателя, его творчеством и конкретным произведением а также с литературой по данной тематике дают возможность наметить гипотезу исследования:

Социальная ответственность человека во многом определяется его нравственным и духовным опытом, прочностью его идейных установок, уровнем мировоззрения. Испытанием на прочность для молодого человека становятся жизненные проблемы и невзгоды. Допущенные в трудное время, кризисные моменты жизни трагические ошибки не перечёркивают жизнь человека. Нужно только вовремя остановиться, осознать содеянное, сделать правильные выводы. Этому учат уроки Достоевского. Эти уроки справедливы теперь, как и сто пятьдесят тому назад.

Обоснование выбора темы работы

 «Преступление и наказание» – сложное, многоплановое произведение. Оно даёт простор мысли для самых разных рассуждений.  Достоевский уже в процессе создания романа не раз изменял его основную направленность.  По-разному можно строить и его изучение. Для настоящего исследования избрано то направление, которое указано во введении. Выбор этой темы исследования не случаен. Пореформенная Россия XIX века имеет много общего с Россией конца X X и начала XXI века. Много общего и в социальном положении молодёжи: не снижается  безработица, пьянство, рост преступности стало обыденным явлением. У каждого поколения свои сложности, но есть и много общего. Кризисное пореформенное время накладывает свой отпечаток на жизнь людей. Молодые люди пытаются побыстрее решить свои проблемы всё время наталкиваясь на невозможность решить их все и сразу. И это подталкивает их к простому выводу: решать свои проблемы за счёт других людей, невзирая ни на что, переступая через них.

Углубленное и целенаправленное изучение романа даёт возможность средствами анализа художественного произведения прикоснуться к глубинным тайнам человеческого бытия, ответить на сокровенные вопросы как жить, действовать и любить в сложное время экономических, социальных и политических перемен. В литературе, посвящённой этому роману Достоевского, есть указание на то, что писатель в «Преступлении и наказании» продолжает традицию, заложенную А.С. Пушкиным в «Пиковой даме». Исследователи проводят параллели между Родионом Раскольниковым и Германном, Сильвио («Выстрел»), Евгением («Медный всадник»). Поэтому эпиграфом к работе взята строка из «Элегии» А.С. Пушкина, которая очень созвучна словам Раскольникова.

        Обзор  литературы  по  теме  исследования

        По изучаемому произведению существует огромная литература.  К творчеству Достоевского обращались не только литературоведы, но и философы, психологи, социологи, правоведы, представители других научных направлений. Творчество Достоевского и его роман «Преступление и наказание» становились предметом анализа Н. Бердяева и В. Розанова, С. Булгакова и Д. Мережковского, Л. Шестова. Эпохой в осмыслении художественного мира Достоевского стали работы М.М. Бахтина. К творчеству Достоевского обращались зарубежные исследователи. Интересным является свидетельство А. Эйнштейна о том, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс.

        Основными источниками информации во время работы явились следующие книги и статьи:

Белов С.В.  Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий/ под ред. Д.С. Лихачёва.   В этой книге содержатся пояснения  к тексту романа Достоевского, которые помогают глубже уяснить текст произведения, знакомят читателя с особенностями эпохи, в которую происходили события, описываемые в романе. Комментарии относятся также к историческим событиям того времени, литературным произведениям, которые оказали своё влияние на писателя при работе над романом.

Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. В этой книге автор на основе обобщения опыта изучения романа в школе даёт рекомендации по изучению различных аспектов этого произведения, предлагает последовательность его изучения.

В книге П.Г. Пустовойта «Слово, стиль, образ» содержится характеристика работы писателя над словом. Каждое слово романа подчинено мысли Достоевского, раскрывающей тайны человеческого духа. Известна черновая запись писателя к роману, проливающая свет на его языковую и стилистическую лабораторию. «Полная откровенность, вполне серьёзная до наивности, и одно только необходимое». Достоевскому удаётся незаметными на первый взгляд ускорениями и замедлениями, повышениями и понижениями речи, ритмом, паузами помочь читателю ощутить подлинное движение жизни. Не менее тщательно работает Достоевский над образами героев романа.

Статья К. Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова» даёт общую характеристику романа, истории его создания, его главных героев. Эта статья даёт целостную характеристику этому произведению.

Статья Т.А. Ященко «Современная теория культурных концептов и методика работы с художественными текстами в старших классах (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») знакомит с теорией культурных концептов и методикой её применения для анализа текстов художественных произведений.

Для характеристики графических иллюстраций к роману Достоевского использованы статья В.С. Пушкарёвой «Книжная иллюстрация на уроке литературы (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в интерпретации С.С. Косенкова)» и репродукции некоторых гравюр.

Для характеристики состояния молодёжной преступности в современных условиях использовались многочисленные материалы СМИ и Интернета.

В заключение обзора отметим, что книг и статей, сходных по тематике с настоящей работой нам не встретилось. Поэтому, не смотря на обилие литературы по  роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», нельзя считать исследуемую тему достаточно изученной.

Методология исследования

Изучение сложного для восприятия и понимания романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», насыщенного философскими проблемами, различными реминисценциями,[2] определяет необходимость применения некоторых специальных методов работы с художественными текстами. Одним из таких способов является использование для анализа текста художественного произведения теории культурных концептов.  (И.А. Стернин, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.А. Маслова, С.Г. Воркачёв и др.)  Эта  теория активно и плодотворно разрабатывается в современной лингвистике и лингвокультурологии. Концепт рассматривается как понятие, выраженное средствами языка и связанное с национальным и культурным опытом человека. Концепт обладает ценностным содержанием и может быть выражен образными средствами языка.  По выражению Ю.С. Степанова «в отличие от понятий концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий, антипатий, а иногда и столкновений».[3] 

В работах Д.С. Лихачёва подчёркивается, что значение концепта выявляется в тексте. [4]  Д.С. Лихачёвым разработано  также понятие «концептосфера», которое определяется как целостная  совокупность взаимосвязанных концептов, выражающих некие ценности, разделяемые людьми. В связи с тем, что русская культура наиболее полно выражается в русской литературе, а сила и богатство классической русской литературы определяется, прежде всего, её высокими нравственными ценностями, то концептосфера литературного языка понимается как «концептосфера культуры». Богатство концептосферы языка непосредственно связано с богатством национальной культуры. Таким образом, теория культурных концептов должна способствовать реализации поставленной  цели, постижению нравственной стороны сюжета романа Достоевского «Преступление и наказание». При первичном знакомстве с текстом художественного произведения необходимо выделять те понятия, которые писатель использует для характеристики героев в ключевых эпизодах произведения, для изображения тех изменений, которые происходят с героями по ходу описываемых событий, устойчивых состояний героев. Из этих понятий следует выделить действительно наиболее важные, которые на самом деле представляют концептосферу данного произведения. Есть парные концепты: любовь и счастье; сердце и душа; жизнь и смерть. Но если взять триаду концептов: страдание, любовь, счастье, - то она характеризует именно героев романа «Преступление и наказание». Именно в таком сочетании они применяются Достоевским. Из-за идеи Раскольников идёт на преступление, за которым следует наказание. Это ещё одна группа концептов. Более подробно концептосфера романа «Преступление и наказание» раскрыта в следующем разделе работы. Она помогает глубже разобраться и понять авторскую позицию по исследуемому вопросу, сущность всего произведения.

Жизненная  правда  Родиона  Раскольникова

К важнейшим культурным концептам романа «Преступление и наказание», определяющим трудный поиск истин бытия главными героями, относятся:

  • поиск               –    заблуждения          –   сомнения;
  • идея                 –    преступление         –   наказание;
  • жизнь              –     смерть                   –  воскресение;
  • страдание       –     любовь                   – счастье;
  • сердце              –   душа                         – свобода;
  • познание          –    проникновение        – преодоление,  

                                                               – отрицание,

                                                               – обновление,

                                                               – переделывание себя и мира.

Данная матрица концептов, как и любая другая схема, условна, она упрощает, огрубляет действительность. Вместе с тем она же даёт возможность, посмотреть на главного героя Родиона Раскольникова, весь роман, со стороны, укрупнено, не вникая во все детали, но рассматривая взаимосвязи различных аспектов его жизни. Все культурные  концепты тесно связаны друг с другом, взаимообусловлены. Покажем это на некоторых характерных примерах.

Итак, обращаясь к первой триаде культурных концептов романа,

  • поиск – заблуждения – сомнения,

мы находим главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова в тот момент, когда поиск смысла человеческого бытия им (как ему казалось) уже практически завершен. Согласиться, принять, привыкнуть к миру, к такому, как он есть – нельзя, противостоять ему в одиночку – невозможно,  бунтовщика ждёт гибель. Месяц, предшествующий преступлению, был занят такими непрерывными, тягостными размышлениями. Однако,  письмо матери, общение с Мармеладовыми, «страшный сон» с детскими восприятиями человеческой жестокости, жестокости бессмысленной и кровавой, сцена на бульваре с участием Сони и Свидригайлова кладут конец размышлениям: «… письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями, … а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что нибудь, или…»

«Или отказаться от жизни совсем! – вскричал он вдруг в исступлении, послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, задушить в себе всё, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» [стр. 66].

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти? – вдруг припомнился ему… вопрос Мармеладова, – ибо   надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти… ». (Заметим, что это ощущение несвободы преследует  и угнетает и самого Раскольникова на протяжении всего романа: «Взор и мысль просили простору» [стр. 62]).

«Вдруг он вздрогнул: одна, тоже вчерашняя мысль опять пронеслась в его голове. Но вздрогнул он не оттого, что пронеслась эта мысль. Он ведь знал, предчувствовал, что она непременно «пронесётся», и уже ждал её; да и мысль эта была совсем не вчерашняя. Но разница была в том, что  месяц назад, и даже вчера ещё, она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде и он вдруг сам сознал это… ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах». [стр. 67]

Преступление Раскольникова было не спонтанным и совершено не под воздействием внешних обстоятельств, как это может показаться читателю при первом знакомстве с романом.  В тоже время события последних трёх дней перед убийством, описанные Достоевским в романе, также складываются в общую обстановку, предшествующую убийству.

Последней каплей, переполнившей чашу ненависти и отвращения к старухе – процентщице, Алёне Ивановне, послужил случайно услышанный Раскольниковым разговор студента и офицера в трактире, и та нелестная характеристика, которую дали ей её клиенты: «стерва ужасная…злая, капризная». «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент… Убей её и возьми её деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика». Эта арифметика и показывает собеседникам, да и Раскольникову пагубность подобных рассуждений. Раскольников чувствует смертельную пагубность моральной (точнее антиморальной, анти-человеческой) подоплёки этих расчётов, но находится в странном состоянии и поделать с собой уже ничего не может. Он втянут в водоворот событий, из которого ему уже не выбраться. Сомнения, мучившие его всё это время, казалось, были отброшены:

«– Ну, а коли я соврал, - воскликнул он вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть, человеческий, то значит, что остальное всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..»

Однако и после «растрепроклятого вчерашнего дня» сомнения и даже недоумения не оставили его [стр. 189]. Поэтому можно сказать, что поиск истины в ложной системе координат, принятой Раскольниковым, приводит к серьёзным заблуждениям, которые на практике послужили сомнительным основанием для принятия катастрофического решения.

  • идея   –    преступление    –    наказание;

Вторая триада концептов связывает идею, преступление и наказание.

Является ли ложная идея причиной преступления (могут ли вообще быть преступными идеи) и ведёт ли она, в конечном счёте,  к суровому наказанию? Тесная связь этой триады с первой не требует доказательств. Раскольников тщетно ищет смысл бытия, видит и понимает, насколько порочен мир, люди, живущие  в нём. Он осознаёт бесплодность попыток изменить мир естественным путём. В его голову приходит идея о том, что мир можно изменить только грубой силой. Он не может ждать, пока мир и люди станут лучше. По  его мнению, есть люди особые, которые во имя лучшей жизни для всех могут переступить закон, а если понадобиться «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».  Среди  таких людей Раскольников видит  и себя. Перешагнув через кровь, свою вину он видит только в том, что не вынес преступления и за это готов нести любое наказание «ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами». Но это наказание за преступление юридического Закона. На вопросы следователя и Разумихина о совести и страдании человека, совершившего преступление, Раскольников отвечает:

«– У кого есть она, тот и страдай, коль сознаёт ошибку. Это и наказание ему, – опричь  каторги».

Крушение идеи Раскольникова – это тема отдельного  исследования. Тема сложная, фундаментальная и, одновременно, притягивающая, приковывающая внимание исследователей.

Талантливый художник – исследователь С.С. Косенков в гравюре из серии иллюстраций к роману Достоевского «Преступление и наказание» также обращается к этой теме.

 

             С.С. Косенков. Идея Раскольникова. Из серии иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

«…Графика, благодаря аскетичности выразительных средств, вынуждена обратиться к внутренней сущности явления и предмета», замечает С. Косенков в своём дневнике в период работы над этой серией. И ему удалось изобразить вещи абсолютно нематериальные, но самые важные в романе, в частности – «идею Раскольникова» (так и называется одна из работ цикла) и «крушение идеи Раскольникова» (несомненно, одна из наиболее значимых гравюр этого цикла).  Гравюра С. Косенкова «Крушение идеи Раскольникова», самая экспрессивная во всём цикле, построена на борьбе тёмного (чёрного) и светлого (белого) начала. Чёрная фигура Раскольникова, рассекающая лист гравюры по диагонали, находится в состоянии неустойчивого равновесия. Кажется, что герой вот-вот рухнет, под тяжестью идей очередного «великого» (символизируется безликой болванкой-головой). Мир вокруг Раскольникова рушится, а его чёрная фигура находится внутри яркой белой вспышки, контур которой обозначен чёткой белой линией, напоминающей молнию. Крушение идеи Раскольникова – один из самых важных шагов к его «воскресению». Но пока её крушение Раскольников воспринимает как тяжкое  наказание. Воскресение произойдёт значительно позже.  И тогда крушение идеи будет восприниматься героем как освобождение от ложных идей, от заблуждений.

Напомним ещё одну важную мысль Косенкова о специфике графики как вида изобразительного искусства. Графика, по мысли художника – философа, «ближе к интеллектуальной или концептуальной системе мышления», чем живопись, «и в этом, безусловно, главное её достоинство» (запись в дневнике от 3.02. 1983 года). Поэтому использование таких иллюстраций к роману для углубленного анализа текста художественного произведения с применением теории культурных концептов полезно и правомерно.

  • жизнь  –     смерть  –   воскресение.

Эти культурные концепты занимают центральное место в гениальном произведении русского писателя, по силе таланта равного  таланту Шекспира.[5]

О чём же книга Достоевского?  «Преступление и наказание» - вся эта книга о жизни и смерти, о познании человеком смысла жизни, о развитии человеческой души, о росте сознания молодого человека, о личной трагедии и трагическом (кризисном)  времени.

В романе упоминается много смертей. Вот некоторые из них. Так Раскольникову во время «страшного сна» вспоминается смерть бабушки и младшего брата, о которых он знал, что они были, но которых он совсем не помнил.  Эти смерти (даже младенческую) он воспринял как естественные. Но смерть клячи, забитой насмерть пьяными мужиками и её хозяином Миколкой,  вызывает у семилетнего Родиона сострадание и негодование: он обнимает и целует мёртвую савраску а потом «вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку» [стр. 72].  Кстати, эта сцена убийства загнанной лошадки вернула Раскольникова не только к чистому детскому восприятию реальности, но и к прежним сомнениям:

«– Да что же это я!.. Ведь ещё вчера, вчера, когда я пошёл делать эту … пробу, ведь я вчера же понял, совершенно, что не вытерплю…Чего ж я еще до сих пор сомневался? … Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило… Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика.  Господи! Ведь я всё равно не решусь».

   

  Раскольников готовится к убийству.

 Смерть, о которой знаешь, смерть которую видел наяву,  и смерть, которую причиняешь сам – вот по каким ступенькам продвигает Достоевский  Раскольникова.    В книге речь идёт и о других смертях, в том числе и о самоубийствах. Нарочито буднично передаётся картина попытки самоубийства женщины на мосту, которую наблюдает Раскольников с расстояния нескольких шагов: «Раскольников смотрел на всё с странным ощущением равнодушия и безучастия». [стр. 159 - 160]  Близок к самоубийству был и сам Раскольников.

«…Идти больше некуда…» – чувство  безысходности не раз переполняет героя, и несколько раз в книге повторяется эта формула.

Книга насыщена диалогами. Диалоги в «Преступлении и наказании» - это так же  тема отдельного исследования.  Выделим только некоторые из них, те, что наиболее ярко показывают динамику экспрессивного развития сознания Родиона. И первый из них в романе – это, вполне естественно, диалог Раскольникова с Алёной Ивановной. Этот диалог – предвестник скорой  трагедии. В нём отражена вся гамма чувств, характеризующая время и людей: взаимный страх, недоверие, с трудом сдерживаемая ненависть, бесконечное отвращение, тоска, безысходность («…Идти больше некуда…» - думает Раскольников, соглашаясь с  условиями процентщицы). «…Идти больше некуда!» - говорит  и Мармеладов Раскольникову, жалуясь на свою жизнь.  И добавляет: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Это ощущение необходимости элементарной свободы человека. И противоположное ощущение постоянной несвободы оказывает смертельное давление на человека.

Внутренний диалог с матерью и сестрой во время и после чтения письма матери подводит Раскольникова к необходимости действовать немедленно и решительно.  Это еще один шаг к трагедии.

Диалог студента и офицера в трактире о старухе подводит Раскольникова к трагедии вплотную.

Своим преступлением Раскольников задавил он в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Во время диалога с Соней Раскольников, в частности, восклицает:

- разве я  старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! – наконец  прозревает он.  

Этот диалог помогает  Раскольникову не только осознать сложность своего положения, тяжесть своего преступления, но и приводит его к единственно правильному  решению.  Именно с этого начинается его путь к воскресению. Не случайно Раскольников интересуется у Сони местом в Новом завете, где описывается воскресение Лазаря.

Тема воскресения падшего человека прорабатывается и другими писателями. Один из своих наиболее грандиозных романов Л.Н. Толстой так и назвал «Воскресение». Здесь Толстой продолжает и развивает традицию, заложенную Достоевским. Оба писателя считают, что воскресение возможно только через любовь. Только посредством искренней любви может возвыситься и воскреснуть человек. «… Человек, который может любить, - всё может», - писал в одном из своих писем Л.Н. Толстой. Поэтому даже самые страшные унижения человеческого и женского достоинства, пережитые Сонечкой Мармеладовой, не отняли у неё способности искренне радоваться жизни, жалеть и любить людей, страдать за них и весте с ними. Этот пример воскресения был воспринят и Раскольниковым.

Диалоги  Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем во время их общения по своему внутреннему напряжению, сложности  достойны особого внимания. Следователь постепенно ставит  Раскольникова в положение подозреваемого, формально не предъявляя ему никаких обвинений.

Из других диалогов интерес представляют встречи  Раскольникова с Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Не случайно в литературе, посвящённой этому роману, Свидригайлова  иногда называют его двойником: оба покушались на жизнь другого человека.  С такой характеристикой трудно согласиться, он, скорее антипод Раскольникова.

  • страдание   –     любовь  –   счастье;

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» – отвечает  Раскольников на вопрос Разумихина о том, для всех ли людей характерны страдания [стр. 232].

Для Сони Мармеладовой в страдании (сострадании) смысл всей её жизни. Именно Соня раскрывает глаза Раскольникову на  то, что нужно ему делать после совершённого убийства:

«– Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

 К пониманию значения страдания приходит постепенно и сам Раскольников. Сначала его «терзают» мысли о беспросветной нужде и страдании матери и сестры. Его собственные страдания от этого усиливаются. Он хотел изменить мир «силовым» способом: «Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!» Он  чувствует в себе физические и моральные силы, дух, способные изменить на века установленное течение жизни, осуществить коренной поворот всего бытия. Его преступление для него было проверкой готовности, сил моральных и физических, необходимых для такого поворота. И после совершённого убийства он страдает оттого, что ему не хватило духа вынести преступление, страдает от уязвлённой гордости. Совершить преступление духа хватило, а вынести его – не хватило. Своим преступлением Раскольников добавляет страданий своим близким, которые переживают за него. Его мать не пережила горя, которое свалилось на её плечи, страдания сломили её и  она умирает, так и не узнав всей правды о сыне. Ещё раньше знакомство с Соней показало ему страдание в действии. Он преклонился перед страдалицей Соней и её страданиями за всех. [стр. 276]  

Уважительное отношение каторжан к Соне послужило для Раскольникова дополнительным доказательством того, как ценится среди простых людей сострадание. «Грубые клеймёные каторжные» полюбили простую девушку, относились к ней, молоденькой, как к матери: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная!»

Страдание пробудило, открыло сознание  другого благородного чувства – любви. Характерно то, как просто Достоевский показывает его возникновение. Раскольников, совсем не ожидая увидеть Соню, случайно подошёл к окну.  И вдруг он увидел её через окно.  «Она (Соня) стояла и как бы чего-то ждала.  Что-то как бы пронзило его сердце». Это междометие «как бы» объединило влюблённых, хотя сами они ещё не знали о происшедшем чуде.  Только при личной встрече чувство заявило о себе: «В первое мгновенье она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит её, и что настала же, наконец, эта минута…» Соня спасает Раскольникова. Спасает его потому, что он уже и сам шёл к спасению.  Это было как бы ответное действие на ту поддержку, которую Соня получила ранее от Раскольникова во время попытки Лужина обвинить её в воровстве. Так жизнь поставила Соню и Раскольникова друг перед другом, так и произошло их воскресение. «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».  [стр. 451].

сердце  –   душа – свобода; - эта триада культурных концептов также имеет ключевое значение для раскрытия духовного мира героев и сущности романа.

Исследователи подсчитали, сколько раз встречается в романе слово «вдруг» (около 560 раз).  Слово  «странный, странно» встречается около 150 раз, но нет статистики,  сколько раз встречается в этом произведении слово «сердце».  А ведь это слово несёт гораздо бо́льшую смысловую нагрузку в изображении внутреннего мира героев романа.

Достоевский акцентирует внимание на движениях сердца Раскольникова (и не только Раскольникова) в ключевых ситуациях своего произведения. Сердце и душа человека в романе Достоевского показываются практически неразрывными.

Так, например, с замиранием сердца и нервной дрожью подходит Родион  к месту своего будущего преступления для проведения «пробы». [стр. 35].

А вот какие ощущения на сердце он испытывает после встречи со старухой:

 «…На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я целый месяц…» Чувство бесконечного отвращения, начавшее давить и мутить его сердце ещё в то время, как он только шёл к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей». В таком состоянии он возвращается от неё. [стр. 38]

Ощущение душевной свободы в романе  Раскольников впервые испытает только после «страшного» сна, в котором он как наяву (об этом говорит авторская ремарка об усилении чувств во время таких снов) представил сцену убийства лошадки, виденную в детстве, после чего он как - будто отказывается от принятого решения.

        «Он встал на ноги… Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что и на душе его стало вдруг легко и мирно… Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода! Свобода!»  Однако, как окажется позже,  это была только мнимая свобода.

        Сходные проблемы, связанные с душевной свободой, решает и сестра Раскольникова – Дуня. Ради благополучия семьи и в первую очередь своего брата, Родиона, Дуня принимает предложение Лужина выйти за него замуж. Раскольников хорошо знает свою сестру: «Ведь она хлеб чёрный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт». Для Раскольникова такая жертва является неприемлемой, он не может согласиться с тем, что ради него сестра жертвует собой. Однако и приемлемого выхода из сложившейся ситуации он не находит.  В условиях рыночных отношений, которые набирали силу в пореформенной России, всё было поставлено на продажу: «…Мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесём. Пропадай жизнь!» [стр. 64]

После преступления, после впервые пережитого мучительнейшего ощущения Раскольников почувствовал, как «опустело его сердце». Эта метафора воспринимается не только негативно, но и трагично. Страшное одиночество ожидало героя. Однако вокруг него были люди, которые, не смотря ни на что, сохранили любовь к нему. Эта любовь остановила его при попытке самоубийства, она помогла ему выжить, воскреснуть, возродится.

Душевное состояние человека проявляется сильнее всего во взгляде. Во время первой мучительной встречи Раскольникова и Сони оно меняется несколько раз.

Сначала это смущение и «даже слёзы выступили на её глазах… Ей было и тошно, и стыдно и сладко…». Затем это страх: «Соня молча смотрела на своего гостя, так внимательно и бесцеремонно осматривавшего её комнату, и даже начала, наконец, дрожать в страхе…». Раскольников очевидно, понял эти чувства: «Он приветливо и  почти с состраданием посмотрел на неё…». Новый поворот в разговоре, и «Бледные щёки её опять вспыхнули, в глазах выразилась мука…. Какое-то ненасытимое страдание … изобразилось вдруг во всех чертах лица её». Соня то с мольбой смотрит на Раскольникова, то с невыразимым укором,  то исподлобья, а то и «строго и гневно».  В один из ключевых моментов романа, перед тем как поклониться в ноги Соне и всему страданию человеческому,  взгляд у Раскольникова «…был сухой, воспалённый, острый, губы его сильно вздрагивали… Он смотрел, как совсем сумасшедший». Меняется их взгляд, когда начинают они говорить о боге:

        «– Что ж бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами…». Раскольникову было удивительно видеть такое состояние Сони.  «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в  это бледное, худое и неправильное угловатое личко, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством… всё это казалось ему  почти невозможным». Ещё больше он убедился в чувствах веры Сони, когда она читала ему про воскресение Лазаря.

Вообще глаза играют особую роль в духовном облике героев романа. Так у Дуни они «почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время необыкновенно добрые». У Раскольникова «прекрасные тёмные глаза», и у Сони «замечательные голубые глаза». И эта красота глаз, выразительность взгляда являются залогом их скорого единения и воскресения.

  •  познание  –  проникновение   –   преодоление,  

                                                     – отрицание,

                                                     – обновление,

                                                     – переделывание себя и мира.

Этот расходящийся сгусток культурных  концептов завершает наш список и возвращает к исходной триаде: поиск –  заблуждения  –  сомнения.

Формально поиск приводит (должен приводить) к познанию исследуемого объекта или явления, проникновению мысли исследователя в сущность изучаемых предметов, явлений, что приводит к частичному или полному отрицанию отжившего, обновлению устаревших форм (в том числе жизненных). Отрицание, полное преодоление прежних форм жизни занимает определённое время в жизни общества и отдельных людей. Но в любом случае  они должны происходить своевременно, а не откладываться на потом. Экономические изменения должны сопровождаться соответствующими социальными трансформациями.  Эту аксиому не усвоили реформаторы XIX века.  

Преступления прошлого и нашего времени

И  в XXI веке современные реформаторы наступают на те же грабли: социальные реформы по своей сути и по содержанию не соответствуют экономическим. Об этом, в частности, свидетельствует статистика молодёжной преступности. Не секрет, что жизнеспособность и потенциальные возможности всего общества определяются лишь одной возрастной прослойкой. Зная, чем живут и дышат молодые люди от 17 до 23 лет, можно составить картину будущего этого общества. Пока эта вероятная картина не вызывает оптимизма. [6]

Так, по сообщению Натальи Морозовой Россия заняла первое место в Европе по числу убийств  среди молодежи.[7] И этот факт не случайное явление. Рост молодёжной преступности опережает рост общей преступности.  В нашу задачу не входит анализ статистики правонарушений. Но при этом следует заметить, что эта статистика отражает некоторые стороны отношений в обществе.  Одна из главных причин роста современной преступности среди молодёжи, как и в XIX веке заключается в том, что у очень многих молодых людей просто нет интересной работы, соответствующей их способностям. Нет работы, значит, нет и собственных источников доходов. Однако, внушенный ТВ мираж богатства уже преследует молодого человека. Не достигнув желанного богатства, молодой человек считает, что жизнь для него теряет всякий смысл. И кидается он во всякие сомнительные предприятия, связывается с сомнительными компаниями. Ну, и, в конце концов, некоторые попадают в самую гущу криминального мира. Некоторых просто «втягивают» в преступную среду.

 К сожалению,  в современных условиях приоритетное место среди известных способов перераспределения материальных благ у значительной части молодёжи действительно занимает примитивнейший: отобрать эти блага у другого, более слабого. Они учатся этому в мире взрослых. А чтобы сделать это наверняка, нужно объединиться в стаю себе подобных. Пусть самые лакомые куски достанутся вожаку и его окружению, но и вся стая не останется в накладе. Так возникают криминальные сообщества.

Социальные причины, очевидно, влияют на рост молодёжной преступности достаточно серьёзно. Однако гораздо более сильное влияние на мотивацию правонарушений оказывает моральный фактор.  Ведь  перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, а так, не более чем острое приключение (к чему стремился и раньше, забавляясь «стрелялками» в компьютерных играх), а также получить моральную поддержку ближайшего окружения.

Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры.

Как мы видим, многие моменты объединяют современных «криминальных героев» с Родионом Раскольниковым. Однако эти совпадения имеют больше чисто внешнее сходство. Проведём сравнение по важнейшим пяти позициям:

Во – первых, - это опора на некую идейную платформу. Правда, содержание этих платформ разное.  Стратегической целью Раскольникова являлось общее благо, у современных молодых преступников такие отдалённые цели отсутствуют.  Для них более важной целью является стремление возвыситься среди себе подобных сверстников, т. е. цель сугубо тактическая.

Во – вторых, Раскольников выбрал свою жертву не случайно, а среди асоциальных элементов, по его мнению, только мешающих обществу.  Современный преступник о социальном статусе жертвы почти  не задумывается.  

В – третьих, Раскольников после преступления, не сразу, но всё-таки пришёл в участок с повинной, а в современных условиях среди нынешних преступников – это очень большая редкость.

В – четвёртых, на поведение современного преступника огромное влияние оказывает криминальная среда. На Раскольникова больше́е влияние оказывала семья и настоящие близкие друзья, которые не только поддержали его в кризисный момент  жизни, но и сумели помочь ему обрести более прочную опору в жизни.

В – пятых, Раскольникова отличает более богатый духовный мир. Современный преступник, как правило, не имеет хорошего образования (даже среднего), духовные запросы таких людей стали предметом насмешек в анекдотах. Круг их общения чрезвычайно ограничен,   характер их общения получил название фатического, т.е., примитивного.

Таким образом, сравнительный анализ современных молодых преступников с Раскольниковым показывает, что между ними существуют принципиальные различия. Главным из них является то, что Раскольников по общему уровню развития стоит гораздо выше многих современных преступников. Однако и это не стало фактором, удержавшим его от преступления. Что же является боле мощным фактором, сдерживающим рост преступности среди молодёжи? По этому вопросу проводился социологический опрос среди десятиклассников. Им был задан следующий вопрос:

«Что, по вашему мнению, больше удерживает людей от совершения преступления: строгость наказания, его неотвратимость или что-то ещё»? Большая часть  ответивших склонна считать, что наиболее действенным фактором, сдерживающим рост преступности является строгость наказания. Примерно треть участников опроса считает таким неотвратимость наказания. Среди ответивших иначе только 10% считает, что совесть человека, его моральная сила может  удержать его от преступления. И наоборот, низкие моральные качества молодёжи подталкивают молодых людей к правонарушениям. К этому подталкивает и современная криминогенная ситуация в стране. Коррупция и блат не только разъедают общество в целом, но и развращают преступную среду, в том числе, что самое страшное,  взращивают и молодежную преступность.

Заключение

        Первый вывод, который можно сделать из романа Ф.М. Достоевского, состоит в том, что он, как и другие гениальные произведения   представляет собой открытую систему: он порождает бездну мыслей, не утоляет жажду читателя к собственным размышлениям, сопоставлениям своих мыслей с мыслями и чувствами автора. Многие из тех людей, которым Достоевский как писатель «не нравился», после внимательного прочтения «Преступления и наказания» становится, наконец, доступен.

        Второй вывод состоит в том, что писатель своим произведением, написанным полтора века тому назад, помогает нам разобраться в современных проблемах.        

        Главный вывод, который сделан по результатам работы, заключается в том, что только нравственное самосовершенствование человека, «нравственный императив», даёт надёжный иммунитет от участия в  преступной деятельности.

        Об этом свидетельствует в частности второй социологический опрос, который проводился после изучения школьниками романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теперь среди ответивших на тот же вопрос о силе удерживающей молодых людей от преступной деятельности уже больше трети считают такой совесть человека, его нравственные качества. Меньше стало тех, кто убеждён, что такой силой является строгость наказания и несколько больше стало тех, кто считает неотвратимость наказания боле действенным фактором снижения молодёжной преступности.

Литература

1.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Л.: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1977.

2.Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий/ под ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Просвещение, 1984.

3.Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. – Л.: Прсвещение,1977

4.Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. – М.: Известия РАН. Сер. лит. и языков. – 1993. Т. 52. - № 1.

5.Лихачёв Д.С. Предисловие к книге Белова С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М.: Просвещение,1984.

6.В.С. Пушкарёва «Книжная иллюстрация на уроке литературы (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в интерпретации С.С. Косенкова)»/ Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009.

7.К. Тюнькин. Вступительная статья  «Бунт Родиона Раскольникова»/ Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Л.: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1977.

8.Т.А. Ященко «Современная теория культурных концептов и методика работы с художественными текстами в старших классах (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») / Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009.

Приложения

Приложения представляют собой иллюстративный материал к работе и состоят из четырёх линогравюр работы С.С. Косенкова, трёх рисунков и трёх портретов Ф.М. Достоевского. Рисунки и, особенно линогравюры, средствами изобразительного искусства помогают раскрыть глубокое содержание романа, заглянуть в творческую лабораторию писателя.


[1] Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий/ под ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Просвещение, 1984. – с. 9.

[2] Лихачёв Д.С. Предисловие к книге Белова С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М.: Просвещение,1984. – с. 4.

[3] Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Просвещение, 1997. – С. 40-41.

[4] Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. – М.: Известия РАН. Сер. лит. и языков. – 1993. Т. 52. - № 1. С. 3 – 10.

[5] Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 27. – М.: «Советский писатель», 1953, с. 314.

[6] Справедливости ради следует сказать, что некоторым молодым людям удаётся сохранить своё «Я». Не имея реальных возможностей влиять на радикальное обновление общества, эта группа молодёжи стремится к самосовершенствованию. Перестройку общества они начинают с себя. Они исповедуют принцип: если хочешь, чтобы мир вокруг тебя изменился, начни изменяться и сам.

[7] Наталья Морозова http://newsland.ru/News/Detail/id/563739/



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

С.С. Косенков.

Раскольников у старухи.

Из серии иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского  «Преступление и  

наказание». Линогравюра. 1971 год.



Предварительный просмотр:

Раскольников: разговор со следователем.

Раскольников признаётся Соне в убийстве.



Предварительный просмотр:

С.С. Косенков.

 Идея Раскольникова.

Из серии иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание». Линогравюра. 1971 год.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Раскольников на мосту. Размышления о жизни и смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Це...

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Итоговый урок по произведению Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени" - "Суд над Печориным"

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. Проследить развитие харак...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...