Итоговый урок по произведению Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени" - "Суд над Печориным"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тетюхина Татьяна Николаевна

Итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Цель: Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Задачи: 1. Проследить развитие характера Печорина, объяснить его поступки, понять социальные и психологические мотивы поступков Печорина и других героев, понять идейный замысел романа; 2. Способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии; 3. Воспитывать интерес к отечественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-суд над Печориным

(итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Тетюхина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Форма: Ролевая игра

Класс: 9

Цель:  Обобщить знания учащихся о Печорине, герое произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Задачи:

  1. Проследить развитие характера Печорина, объяснить его поступки, понять социальные и психологические мотивы поступков Печорина и других героев, понять идейный замысел романа;
  2. Способствовать развитию речи, воображения, актерских данных, аналитических навыков, умения участвовать в дискуссии;
  3. Воспитывать интерес к отечественной литературе.

Оборудование:

  • Стенд с иллюстрациями к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Трибуна, судейский молоток, рабочие листы.
  • Видеоролики: Герой нашего времени Печорин и Дуэль Печорина и Грушницкого

Предварительная работа: знакомство с работой районного суда; посещение судебного процесса; учащиеся выбирают роли и готовят речь (для защиты или обвинения), костюмы.

Роли:

  1. Судья, секретарь;
  2. Печорин Григорий Александрович – обвиняемый;
  3. БэлаКазбич, Мери, УндинаГрушницкий – потерпевшие;
  4. Доктор Вернер, Вулич, Вера, Максим Максимыч, Азамат, - свидетели;
  5. Адвокат Печорина;
  6. Прокурор;
  7. Присяжные.

Ход урока

1. Слово учителя:

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Перед тем, как начать наш урок, я хотела бы обратить ваше внимание на слова, жизнь автора которых будет  объектом исследования сегодняшнего урока. "Зачем я жил? Для чего я родился?". Кто, по вашему мнению, задавался этим вопросом?

Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. «Виноват ли в этом сам Печорин?»  -  тема, над которой мы будем работать. Итак, какова же цель нашего урока?

Цель сегодняшнего урока: сделать окончательный вывод  о герое произведения Лермонтова М.Ю. и попытаться разобраться в его поступках.

Урок будет необычным. Дамы и господа, мы собрались с вами сегодня на судебное заседание по делу главного героя литературного произведения Лермонтова. И автор, и его герой сами искали суда читателей. Не простого суда, а суда грядущих поколений. Печорин оставил записки о своей жизни на суд неведомому читателю. Лермонтов в Предисловии к роману также предлагает своего героя на суд, но не уголовный, а нравственный, надеясь, что приговор грядущих поколений не будет уничтожающим.

- С вашего позволения роль судьи я оставляю за собой (надевает костюм судьи и занимает место за судейским столом). Прошу всех занять место в зале.

Секретарь: - Всем встать, суд идёт!

Судья: - Прошу садиться. Подлежит рассмотрению дело по обвинению Печорина  по нескольким статьям УК РФ, в частности:

1) Похищение черкешенки Бэлы, повлекшее гибель девушки;

2) Соучастие в краже коня ценной породы у горца Казбича;

3) Покушение на жизнь жительницы г. Тамань по прозвищу Ундина;

4) Причинение вреда здоровью Мери Лиговской;

5) Убийство на дуэли юнкера Грушницкого.

Сторону обвинения представляет прокурор ____________________________

Подсудимый Печорин доставлен в зал суда. Обвиняемый Печорин! Встаньте! Назовите полностью свою фамилию, имя, отчество, социальное положение, род занятий, место службы.

Его защищает адвокат:  ______________________________________________

Присяжные заседатели: ______________________________________________

__________________________________________________________________

- Господа присяжные, Ваша задача: в течение слушания заполнить рабочие листы и  вынести своё объективное, беспристрастное заключение по этим статьям обвинения. Вы не имеете права вмешиваться в процесс и задавать вопросы.

- Все ли потерпевшие и заявленные свидетели явились в суд?

- Суд решил дать возможность свидетелям и потерпевшим присутствовать с самого начала заседания, обязав их не вмешиваться в ход мероприятия.

2. Основная часть

Судья: - Слушание по делу объявляется открытым!  (стучит судейским молотком)

 - Попросим государственного обвинителя огласить нам обвинительное заключение.

Выступление прокурора  с просмотром видеоролика Герой нашего времени. Печорин 

Судья: - Встаньте подсудимый. Обвинение вам понятно?

Судья: Предоставляется слово защите.

Выступление общественного защитника

Судья: - Для дачи показаний приглашается потерпевшая Бэла.

(Бэла становится за кафедру)

Суд предупреждает Вас об ответственности за дачу ложных показаний.

Выступление Бэлы

Судья: - Имеются ли у сторон  ходатайства?

Защита: - Да, Ваша честь. Мы просим допросить в качестве свидетеля Максима Максимовича.

Судья: - Суд удовлетворяет ходатайство защиты. Для дачи показаний приглашается свидетель Максим Максимыч. Защитник ведёт опрос своего свидетеля.

Выступление Максима Максимыча

Судья:  – Имеются ли ходатайства у стороны обвинения?

Прокурор: - Да, Ваша честь.  Мы просим допросить в качестве свидетеля Азамата

Судья: - Суд удовлетворяет ходатайство защиты. Для дачи показаний приглашается свидетель Азамат

Выступление Азамата

Судья: – Иные ходатайства будут? Нет. Прошу вас занять место в зале суда. Для дачи показаний приглашается потерпевший Казбич.

Выступление Казбича

Судья: Можете занять свое место в зале (Казбич садится). Для дачи показаний приглашается жительница г. Тамань по прозвищу Ундина.

Судья: Представьтесь. Что вы можете рассказать по сути дела.

Выступление Ундины. 

Судья: - Есть вопросы к свидетелю? Займите место в зале суда.

Печорин: Могу ли я сказать по данному эпизоду?

Судья: Обвиняемый, суд даёт вам право выступить по данному эпизоду.

Судья: - Ещё есть вопросы, дополнения? Вы можете занять место в зале (обращается к Ундине), я приглашаю княжну Мери Лиговскую (предупреждение о даче ложных показаний).

Выступление Мери

- Ещё будут свидетели?

Адвокат:  Я прошу заслушать еще одного свидетеля событий, о которых говорит Мери Лиговская, – княгиню Веру, дальнюю родственницу матери Мери по мужу.

Судья: - Суд удовлетворяет ходатайство защиты. Для дачи показаний приглашается свидетель Княгиня Вера.

Выступление Веры.

Судья: К свидетелю есть вопросы? Нет. Вы можете занять место в зале, а для дачи показаний приглашается Грушницкий (предупреждение о даче ложных показаний).

Выступление Грушницкого.

Судья:  – Имеются ли ходатайства у сторон?

Прокурор: - Да, Ваша честь.  Мы просим допросить в качестве свидетеля драгунского капитана

Судья: - Суд удовлетворяет ходатайство стороны обвинения и приглашает для дачи показаний капитана

Выступление драгунского капитана

Судья: К свидетелю есть вопросы? Нет. Вы можете занять места в зале.

Судья:  – Имеются ли ходатайства у сторон?

Адвокат: - Да, Ваша честь.  Мы просим допросить в качестве свидетеля доктора Вернера.

Судья: - Суд приглашает для дачи показаний доктора Вернера.

Выступление Вернера (просит приобщить к материалам дела видео «Дуэль Печорина и Грушницкого»)

Судья:  – Имеются ли ходатайства у сторон?

Адвокат: - Да, Ваша честь.  Мы просим допросить в качестве свидетеля Вулича.

Судья: - Суд приглашает для дачи показаний Вулича.

Выступление Вулича.

Судья: У сторон есть ходатайства по делу? Нет. Суд объявляет судебное следствие оконченным и переходит к прениям сторон.

- Слово предоставляется обвинению, прокурору ______________________.

Выступление прокурора.

- Слово в прениях предоставляется защите, адвокату _________________.

Выступление адвоката.

Судья: - Господа присяжные заседатели, прения сторон выслушаны, предоставляю последнее слово подсудимому.

Выступление Печорина.

Судья: - Господа присяжные заседатели, слушания по делу закончены. Если у Вас нет ко мне вопросов, прошу вас высказаться по сути предъявленных Печорину обвинений и вынести свой вердикт отдельно по каждому пункту. Т.к. у нас не простой суд, а литературный, нам бы хотелось услышать и мотивы принятых вами решений.

Судья: Уважаемые дамы и господа, пока присяжные готовят вердикт, Вам предлагается продолжить фразы в разделе «Рефлексия» или проанализировать урок и высказать своё мнение в виде синквейна по теме: «Мне хотелось бы сказать о …»

Выступления каждого присяжного по основным пунктам обвинения с изложением мотивов принятого решения. Секретарь или судья ведет в это время подсчет голосов.

Решением присяжных заседателей Печорин

по статье 1: Похищение человека, повлёкшее за собой гибель _____________;

по статье 2: Кража имущества ______________________;

по статье 3: Покушение на жизнь ______________________ ;

по статье 4: Причинение вреда здоровью ___________________________;

по статье 5: Убийство _________________________________.

- Уважаемые присяжные, спасибо вам, ваша работа завершена, вы можете оставаться в зале суда в качестве зрителей.

Заключительное слово судьи: Встать, суд идет. Объявляется приговор по делу Печорина. В связи с оправдательным вердиктом коллегии присяжных оправдать Печорина. Судебный приговор обжалованию не подлежит. Оправданный встаньте. Приговор понятен? На этом судебное заседание объявляется закрытым. Благодарю всех за работу.

3. Заключительное слово учителя.

У каждого времени свои герои. Есть времена, требующие и рождающие выдающихся, сильных, с горячим сердцем героев человеколюбия, совершающих подвиги, отдающих свою жизнь ради счастья других людей. Но бывают в истории глухие, беспросветные времена, когда людям, рождённым с глубоким умом, чутким сердцем и сильной волей, выдающимися душевными качествами, не на что направить свои силы, свою энергию. Герои таких времён являются страдающими, несчастными людьми, вынужденными тратить свои могучие силы на цели им чуждые и ничтожные. Печорин - именно такой герой своего мрачного времени, времени застоя и деспотизма.

Хотим мы этого или нет, о нас тоже будут судить по нашим поступкам, как мы сегодня судим о Печорине. Мы говорим сегодня о нравственной жизни человека, о добре и зле, о любви и ненависти, о подлости и порядочности, честности и предательстве. Эти истины не подвластны времени. И о нравственной стороне нашей жизни люди будут судить всегда. Давайте об этом не забывать. Я надеюсь, что нашему смутному времени придёт конец и наступит время достойных героев, людей, которые будут оправдывать высокое звание Человека!

4. Рефлексия.

Продолжи фразу:

  • Печорин для меня....
  • Прочитав роман Лермонтова, я понял...
  • Мне очень жаль, что...
  • Я не понимаю, как...
  • Я удивлен ...
  • Я восхищаюсь...
  • Я осуждаю Печорина за...
  • Я не осуждаю Печорина за..., потому что
  • Мне хотелось бы сказать...
  • Я почувствовал...

Материалы к уроку

Речь прокурора по делу Печорина

Господа присяжные заседатели, для доказательства виновности Печорина можно было бы взять любой эпизод из его богатой на приключения жизни. Я остановлюсь лишь на двух: на его поступке по отношению к Бэле и на истории с несчастным Грушницким. Возьмём историю с Бэлой. Зачем Печорин решил её похитить? Не от любви, а от скуки, ради приключений. На большие, полезные для общества или хотя бы близких людей дела Печорина нет, это всё недостойное приложение его выдающихся задатков. Он к этому просто не приучен. А на хитроумные интриги он большой мастак. Именно для удовлетворения этой низкой страсти к интригам, он и затевает похищение Белы. Как же он действует? Честно благородно, рискуя жизнью, похищает её у семьи? Нет. Это - не его стиль. Это было бы примитивно и скучно. Он подкупает брата Белы. Причем подкупает в обмен на чужого коня. Чудесного коня Казбича он помогает украсть Азамату с тем, чтобы тот помог ему без проблем похитить свою собственную сестру. В том, что ценой удовлетворения своей прихоти Печорин виновен в нравственной, а затем и физической гибели всей семьи Белы.

А в эпизоде с Грушницким?  Грушницкий влюбляется в княжну Мери и выбирает Печорина своим другом и поверенным. Но нашего героя раздражает Грушницкий и его манеры. Не тем, что он в нём видит соперника. Княжна Мери интересует Печорина не больше, чем муха на стене. Нет, в Грушницком он узнает слегка упрощённую карикатуру на себя, своё подобие, и теперь оно вызывает у него эстетическое неудовольствие. Поэтому он в своём излюбленном стиле из низкой мести начинает тонкую интригу, дискредитируя Грушницкого в глазах Мэри, фактически его морально уничтожая, При этом он ведёт себя оскорбительно и по отношению к самой княжне, и ко всему местному обществу, считая их достойным презрения.

Когда оскорбленное им общество уговаривает Грушницкого безобидно проучить зазнавшегося героя, Печорин случайно подслушивает немудреный заговор против него и решает ответить своим гораздо более изощрённым планом. Разве так поступил бы честный и благородный человек? Разве честный человек стал бы подслушивать? Разве случайно подслушав нечто нехорошее, благородный человек не заявил бы открыто обо всём? За что Печорин убил Грушницкого? У него после выстрела было много вариантов более человечного поведения, хотя бы повторить то, что сделал Грушницкий. Но он свою несчастную жертву убил из злобы и мести, из-за того, что тот посмел в чём-то равняться с ним. Господа присяжные заседатели, поступки Печорина красноречиво говорят о том, что он чёрствый, бездушный, эгоистичный, самовлюбленный, высокомерный человек, приносящий страдания и зло всем, кто с ним сходится хоть сколько-нибудь близко.

Речь адвоката по делу Печорина

  1. Выступление вначале слушания

Господа, присяжные заседатели, уважаемый обвинитель брал факты, только факты. Но верно ли он их объяснил? Ведь, в человеческих отношениях факты - речь противоречивая и неоднозначная, малодоказательная. Чтобы выяснить виновность или невиновность Печорина нужно рассмотреть факты всесторонне. А главное, нужно обратить внимание на мотивы его поступков, пристальнее вглядеться в его внутренний мир и душевные переживания. Благо перед нами – документ – дневник Печорина. Мне кажется, что прокурор слишком упрощённо описал внутренний мир нашего героя, выставив его в однозначно чёрном цвете. На самом деле человек противоречив. Сошлюсь на авторитетное мнение В.Г. Белинского, современника нашего героя: в Печорине он видит два человека: “ первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому, что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой очень глубоки, и в них же заключается противоречие между глубиной натуры и жалкими действиями одного и того же человека”.

Теперь по существу взятых прокурором эпизодов. Чтобы обвинить Печорина в нравственной испорченности, мы должны установить хотел ли он сознательно причинить кому-либо зло, Беле, Грушницкому? Что им двигало? Чего он собственно хотел? Белу он украл, ища любви, и нашел ее, и он любил ее по-своему, заботливо и нежно. Но читаем его дневник: “...когда я увидел Белу в своем доме, когда я в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она - ангел, посланный мне сострадательной судьбой... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной, также надоедают, как и кокетство другой”.

В случае с Грушницким, который сам по себе не вызывает ни у кого из нас симпатий, Печорина возмутила его подлость и мерзость ничтожества, изображающего из себя романтического героя. Печорин лишь защищал свою честь, не желая быть игрушкой, в руках негодяев. Он до последнего момента предоставлял возможность Грушницкому раскаяться и готов был его искренне простить. Но посмотрим, господа, глубже. Кто виноват в том, что Печорин вынужден вести такую жизнь, кто виноват в раздвоенности его души? Виновата общественная среда, его воспитавшая и погубившая, хотя и не до конца, его задатки выдающегося человека, который мог бы стать героем общественного или индивидуального человеколюбия. Он хотел бы быть таким героем, да не может. Можно ли осуждать человека за то, что он воспитан таким, а не иным. За то, что он одарён способностями, душевной силой, волей, умом, но дурно воспитан и живёт в затхлой общественной среде. Он не преступник, а жертва своего времени и воспитания. Об этом он сам же искренне пишет в своём дневнике: “Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали - и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен”.

Главное обвинение Печорину в том, что он эгоист. Но разве эгоисты испытывают душевные страдания?

Заключая мою речь, задам главный вопрос: Можно ли считать жизнь Печорина пустой и никчёмной? Нет, ибо душевные страдания, составляющие его истинную внутреннюю жизнь, не могут быть бессмысленными и никчёмными. Они – признак сохранения живой души в затхлом общественном климате того времени, в котором выпало несчастье жить нашему герою. Виноват ли сам Печорин во внешней бессмысленности своей жизни? Обвинять его в этом – всё равно, что обвинять нищего в том, что у него нет золота.

  1. По эпизоду «Причинение вреда здоровью Мери Лиговской»

Потерпевшая утверждает, что Печорин издевался над ее чувствами. Но это не совсем так. Позвольте мне напомнить строки из дневника Печорина (открывает тетрадь):

«11 июня: наконец они приехали. Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты, у меня сердце вздрогнуло. Что же это такое? Неужто я влюблен?

12 июня: Я вам скажу всю истину, - отвечал я княжне, - не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков, я вас не люблю. Ее губы слегка побледнели. – Оставьте меня, - сказала она едва внятно. Я пожал плечами, повернулся и пошел. Еще бы минута, и я упал бы к ногам ее».

Слова Печорина заставляют нас, господа, задуматься о сложности его отношений с княжной, о том, что этот человек не так суров, каким хочет казаться.

Реплика прокурора на выступление адвоката перед началом прений:

Я считаю, что защита опирается не на факты, а на личные предположения и истолкования, имеющие целью выставить Печорина в выгодном свете страдающего героя, приукрасить его личность.

ВОПРОСЫ ПРОКУРОРА К СВИДЕТЕЛЯМ

По эпизоду “Бэла”

ВОПРОСЫ к Максиму Максимовичу:

  1. Зачем Печорин похитил Бэлу?
  2. Как он к ней относился сначала, в конце?
  3. Почему переменилось его отношение?
  4. Любил ли он её, по вашему впечатлению?
  5. Как он относился к вам, Максим Максимович?

ВЫВОД: Печорин не любил Бэлу и загубил её жизнь, думая только о своих удовольствиях. Вообще, он чёрств и бездушен ко всем.

ВОПРОСЫ к Азамату:

  1. Помогал ли Вам Печорин похитить коня Казбича?
  2. Зачем он это делал?
  3. Трудно ли Вам было принять его предложение о похищении собственной сестры?     Почему?
  4. Почему Вы всё-таки приняли предложение Печорина и помогли ему похитить сестру?
  5. Понимали ли Вы, что совершаете страшный грех по вашим обычаям?

ВЫВОД: Печорин совратил Азамата с пути праведного, принудил нарушить нравственные законы и обычаи.

ВОПРОСЫ к Казбичу:

  1. Дорог ли Вам был Ваш конь Карагез?
  2. Почему Вы убили Бэлу?
  3. Почему Вы убили отца Бэлы?
  4. Знали ли Вы о роли Печорина в этом деле?
  5. Почему Вы не убили Печорина?

ВЫВОД: Печорин явился непосредственным виновником гибели Бэлы и её семьи, а сам остался в тени и не пострадал.

ВОПРОСЫ прокурора по эпизоду “Дуэль с Грушницким”

ВОПРОСЫ к Грушницкому:

  1. Как у вас завязались отношения с Печориным?
  2. Доверяли ли вы ему? Любили вы Мери? Как к этому относился Печорин?
  3. Как он относился к вам в начале?
  4. Когда и почему, как изменились ваши с ним отношения?
  5. Издевался ли он над вами, оскорблял ли ваше самолюбие? Унижал ли вас публично?
  6. Кто втянул вас в историю с дуэлью?

ВЫВОД: Грушницкий – добрый, но слабый молодой человек, втянутый в историю под давлением общества, и доведённый до крайней точки издевательствами Печорина, заплативший жизнью за свою доброту и слабоволие, чувство чести пусть и ложное.

ВОПРОСЫ: к драгунскому капитану:

  1. Как относился подсудимый Печорин к Грушницкому?
  2. Кому принадлежала идея дуэли?
  3. Считаете ли вы Печорина порядочным человеком?
  4. Какого вы мнения о Грушницком и его поведении на дуэли?

ВЫВОД: Грязную игру вёл драгунский капитан и Печорин, а Грушницкий в самой дуэли вёл себя благороднее всех, почему и пал жертвой противоположных интриг бесчестных людей.

ВОПРОСЫ к княжне МЭРИ:

  1. Вы полюбили Печорина с первого взгляда?
  2. Он оскорбил ваши лучшие чувства. Не правда ли, подло с его стороны домогаться признания, не любя?

ВЫВОД: Печорин жестокий, бездушный человек, играющий чувствами людей. В нет ни сострадания, ни искренности.

ВОПРОСЫ АДВОКАТА

ВОПРОСЫ по эпизоду “Бэла”:

ВОПРОСЫ к Азамату:

  1. Верно ли, что Вы предлагали Казбичу свою сестру за его коня?
  2. Говорили ли Вы, что за этого коня  готовы на всё?
  3. Верно ли, что Вы украли у отца козла для Печорина за 10 рублей? Вы любите деньги?
  4. Мог ли  бы Вы убить человека за деньги или за коня Казбича?

ВЫВОД: Азамат - не совращённый Печориным честный горец, а испорченный тип, лихой разбойник ради денег готовый на что угодно. Не Печорину, так кому угодно он продал бы сестру, да и отца в придачу.

ВОПРОСЫ к Бэле:

  1. Как к Вам относился Печорин?
  2. Любил ли он Вас?
  3. Как Вы к нему относились? За что Вы его полюбили?

Вывод: Печорин очень гуманно относился к Беле, пытался её полюбить и любил по-своему, хотел ей счастья, предлагая свободу выбора. Он не виноват в случившемся.

ВОПРОСЫ к Максиму Максимовичу:

  1. Зачем Печорин похитил Бэлу? Только ли для приключения? Почему   именно Бэлу.
  2. Считаете ли вы его чёрствым, бездушным подлецом?
  3. Какие хорошие качества вы можете назвать в нём? Замечали ли вы в нём страдания, душевные переживания?

ВЫВОД: Печорин сложный, мучающийся, страдающий человек, а не хладнокровный злодей. Он и сам глубоко несчастен, желая добра, он не умел его делать, да и не верил в него.

Вопросы по эпизоду «Кража коня ценной породы у горца Казбича» 

Вопросы по эпизоду «Покушение на жизнь Ундины»

К Ундине:

- Уважаемая, если Печорин говорит правду, то, как вы объясните, тот факт, что вы пытались утопить обвиняемого?

ВОПРОСЫ по эпизоду “Дуэль с Грушницким”

ВОПРОСЫ к ВЕРНЕРУ:

  1. Что вам известно об отношении Печорина к Грушницкому?
  2. Как Печорин относился к Мэри?
  3. Знал ли Печорин о затеянной против него “шутке” с дуэлью? Как к ней отнёсся?
  4. Объяснял ли Печорин мотивы и суть своей контригры? Что вы о ней думаете?
  5. Считаете ли вы, что Печорин вёл себя во всей истории с дуэлью как порядочный человек?
  6. Почему он всё-таки убил Грушницкого?
  7. Жалел ли Печорин Грушницкого? Раскаивался ли в своём поступке?

ВЫВОД: Печорин защищал свою честь и жизнь, вёл себя порядочно, в отличие от противников. Он не хотел убивать и оказался невольным орудием судьбы, принуждён логикой ведущейся против него подлой интриги сделать то, чего совершенно не хотел.

ВОПРОСЫ к Вере:

  1. Кого Печорин посещал ночью вас или Мэри?
  2. Можете ли вы назвать его злодеем, или он глубоко несчастный человек?
  3. Виноват ли Печорин в гибели Грушницкого?
  4. Существовал ли конфликт между Печориным и “светом”?

ВЫВОДЫ: Печорин - хороший в душе человек, жертва обстоятельств и недостойной среды.

Вопросы к драгунскому капитану:

  1. Известно, что мой подзащитный ухаживал за Мери. Не это ли послужило причиной вашей интриги?
  2. Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались не писаны.
  3. Какие меры предпринял Грушницкий, чтобы дуэль не состоялась?
  4. Мог ли выстрел Грушницкого озлобить Печорина?
  5. Как вели себя Грушницкий и Печорин после первого выстрела?

Показания Ундины

Ваша честь, мы с моим женихом Янко жили себе, мечтали пожениться, копили денежки, хотели дом купить. Приехал вот этот господин (указывая на Печорина), влез в нашу жизнь, разрушил наши планы, он нас с мужем постоянно преследовал, пытаясь выяснить, чем мы занимаемся. А какое его дело? Это еще что! Когда мы с ним на лодке ночью катались, он чуть меня не утопил! Мужчина называется! Хорошо, что я плавать умею!

Я думаю, что его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что мы делали ночью.

Он способен был разрушить мой мир донесением коменданту, поэтому я решилась на смелый и коварный поступок. Я притворилась, что влюблена в него и заманила в море, чтобы освободиться от не прошеного гостя.

Нельзя обвинять Печорина в обмане и лжи. Такова жизнь. Играя душами других людей, он и сам становился игрушкой в их руках. Так он потерпел поражение в отношениях со мной.

Показания драгунского капитана

По вопросам обвинения:

  1. Грушницкий по природе веселый, не знающий скуки человек, это и злило главного героя, заставляя ненавидеть юнкера. Печорин издевался над Грушницким.
  2. Дуэль предложил Печорин.
  3. Нет. Печорин узнал о заговоре, но не отказался от дуэли. Печорин даже изменил правила дуэли, делая их более категоричными. Он предложил выбрать место для поединка на площадке на вершине горы, чтобы в случае даже легкого ранения исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…» Печорин беспощадно убил противника. Окровавленный труп Грушницкого скатился в пропасть.

По вопросам защиты.

  1.  Да, я сознаюсь. Вместе с Грушницким мы задумали «проучить» Печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной Мери. План наш был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет Грушницкого.
  2.  Грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.
  3. Он стрелял первым и ранил безоружного Печорина, не испытывая раскаяния.
  4. Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…

Слово Печорина

1.

- Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

2

Я сам не знаю, кто виноват в том, что я такой: сам ли я, время ли, воспитание, судьба ли? Я сам мучаюсь и не вижу выхода из бесплодности и пустоты жизни. Я сам не знаю, что мне делать с собой. И ваш суд не помог мне решить мои роковые, проклятые вопросы о смысле моей жизни. У меня несчастный характер. Если я являюсь причиной несчастья других, то и сам не менее несчастлив. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели мои “жертвы”: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я также легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя  пустеет день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Но что себя обманывать. Ведь никуда не уйти от вопросов: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... А если я завтра умру? Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А всё живёшь из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

По делу Ундины

Дело в том, что эта барышня (указывая на Ундину) говорит неправду. Я случайно оказался в этом городке, случайно поселился в доме, в котором снимали угол эти молодые. Я же не знал, чем все это кончится! Представьте, господа, что вы заночевали в незнакомом месте, а хозяева дома вместо того чтобы спать, занимаются по ночам Бог знает чем! Я сразу заметил, что в доме нечисто, сказал об этом своему денщику. Хотел было съехать с проклятого места, да вот барышня эта… Спасибо скажите, что я коменданту не доложил о ваших ночных делах. А теперь про случай в лодке. Барышня сама сманила меня покататься на лодке. Я колебался – я не охотник до сентиментальных прогулок по морю; но отступать было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней. Не успел опомниться, как заметил, что мы плывем. «Что это значит?» - спрашиваю. А она обнимает меня и говорит: «Это значит, что я вас люблю». И так щекой прижалась к моей щеке – будто огнем обожгло. Дьявол – не девка! Вдруг что-то упало в воду. Я хвать за пояс – пистолета нет. Тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь – мы от берега около 50 сажен, а я не умею плавать! Хочу оттолкнуть ее от себя, а она, как кошка, вцепилась в мою одежду и чуть не сбросила в море. Наконец я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны. А что мне было делать? И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Бэла

Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, я вскоре убедилась в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Для собственного удовольствия, из жажды новых впечатлений, он вступает в сговор с бесшабашным черкесом Азаматом, бредившим хорошими лошадьми. В обмен на лошадь Казбича, Печорин, тайно, решает заполучить меня, юную девушку, даже не думая о моём согласии. На возражения Максим Максимыча, что это «нехорошее дело», Печорин отвечает: «Дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…».
    И вот этот немыслимый обмен меня на лошадь состоялся. Офицер Печорин стал моим хозяином  и пытался приучить меня к мысли, «что я никому не будет принадлежать кроме него…». Вниманием, подарками, уговорами Печорин сумел добиться любви. Но у этой любви не могло быть счастливого финала.   Очень скоро отношение Печорина ко мне переменилось. Бедная девочка быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от меня, хотя бы на время. Мы были абсолютно разными. Если он – дворянин, светский аристократ и сердцеед, то я – девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. Я была готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной.
     Я понимала, что стала пленницей Печорина. Как настоящая жительница гор, я была готова принять любой поворот судьбы: «Если меня разлюбят – я сама уйду, потому что я – княжеская дочь…».  На самом деле я так полюбила Печорина, что, несмотря на его холодность, думала только о нем. Это огромное безответное чувство к  офицеру и стало причиной моей гибели от рук Казбича.
    Смерть я приняла спокойно, говоря только о своей искренней любви к Печорину. Наверное, я была достойна лучшей участи, но полюбила равнодушного и холодного человека и пожертвовала ради этого своей жизнью.
    Какова же была реакция Печорина на мою смерть? Он спокойно сидел с лицом, которое «не выражало ничего особенного». А в ответ на слова утешения Максим Максимыча, «он поднял голову и засмеялся».
    Всюду, где появлялся Печорин, он приносил людям страдания и несчастия. Вырванная из родной семьи и брошенная им девушка погибла. Но моя любовь и смерть стали лишь простыми эпизодами в жизни Печорина.

Максим Максимыч

Я настоящий кавказец, служил на Кавказе давно, хорошо знаю его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев.  Я многое повидал, за спиной у меня большой опыт. Много времени я  провел в далеких неприступных крепостях...  Вся жизнь моя прошла среди простых людей. Я не испытал настоящей любви.  Мне некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви я отдал Бэле. Она была для меня как дочь. Говорят, что у меня золотое сердце и добрая душа. Наверное, это так и есть. Я ценю душевное спокойствие и избегаю приключений. Печорина я считал своим лучшим другом. Я простой человек, но могу сказать, что Печорин - странный человек, хотя и славный малый. Например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ; ветер пахнет, уверяет, что простудился ; ставнем стукнет , он вздрогнет и побледнеет ; а при мне ходил на кабана один на один ; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха … Да-с , с большими странностями. Жил он со мной всего год. Но зато он памятен мне. Приглянулась господину Печорину Бэла, дочь одного мирного князя. Ну и увез ее. Прятали мы Бэлу в крепости, да так и не уберегли. Погибла она. Был там джигит, Казбич его звали, чистый разбойник, тоже к Бэле приглядывался. Раз уехали мы с Печориным на охоту. Бэла оставалась в крепости. Казбич ее и похитил. Мы не смогли ее спасти. Казбич ушел, а Бэлу ранил кинжалом насмерть. Нет, она хорошо сделала, что умерла, а то, чтобы с ней сталось, если бы, Григорий Александрович ее покинул? А это бы произошло рано или поздно, ибо не такой Печорин человек, чтоб любить долго и прочно дикарку. Да и меня он сильно обидел - такой холодной оказалась наша последняя встреча. Я очень волновался об оставшихся его бумагах, ведь дневник его - это вся жизнь Печорина, а он так холодно ответил: «что хотите, то с ними и делайте». Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит ... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»  Я считал, что люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными, но не в этот раз.

 Быть может, Печорин никогда не считал меня другом, и просто ему не о чем было со мной говорить. Или он просто эгоист! А я ведь был способен на многое ради дружбы.

Мери

Печорин – Это человек, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда, подобен «палачу в пятом акте трагедии». Я, девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, впитала в себя с детства многое из морали и нравов своего окружения. Я красива, горда, неприступна, но в то же время люблю поклонение и внимание к себе. Порой, я кажусь избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план моего «соблазнения» поначалу не вызвал сильного осуждения со стороны тех, кто о нём знал.  Я была внимательна к Грушницкому, которого считала бедным, страдающим молодым человеком. Я проявила сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания моего сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, я пала его жертвой, как и другие. Виновна ли я в этом? Вспомните,  на чем «играет» Печорин, завоевывая моё расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина  на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», Печорин «исповедуется» передо мной, зная о моей неопытности. Он рассказывает  о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, моя добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – я полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает он. А последние объяснения между нами?  Даже самому Печорину «стало жаль меня». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся надо мной.  Он  поступает со мной почти так – же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за мной. Всё это видел Грушницкий. Вот почему он вызвал его на дуэль?! Печорин убил Грушницкого. После этого я ещё призналась в любви Печорину и просила остаться. «Я вас не люблю», вот те слова, которые я получила в ответ. Мне остается только страдать и ненавидеть его, а вам – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.  

Вера

Я свободная от кокетства женщина светского круга,  вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению ко мне Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорила я Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам."
А при погони на лошади за мною после убийства на дуэли Грушницкого  Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться. Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога.

Я много лет знаю Печорина. За все эти годы я только страдала. Я бы должна ненавидеть Печорина, но я его по-прежнему люблю. Он знает, что я его раба; я никогда не умела ему противиться.  Я поняла, что Григорий Александрович глубоко несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что он со временем это оценит. Я хочу добавить, что в Печорине есть что-то особенное, ему одному свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедимая. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ни чей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Вернер

Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Я, как и он, презирал это водяное общество, пустое и лицемерное. В Печорине я видел родственную душу. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Печорин мне близок по духу. Мне, как и ему нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах».
        Отношение в обществе ко мне неоднозначно: «завистливые водяные медики... распустили слух», будто я рисую карикатуры на своих больных, вследствие чего я остался без практики.
       Мне неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (вспомните о лечении, которое я назначил обеим Лиговским). Я исподтишка насмехался над своими больными», но однажды плакал над умирающим солдатом.
Для меня женщины как заколдованный лес: «Только приступи... на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… . Надо только не смотреть, а идти прямо, — мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет, и обернешься назад!».
       Я принимал участие в судьбе Печорина. Я согласился стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли я настаивал на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступил, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой. Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но Печорина это не смутило. Меня удивило его спокойствие, но еще больше поведение на дуэли: он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет.

         Я видел и понимал, что Печорин страдает, он делал всё возможное, чтобы дуэль не состоялась. Я прошу приобщить к делу видеоматериалы, на которых видно, почему Печорину пришлось стрелять.

Грушницкий

        Я самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, о славе и об офицерских эполетах. Мне присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Я стремился играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, вы понимаете, что это пародия на Печорина. Может, поэтому я так ненавистен Печорину?
        Печорин занят тем, что влюбляет в себя княжну Мери, предмет моей нежной страсти. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить мне, так как Мери он не любит.  Я, как человек недалекий, не понимал отношения  Печорина, не подозревал, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у меня некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. Когда Мери влюбилась в Печорина, забыв обо мне, я, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг оказываюсь не таким уж безобидным: я способен быть мстительным, бесчестным, подлым.
      Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает меня на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько я подчинен злу, хватит ли у меня сил и подлости убить безоружного (вы ведь знаете, что пистолет не был заряжен). Эксперимент Печорина удался! В этом эпизоде с полной силой проявились демонические свойства его натуры: сеять зло с величайшим искусством. Чудом он остается в живых. Однако убил меня.  Я  погиб.

Вулич

Познакомились мы в казачьей станице. Я, как человек, связанный с Востоком, верю в предопределение, а Печорин выступает в роли человека-носителя практического мышления.  Ему недостаточно доказательств, приведенных мною, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказал мою близкую смерть. У меня была только одна страсть, которую я никогда не скрывал: страсть к игре».  Для меня карты - возможность проверить судьбу. Я предложил Печорину пари на то, что он выстрелит в себя из пистолета, висящего на стене. Печорин соглашается спорить, несмотря на возмущение остальных офицеров.  В нашем споре с Печориным я выиграл и доказал существование предначертания свыше.  Я стрелял  в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки  остался в живых.

Ночью я был зарублен безумным казаком. Никто не отважился на его захват. А Печорин отважился, чтобы испытать судьбу, проверить есть ли предопределение свыше. Он захватывает казака, и при этом остается в живых. Что это: невероятное везение или судьба? Что спасло героя от пули, пролетевшей над самым его ухом? Что помешало казаку взять в руки шашку, лежавшую возле него? Наверное, удача, а может быть - судьба.

Так или иначе, но убийца схвачен, а Печорин выжил. Печорин игрок. Он играл с судьбой не безрассудно, как делал это я, а ради спасения людей.   Я, как и вы задаюсь вопросом: почему такой вроде бы умный, благородный, сильный характером человек, как Печорин,
бесславно умирает где-то в дороге, не принеся никому ни пользы, ни счастья?

Казбич

Мой конь для меня был верным другом, и не раз спасал меня от смерти. Помню, как за мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крик гяуров, передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себя аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.  

Я расправлюсь со всяким, кто попытается отнять у меня его.

Когда моего коня украли, я убитый горем, пролежал на дороге почти сутки, потом узнал имя похитителя и решил отомстить.

Я убил отца Бэлы, чтобы отомстить за украденного коня, и ничуть об этом не сожалею. Скоро мои враги уехали  на охоту на кабана, и я похитил Бэлу. Во время преследования, я понял, что на раненой лошади мне не уйти, и я ранил кинжалом Бэлу. Она предала меня, поэтому должна была умереть. Так поступил бы любой истинный мусульманин: убил невесту, чтобы она не досталась неверному.

Азамат

С подсудимым мы впервые встретились на свадьбе. Тут-то всё и началось! Я заметил, как он смотрел на Бэлу. Меня злило, что сестра отвечала ему взаимностью. Это он виноват во всём. Если бы не он, моя семья была бы счастлива. Сестра вышла бы замуж за Казбича, и отец  был бы жив.

Печорин специально заводил разговор о коне Казбича. Он знал, что мысли о коне заставляли меня бледнеть и сохнуть, как бывает от любви в романах. Он задел моё самолюбие. А я не ребёнок! В обмен на коня, я отдал Печорину свою сестру, А он не уберёг её. Погубил всю мою семью!

Я не отрицаю своей вины во всём случившемся. Моя страсть была сильнее разума. Я был готов на  все ради коня Казбича.  Что я ему только не предлагал взамен, даже украсть для него свою сестру Бэлу. Казбич отказался, хотя Бэла ему нравилась. Он постоянно  подшучивал надо мной. Между нами не один раз возникали стычки.

А этот человек помог мне. Я получил желаемое, хотя мне пришлось из-за этого покинуть дом и потерять семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

Контрольная работа по литературе: "Биография М.Ю. Лермонтова и роман "Герой нашего времени" (9 класс).

Задача контрольной работы - проверить знания учащихся о биографии поэта и романе "Герой нашего времени". Контрольная работа содержит тестовые задания и задания с кратким ответом. В работе 2 ...

Презентация к уроку "Обзор критических статей о романе "Герой нашего времени"

в презентации показана полярность мнений современников о романе Лермонтова...

Презентация к уроку по теме М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при об...

Тест по роману Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени"

Тест по роману "Герой нашего времени"...