Открытый урок по литературе в 11 классе "Молитвенное слово русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Черникова Валентина Васильевна

Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию  ими  духовного содержания молитв, развивает аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать, воспитывает уважительное отношение к культурному наследию русского народа.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molitvennoe_slovo_russkoy_poezii.docx112.83 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им. Л. Н. Толстого пос. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области                             средняя общеобразовательная школа с. Гагарино

                                                   

                                                                        Подготовила и провела

         учитель русского языка и литературы

                                                                        Черникова Валентина  Васильевна

                  1. Цели урока:

-     обеспечение понимания учащимися феноменальности религиозной поэзии;

- развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст православных стихов;

-    воспитание чувства слова и культуры чувств.

     2.  Задачи урока:                                                                                                                                                                                        -     дать представление об особенностях православных молитв;                                            -     раскрыть жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы;             -     способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию  ими  духовного содержания молитв;                                                                                                                                 -    развивать аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать молитву;
-     воспитывать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.                                      
   

 Оборудование: презентация  "Молитвенное слово русской поэзии", компьютер, проектор, экран;   карточки с текстами молитв.

  1. Предварительное домашнее задание: подготовить чтение стихов наизусть                                            М. Ю. Лермонтова  « Молитва» (1829, 1837),  В. Брюсова  «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И.А. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!»,  Вячеслава Иванова  « Иов», сопоставительный анализ текстов молитв Ефрема Сирина и А. А. Пушкина

На доске  эпиграф

Учти, мой друг, молитва - не молва,

Ей ни к чему случайные слова.

Она тебе – душа, она тебе и тело

В одной волне безбрежно и всецело.

Она,  как вдох и выдох, монолитна,

И имя ей вселенское – молитва.

Егор Исаев « Молитва»

Конспективный сценарий урока

1.Вводный этап урока. Мотивационная беседа/слайд 1/

 Учитель предлагает вопросы:

  • Кто из учащихся класса православный?
  • Что является основой жизни для верующего человека?                                                      / Ответы учащихся/

 Учитель: «И слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины» - вот так объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта.

Мы сейчас послушаем запись Ж. Бичевской, а вы подумайте, какую роль играет молитва в нашей жизни.

Романс – молитва в исполнении Ж. Бичевской /слайд 2/

/Ответы учащихся/

Учитель объявляет тему урока « Молитвенное слово русской поэзии»

Ребята, у вас на столах лежат листы, в центре которых написано  « Слово». Составьте  индивидуальную карту  своих знаний, которые собирает вокруг этого слова ваша память.

Слово  (кого?) князя  Игоря          слово Л. Толстого               любимые слова, слово о Матери, слово о книге        слово любви                    слово романса                     признаки слова: умное, доброе, заветное, злое; слово- символ

Слово

« Слово о словах» Э. Успенского,                        « словом можно убить, словом можно спасти»

« Слово» Анатолия Гребнева                                слово не воробей, словосочетание, злословие и др.

Учитель: Молодцы, все подобрали наиболее важные и значимые для вас понятия, связанные интуитивно со  СЛОВОМ.  А теперь послушаем размышления о слове протоиерея  Артемия  Владимирова, который размышляет о семицветной радуге человеческого слова (слайд 3).

Вывод: Не случайно на вершине смысла находится святое слово – молитвенное, обращенное к Богу и Богородице.

 Учитель: Сегодня мы с вами будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. На доске записан эпиграф к нашему уроку. Прочитайте строки  Егора Исаева и постарайтесь запомнить их /слайд 4/                            

А как вы можете объяснить, что такое молитва? /слайд 5/.

 В ходе обсуждения формулируется вывод: христианская молитва есть словесное выражение живого общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действительность молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами; стремление к покаянию, очищению, спасению.

Учитель: А вот как объясняет Иоанн  Кронштадский, что такое молитва.                                                                                   « Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, благоговейное стояние перед Ним, как перед Творцом, дающим тебе жизнь. Молитва- сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, сильное побуждение к делам милосердным, безопасность жизни, усиленное старание избавиться от вечных мучений, живая вода души. Молитва – вмещение в сердце всех людей любви, вмещение в сердце Пресвятой Троицы».

Ученик: Самосознание русского человека нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в  «Слове о законе и благодати»,- пастырском слове первого русского митрополита Иллариона - сохранились его две молитвы, в том числе      «Испытание веры». А первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет» (слайд 6).                                              Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек                           и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия.  Само слово « стихи» (в значении стихотворение) восходит к жанру церковной гимнографии и первоначально означало  « стихиру», то есть вид тропаря, который пели на стих того или иного псалма. Стихиры читались нараспев.

Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории. Историки считают, что «под молитвой в широком смысле этого слова вера понимает своеобразное послание человека Богу».

Учитель:  Феноменальность самого явления религиозной поэзии – духовные оды Ломоносова и божественные оды Тредиаковского. Можно сказать, что « школа поэзии» начинается с Псалтыри.

Перед вами покаянная молитва Ефрема Сирина /слайд 7/                                                                                              

Сравните тексты молитв  Ефрема Сирина и А. С. Пушкина. Что общего и различного вы наблюдаете?                              

(Ответы учеников: Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии.)

Учитель: Русский религиозный философ И. А. Ильин говорил, что путь и цели жизни прокладывает молитва. Она исходит из глубин сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души./слайд 10/

Затем каждый ученик получает страницу из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» и задание – прочитать ее с карандашом, подчеркнуть самое важное, полезное, вдохновляющее. ( Приложение  1)

Учитель: Какие свойства молитвы  выделяет И. А. Ильин, к каким авторам он обращается?

/Ответы учеников/

Учитель: Стремление к Богу, ощущение духовного мира характерны и для русской поэзии на рубеже 19 и 20 веков. Это эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Единственное спасение из такой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало. Это Бог, поэтому молитва стала распространенным жанром русской поэзии.

Вслушаемся в молитвенные признания поэтов начала 20 века В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение»,  И. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов» (Приложение 2).

Ученики читают стихи /слайды 8-9/. Перед чтением ребятам предлагается оценить настроение данных стихотворений.

(Их творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой, предвиденьем, непреклонной волей, стремлением к духовности).

Учитель: Какие  жанровые  особенности молитв-стихотворений вы можете отметить?

( Обращение, стиховая природа, глубинная диалогичность, выражение покаянной просьбы, лексические и синтаксические повторы, духовная лексика, благодарственное выражение чувств, соборность, исповедальная интонация).     

Учитель: Особая страница – романсы-молитвы /слайд 11/. Вслушаемся в молитвенное признание  М. Ю. Лермонтова:  /слайд 12/

В минуту жизни трудную,                                                                                                                                                                             Теснится ль в сердце грусть:                                                                                                                                                                          Одну молитву чудную,                                                                                                                                                                                        Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная                                                                                                                                                                                               В созвучье слов живых,                                                                                                                                                                                                          И дышит непонятная                                                                                                                                                                                                   Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,                                                                                                                                                                    Сомненье далеко -                                                                                                                                                                                                      И верится, и плачется,                                                                                                                                                                                                       И так легко, легко….

Учитель: Какие эпитеты, слова – образы находит М. Ю. Лермонтов для описания молитвенной силы слова?  Почему молитву «твержу» наизусть, почему она оказалась любимой молитвой читателей нового века?

/Ответы учеников/

Или знаменитая «Молитва» Булата Окуджавы /слайд 13/

Пока Земля еще вертится,                                                                                                                                                                  Пока еще ярок свет                                                                                                                                                                           Господи, дай же ты  каждому,                                                                                                                                                                              Чего у него нет.                                                                                                                  

Умному  дай голову ,                                                                                                                                                                                  Трусливому дай коня,                                                                                                                                                                                              Дай счастливому денег  ,                                                                                                                                                                                              И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится,                                                                                                                                                                                    Господи, Твоя власть,                                                                                                                                                                                                      Дай рвущемуся к власти                                                                                                                                                                   Навластвоваться  всласть.

Дай передышку щедрому                                                                                                                                                                                                                              Хоть до исхода дня,                                                                                                                                                                                             Каину дай раскаянье,                                                                                                                                                                                           И не забудь про меня.

Я знаю, Ты все умеешь,                                                                                                                                                                                                  Я верую в мудрость твою,                                                                                                                                                                                                   Как верит солдат убитый,                                                                                                                                                                                      Что он проживает в раю.

Как верит каждое ухо                                                                                                                                                                                   Тихим речам Твоим,                                                                                                                                                                            Как веруем  и мы сами,                                                                                                                                                                                                              Не ведуя, что творим.

Господи, мой Боже,                                                                                                                                                                                            Зеленоглазый мой.                                                                                                                                                                                                 Пока Земля еще вертится,                                                                                                                                                                                     Это и странно самой.

Пока еще хватает                                                                                                                                                                                                  Времени и огня,                                                                                                                                                                                           Дай же Ты всем понемногу,                                                                                                                                                                              И не забудь про меня.

Заключительный этап урока. Внимание учащихся привлекается к проблеме урока.

     Они делают  вывод: молитвенное слово русской поэзии показывает драматические переживания человека – сомневающегося, искушаемого, покинутого, помогает найти   дорогу к   правде, вере, убеждает нас в том, что оно играет большую роль в нравственном развитии русского общества.

Учитель: Завершает  наш урок «Молитва» Александра Исаевича Солженицына из цикла «Крохотки» 1963 года: «Как легко мне жить с Тобой. Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать завтра, - Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты

позаботишься, чтобы не все пути добра были  закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через мятежность – сюда, откуда и я смог послать человечества  отблеск лучей  Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, - Ты дашь мне. А сколько не успею – значит, Ты определил это другим».

 Надеюсь, материалы нашего урока убедили вас, юное поколение, в том, что молитвенное слово помогает человеку, сомневающемуся, искушаемому, покинутому, понять себя среди  других, очищает и исцеляет душу

Домашнее задание: Индивидуальная письменная работа – отклик на содержание и интонацию урока.

Приложение 1.

Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Кассиан Римлянин). 

Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер  молился вместе с цветами и деревьями. Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием. Державин — созерцая бренность земного и бессмертие Божественного. Пушкин — каждым актом вдохновения. Лермонтов — с ландышами у ручья.

Человеку дана от Бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»: «Боже, устрой, и умножь, и возрасти, на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего, произволяющего, благословляющего и неблагодарного» ...

Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше»...

И есть молитва без слов и без слез, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе — «Он есть. Он бдит и я есмь Его орудие». Это молитва утешения и силы.

И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасающего угля; и только.

А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя — в свершении воли Твоей».

И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва — истинным источником жизни и творческой силы.


Иван Ильин

..

Приложение 2.

Валерий Брюсов

АНГЕЛ БЛАГОГО МОЛЧАНИЯ

Молитва

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

 Иван Бунин

За все тебя, Господь, благодарю!                        
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,                                                                                                             Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с тобой.

Вячеслав Иванов

Иов

Божественная доброта

Нам светит в доле и недоле,

И тень вселенского креста

На золотом простерта поле.

Когда ж затмится сирый дол

Голгофским сумраком — сквозь слезы

Взгляни: животворящий ствол

Какие обымают розы!

Кто, мирных пристаней беглец,

В широких океанах плавал,

Тот знал, отчаянный пловец,

Как душу делят Бог и дьявол:

Кому ты сам пойдешь, кому

Судьбы достанутся обломки;

Он помнит бурь кромешных тьму

И горший мрак — души потемки.

Но лишь кто долгий жизни срок

Глубоко жил и вечно ново,

Поймет — не безутешный рок,

Но утешение Иова:

Как дар, что Бог назад берет,

Упрямым сердцем не утрачен,

Как новой из благих щедрот

Возврат таинственный означен.

Александр Блок

«Преображение»

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...

Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) -
Беспокойное желанье
Вместе с Богом - в вышине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка

В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....