Урок мудрости
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери очень философичны. Сказка "Маленький принц" считают лучшей сказкой 20 века. Это литературное завещание писателя,его мудрый рассказ о любви и верности ,о доброте и красоте. Поэтому я решила, что пятиклассникам будет интересны приключения принца. Ребята с удовольствием посмотрели спектакль,прочитали сказку участвовали в уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mudrosti.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МУДРОСТИ

ПО СКАЗКЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

( для учащихся 5 класса)

Цели:

- на примере главного героя сказки «Маленький принц» сформировать у учащихся понятие об основных законах человеческого общения: взаимопонимании, ответственности «за тех, кого мы приручили»;

- формировать у учащихся желание знакомиться с художественной литературой, учить делать выводы о прочитанном, анализируя это прочитанное;

- воспитывать определенные нравственные качества, которыми обладают положительные герои сказки;

- закреплять навыки работы с книгой, монологическую речь.

Оборудование: портрет, книжная выставка, рисунок планет-астероидов , рисунок планеты Земля.

Ход урока

    Библиотекарь. Сегодня мы с вами будем говорить о сказке французского писателя  Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Это необычная сказка. Она не похожа на привычные детям сказки «Золушка», «Дюймовочка». Это сказка философская, серьёзная, глубокомысленная. Сказку Экзюпери считают лучшей сказкой ХХ века. Давайте попробуем разобраться, в чём заключается ее мудрость.

     Сказка «Маленький принц» была написана в 1942 году. Это как бы литературное завещание писателя, его мудрый рассказ о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, о доброте и красоте.

     В 4 года у Антуана де Сент-Экзюпери умер отец. И мать, талантливейшая художница, осталась одна с пятью детьми. Она глубоко затаила своё горе, окружила детей нежнейшей любовью. А потому детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть, счастливейшей порой. Мать рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. В армии он стал пилотом, и это определило его дальнейшую профессию. На ещё несовершенных самолётах, овладевая  техникой ночного полёта, прокладывал новые трассы; часто рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою Землю. В 1939 году началась Вторая мировая война, Экзюпери был признан негодным для службы, но продолжал летать, сражаться за мир на Земле. Весь израненный, Экзюпери продолжал летать и вести военную разведку. 31 июня 1944 года его самолет не вернулся из разведки на базу… Он жил недолго и написал не очень много, но успел сказать людям самое главное…

Беседа о жизни Маленького принца на его планете

Учитель. В 1943 году он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы.

Что такое дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности.

Но так ли все благополучно в мире взрослых?

Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему?

Ответить на этот вопрос поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. Именно мы и будем этими исследователями.

Учитель. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Ответы детей.

Учитель. Кто он главный герой сказки? Какой он? Есть ли у него правила, по которым он живёт? Почему Маленький принц каждый день ведёт борьбу с баобабом?

Работа со словарём. Толкование слова баобаб.

Баобаб - большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой ( написано на доске )

Почему же автор говорит нам:

-Дети, берегитесь баобабов: Чем же они опасны?

Учитель. Сначала Маленькому принцу было грустно на своей планете, он был один. А что появляется у него потом? ( Цветок, который он нежно полюбил,- роза)

Учитель. Почему же Маленький принц улетает от розы? ( он обиделся и решил улететь)

Чтение по ролям эпизода «Прощание с розой» (гл. IX)

Учитель. Что же, по-вашему  подарила роза на прощание принцу? (наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая- потребность в тебе, в твоей защите. Слова розы: «Ты мне нужен»)

Учитель. За что любил Маленький принц розу? ( Трудно сказать, за что мы кого-то любим. Если мы любим за что-то, то это уже расчет, а не любовь)

Работа в группах

«Встречи маленького принца с родными людьми»

(Записывать в тетради выводы, на доске отмечать цитаты, иллюстрирующие жизненное кредо встреченных Маленьким принцем людей)

Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его  встречи?

Встреча с королём

Вывод: Правитель должен знать потребности своих подданных и не требовать от них большего, чем то, на что они способны.

Есть такое мнение: «не отдавай приказа, если ты точно знаешь, что его нельзя выполнить».

Запись на доске цитаты.

« С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

Встреча с честолюбцем

Вывод: Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он смотрит на людей как на объекты  скорейшего достижения своих целей и своих планов.

Цитата : « Тщеславные люди глухи  ко всему, кроме похвал»

Встреча с пьяницей

Вывод: Каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого захочет.

Цитата: «Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если нужно»

Встреча с деловым человеком

Вывод: Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг. Такая жизнь ущербна.

Цитата : « Человек, который никогда никого не любил, он не человек, он гриб».

Встреча с фонарщиком

Вывод: На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

Цитата: « Фонарщики живут не только на крошечных планетах их цель- жить для кого-то»

Встреча с географом

Вывод: Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Для географа ценность – наполнение знаний, которые никому не нужны, кроме него.

Цитата: « Нельзя изучать мир, не выходя из кабинета».

Учитель. И вот Маленький принц на Земле, какое разочарование постигло его здесь?

Потом он встретился с Лисом(инсценирование). Конец XXI гл.

Учитель. Какой секрет открыл Лис? Какую мудрость дарит нам?

Оформление ответов на доске и в тетради.

Чтобы стать другом, надо чтобы тебя приручили.

Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.

Учитель.  Какая мудрость открывается  нам писателем?

(Рассказы о тех, кого приручили. Как люди делают не то, что хотят в силу обиды или настроения)

Заключение

Учитель. А какими были эти взрослые, когда  они были такими, как Маленький принц?

Почему это случилось? ( Может быть, они не пропололи в своей душе ростки баобаба, и баобабы завладеют всей планетой, они разорвут её на клочки.) Взрослые забыли об истинных ценностях, в повседневных делах и заботах люди перестают обращать внимание на красоту мира, забывают об истинных ценностях ( добре, дружбе, любви) и тем самым обедняют себя.

И Экзюпери своей сказкой напоминает нам о том, что надо в душе всегда хранить детскую чистоту, доброту, нежность. В этом глубокий смысл сказки.

Учитель. « У каждого человека свои звёзды. Одним, кто странствует, они указывают путь. Для других - это просто маленькие огоньки»,- так говорил Маленький принц, а писатель А. Сент-Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, кто рядом с нами, кто дорог нам.

Я назвала наш урок УРОКОМ МУДРОСТИ.

Домашнее задание

  1. Написать сочинение-миниатюру.

Что я хотел бы сказать Маленькому принцу

  1. Нарисовать иллюстрацию к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек и природа, или уроки мудрости и доброты."

«Человек и природа, или урок мудрости и доброты.»  (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)  Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литератур...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Урок литературы. Урок мудрости и доброты

Методическая разработка урока литературы . Урок мудрости и доброты....

Уроки мудрости

Урок посвящен дню памяти святого равноапостольного князя Владимира....