Уроки мудрости
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Головина Наталья Ивановна

Урок посвящен дню памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект серии уроков к конкурсу «Уроки государственной мудрости»

Учителя ГБОУ СОШ № 23 Невского района Санкт- Петербурга

                             Головиной Натальи Ивановны

Цель уроков: помочь учащимся осмыслить роль святого равноапостольного князя Владимира в истории и культуре; создать творческую работу, посвященную Крещению Руси и самому равноапостольному князю Владимиру

Задачи уроков:

 - познакомить с жизнью святого равноапостольного князя Владимира;

 - рассказать о его роли в истории и культуре;

 - познакомить учащихся с произведениями, рассказывающими о Крещении Руси и о святом равноапостольном князе Владимире; 

- дать представление о художественных произведениях, которые могут быть использованы как иллюстрации к изучению данной темы;

- приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формировать собственное отношение к прочитанному, интерпретацию и оценку;

  - формировать речевую, художественную культуру, повышать эрудицию, творческую заинтересованность в процессе обучения;
 - уважать  русскую историю, культуру и культуру других народов.

                                          Ход уроков

I урок. Святой равноапостольный князь Владимир.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами очень необычный урок. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте тему урока. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

Слайд № 1. 

Ученики. Об уроках государственной мудрости.

Учитель. Как вы это понимаете?

Ученики. Мы будем говорить о государстве, о том, кто им управляет.

Учитель. Совершенно верно.

Учитель. По-вашему, что такое государство?

Ученики дают определение слову.

Слайд № 2.

Учитель.  Вы назвали совершенно точные и важные слова- синонимы слову государство. Это то, где мы с вами живем, это мощная страна, которой необходим глава, мудрый правитель, защитник, «оборонитель». Именно мудрый! А как вы понимаете слово мудрость?

Ученики высказывают свое мнение. После этого учитель демонстрирует им  следующий слайд.

Слайд № 3.

Учитель. Давайте прочитаем вслух изречения знаменитых людей и прокомментируем их.

Ребята выразительно читают вслух цитаты и объясняют их смысл.

Учитель. Дорогие ребята! Мы с вами не случайно обратились к толкованию слов государство и мудрость. И уроки наши называются «Уроки государственной мудрости». Сегодня мы поговорим о человеке, который стал мудрым государственным правителем, его любили, уважали. В этом году отмечают тысячелетие со дня его преставления. Пожалуйста, подумайте, кто из известных вами людей мог внести неоценимый вклад в историю нашего Отечества?

Ученики догадываются, что это князь Владимир.

Учитель. Действительно, речь пойдет о князе Владимире. Что вы о нем знаете?

Ученики. Князь Владимир крести Русь в 988 году. Народ любил его и  ласково называл Владимир Красное Солнышко.

О князе Владимире ученики многое знают из уроков истории, поэтому с готовностью сообщают интересные факты.

Слайд № 4.

Учитель. Посмотрите на слайд: вот как изображали князя Владимира. Но точнее сказать: святого равноапостольного князя Владимира. Давайте подумаем, почему его так называют?

Ученики. Его так называют, потому что он равный апостолам.

Учитель. А кто такие апостолы?

Ученики. Это ученики Иисуса Христа.

Учитель. Совершенно верно. Посмотрите на доску.

Ребята вместе с учителем внимательно смотрят на слайд и находят сходство в изображении Святого равноапостольного  князя Владимира и апостолов.

Учитель. Чтобы оценить масштабы преобразования князя Владимира на Руси, давайте вспомним, какой была Русь до принятия христианства?

Ученики перечисляют, что было до крещения Руси. Учитель задает наводящие вопросы, называет те области, которых коснулись изменения после принятия христианства (образование, искусство, быт, ремесло, право, идеология).

Слайд № 5.

Учитель. А теперь, ребята, давайте проверим себя. Все ли правильно мы назвали?

Ученики проверяют, обсуждают пункты, в которых неточно указали информацию, добавляют, поясняют. Учитель благодарит их за ответы и задает следующее задание.

Учитель. Ребята, а давайте мы с вами представим себе князя Владимира: каким он был до принятия христианства? Нарисуйте его словесный портрет.

Ученики. Он был хорошим воином. У него были доспехи, шлем, щит.

Учитель. У князя был его верный друг, который никогда не покидал его.

Ученики. Это конь!

Учитель. Верно. Помните произведение А.С.Пушкина  «Песнь о вещем Олеге»?

Ученики пересказывают произведение Пушкина «Песнь о вещем Олеге», особое внимание  уделяя тому, как князь относился к коню и переживал их разлуку.

Учитель. А каким по характеру должен быть князь?

Ученики. Он мужественный, смелый, решительный, грозный для врагов и т.д.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, каким князя Владимира изображали до принятия христианства.

Слайд №6.

Ученики внимательно изучают слайд, на котором изображен князь Владимир, поясняют свои ответы, добавляют к уже сказанному информацию, полученную при присмотре изображения князя Владимира. Они отмечают грозный взгляд князя, немилосердный и пронизывающий, его стать, его сильную стройную фигуру. Князь богато одет, у него много вещей, подчеркивающих  его высокое положение.

Учитель. Ребята, давайте вспомним, какой была жизнь Князя Владимира до принятия христианства?

Заранее подготовленные ученики рассказывают о жизни князя Владимира, который был виновником гибели брата и несчастия бедной красавицы Рогнеды, которую взял к себе в жены. «С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славами заставить свой народ забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал Галицию, победил болгар. Кроме завоеваний он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его стало добрее, нрав спокойнее. Он очень любил свой народ старался о его счастии, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог прощать самых жестоких врагов».[1]

Учитель. Подумайте, что подвигло князя Владимира принять веру? Почему он решил, что нужно что-то менять  в своей жизни и жизни своего народа?

Ученики.  Князь хотел успокоить свою совесть, он приносил жертвы своим богам, даже сделал идола с серебряной головой, но все напрасно.

Учитель. Верно! Владимира не могли утешить бесчувственные боги, которым он поклонялся. Это его и подтолкнуло к тому, что необходимо принять веру.

Слайд № 7.

Учитель выводит на экран по одному изображению, а ребята комментируют  увиденное и рассказывают, чему поклонялся князь и какую веру предлагали принять князю Владимиру.

Заранее подготовленные ученики рассказывают: «В Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решился отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше понимает Бога истинного»[2].

Учитель. Что изображено на первой картинке?

Ученики. Идолы, которым поклонялись славяне.

Учитель. А на второй?

Ученики. Мусульманская вера.

Учитель. А почему князь Владимир не захотел принять эту веру?

Ученики. «Не понравилось князю мусульманская вера: выяснилось, что ислам запрещает пить вино. Узнав об этом, Владимир  сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть!»[3]

Учитель. Посмотрите что изображено на третьей картинке?

Ученики. Католическая вера. Но и послы Папы Римского не уговорили Владимира принять их веру.

Учитель. Что вы видите на последней картинке?

Ученики. «Прибыл и греческий философ-христианин.  Он пересказал Ветхий Завет и историю рождения и  распятия Христа, и завершил картиной Страшного суда…Выслушал его Владимир, тяжело вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!»[4].

Учитель. Что стало определяющим в выборе веры?

Ученики. На русских послов неизгладимое впечатление произвела красота храмов и служба в греческой православной церкви в Византии. Они сказали, что не поняли: на небе ли были или на земле.

Учитель. Совершенно верно. А какой еще был очень важный аргумент в пользу выбора православной веры?

Ученики.  У князя Владимира была бабка Ольга, которая приняла христианскую веру. Все говорили, что она была мудрейшей их всех людей.

Учитель. Расскажите, как происходило крещение Владимира?

Ученики рассказывают  о походе Владимира на греческий город  Корсунь. Как после многих трудов он взял его. А так же о том, как Владимир послал сказать греческим императорам о том, чтобы выдали за него сестру их Анну. Императоры отвечали, что выдадут ее , если он примет крещение. Тогда Владимир ответил, что готов креститься[5].

Учитель. Какое значимое для князя Владимира событие случилось перед его крещением?

Ученики. У князя Владимира разболелись глаза, а после крещения он тотчас выздоровел и прославил Бога. Его дружина это увидела и тоже крестилась.

Учитель. А как происходило крещение Руси?

Слайд № 8.

Ученики. «Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь все кумиры, а Перуна велел привязать  к хвосту коня и стащить с горы в Днепр. Народ плакал, но князю не перечил. На другой день утром  вышел князь Владимир на Днепр со священниками. Народу собралось видимо-невидимо: одни стояли в воде по шею, другие по грудь, дети ходили где помельче, у берега, или сидели у матерей и отцов на руках, священники читали молитвы. Владимир радовался, что он сам и его люди познали Бога» [6].

Учитель. Все ли гладко прошло или были у князя Владимира столкновения с несогласными принять веру?

 Ученики. Не все согласились принять христианство. В Новгородской и Ростовской землях хотели сохранить веру предков и бунтовали. В Новгороде «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». [7]

Учитель. Совершенно верно. Давайте посмотрим, что изменилось на Руси после принятия христианства?

Ученики вновь обращаются к таблице слайда № 9, но уже обсуждают второй столбец, в котором обозначены изменения в образовании, искусстве, ремесле, быту, праве,  идеологии. Ребята делают вывод: после крещения Руси во всех областях произошли очень важные и нужные изменения в лучшую сторону.

Слайд № 9.

Учитель.  А что крещение Руси дало государству? Каким оно стало?

Ученики высказывают свое мнение, затем учитель предлагает им обсудить то, что изображено на слайде. Ребята говорят, что государство стало сильным, могучим, развитым, просвещенным. В нем стали появляться образованные люди, верующие, следующие законам.

Слайд № 10.

Учитель. Изменился ли Владимир?

Ученики. Князь Владимир очень изменился. Он стал совсем другим человеком. Он хоть и вел войны, но только для того, чтобы оборонять землю. Однажды он даже отказался казнить разбойников, сказав, что боится греха. Владимир звал на княжеский двор нищих и велел подавать им пищу и питье. Для немощных он приказывал развозить еду по городу,  а по воскресеньям на пирах раздавал бедным деньги. «Полный любви к своим подданным, он неусыпно заботился об их благоденствии, а сам вел жизнь честную и милосердную . Приветливость и добродушие князя привлекали к нему любовь народа, а между тем иностранные державы уважали его как славного и могучего властелина, который не забывал заботиться об укреплении мощи государства».[8]

Учитель. Вы все правильно сказали. Именно за такие добрые дела князя Владимира  прозвали Красным Солнышком земли Русской. Посмотрите, каким его стали изображать?

Ученики. Он изображен с крестом в правой руке, а в левой – с церковью. Его изображали как апостола.

Учитель. Любимый всеми великий князь Владимир скончался  15 июля 1015 года в своем имении Спас-Берестове. Тело положено в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. За великие дела его причислили к святым и стали называть святым равноапостольным князем Владимиром. По всей Руси чтили его память, ведь он просветил Русь светом истинной веры. В этом году отмечается тысячелетняя годовщина со дня преставления Святого равноапостольного князя Владимира.

                  II урок. Что связано с именем святого князя Владимира.

Слайд № 10.

Учитель. Известно ли вам что это за город России?

Ученики. Это город Владимир.

Учитель. Знаете ли вы, в честь кого он назван?

Ученики рассказывают о том, что читали в источниках, потом сверяют информацию с той, что дается в слайде.

Учитель делает вывод о том, что все-таки некоторые ученые склоняются к тому, что город Владимир назван в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Учитель. Как вы думаете, что такое памятник и зачем люди устанавливают его?

Ученики. Это скульптурное сооружение, это  часть культурного достояния народа, страны, произведение искусства. Памятники необходимы для того, чтобы сохранить в памяти народа след о каком-то событии, человеке и т.д.

Учитель. Совершенно верно. Памятники возводили великим людям, каким является святой равноапостольный князья Владимир, крестивший Русь. Это событие было поистине великим. Оно изменило жизнь всем живущим на Руси. Поэтому сейчас мы с вами познакомимся с наиболее известными памятниками, возведенными в честь  святого князя Владимира.

Так как ученикам было дано домашнее задание: собрать информацию о наиболее известных памятниках, соборах и церквях, носящих имя святого князя Владимира, то они могут определить и город, где находится памятник. Также ребятам несложно  рассказать историю этого памятника (многие их ребят, будучи в каком-либо городе, без труда описывают сооружение, а также высказывают свое впечатление о нем).

Следующая форма работы – групповая. Ученики делятся на группы (3 ряда), и поочередно каждой группе учитель показывает фотографию памятника. Ребята советуются и отвечают на вопросы учителя. Если группа затрудняется ответить, то право ответа переходит к следующей группе.

Учитель.  Посмотрите на фотографию памятника. Знаете ли вы, где он находится?

Слайды  № 11 – 17.

Ученики отвечают, если знают ответ. Если они затрудняются ответить, учитель показывает вторую часть слайда с текстом и комментирует.

После знакомства с памятниками ученикам предлагается такая же форма работы, но уже с соборами и храмами, названными в честь Святого равноапостольного князя Владимира. Учитель сразу говорит, что это не все соборы, а наиболее известные.

Слайды № 18 – 24.

Ученики поочередно определяют, какой собор и храм им показан на фотографии, а в случае затруднения учитель показывает текст к фотографии. Здесь учитель может предложить ребятам интересные вопросы, касающиеся соборов и церквей.

  1. К слайду № 18:

 Почему храм во Владимире стоит на Ярилиной  горе? Кто такой Ярило (Ярила)? – Бог солнца, которому поклонялись славяне. После крещения Руси свергли идолов и поставили храм  - победа света над тьмой.

  1. К слайду № 22.

 Почему фотография черно- белая? – Собор не сохранился до наших дней, он был разрушен.В 1930 году действие собора было окончено, и его использовали как зернохранилище. 10 мая 1931 года по решению исполкома Центрально-Чернозёмной области Владимирский храм подлежал сносу. Мотивацией такому решению послужило наличие трещин в здании и опасение его разрушения (документально это не подтверждено).

  1. К слайду № 23

Какие чудеса происходили в соборе князя Владимира в Новочебоксарске?

27 августа 1997 года, после всенощного бдения накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, настоятель собора отец Илия и прихожане наблюдали двойную радугу над собором, а некоторые видели и образ Божией Матери. А летом 2000 года чудным образом замироточила икона.

4. К слайду № 24.

Назовите адрес, где находится Князь –Владимирский собор. - г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26. Станция метро – Спортивная.

Далее учитель говорит, что и в наше время образ князя Владимира очень популярен. Ученики вспоминают мультфильм, который называется «Князь Владимир». Описывают, какими качествами он обладает.

Слайд № 25.

Учитель. Каким видят князя Владимира в наше время?

Ученики. Смелым, храбрым, красивым, справедливым, милосердным, готовым прийти на помощь.

Учитель вместе с ребятами подводит итоги уроков, говорят о роли святого равноапостольного князя Владимира, о важности крещения Руси, о том, как почитают в наше время святого князя (памятники, соборы, храмы, церкви в его честь). Говорят, как важно быть верующим человеком, свято хранить традиции наших предков, во всех ситуациях оставаться человеком.

Слайд № 26.


[1] А.О.Ишимова История России в рассказах для детей. М. Современник.1992. С.13.

[2] А.О.Ишимова История России в рассказах для детей. М. Современник.1992. С.15.

3. М. Альбедиль. Рассказы по отечественной истории. Санкт- Петербург. 2002. С. 27.

[3]4. М. Альбедиль. Рассказы по отечественной истории. Санкт- Петербург. 2002. С. 28.

[5] . А.Петрушевский. Рассказы про старое время на Руси. Ярославль. 1994. С. 24.

[6] . А.Петрушевский. Рассказы про старое время на Руси. Ярославль. 1994. С 25.

[7] М. Альбедиль. Рассказы по отечественной истории. Санкт- Петербург. 2002. С 28.

[8] Языческие боги, былинные герои, русские святые. Хрестоматия «Отечество». М.2006. С.267.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек и природа, или уроки мудрости и доброты."

«Человек и природа, или урок мудрости и доброты.»  (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»)  Процесс преподавания литературы - это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литератур...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Урок мудрости

Сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери очень философичны. Сказка "Маленький принц" считают лучшей сказкой 20 века. Это литературное завещание писателя,его мудрый рассказ о любви и верно...

Урок литературы. Урок мудрости и доброты

Методическая разработка урока литературы . Урок мудрости и доброты....