Конспект урока литературы в 8 классе по трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Подшивалова Светлана Михайловна

Урок литературы в 8 классе. Урок-погружение в литературное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tragedii_shekspira_romeo_i_dzhuletta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по программе Г.И. Беленького

ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и  Джульетте…»

ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;

                  помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;

              2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения

                  разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического

                  произведения;

              3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;

                  формировать интерес к творчеству Шекспира.

ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение

МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,

                                     аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета

                                     С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,

                                     видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и

                               Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,

                               созданные в программе Power Point.

 

ХОД УРОКА:

                                                                                   Любовь всегда прекрасна и желанна,

                                                                                   Особенно, когда она нежданна.

                                                                                                                                 У. Шекспир

  1. Организационный момент

  1. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя

        Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

        Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.

  1. Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения

      и просмотр слайдов, созданных на компьютере  в программе Power Point

         Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.

         К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.

Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?

  1. Сообщение о театре эпохи Возрождения

        Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.

         Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

         Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

          Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.

          Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.

          Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

  1. Знакомство с личностью У. Шекспира

(Работа с карточкой-информатором)

Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР  ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА

23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье

                                     торговца и почтенного горожанина

Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу

Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй

Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен

Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит

Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда

Рубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»

1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника

                              «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая

                              трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем

                              поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»

1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»

 

Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом

                                театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как

                                вам это понравится»

1600 год – трагедия «Гамлет»

1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» - 1601-1602, «Все

                             хорошо, что хорошо кончается» - 1603, «Отелло» - 1604, «Король Лир» -

                            1605,  «Макбет» - 1606

               1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества

            1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты

                              («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» - 1607-1608 года)

              1610-1612 года -  поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря»

             Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни

           23 апреля 1616 года – смерть Шекспира

           25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине

                                                 Стратфорда

  1. Представление подготовленным учеником герба дома Шекспира,

нарисованного  им самим

          Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.

          Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.

          Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.

Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

           В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

           Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

           В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

  1. Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам

   это удивительным?

                                       (В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей

                                        пьесы.)

- Давайте прочитаем пролог.

            а) Чтение вслух пролога

Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

- Определите тему трагедии.

                                        (Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении

                                         юных героев.)

- Где происходит действие?

                                        (В Италии, в Вероне и Мантуе.)

- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

                                         (Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее

                                          давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже

                                          давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему

                                          льет кровь.)

- Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,

   который называется «Монтекки и Капулетти».

            б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки

                и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

- Какое настроение воплощено в этой музыке?

                                           (Враждебное.)

- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

                                           (Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих

                                            семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и

                                           Капулетти.)

- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.

                                            (Сюжет – это система событий в произведении. Элементы

                                             сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)

- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.

                                             (Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа

                                             Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;

                                             завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и

                                             зарождение любви;

                                             кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая

                                             своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из

                                             жизни;

                                             развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

                                             (Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и

                                              авторские ремарки)

- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под

   влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с

  Джульеттой?

                                              (акт 1, сцена 1- три  отрывка)

- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

                                               (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не

                                                отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

                                               ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает

                                                девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь

                                                обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта

                                               отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь

                                                единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не

                                                думала о любви, о браке, она спокойна.)

- Вспомните, сколько лет Джульетте?

                                                (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)

- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-

   девочка».

            в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента

                «Джульетта-девочка» из балета С. Прокофьева

- Почему автор делает героиней такую молодую девушку?

                                                  (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в

                                                   любом возрасте.)

- Как и где вспыхивает чувство юных героев?

                                                  (Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и

                                                   Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в

                                                  надежде встретиться с Розалиной.)

             г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли

                 «Ромео и Джульетта» - встреча)

- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от

  друга.

                                                   (акт 2, сцена 5)

- Что мешает их любви?

                                                   (Вражда их семейств.)

- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

                                                   ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и

                                                     красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает

                                                     дочь Капулетти, он начинает действовать. Из

                                                     мечтательного юноши он превращается в смелого,

                                                     мужественного человека, способного принимать решения

                                                     и отвечать за свои поступки.

                                                    Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была

                                                    покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою

                                                    любовь.)

- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую

   роль в судьбе героев?

                                                   (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и

                                                    кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга

                                                   Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из

                                                   Вероны.)

- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

                                                    (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей

                                                     супруги и не желает ему зла.)

- В чем видят герои смысл жизни?

                                                     (В любви. Они не могут оставаться друг без друга,

                                                      поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая

                                                      снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за

                                                      твое здоровье пью, Ромео!»  Ромео перед смертью,

                                                      выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)

- Почему погибают герои?

                                                     (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,

                                                      примирению, доброте и любви.)

- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.

             д) Выразительное чтение развязки трагедии

                          (с рассказа монаха Лоренцо)

- Есть ли смысл в гибели героев?

                                                      (Да, так как после смерти героев враждующие семьи

                                                       примиряются.)

             е) Анализ эпиграфа к уроку

- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?

                                                       (Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,

                                                        которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли

                                                       жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель

                                                       открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что

                                                       любовь сильнее смерти.)

  1. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

          Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.

          История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

  1. Домашнее задание

           Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Список использованной литературы:

  1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.

2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVI-XX вв.: Кн. для

     учащихся. – 2-е изд., дораб. – М., 1992.

  1. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3-е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.

  1. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.

  1. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8. Флобер – Яшпал. – М., 1975.

  1. Морозов М. Шекспир. – М., 1964.

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М., 1988.

  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова,

            В.Д. Синюков. – М., 1983.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...