Серебряный век русской поэзии
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Представлен вводный урок по литературе в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии". Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimova_ov-stsenariy.doc88 КБ
Office presentation icon klimova_ov.ppt541 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.


Задачи:
Образовательные


  1. Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.

  2. Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

  3. Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.

  4. Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.


Развивающие


  1. Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.

  2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

Воспитательные


  1. Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.

  2. Воспитывать внимание к поэтическому слову.

Приемы, которые использует учитель

- составление ассоциативной цепочки

- составление таблицы

- выразительное чтение

- сопоставление музыкального произведения и стихотворений

- презентация

- слово учителя

- сообщение ученика

     1.Слово учителя.

  Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

 Я произношу слова: «Серебряный век…»

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

Слайд 1

Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Слайд 2

Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933),  а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Слайд 3

 Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».

Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».

Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»

2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

2. Выступление подготовленных  учеников:

1.Историческая справка  (ученик 1)

Слайд 4

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

  • 1890 – экономический рост
  • 1894 - Николай II
  • С 1902 – политические партии
  • 1904-1905 – русско-японская война
  • 1905 – первая русская революция

  • 1906 – I Государственная Дума
  • 1914 – начало Первой мировой войны
  • 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

      Слайд 5

Научные открытия

  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

       3. Слово учителя

Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.

Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.

Слайд 6

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

  1. МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

      Слайд 7

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

Слайд  8

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

 

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством

Слайд  9

2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Константин Бальмонт написал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

3) Работа по слайду № 10

2. Искусствоведческая справка  

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.

Слайд №11

  • М.Врубель «Демон поверженный»   (ученик 2)

А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

Слайд  №12

  • В.Борисов-Мусатов «Призраки»    (ученик 3)

В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

             Слайд   №13

  • К.Петров-Водкин «Купание красного коня»    (ученик  4)

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

  1. Анализ поэтических текстов. Коллективная работа

          Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы,        что сближало и что разделяло их.

Слайд  №14

На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

Автор

Поэтическая

              Я-концепция

В. Соловьев

 

М. Лохвицкая

 

К. Бальмонт

 

В. Ходасевич

 

Слайд  №15

  • Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Хоть мы навек незримыми цепями         

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы с сами        

Тот путь, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,                

И под личиной вещества бесстрастной        

         Везде огонь божественный горит.

Слайд  №16   Образец заполнения карточки

Слайд  №17    

  • Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых-

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

        

Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной,-        

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

        

И суждено мне до конца

         Стремиться вверх, скользя над бездной,         

В тумане свет провидя звездный

Из звезд сплетенного венца.

Слайд  №18

  • Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.

        

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

        

Я победил холодное забвенье,        

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

        

         Мою мечту страданья пробудили,                                

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.                

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь…  Я буду петь о солнце        

         В предсмертный час!

           Слайд  №19

  • Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)

Я угасну… Я угасну…

Все равно… Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.        

Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.

Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек..

После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:

автор, годы жизни

поэтическая Я-концепция

В.Соловьёв

(1853-1900)

«…Мы навек незримыми цепями              

Прикованы к нездешним берегам»,

«… в цепях должны свершить                                                                                                                                мы сами

Тот круг, что боги очертили нам»

М.Лохвицкая

(1869-1905)

«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»

«Мне мил и солнца луч…

 И шорох тайн манит меня»

«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»

К.Бальмонт

(1867-1942)

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»

«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

В.Ходасевич

(1886-1939)

«Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далёк мне…»

5. Вывод по уроку.

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

6. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«...Этот мир очарований, этот мир из серебра» Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, волшебство, шепот, дымка, туман…

Слайд 2

Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей Маковский «На Парнасе «Серебряного века» (1962)

Слайд 3

Хронологические границы серебряного века 1.Наум Коржавин Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной» 2.Ефим Григорьевич Эткинд «Серебряный век робко начинался в 90-х годах(Х I Х века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его». 3.Татьяна Бек «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»

Слайд 4

Исторические события 1890 – экономический рост 1894 - Николай II С 1902 – политические партии 1904-1905 – русско-японская война 1905 – первая русская революция 1906 – I Государственная Дума 1914 – начало Первой мировой войны 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

Слайд 5

Научные открытия Открытие рентгеновских лучей Исследование радиации Создание квантовой теории Изобретение беспроволочной связи

Слайд 6

МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Слайд 7

Цель модернизма Создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства

Слайд 8

Литературные течения: -символизм -акмеизм -футуризм В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира.

Слайд 9

ДЕКАДЕНСТВО (упадок) Явление в культуре конца Х I Х – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Слайд 10

реалисты верили в преображение человека модернисты Верили в преображение мира декаденты Не верили в преображение С помощью искусства

Слайд 11

М.Врубель «Демон поверженный»

Слайд 12

В. Борисов – Мусатов «Призраки»

Слайд 13

К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

Слайд 14

Работа с карточками Автор Поэтическая Я-концепция В. Соловьев М. Лохвицкая К. Бальмонт В. Ходасевич

Слайд 15

Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 Философ, богослов, публицист и поэт. Сын знаменитого историка В.Соловьева. Окончил Московский университет.

Слайд 16

Работа с карточкой Автор Я-концепция В. Соловьев «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «… в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам»

Слайд 17

Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая 1869-1905 Родилась в семье адвоката, профессора права. Училась в Московском Александровском институте. Впервые напечаталась в 1888 году. Удостоена Пушкинской премии Академии наук.

Слайд 18

Константин Дмитриевич Бальмонт 1867-1942 Родился в дворянской семье. 1890г.- первый сборник стихов. 1895-1905 – самый известный русский поэт. 1905-1913 – политический эмигрант. С 1921 г. жил во Франции.

Слайд 19

Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939 Родился в Москве. Учился в Московском университете. В 1922 г. эмигрировал. Умер в Париже, в больнице для бедных.

Слайд 20

Домашнее задание Прочитать статью Брюсова «О свободе слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Презентация по Серебряному веку русской поэзии

Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...