Работа над совершенствованием техники чтения
проект по литературе (5 класс) по теме

Поперекова Екатерина Ивановна

Работа над совершенствованием техники чтения

 в начальных и средних классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

 «Новохайская средняя общеобразовательная школа №14»

Работа над совершенствованием техники чтения

 в начальных и средних классах

Выполнила: Поперекова Екатерина Ивановна, учитель русского языка МКОУ «Новохайская СОШ №14»

п. Новохайский

2013

Содержание  

                                                   …

1. Введение                                                                                                            3                                                    

2. Работа над техникой чтения                                                                            3

   А) методические упражнения для совершенствования техники чтения     5                                            

   Б) игры по обучению чтению                                                                          8                                  

5.  Список литературы                                                                                        8                    

Введение

“Обычно думают, что понимание

выше при медленном чтении;

однако в действительности при быстром

 чтении понимание оказывается лучше,

ибо различные процессы совершаются

с различной скоростью,

и скорость понимания отвечает

более быстрой скорости чтения”.

                                                  Л.С.Выгодский

      Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

         В наше время интернета, спутниковых тарелок, компьютеров и видеоигр дети потеряли интерес к чтению. Но не читают не только дети, не читают и взрослые. Добрые традиции общего семейного чтения после ужина остались в прошлом, чтение перестало быть ценностной установкой, наоборот, складывается стереотип: сидишь с книжкой– значит, ничего не делаешь.   Чтение как труд умственный (не менее напряженный для мозга, чем  для мускулов - физическая работа) не рассматривается. А ведь чтение – это особая наука. Научиться не просто сложить буквы в слова, а уметь дойти до сути написанного – это требует последовательного, непрерывного процесса. Доказано, что после 120 слов, прочитанных в минуту, техника чтения не падает, но  достижение  этого показатель требует столько времени и усилий! Ведь до 120 слов техника чтения будет падать, неизбежно и стремительно, если не будет каждодневного закрепления достигнутого результата.  

Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи, не смогут в заданное время прочитать нужное количество страниц, а, значит, не смогут понять что-то из материала до конца, тем более, что постоянная письменная работа, проводимая в школе на уроках, способствует развитию не слуховой, а моторной и зрительной памяти и уже выходит: лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются  причинно- следственные связи. Ученик читающий легко отличим от нечитающего, его словарный запас шире, он знает больше выражений, значений слов, быстрее ориентируется в заданиях. Чтение развивает память, ведь когда читаешь, приходится держать в памяти множество героев, их имена, фамилии, судьбы, помнить разветвленную нить фабулы. Проговаривание чтения вслух способствует грамотной и плавной речи, вырабатывает навык четкого произношения слов, хорошую дикцию.

Роль чтения в жизни человека огромна. В жизни же ребенка, ум которого формируется и развивается каждый день – громадна.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, помочь ребёнку познать окружающий его мир, развить его воображение и творческие способности, выразительное чтение способствует актерским талантам. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Приучая ребенка к чтению сейчас мы широко открываем дверь будущим его перспективам, книга воспитывает, учит и зачастую делает то, что не может осуществить самый талантливый и совершенный педагог. И плохих книг не бывает, бывают плохие читатели.

Работа над техникой чтения.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

    Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что  постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить  с ними небольшие по объёму упражнения. Нельзя забывать об этих пусть небольших, но важных минутках чтения (или упражнений, способствующих совершенствованию чтения) и обязательно через урок-два вставлять их в свой план-конспект урока.

  1. Жужжащее чтение.

  Жужжащее чтение - это чтение, при котором все ученики читают одновременно вслух вполголоса. Одновременно вырабатывается дикция. Многие дети не любят читать про себя, им нужно прочитать текст вслух. При этом ученые доказали, что человек, как ни странно, лучше запоминает при постороннем шуме, он заставляет сконцентрировать внимание и тем самым лучше запомнить и понять.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Нужно попросить каждого ученика принести в школу любимую книгу, которая должна каждый день лежать на его парте с закладкой. И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика или труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. Дальше следует обычный ход урока.

Немного подсчетов: 5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.

4. Совместная работа педагога и родителей. Дневники чтения. 

Очень важно, чтобы родители поддержали линию педагога по совершенствованию техники чтения. Нужно объяснить родителям, необходимость быть во время домашних чтений предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

    Каждый день родители замеряют технику чтения. Записывают результаты в таблицу. Все дети и родители имеют памятки «Учись правильно работать с книгой».

Дневник чтения

Фамилия и имя:  Скрупский Максим

Неделя (месяц): 24-30 сентября 2013 г.

Количество слов прочтенных за 1 минуту:

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

24.09

25.09

26.09

27.09

28.09

29.09

30.09

39 слов          

38 сл

41 сл.

39 сл.    

40 слов    

41 слово  

 40 сл.

Сло-говое

Слог + слово

Целы-ми слова-ми

Выразите-льное

Соблюда-ние знаков  

Осозна-ние

  Дневник чтения проверяется каждую неделю учителем. Его результаты, их динамика или статика отмечается в отдельную тетрадь и сдается в конце месяца в виде отчета по работе с техникой чтения учащихся  завучу.

          4. Чтение перед сном.

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Заставить детей взять книгу в руки перед  сном, конечно, педагог не может, но это могут сделать родители после разъяснительной работы учителя. Также и сам учитель, используя на уроках приемы, развивающие любовь к чтению (упражнения, беседы с учащимися  о пользе чтения, пересказ интересных книг), способен повлиять на ребенка так, что у него самого руки потянутся к книге.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребёнок  читает одну-две  строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром  прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям. Диафильмы легко заменить картинками с подписями к ним в 2-3 строчки.

А) методические упражнения для совершенствования техники чтения.

     Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе о какой беглости чтения можно говорить! Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, прежде всего нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения выявлены такие факторы:

1. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.

2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память - это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чем прочитали в самом начале.

3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идет не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперед и понимание осуществляется вместе с чтением.

      Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует «фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить все, что изображено. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем».

1. Найди лишнюю букву (фотографируем) а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).

2. Найди лишний слог:

бо, но, ко, ро, со, кы («кы», т.к. все остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

3. Найди лишнее слово:

река речка ручей ручка ручеек слон лев мак тигр ягуар

В первом столбике слова - ручей, река, речка, ручеек - родственные слова. Значит лишнее слово - ручка.

Во втором столбике лишнее слово - мак, т.к. - слова лев, тигр, ягуар - животные, а мак - цветок.

4. Раздели слова на две группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

I группа «Домашние животные».

II группа «Птицы».

б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.

I группа «Животные».

II «Овощи».

5. Читай быстро целыми словами «по кругу» столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...

Лист Книга Учебник Надень Обложка Страница Беги Береги Рисуй Загибай Вырывай Только

6. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся; в саду, на яблоне, сливы и вишни, на юг, но не все, с воронами.

  Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).

3 21 17 1 2 6

8 15 20 25 26 7

5 9 4 29 10 12

30 18 11 13 14 23

24 27 19 28 22 16

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении сидя или стоя. В работе с таблицами использую памятки.

Бб Гг Аа Дд Вв Юю

Её Жж Ее Ии Зз Яя

Кк Лл Йй Нн Мм Ээ

Пп Рр Оо Тт Сс Ыы

Фф Хх Уу Чч Цц Шш

Щщ Ъъ Ьь

Памятка

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы -  видят всю ее целиком.

     Работая над текстом на уроках, использовать чтение-спринт. Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для себя скорости читают незнакомый текст, а после прочтения текста отвечают на вопросы.

    Другой метод: чтение со счетом. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание.

        Эти упражнения можно использовать на уроках русского языка, например: найти в тексте словарные слова или слова на определенное правило.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается еще раз и идет обычная работа над выразительностью, пересказом.

    Выполнение каждого из этих упражнений занимают 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

   Одновременно с работой над техникой чтения полезно развивать память, воображение, речь учащихся используя следующие упражнения:

1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).

2. Игра «Синонимы» /«Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.

трусливый крепкий жесткий острый мягкий тупой смелый слабый

3. Каждый день заучивать:

а) четверостишия:

Э. Мошковская «Жара».

Сколько-сколько людей

сняли шапки перед ней!

Сняли теплые фуфайка,

теплые рейтузики,

и остались только майки...

Майки и трусики!

б) Заучивание минизарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.

«Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари». К. Паустовский.

На уроках использовать:

1. Чтение за диктором.

2. Чтение в парах, групповое чтение.

3. Чтение с убыстрением темпа.

4. Чтение с отрывом взгляда от текста.

5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

6. Жужжащее чтение.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Зрительные диктанты составленные, из скороговорок.

Шла Саша по шоссе.

Добры бобры идут в боры.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

  На родительских собраниях и консультациях стараться убедить каждого родителя в том, что ежедневное чтение должно войти в привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо когда родители проявляют живой интерес к содержанию (пусть даже очень маленького по объему) рассказа, отрывка.

Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

гласные: А,О,У,Ы,И,Э.

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные:ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

«Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать « столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок                                             город

перемена                                      лес

школа                                         дорога

книга                                          красивый

ручка                                         богатство

учитель                                     автомобиль

обучение                                   играть

3.Найди лишнее слово.    

Берёза                        Нож

 Цветы                      вилка

Осина                      ложка

Опушка                   тарелка

Трава                       блюдце

Портфель                 чашка

                                  корова

    Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

    Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

4. Чтение «Спринт» (немного в другом варианте)

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения:  тренировка в  скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и  выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-раз- медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2-раз- повторное прочтение без учителя;

3-раз-плавное, слитное чтение слов;

4-раз- чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни:  глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Б) игры по обучению чтения

  1. Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО            З

ГЛА             М

СТО             К

ГРО              Н

КРИ              Л

ПЛО              Б

ГРИ               В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2.Слог или слово.

Описание игры: учитель записывает на доске  трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например: САД

                    МАК
                    РОТ

                     СОН

                     ШУМ

                      КРО

                      ЛУЧ

                      ШКИ

                      НИТ

3.Каждому слову - свой слог

Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят  в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование: касса букв и слогов.

4.Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово  и несколько слов, близких к нему  по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово  и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

Например:

ЛИСА                   липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК                       лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА                    липа, лапа, папа, лиса

 

Список использованной литературы

1. Программа «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

2. Психология чтения в школе // "Школа к жизни", Тбилиси, - № 6 - 1983, с.9-14.

Интернет-ресурсы:

   Сайты с описанием опыт работы педагогов над техникой чтения в разных школах страны: Савинкова Е.Ю., Година О.Г., Шведова И.Н., Калабушкина М.В., Атанова Г.Н.

http://sch534.edusite.ru/Atanova/p30aa1.html

http://www.koob.ru/kuznecov_hromov/kuznecov_skorochtenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального об...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Система упражнений, направленных на формирование навыков правильного, осознанного, беглого чтения....

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники подачи мяча (на точность) для учащихся 5-7 классов". УМК "Физическая культура" под. ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники подачи мяча (на точность) для учащихся 5-7 классов". УМК ...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники подачи мяча в прыжке для учащихся 5-7 классов". УМК "Физическая культура" под. ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники подачи мяча в прыжке для учащихся 5-7 классов". УМК "...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники приёма мяча(в зонах 1,6,5,4,3,2) для учащихся 5-7 классов". УМК "Физическая культура" под. ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу. Совершенствование техники приёма мяча(в зонах 1,6,5,4,3,2) для учащихся 5-7 классов"...

Работа по совершенствованию техники чтения у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Выработка беглого  и осознанного чтения у  ребенка, обучающегося по адаптированной  общеобразовательной программе  в общеобразовательной школе,  была  и остается одной...