Анализ стихотворения М.Карима "Три дня подряд..."
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Схема анализа художественного произведения (стихотворения). Пример анализа стихотворения М.Карима "Три дня подряд...". Можно использовать как дополнительный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа художественного произведения (стихотворений).

  1. Время создания произведения. Какими событиями в жизни писателя (поэта) и в жизни страны связано произведение (стихотворение)?
  2. Заголовочный комплекс:

- название;

- посвящение;

- эпиграф.

3. Жанр произведения (ода, поэма).

4. Вид лирики (любовная, философская).

5. Тема стихотворения.

6. Идея произведения.

7. Пафос произведения (героический, тропический, синтементальный).

8. Композиция стихотворения, композиция строфы, композиция стиха.

9. Лирический герой.

10. Звуковой строй стихотворения: фоника, ритмика, рифма.

11. Темпо-ритм.

12. Тропы (метафора, метонимия, эпитеты, гипербола).

13. Синтаксические фигуры.

14. Интертекстуальные связи.

Анализ стихотворения Мустая Карима «Три дня подряд»

... Тяжелый снег идет три дня.

Три дня подряд,

Три дня подряд.

И ноет рана у меня

Три дня подряд,

Три дня подряд...

... Тяжелый снег идет три дня.

И рана ноет у меня

А с ней осколок заодно,

Он превратился в боль давно

Его сырой рудой нашли

В глубинах залежей земли.

...Горячей кровью налитой

Гремел рассвет. Потом затих,

И два осколка мины той

Попали в нас двоих.

Один в сержанте Фомине

(Лежит в могильной глубине);

Другой – достался мне.

Двенадцать лет он жжет меня...

Тяжелый снег идет три дня...

Тяжё/лый снег /идет / три дня.

Три дня / подряд /,

Три дня / подряд.

И но/ет ра/на у / меня –

Три дня / подряд/, три дня / подряд.

  1. Создано в послевоенные годы, связано с осколком в сердце, личные переживания автора.
  2. Заголовок взят из строчек стихотворения.
  3. Лирическое стихотворение.
  4. Философская лирика.
  5. Пафос: драматический.
  6. Лирический герой автобиографичен, был ранен; 12 лет прошло, не может забыть, не стихает ненависть к врагам; он против войны.
  7. Тема: человек и война.
  8. Идея произведения: направлено против войны.
  9. Стихотворение не делится на строфы, здесь 33 стиха.
  10. Ассонанс – первые 3 строчки начинаются на Т;

Аллитерация на букву Т, д;

Сильная аллитерация: Т, дн, др;

Ассонанс на букву е, о (сильнее)

Ритм – ритмичный.

Рифма – кольцевая.

1,4 – женская, 2,3 – мужская рифма, точная рифма, но не глубокая рифма.

  1. Темпо-ритм: за счет повторов создается темпо-ритм.
  2. Эпитеты: тяжелый снег, сырая руда, горячий кровью, магильной глубине.

Метафора: ноет снег, снег идет, осколок ноет, затих рассвет, стихнет ненависть.

Сравнение: ненависть с металлом, «король» - богатые люди – перефраз.

Метонимия: в Руре мину отливал, на Днепре в меня стреляли (местность).

  1. Синтаксические фигуры.

Анафоры (повторы), параллелизм (три дня снег идет, ноют раны у меня), стык – конец стыкуется с началом.

Сокращения, пропуски (перед строчками многоточие).

Инверсия: руду тяжёлую, купил «король», придет весна.

Эллипсис – перенос строчки:

    Руду тяжёлую купил

    «Король», …

Нарастания.

  1. Интертекстуальные связи:

   А в Париже третий день подряд

   О новых войнах говорят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...