Методическая разработка урока "Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина"
методическая разработка по литературе по теме

Горохова Надежда Васильевна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №648 Санкт-Петербурга Горохова Н.В. Презентация к уроку «Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина»

Слайд 2

СКАЗКА - ОРУДИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ Обращение к сказке : Условия цензуры Популярность жанра

Слайд 3

СКАЗКИ. 1869-1886 гг «Сказки для детей изрядного возраста». Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык. Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. 1869, 1880-1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные — на протяжении 1880-1886 годов. Создавались в эпоху реакции. «Для детей изрядного возраста»: дети эти - взрослые, нуждающиеся в поучении. Форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика — форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Слайд 5

Общие черты сказок: а) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. б) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица - представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющими определенные классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла. в) В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

Слайд 6

г ) Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…). д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим. е) Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. ж)Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.

Слайд 7

Значение сказок. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. «...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...». Ю.В.Лебедев

Слайд 8

Основными темами сказок являются: Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»); Обличение господствующего класса («Дикий помещик»); Обличение либерализма («Премудрый пескарь», «Карась - идеалист»); Проблема народа («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Методическая разработка урока по творчеству Н.Ф Катанова для 6 класса по темеУзнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие люди.

В материале содержится информация  о разработке урока по творчеству Николая Федоровича Катанова и сценарий урока для учащихся 6 класса по теме" Узнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие лю...

«Лучшая методическая разработка урока по творчеству К.Ш. Кулиева», посвященного 100-летию со дня рождения К.Ш. Кулиева

Дерсни темасы:   «АНАМА СЫН»  Къулийланы Къайсын Шуаны жашы. (2 слайд) (классдан тышында окъургъа) (3 слайд)Дерсни мураты: 1. Къулийланы Къайсынны  жашау эм ч...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.

Методическая разработка урока по творчеству  русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса...