Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Имамбаева Людмила Михайловна

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко всему живому и милосердию, более всего необходимое человеку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Методическая разработка  урока по   творчеству С.А.Есенина

 

Тема урока: « Чувство Родины- главное в моем творчестве»

        С.А. Есенин

(С.А.Есенин как народный поэт)

Подготовила преподаватель КСиПТ  Имамбаева Л.М.

Цели урока:  Образовательная:  пробудить интерес к творчеству С.А.Есенина. .Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества С.А.Есенина.

Воспитательная :   воспитывать чувство сопричастности, патриотизма, любви к Отечеству через изучение творчества поэта.  

Развивающая:  развивать память, мышление, навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самоанализа развивать умение организовать свою учебную деятельность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: групповая и индивидуальная

Оборудование: Портрет С.А.Есенина.

Записи песен на стихи С.А.Есенина.

Мультимедиа.

Оформление классной доски.

Ход урока:

Звучат песни на стих и С.А.Есенина. Спросить слышали ли они эти песни, знают на чьи стихи. Да многие стихи стали песнями, и это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Портрет Есенина. ( слайд)

Как вы считаете почему стихи С.Есенина так популярны до сих пор? В чем популярность стихов Есенина?

( Слайд со словами поэтессы Ларисы Васильевой) «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце просто и спокойно, остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России».

Есенин- единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт «Чувство родины- основное в моем творчестве».

( слайд со словами С.Есенина).

Как вы считаете, почему чувство, а не тема Родины, или образ Родины,  или мотив Родины?

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

А как же рождался литературный талант поэта?

В своей автобиографии « О себе» за два месяца  до гибели поэт писал…

Заранее подготовленный ученик  читает автобиографию поэта.

(Слайды с видами села Константинова, где родился поэт, школа, где учился поэт, фотографии родителей, фотография университета Шанявского, портреты А.Блока, Клюева )

Какие события из автобиографии поэта на ваш взгляд самые важные в судьбе поэта?

1. Встреча с А.Блоком. «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз в жизни видел живого поэта».

2. Когда рассказывал о своих  деревенских «деде» и «бабке» («С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее  у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед- напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы». И еще очень важная деталь из биографии Есенина это учеба в Университете Шанявского. Некоторые считали Есенина необразованным человеком, «простачком».

(Слайд с видом Университета Шанявского и рассказ подготовленного заранее ученика).

О каких качествах личности поэта говорит факт учебы его в этом университете? (Учился с интересом, хотел получить знания большую часть своих знаний Есенин приобрел  путем самообразования. Читал он очень много)

Читая автобиографию Есенина, мы чувствуем, что поэт любит деревню больше, чем город. В ней нет упоминаний, что в годы его сколько- нибудь волновали вопросы общественно-политической борьбы. И все-таки Есенин точно определяет свою позицию в 1917 году «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским уклоном». « Что касается остальных автобиографических сведений,- заявляет поэт,- они в моих стихах». Автобиографию дополняет стихотворение «Мой путь», написанное в январе 1925 года.

 

(Слайд со стихами «Мой путь»)    

Что нового вы узнали о творческом пути Сергея Есенина из этого стихотворения?

Стихи как вызов «салонному вылощенному сброду», эстетам, людям, далеким от нужд трудового народа, которые не понимают и не могут понять чувств  простого деревенского парня.  

(Слайд со стихами «Мой путь»)

Есенин делает вызов, а почему? , ведь он входит в литературное светское общество, знакомится с известными, популярными людьми среди литературной элиты. А  это начало 20-го века, что это за время было, как оно называлось в культурно-историческом аспекте? Что вы знаете об этом времени?

Серебряный век это особое время в истории России конец 19-го начало 20-го века, отмеченный небывалым подъемом в области литературы, живописи, музыки, философии, в целом в области искусства. Появляется множество ярких имен, течений, направлений, множество литературных групп. Есенина в литературных салонах приняли, но как?

( Слайд со словами Горького)  

Как вы понимаете слово обжора, это что значит?  

Ненасытный, прожорливый человек, неумеренность и жадность в еде, главная цель- насытить свой живот, человек без тонких вкусовых качеств.

А  разве плохо, когда человека хвалят?

Противники и завистники всегда стараются принизить  талантливого человека, и похвала направлена на самообольщение человека, на разложение его внутреннего мира, но истинный талант тем и отличается, что он не подвластен влиянию внешней среды.  

(Слайд со словами Горького)  

Со стихами  С.Есенина  вы знакомы практически с детства. О чем и о ком стихи Есенина?

Стихи о любви, о сопереживании, о радости, о печали, обо всем, что происходит в мире. Стихи о природе, о растительном и животном мире, о человеке, о неразрывной связи человека с природой.

Перед вами иллюстрации из мира природы и человека, и у каждого из вас на столах отрывки из произведений С.Есенина. Приведите соответствия: отрывок из стихов- иллюстрация.    

Как формировался поэтический талант Есенина,  где истоки его поэзии?

( Слайд « истоки поэзии»)

Мировоззрение Есенина, его талант складывались под влиянием русской природы. Природа и Родина для поэта- неразрывные понятия. Образ Родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново- эта была вся Русь. И человек в поэзии Есенина является неотъемлемой частью природы, и связан с ней нерасторжимыми, кровными узами. Народность его поэзии проявляется в ощущении кровной связи с природой. Эта связь выражена в стихах Есенина через всю образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

( Слайды с художественными приемами Есенина)

Поэтическая концепция Есенина- Мировое древо, в центре которого деревенская изба.

( Слайды со словами Есенина)

По словам Есенина только любя свою Родину, свой народ, своих соотечественников, можно стать великим патриотом- гуманистом.

А что для вас значит слово «патриот», «патриотизм» ?

Бескорыстная любовь к Родине, желание трудиться ради ее блага, готовность  ее защищать.

Народность поэзии Есенина проявляется в том, что, ныне в 21 веке, человечное, свободолюбивое, в высшей степени патриотическое слово Есенина доходит до сердец  миллионов людей, пробуждая в них все лучшие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познавать и открывать для себя еще полнее свою Родину.

 

Домашнее задание: проанализировать стихи Есенина

«За темной прядью перелеска», «Спит ковыль», «Душа грустит о небесах», «Край любимый» и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"

Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"

В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и  творчеством  русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....