Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bednye_lyudi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литература. Класс: 6

Базовый учебник: «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010.

Тема урока: Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока: 1. Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками». 2. Путем замедленного прочтения  рассказа убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания. 3. Развивать умение аргументированного монологического выказывания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Необходимое оборудование: учебник, презентация к уроку.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Подготовка рабочих мест.

Ком. (слушать и понимать речь других).

2.

Постановка цели и задач урока.

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока.

Регулятивные

(целеполагание, планирование),

Познавательные общеучебные.

3.

Актуализация знаний.

Проверяет домашнее задание (всем: чтение статьи учебника об истории создания рассказа; индив.: подготовка сообщения о стихотворении в прозе В.Гюго «Бедные люди»).

Слушают сообщение обучающегося о стихотворении в прозе В.Гюго «Бедные люди», соотносят его содержание со статьей в учебнике, отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию.

Коммуникат. (владение монологической и диалогической формами речи).

Познават. (поиск и выделение необходимой информации).

Регулят. (оценка результатов домашней работы).

4.

Первичное восприятие и усвоение нового  учебного материала.

Выразительно читает рассказ на фоне романса «Утро туманное».

Отслеживает уровень понимания текста.

Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации.

Анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.

Личност. (нравственно-этическая ориентация).

Регулят. (саморегуляция).

Познават. (постановка и формулирование проблемы).

Логические (построение логической цепочки рассуждений).

5.

Динамическая пауза.

Зачитывает высказывания о доброте.

Встают, если согласны с высказыванием; остаются на своих местах, если не согласны.

Регулятивные

(самооценка)

6.

Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует групповую работу по анализу проблематики рассказа.

В группах анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя. Представляют результаты работы.

Познават.

(смысловое чтение),

коммуник.,

регулятив.,

личностн.

7.

Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)

Анализируют готовность к написанию творческой работы.

Коммуник.,

логические,

регулятивные контроля и оценки, самооценки, 

8.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?»; выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Познавательные, регулятивные, коммуникатив.,

личностные.


Материалы к уроку

  1. Фронтальный опрос по домашнему заданию:
  1. Какую оценку дал Л.Н.толстой стихотворению в прозе В.Гюго?
  2. Почему Л.Н.Толстой предпочел прозаическое переложение стихотворному?
  3. О чем говорит название произведения?

2. Беседа, направленная на уровень понимания обучающимися текста и на выявление чувств, вызванных услышанным и увиденным:

         1) Понравился ли вам рассказ Толстого?

         2)Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

         3) Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

         4) Соответствуют ли иллюстрации в презентации содержанию рассказа?

         5) Отражает ли музыка, сопровождавшая чтение рассказа, его эмоциональное воздействие?

3.  Динамическая пауза - высказывания о доброте:

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Гюго В.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Бэкон Ф.)

Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. (Руставели Ш.)

4. Вопросы для работы в группах:

  1. группа - Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Выпишите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
  2. группа - Расскажите об отношении Жанны к мужу. Составьте синквейн на тему взаимоотношений Жанны с мужем.
  3. группа – Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Запишите их.  У кого из героев рассказа есть имена? Как вы думаете, почему?
  4. группа - Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа. Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ.

5. Презентация к уроку - http://infourok.ru/material.html?mid=6234

6. В. Гюго. БЕДНЫЕ ЛЮДИ. Перевод В. Г. Бенедиктова – http://az.lib.ru/g/gjugo_w/text_1850_poe_benediktov.shtml



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преступление и ненаказание ( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)

Преступление и ненаказание( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») Необыкновенно современно звучит тема рассказ - тема ответственности школы за судьбы дет...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...

Распространение инновационного опыта в свете личного применения на уроках"Конструктор урока: технологическая карта и самооанализ своего урока"

Проведён методический семинар - практикум на уровне своей школы по ознакомлению с опытом работы Санкт-Петербургской гимназии по теме "Конструктор Гина", который включил в себя- изучение акти...

Материалы к уроку по рассказам В.Т. Шаламова

Материалы к уроку включают в себя технологическую карту, приложение с таблицей и материалы кейсов для исследовательской работы учащихся....

Технологическая карта и материалы к уроку по теме "Среда обитания"

Технологическая карта урока с разработанными дистами Достижений по теме, карточки-проверки домашнего задания...