материалы к уроку по рассказам Салтыкова-Щедрина
консультация по литературе (8 класс) на тему

Федорова Екатерина Геннадьевна

"История одного города"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Характеры героев напоминают персонажей бытовых сказок, в которых высмеивается глупость, лень, невежество, тупая покорность.

В главе цитируются произведения устного народного творчества, встречаются парафразы на многие фольклорные произведения: пословицы и поговорки («Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»; «стыд глаза не выест», «заблудиться в трех соснах») сказки-небылицы («Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»); народные песни («Не шуми, мати, зелена дубравушка»).

Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы – те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо все что попало. Думать эти головы не приспособлены.  Лишь  когда они  поистребили не только  соседей, но и самих себя, додумались искать, кто бы им устроил «порядок». Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. При всем том они еще хвастливы: «Нет нас народа мудрее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».

Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать». Вор-новотор, который помог им надеть это ярмо, говорит князю: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».

Город  Глупов  головотяпы заложили «на болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Все наместники князя – воры, каждый пуще предыдущего.  Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев  на бунты, а потом сами их же усмиряют.

«Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.

Салтыков-Щедрин использует богатые художественные средства фольклора в сатирических целях. Среди приемов, создающих образы глуповцев, синтаксические (ряды однородных членов, обращения, диалоги, параллельное строение фраз), лексические (устаревшая, высокая лексика в сочетании с низкой, разговорные выражения, искажения), изобразительно-выразительные средства (ирония, сарказм, гипербола, гротеск).

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. «История одного города» - это история многовекового  угнетения русского народа, история, в которой писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу как любящий сын своего Отечества.

«История города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чуда вообще», - утверждал Салтыков-Щедрин.

К сожалению, его произведения актуальны до сих пор.  Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Важно, что  в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает  критическое отношение к недостаткам общества. В этом своеобразие историзма писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преступление и ненаказание ( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)

Преступление и ненаказание( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») Необыкновенно современно звучит тема рассказ - тема ответственности школы за судьбы дет...

Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"

Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди"....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...

Материалы к уроку по рассказам В.Т. Шаламова

Материалы к уроку включают в себя технологическую карту, приложение с таблицей и материалы кейсов для исследовательской работы учащихся....