М. Ю .Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Барышникова Наталья Владимировна

Серия уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_i_sudba_m._yu._lermontova.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Охрозаводская средняя общеобразовательная школа

Учитель русского языка и литературы

Барышникова Н. В.

2009 год

...я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

                                                                             М.Ю. Лермонтов

ХОД УРОКА

I.  Слово учителя.

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

II.  Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова» (Слайд-лекция)

    М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

    Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

    Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

    Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

    Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

    Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

    Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

    В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

     По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

      Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

    Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

    В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

    Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

 М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

    Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

    Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

    Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

    13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л. С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

    Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.

    Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

 

III.  Выразительное чтение приготовленных дома стихотворений. Какие биографические мотивы звучат в этих стихотворениях?

IV. Слово учителя.

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

    Лирический герой — своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

    Для читательского сознания лирический герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

V. Беседа по вопросам:

1. Вспомните изученные ранее произведения М.Ю. Лермонтова: «Парус», «Ангел», «Молитва», «Синие горы Кавказа», «Каменный рыцарь», «Мцыри», «Бородино». (Желающие могут прочитать одно из стихотворений или отрывок из поэмы наизусть.) Каким видится вам лирический герой М.Ю. Лермонтова?

Слово учителя

Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. — ранний период;

2.  1837—1841 гг. — зрелый период.

    Лирический герой раннего Лермонтова — поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печатью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединенное самопознание.

    Лирический герой раннего Лермонтова — романтик. В нем живет «желание блаженства», образ небесно-земного, совершенного мира, населенного «чистейшими, лучшими существами», и стремление погрузиться в этот мир.

    Лирический герой более позднего Лермонтова сохранил за собой — в форме многозначительных намеков и иносказаний — личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы.

2. Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Слово учителя1

    Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.

    Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

    В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

   1) свобода и воля — центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;

   2) действие и подвиг — опорные мотивы. Действие — основа существования человека. Подвиг — тот след, который он должен оставить в жизни;

   3) одиночество — мотив и основная тема творчества;

   4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть — лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника — мир прощаний и воспоминаний;

   5)  изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие — знак избранности по отношению к «толпе», к    «другим»;

   6) Родина;

   7)  память и забвение;

   8) обман;

   9) мщение;

   10) покой;

   11) земля и небо;

   12)сон;

   13) путь;

   14) время и вечное!

   15) любовь;

   16) смерть.

 3. Какие мотивы из перечисленных доминируют?  

 4. Процитируйте   известные   вам   стихотворения   и   поэмы

М. Ю. Лермонтова, в которых звучат эти мотивы.

VI. Домашнее задание.

1. Читать и анализировать стихотворения «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Кинжал».

2. Сравнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» с одноименным стихотворением А.С. Пушкина.

  МОУ Охрозаводская средняя общеобразовательная школа

                     

Учитель русского языка и литературы

Барышникова Н. В.

2009 год

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

                                                     М.Ю. Лермонтов. «Пророк»

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

    Раздумья о назначении поэта, о роли поэзии в жизни общества, о божественной природе вдохновения и ответственности за этот дар уже не раз звучали в русской литературе. Вспомним «Памятник» Г.Р. Державина, «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.

     О трагической участи поэта (пророка, певца) писал и М.Ю. Лермонтов. Строки стихотворения «Смерть Поэта» всколыхнули русское общество, оцепеневшее от горя в дни трагической гибели А.С. Пушкина, заставили говорить о достойном наследнике великого поэта.

    Это стихотворение – начало зрелого периода в творчестве М. Ю. Лермонтова. Именно оно являлось причиной ссылки поэта на Кавказ.

(Слайд с изображением М.Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.)

II. Анализ стихотворения «Смерть Поэта» (1837).  

 -  Попытаемся понять переживания М. Ю. Лермонтова, определить идейное своеобразие произведения, понять, именно в этом стихотворении уже проявляется тема поэта и толпы.

 - Для этого сделаем подробный анализ стихотворения. Работаем в группах. (Задания проецируются на доску.)

    Задание для первой группы. Выделить композиционные части стихотворения.  Определите тему и идею каждой части. (Стихотворение на доске. Анализирующий  обращает внимание уч-ся на доску.)

  (Первая часть (33 строки) энергично вводит основную тему в ее особом, лермонтовском повороте: не просто гибель поэта, но убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету», не только скорбь надгробного слова, но и страстность обличения.

    М.Ю. Лермонтов адресует свое обвинение не только прямому убийце поэта — Дантесу. За несколькими уничтожающими штрихами, рисующими бездушного, безликого ловца «счастья и чинов», человека с пустым сердцем, встает куда более значимый образ всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара поэта».

    Вторая часть стихотворения (следующие 23 строки) стилистически значительно отличается от первой. Страстное обличение как бы уступает место надгробной элегии, скорби по поводу безвременной гибели героя-певца. В этой части Лермонтов более всего лиричен, давая волю глубоко личному чувству любви и боли.

    Третья часть (последние 16 строк) — знаменитое «прибавление». Здесь обвинение вырастает в проклятие в адрес тех, кто таится «под сению закона», перед кем «суд и правда — все молчи». Речь уже идет не столько о врагах Пушкина, сколько о всегдашних палачах «Свободы, Гения и Славы». Единственное, что может поэт противопоставить их безнаказанной и подавляющей силе — это свое презрение и веру в неотвратимость высшего суда.)

      Задание второй группе. Определить, как меняется ритмическая организация стиха по мере изменения темы. Выделить особенности рифмы.

(Четырехстопный ямб меняется вольным четырех-пяти-шестистопным. При написании стихотворения  использована перекрёстная рифма, причём чередуется женская и мужская рифма в первой части стихотворения во второй части используется опоясывающая рифмовка, затем смешанная последовательная и опоясывающая, затем автор возвращается к перекрёстной рифме и выдерживает её до конца стихотворения. Такая особенность рифмы подчёркивает возмущение автора, усиливает эмоции читателей.)

     Задания третьей группе. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Андрей Шенье» и посвящение к поэме «Кавказский пленник». Докажите, что во время создания стихотворения «Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов, погруженный в пушкинскую поэтическую стихию, не раз обращался к его темам и образам. Встречается ли здесь реминисценция?

(На доске проецируются стихи А. С. Пушкина и определение понятия реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.)

    (Во-первых, в стихотворении присутствует достаточно очевидная параллель с Ленским, «сраженным, как и он, безжалостной рукой». Во-вторых, возникает перекличка со строчками пушкинского «Андрея Шенье» — элегии о поэте, гибнущем на плахе, где герой, в частности, говорит:

 Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

 Я кинулся туда, где ужас роковой.

 Где страсти дикие, где буйные невежды,

 Где злоба и корысть!

      И, наконец, в определении поэта как «невольника чести» тоже прослеживается пушкинская реминисценция («Невольник чести беспощадной,// Вблизи видал он свой конец,// На поединках твердый, хладный,// Встречая гибельный свинец» — «Кавказский пленник».)

        Задания четвёртой группе.  Сопоставьте реальный образ А.С. Пушкина 30-х гг.    с образом  поэта  в стихотворении М.Ю. Лермонтова? Идентичны ли они?

     (Реальному Пушкину был чужд образ певца, противостоящего светской толпе,  возвышающегося  над ней: «Один как прежде...» Поэт у Пушкина не противостоит свету, а, напротив, принадлежит ему: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон, // В заботах суетного света // Он малодушно погружен (...)»

    В стихотворении же Лермонтова предстает некий обобщенный образ Поэта, в силу своего гения одинокого, гонимого, находящегося в неразрешимом противоречии с «владыками земными».)

           Задания пятой группе.  В данном стихотворении впервые отчетливо прозвучала типичная для лермонтовской поэзии тема поэта и толпы.

Какова «толпа» М.Ю. Лермонтова? Можно ли сказать, что убийца поэта стоит от нее особняком, или же он её часть? Чтение стихотворения наизусть.

     Какие мысли и чувства пробудило в вас это стихотворение?

   

  III. Сопоставительный анализ стихотворений. 

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения

М. Ю. Лермонтова эти строки? («Пророк»)

- Тема поэта и толпы, их вечного и трагически неразрешимого противостояния станет основной в стихотворении «Пророк» (1841), явившемся своеобразным полемическим ответом на известное стихотворение А.С. Пушкина с таким же названием.

 - Прочитайте стихотворения  «Пророк»  А.С. Пушкина и «Пророк»

 М.Ю. Лермонтова.

  - Заполните таблицу на основе сравнения двух стихотворений. ( Первый вариант заполняет первую колонку, второй – вторую, затем проводится сопоставительный анализ.

 

А.С.Пушкин «Пророк» 

М.Ю.Лермонтов «Пророк» 

1. Источник пророческого дара 

 

 

2. Образ пророка 

 

 

3. Взаимоотношения пророка и окружающего его мира. 

 

 

- Сделайте вывод.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

    Стихотворение «Пророк» Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка...» И вот, показывает Лермонтов, судьба того, кто, вняв гласу Бога, явился в мир «глаголом жечь сердца людей» — «В меня все ближние мои бросали бешено каменья».

    Пушкинскому пророку (после того, как божественное призвание освободило его от человеческих слабостей) в равной степени открыт как природный, так и человеческий мир. Лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа («И звезды слушают меня, // Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Таким образом, в соответствии со всем духом творчества М.Ю. Лермонтова тема «пророка» (непонятого, гонимого) раскрывается им как трагическая.

    Различие трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось и в самом образе пророка. В отличие от Пушкина, наделившего своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в рубище, он торопливо пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы (и это несмотря на «печать» избранности на его «челе»!).

V. Анализ стихотворения «Поэт» (1838).

   1. Прокомментируйте развернутое сравнение, положенное в основу стихотворения. (Стихотворение построено на сравнении кинжала, его прошлой воинской славы и бесполезного настоящего, когда «игрушкой золотой он блещет на стене», — и поэзии, утратившей ныне свою некогда значимую общественную роль.

     В стихотворении М.Ю. Лермонтова обобщены идеи, обсуждавшиеся в эти годы в русской и европейской литературе: поэзия утратила былую власть, превратилась в «золотую игрушку», салонное развлечение.)

    2.  Прослеживается ли в данном стихотворении традиционный лермонтовский мотив поэта и толпы? (Нет, лирический герой здесь не вдохновенный свыше поэт, чуждый толпе и не понимаемый ею, а выразитель народных дум, «могучие слова» которого жадно слушает «толпа». В этом контексте понятие «толпа» приобретает значение понятия «народ».)

    3.  Как вы понимаете заключительные строчки стихотворения? (Это призыв к поэту-гражданину вспомнить о своем высоком долге перед поэзией и народом.)

VI. Итог урока.   

Сделаем вывод.

- В каких направлениях проходит тема поэта и поэзии в творчестве

М. Ю. Лермонтова?

 (Начиная со стихотворения «Смерть Поэта» и через все творчество

М.Ю. Лермонтова тема поэта и поэзии проходит в двух направлениях: поэт и чуждая ему толпа и поэт как выразитель народных чаяний, его высокий глашатай.)

   - Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе, о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии как к голосу народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова?

 (Лирический герой более позднего Лермонтова сохранил за собой — в форме многозначительных намеков и иносказаний — личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного.) катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипетий собственной судьбы.

   - Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? (Лермонтов говорит о трагической участи поэта.)

   - Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании роли поэтического слова?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение «Смерть поэта».

2.  Прочитать стихотворения: «Дума» (1838), «Монолог» (1829), «Гляжу на будущность с боязнью...» (1838). Ответить на вопрос: « Какие темы, мотивы, образы объединяют эти стихотворения?»

Цели урока:

  • Определение общности тем стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт» - темы поэта и толпы, трагической участи поэта;
  • Введение понятия «реминисценция», развитие умения видеть параллели и намёки автора на другие произведения;
  • Обучение сопоставительному анализу стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и стихотворения  «Пророк» М. Ю. Лермонтова
  • Развитие навыка аналитического чтения и анализирования стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»;
  • Воспитание уважения к поэтическому творчеству, развитие эмоционального, творческого восприятия произведений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, сборники стихотворений М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация "М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество"

Урок литературы разработан для учащихся 6-7 классов и представляет собою литературную гостиную, которая знакомит учащихся с основными этапами жизни и творчества одного из великих русских поэтов 19 век...

М. Ю .Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова

Серия уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова....

Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....

Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебн...

Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»

Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"...

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"...