Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Соина Светлана Александровна

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется показать как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_soina_sa.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  ИКТ  

на уроках русского языка и литературы

Соина С.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется показать как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ при подготовке к уроку.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что информационно-педагогические технологии:

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • закреплении;
  • повторении;
  • контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

           Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.  

        Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

 

Тренажёр. Контроль за умениями, навыками учащихся.

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

      Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.  Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на        уроках, но и в домашних условиях;
  •  помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

Из этого вытекают следующие основные направления использования информационно-педагогических  технологий:

  • стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
  • способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • визуализация учебного материала;
  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
  • повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
  • разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
  • стимулирование воображения школьников;
  • способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности  к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. 

Важно отметить, что применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

  • повышению качества обучения;
  • выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;
  • радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;
  • эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
  • развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
  • развитию самостоятельности учащихся;
  • развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно:        а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);                          б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации; 
  • непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

Компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

В своей работе в школе я  стараюсь использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

  • планирования учебного материала и учебных занятий;
  • подготовки печатных материалов к урокам;
  • обработки результатов проверочных и контрольных работ.

 Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий,  я в  своей работе использую:

  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 9 класс);
  • справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты;
  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов;

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Информационная справка Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Любое современное образовательное учреждение уже невозможно представить без компьютерной техники, без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Основной задачей нашего образовате...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Привлечение таких средств позволяет фо...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...