Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Музыкина Елена Александровна

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie._v_gostyakh_u_dedushki_krylova.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Конкурс знатоков «В гостях у дедушки Крылова»

для учащихся 5-6 классов.

Номинация «Предметы предметы гуманитарного цикла»

(внеклассная деятельность по литературе)

Музыкина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ ООШ № 164 п. Амзас  Таштагольского района  Кемеровской области

«Басни Крылова –  книга мудрости самого народа».                                             Н. В. Гоголь

«Мне  чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека.»

(«К другу моему», 1793)

Цели:

  • познакомить учащихся с малоизвестными для них страницами  биографии И.А.Крылова,
  • расширить круг чтения учащихся 5-6 классов,
  • обобщить знания о жанре басни, ее жанровых признаках,
  • развивать навыки выразительного чтения,
  • воспитывать культуру общения.

Оформление: портрет И.А.Крылова, эпиграф «Басни Крылова –  книга мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь), выставка его книг, рисунки учащихся, кроссворд «Басни Крылова», два черных ящика, презентация, мультфильм.

  Для проведения конкурса учащиеся разделились на две команды, которым было дано задание прочитать басни, написать небольшие сочинения о героях-животных, сделать рисунки к басням, подготовить инсценировки понравившихся басен. В роли ведущих выступят учащиеся старших классов, помогавшие  отбирать материал для мероприятия. Некоторые факты ребята позволили себе подправить, интерпретировали. Старшеклассники могут быть членами жюри.

Конкурс начинается с выразительного чтения стихотворения  М. Исаковского  об И.А. Крылове подготовленным  старшеклассником:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде открывал сердца.

Слово учителя. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об Иване Андреевиче Крылове, великом русском баснописце. Скоро будет отмечаться его юбилей – 250 лет со дня рождения.  В нашей стране его любят и взрослые, и дети. Не сразу  Крылов стал  популярным, только в  37 лет к нему приходит первый успех. В печати появляются  новые басни, сборники выходят отдельными изданиями, общий тираж которых при жизни баснописца составил 77 тысяч, неслыханные цифры в то время.  Любимым блюдом всякого литературного вечера были басни Крылова.

Давайте с вами подумаем над следующими вопросами. Почему его творчество не стареет? Почему так актуальны его басни в наше непростое время? Почему в литературе и в нашем сознании возникает образ «дедушки Крылова»?  Итак, идем в гости к «дедушке».

1 ведущий. С самого раннего детства образ дедушки Крылова, еще не вполне осознанный, но бесконечно дорогой, входит в нашу жизнь и сопровождает нас до ее конца. Он неожиданно появляется где-то рядом, а мы даже не задумываемся – кто он – писатель, драматург, баснописец.

2 ведущий. Сами по себе идут с нами по жизни крыловские умные звери с их человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В своем просторном халате и в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с миром народной сказки.  

В зале гаснет свет, включается иллюминация, звучит космическая музыка. В кабинете за столом сидит Крылов с растрепанными волосами в старом домашнем халате и что-то пишет гусиным пером. К нему в кабинет входит Алексей Николаевич Оленин.

1 ведущий.   Историческая справка.    Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки, член Государственного совета. Знаток античности и русских древностей. Дом Олениных в Петербурге и дача привлекали литераторов, художников, музыкантов, где частым гостем был и Крылов.

Оленин. Что пишете новенькое, Иван Андреевич?

Крылов. Да вот изучаю греческий. Не хочу, чтобы Гнедич при чтении перевода «Илиады» мне говорил, что я не знаю греческого, поэтому должен молчать и не высказывать свои замечания о переводе. Скоро я ему докажу, что он переводит неправильно.

Оленин. Похвально, Иван Андреевич. А я зашел пригласить вас пожить некоторое время у меня на даче, в Приютино.

2 ведущий.   Историческая справка.  Николай Гнедич – знаменитый переводчик 19 века. Читая перевод Оленину, литератор Гнедич был совершенно поражен, когда Крылов, вступивший  с ним в спор, взял подлинник, прочитал стих по-гречески и перевел, а потом просто ответил, что выучился языку недавно.

1 ведущий. Историческая справка.  Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Он подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Пока Крылов гостил на даче, в его доме, где он жил довольно грязно, Елисавета Марковна Оленина с Варварой Алексеевной велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнесся к такой заботливости Иван Андреевич –  неизвестно; но когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в ново отделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые   разгуливали по мебели, столам.

2 ведущий.   В отшельнической жизни своей Крылов нашел забаву, обучая детей грамоте и прослушивая их уроки музыки. Он усыновил семейство крестницы своей, которое и поместил на квартире с собой. Ему весело было, когда около него играли дети, с которыми дома обедал он и пил чай.

Равнодушие и беспечность еще заметнее сделались в нем в последние годы жизни. В доме, смежном с его квартирой, случился пожар.

Крылов у себя в кабинете, развалившись на диване (можно заменить широким стулом), читает журнал.

Слуга. Иван Андреевич! Пожар! Горим! (Люди бегают, выносят вещи). Иван Андреевич! Соберите свои бумаги и дорогие вещи, поспешите! (В доме крик, суета, беготня.)

Крылов. Подать мне чаю! (Не торопясь, выпивает, начинает одеваться как бы нехотя. Выходит на улицу и смотрит на горящее здание.)  Не для чего мне перебираться! (Возвращается к себе и ложится спать.)

1 ведущий. Всегда ли таким беспечным был Крылов?

Крылов сидит в кресле, рядом мальчик и девочка.

Девочка. Дедушка, расскажи о своем детстве.

Крылов. Жизнь  моя  сложилась так, что мне  не пришлось даже учиться. Мой отец — Андрей Прохорович Крылов — армейский офицер. Во время пугачевского бунта он руководил обороной Яицкого городка. Пугачев, бравший до этого одну крепость за другой, не сломил оборону и обещал повесить Крылова с его семейством. Я с матушкой находился  в Оренбурге. В 1775 отец вышел в отставку и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества, а в 1778 умер. Тяжело было. Пришлось мне в губернском суде очинивать перья, переписывать бумаги, разносить пакеты. 

Мальчик. Неужели ты не учился? Кто были твои учителя?

Крылов. Именно в это время  я оказался на торговой площади среди простого народа, где мне вдруг «пробило ухо» и я открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор люблю,  растворившись в толпе,                                                                                                        оказаться среди прачек и водовозов, прислушиваться, как они говорят. Здесь русская речь раздольно звучит во всем блеске – образная, меткая. Это заменило мне школьные классы. В 1782 переехал  в Петербург, активно стал заниматься самообразованием. Хорошо научился играть на скрипке, выучил теорию музыки, принимал участие в квартетах известных мастеров.  Выучился читать и писать по-французски и  по-немецки, а моя любовь к музыке Николо Паганини подтолкнула к изучению итальянского языка. А еще я разбирался в математике и познакомился практически со всеми литераторами и того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой.

2 ведущий. Иван Андреевич был носителем идей Просвещения, убежденным и последовательным гуманистом, высоко ценил человека, человеческое достоинство.

Крылов.

Чинов я пышных не искал,

И счастья в том не полагал,

Что в низком важничать народе,

В прихожих ползать не ходил.

Мне  чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека; - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой

Его достойно сохранить,

Считал одной не ложно славой.

                                 («К другу моему», 1793)

2 ведущий. Крылов прожил нелегкую жизнь: скитался по разным губерниям, общался с представителями различных слоев общества, что способствовало широкому кругу знакомств с разными сторонами и явлениями русской жизни, обогащению внутреннего мира Крылова. В своем творчестве баснописец стремился показать русскую жизнь такой, какой она была на самом деле.

1 ведущий. Сотрудничая в литературных журналах, Крылов пишет комическую оперу «Кофейница», сатирические комедии: «Проказники», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам».  В последних талант Крылова – сатирика проявился в наибольшей степени. Сейчас мы увидим сценку из комедии «Урок дочкам», в которой две дочери дворянина Валькарова мечтают познакомиться с настоящим маркизом, а им оказывается слуга Семен.

Действующие лица:

Валькаров, дворянин.

Фекла и Лукерья, его дочери.

Горничная Даша.

Слуга.

«Француз» Семен.

Валькаров. Молчать! Молчать! Что за воспитание? Стыдно, государыни, стыдно!.. В чем ваше знание? Как одеться или над которой бровью поманерней развесить волосы? Какие ваши дарования? Несколько модных песенок и неутомимость прыгать и кружиться на балах? Да болтать              по-французски, но так, что не приведи Бог рассудительному человеку слышать ни на каком языке!

Слуга. Какой-то маркиз-француз просит позволения войти.

Валькаров. Спроси кто и зачем.

Фекла. Француз, душенька, хоть бы взглянуть на него.

Лукерья. Сестрица душенька, маркиз!

Фекла. Батюшка, задержите маркиза хоть на несколько дней!

Лукерья. Сестрица! Чай, мы уроды уродами! Посмотри, что за платье, что за рукавчики! Как мы маркизу покажемся? Даша, принеси нам шали, мы их накинем. А носят ли в Париже шали?

Фекла. Нет, нет, останемся лучше так. Дай-ка, Даша, румяна, кажется в Париже румянятся. (Обе услуживают друг другу.) Как же нам его принять? Займемся работой, как будто ничего не знаем. Даша, подай нам работу.

Даша. Да какую вам работу? Вы же никогда не работаете?  (В сторону.) Ну право, они одурели.  

Лукерья. Ох, нет! И не надо? Знаешь ли что, сестрица, сядем, будто мы что-то читаем.

Фекла. Прекрасно! Дай нам, Даша, две книжки да надвинь волосы на левый глаз!

Даша. Да какие книги? У вас же только модный журнал, и тот батюшка приказал выбросить, а из библиотеки вы книг не читаете. Да что с вами происходит?

Лукерья. У нас будет гостить маркиз из Парижа.

Фекла. Как воображу, что он из Парижа, так сердце бьется, я в такой радости, что выразить не могу! (Говорит на ломаном французском языке.)

Даша. Что за гость! Что за маркиз!

Появляется «маркиз» - слуга Семен, одетый во фрак и причесанный на французский манер.

Даша. Ах, этот негодный Семен! Что это он затеял?

Занавес закрывается.

2 ведущий: Так изобразил Иван Андреевич быт и нравы помещичьей усадьбы. Несмотря на шумные постановки на сцене, Крылов не сразу нашел свой род литературы. Как было ранее сказано, только в 37 лет к нему приходит первый успех и в печати появляются  басни, а сборники выходят отдельными изданиями. Народная слава и признание помогли ему  в 1812 году выиграть в конкурсе  на место в Петербургской публичной библиотеке.

Крылов в милом, семейном кружку Олениных был довольно  словоохотлив. Однажды, на масленице, Иван Андреевич пришел к Оленину раздосадованный, сердитый.

Оленин. Что ты такой пасмурный?

Крылов. Ходил под балаганы гулять и ужасно прозяб.

        Оленин. Охота тебе туда таскаться.  

Крылов. Да нет, позвольте. Я подошел к одному балагану; вышел «дед», снял с головы шляпу и, показывая ее публике, спрашивает: «В шляпе ничего нет, господа?» Ответили, что ничего. «Ну, так погодите», — сказал «дед», поставил  шляпу  на  перила  и  скрылся.  Это  меня  заинтересовало;  я   решился
подождать, чем кончится дело. Ждал, ждал, а «деда» нет. Наконец, через полчаса, он вышел, приподнял с перил шляпу и, опять показывая ее публике, сказал: «Ничего нет в шляпе?» Отвечают: «Ничего». «Старик» заглянул в шляпу и преспокойно говорит: «А ведь и в самом деле ничего!» Одурачил всех нас совершенно: каково, с добрых полчаса ждал я его выхода, какую-де он штуку выкинет! А штука-то самая простая.

1 ведущий: Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Н.В.Гоголя, который сказал, что у Крылова «всюду Русью пахнет» и что его «басни – книга мудрости самого народа».

Героями басен являются самые обычные люди: молодая девушка, сумевшая отказать всем женихам и в итоге вышедшая замуж за калеку («Разборчивая невеста»); крестьянин, призывающий смерть, так как  иссох «весь от нужды и трудов», но «увидевший ее свирепую осанку», смог подшутить, что звал ее, «чтоб помогла поднять ему вязанку» дров («Крестьянин и смерть»); купец, хвастающийся перед племянником, как он продал гнилой и старый отрез сукна, но все-таки попавший в олухи, потому что «взял фальшивую бумажку» («Купец»).  

2 ведущий. Не менее популярны герои-животные, такие как Лиса и Ворона, Стрекоза и Муравей, Волк и Ягненок, Мартышка и Медведь, Осел и Соловей, а также другие животные, птицы, насекомые. Они могут быть мудрыми, как люди, а могут быть носителями худших человеческих качеств: зависти, жадности, угодничества, лести. У каждого персонажа свой характер, свой порок.

А сейчас у нас будет возможность проверить, как вы знаете басни Крылова. Познакомившись с его героями однажды, их уже трудно забыть. Победители будут приглашены «дедушкой» на чаепитие.

Проводит конкурс знатоков «дедушка Крылов».

Конкурс «Что мы знаем о басне?»

На конкурс знатоков допускаются только те ребята, которые докажут своими знаниями, что они достойные мои наследники. Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ получаете один балл).

1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное произведение эпического характера, обычно в стихах, содержащее нравоучение.)

2. Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей.)

3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка.)

4. Какие способы используют авторы басен для достижения своей цели? (Обобщенные образы, которые представляют яркие, типичные характеры, являются носителями определенных пороков, недостатков.)

5. Назовите обязательные элементы басни. (Мораль, зачин, повторы, постоянные эпитеты, аллегория, поэтический образ.)

6. Назовите синонимы  термина «аллегория» (Иносказание, эзопов язык.)

Конкурс «Кто больше?»

Задание 1 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются животные.

Задание 2 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются представители пернатого мира.

 Конкурс «Черный ящик»

 Задание 1 команде. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это такое? (Зеркало.)

Задание 2 команде. Здесь лежит предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». Что это за предмет? (Очки.)

Конкурс «Продолжи афоризм»

Я начну крылатое выражение, а вы закончите фразу. Отвечаете по очереди.

  • Ты все пела? это дело... (Так поди же попляши!)
  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник... (А сапоги тачать пирожник).
  • А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь).
  • Кукушка хвалит Петуха... (За то, что хвалит он Кукушку).
  • Вот друга я люблю…(Зато уж чванных не терплю).
  • Наделала Синица славы... (А море не зажгла).
  • Чем кумушек считать трудиться... (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) 
  • Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет).
  • Ты виноват уж тем…(Что хочется мне кушать).
  • Вперед чужой беде…(Не смейся голубок).

Конкурс «Кто это?»

Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет», взялись «с поклажей воз везти».

Конкурс «Отгадай басню»                                                                                 Пришло время узнать, из каких басен следующие строчки:

  •  «Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум». («Волк на псарне».)
  • «Уж сколько раз твердили миру…». («Ворона и лисица».)
  •  «Вся слава Лисоньке и честь! Богатое дано ей награжденье». («Лиса-строитель».)
  • «А ларчик просто открывался». («Ларчик».)
  • «У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок».)
  •  «В семье не без урода». («Слон на воеводстве».)
  • «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом». («Осел и Соловей».)
  • «Слона-то я и не приметил». («Любопытный».)
  • «А вы, друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»)
  • «А кисти сочные, как  яхонты  горят;  Лишь то  беда,  висят они  высоко»     («Лисица и виноград».) 

Конкурс  «Инсценировка басни».

Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием, какие подготовили декорации и костюмы для инсценировки своей басни.

Конкурс «Расскажите анекдот»

При моей жизни благодаря необычайной известности обо мне ходило много анекдотов. Многие были основаны на достоверных фактах. Какие вы знаете? По-моему, с этим заданием справятся только капитаны.

1. Траектория падения

В комнате Крылова над его любимым диваном висела большая картина в массивной раме. Кто-то из его друзей заметил, что один из двух гвоздей, на которых она висит, непрочен и рано или поздно картина сорвется и убьет Крылова.

—Нет, — успокоил заботливого друга Иван Андреевич, — я прикинул траекторию падения картины: угол рамы опишет дугу и минует мою голову.

2. Лягушки квакают к дождю

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

—Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!

  • Да, — подхватил  баснописец,  проходя мимо них, — потому, видно, и лягушки  расквакались.

3. Много и мало

Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет.

—Так и должно быть, — ответил Крылов. — Пусть лучше нарекают, что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.

4. Богач и рудник

  • А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? — спросил однажды Крылов богатого графа.
  • Какая, батюшка? — спросил граф.
  • Рудник хорош, когда его разроют, а богач, когда его зароют.

5. Стерлядь

Как-то за обедом приезжий помещик, который любил приврать, рассказывал о стерляди, которую рыбаки ловят на Волге.

—Один раз прямо перед моим домом люди вытащили  стерлядь. Вы не поверите, но я вас уверяю, длина ее вот отсюда и до — помещик протянул руку с одного конца стола к другому, где сидел Крылов.

Иван Андреевич встал, отодвинув стул, и сказал:

—Позвольте, я пропущу вашу стерлядь.

6. Одеяло

Как-то в компании обсуждали богатого купца. Говорили о том, что он имеет более шести миллионов дохода.

—Это уж слишком много, — заметил Крылов, который любил полежать на диване под одеялом. — Все равно если бы я имел одеяло в двадцать метров.   

Конкурс «Найди пару»

Многие басни мы уже сегодня вспомнили, некоторые даже увидели, поэтому легко  справитесь  с последним заданием. Найдите герою басни  пару. Посмотрим, чья команда наберет больше правильных ответов.

Мартышка (Медведь).

Фока (Демьян).

Повар (Кот).

Кукушка (Петух).

Моська (Слон).

Свинья (Дуб).

Ягненок (Волк).

Ворона (Лисица).

Муравей (Стрекоза).

Федя (Сеня)

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет победителей.

Слово учителя. Вот таким мы увидели Ивана Андреевича Крылова: внешне простодушным, лукавым, презирающим быт, сонливым ленивцем, любящим поесть. А под маской билось сердце философа, патриота и гражданина. При жизни он не стремился к известности, к власти, не достиг он знатности, не обладал богатством и жил – то почти затворником, но наполнил собою помышления миллионов людей, вселился в их душу и навек остался присутственным  в их уме и памяти. Древние говорили о Гомере: «Он каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько дает, сколько кто взять может». Словами современника великого баснописца, дедушки Крылова,   Михаила Плетнева  мы и закончим наше мероприятие.

Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Цели:1.      Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни ...

Урок литературы в 5 классе "В гостях у дедушки Крылова"

Материал урока поможет учащимся систематизировать знания по творчеству Крылова....

Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...

Проект по литературе в 5 классе по теме "В гостях у дедушки Крылова"

Данный проект вызывает интерес  к чтению басен И. А. Крылова...

Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы

Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...

В гостях у дедушки Крылова (урок-концерт)

Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев....