Романтические поэмы А. С. Пушкина
презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanticheskie_poemy._pushkin.doc49 КБ
Office presentation icon pushkin.yuzhnye_poemy.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока,9 класс.

Романтические поэмы Пушкина. Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

Цели:

Углубить представление о  признаках жанра романтической поэмы;

Обзор  поэм, работа с текстом, анализ эпизода,  составление характеристики персонажей.

      Ход урока.

I. Оргмомент.  Опрос д/з  Тема поэта и поэзии. Стихотворения.

II. Южная ссылка — период расцвета романтизма Пушкина, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов.

  • В творчестве Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820-21) во многом подготовил «Евгения Онегина»; важное место займут в дальнейшем тема мятежной «воли» и нравственного закона, заявленная в «Братьях-разбойниках» (1821-22).

  •  В этих поэмах впервые у Пушкина четко намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис.

  •     Личность и общество, границы между свободой личности и её произволом — центральной темы поэмы «Цыганы» (1824), где раскрывается безысходность своевольно-индивидуалистической жизненной позиции, её тираническая сущность. 

 III. Отличительные черты романтических поэм Пушкина.

  • Южным поэмам придает оригинальность и стих. Четырехстопный ямб благозвучен, музыкален.

  • При главенствующем субъективно-лирическом отношении к изображаемым событиям в южных поэмах более или менее отчетливо проявляются и объективно-повествовательные реалистические тенденции

  • Лексика южных поэм поразительно многоцветна. Пушкин пользуется в них, кажется, всем эмоциональным регистром родного языка

                                              IV. Обзор поэм.

 «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН»

  • Поэма «Бахчисарайский Фонтан» была начата весной 1821 года. Основная часть поэмы написана в течение 1822 года. В 1823 году набрасывались проекты вступления. Осенью 1823 года поэма получила окончательную отделку и была подготовлена к печати. Первое издание поэмы «Бахчисарайский Фонтан» вышло из печати 10 марта 1824 года.

«БРАТЬЯ_РАЗБОЙНИКИ»

  • Поэма написана в 1821 — 1822 годах. Ее полный текст сожжен Пушкиным. Отрывок, который остался, напечатан Пушкиным в «Полярной звезде»  (1825 год), а затем отдельной книжкой в 1827 г.

  • О содержании всей поэмы можно судить по сохранившемуся плану

  • I. Разбойники, история двух братьев.
  • II. Атаман и с ним дева; хлад его etc.; песнь на Волге.
  • III. Купеческое судно, дочь купца.
  • IV. Сходит с ума.
  • В письме Пушкина Вяземскому от 11 ноября 1823 г. сообщается, какой действительный случай лег в основу данного отрывка. Вообще же картины разбоя подсказаны Пушкину тем, что под влиянием обнищания крестьянства на юге России в эти годы происходили постоянные бунты и организовывались разбойничьи шайки.

«ЦЫГАНЫ»

  • Дата создания: 1824, опубликовано 1827. 

  • В создании характеров героев, и в обрисовке быта цыган Пушкин идет по пути приближения к истинной жизни, насыщения поэзии конкретным правдоподобием, реалистическими деталями.
  • То же можно проследить и в композиции поэмы, где все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы.
  • Часты в «Цыганах» и переносы стиха, что сближает язык поэмы с разговорным.  
    Последняя романтическая поэма Пушкина «Цыганы» ознаменовала новый этап в творчестве поэта. От романтической субъективности к реалистической объективности — таков путь Пушкина в создании этого произведения.

Алеко покидает свой мир, “преследуемый законом”. Ему кажется, что он обретает покой и счастье в цыганском таборе, среди свободного народа, не связанного узами, а лишь чувствами:

Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелетный.
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал...

Но Алеко лишь попутчик их. Он совершенно иной. Придя из другого мира, он приносит с собой и его законы. Как предостережение, звучат слова автора:

Но Боже! как играли страсти
Его послушною душой!

Рассказывая Земфире о своем прошлом, Алеко с презрением говорит о том мире, который покинул:

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой.
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят.
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Алеко готов вечно делить “досуг и добровольное изгнанье” с любимой. Он доволен своей новой жизнью, внешне разделяя с цыганами их быт. Но герой не может до конца принять законов вольного народа. По словам старого цыгана:

Он “любит горестно и трудно...
А сердце женское - шутя”.

В ответ на рассказ старика о своей жизни Алеко удивляется, что тот не убил свою неверную жену. Алеко не понятны слова цыгана: “Кто в силах удержать любовь?” Он грозно отвечает: “Я не таков!” Алеко готов биться за свою любовь или хотя бы мщением утешиться. Придя к цыганам, он не изменяется. Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью:

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов;
Мы не терзаем, не казним -
Не нужно крови нам и стонов,
Но жить с убийцей не хотим...

Сильные и свободолюбивые, цыганы так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко:

Ты для себя лишь хочешь воли...

V. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

  • 13 января 1823 г. Пушкин просился в непродолжительный отпуск, о чем довели до сведения государя, но высочайшего разрушения не последовало. Это усиливало его оппозиционное настроение.
  • В «Кавказском Пленнике», сам автор различает две части, по его мнению плохо связанные между собою: 
    описательно-этнографическую (лучше удавшуюся) и романтическо-психологическую. 

Яркие, необузданные, порой жестокие и холодные, герои этих поэм привлекают к себе внимание читателей не только своей необычностью, но и закономерным появлением этих характеров в определенную эпоху развития России. Поэмы созданы по канонам романтизма. Мы не знаем предыстории героев. Они появились ниоткуда и через некоторое время канут в никуда. Всех их отличает сила характера, порыв к свободе. В прошлом у каждого бурная и бесплодная молодость:

Где бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.

Герой поэмы “Кавказский пленник” жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:

Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя.
Охолодев к мечтам и лире...
Свершилось... целью упованья
Не зрит он в мире ничего... Он раб...
И жаждет сени гробовой.

Оказывается, свобода - это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену:

Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.

Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.


Вывод:

Художественные достижения южных поэм еще более возвысили Пушкина на литературном Олимпе. Его окончательно признали главой прогрессивной литературы России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи. Жадно читаемые всей грамотной Россией романтические поэмы Пушкина подняли русскую литературу на новую высоту и оказали огромное влияние на все ее дальнейшее развитие.

VI. Д/З:

«Борис Годунов» -  первая реалистическая трагедия/

сюжет  трагедии, характеристика героев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин « Южные поэмы».

Слайд 2

Южная ссылка — период расцвета романтизма Пушкина, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов.

Слайд 3

В творчестве Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820-21) во многом подготовил «Евгения Онегина»; важное место займут в дальнейшем тема мятежной «воли» и нравственного закона, заявленная в «Братьях-разбойниках» (1821-22). В этих поэмах впервые у Пушкина четко намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис. Личность и общество, границы между свободой личности и её произволом — центральной темы поэмы «Цыганы» (1824), где раскрывается безысходность своевольно-индивидуалистической жизненной позиции, её тираническая сущность.

Слайд 4

Южным поэмам придает оригинальность и стих. Четырехстопный ямб благозвучен, музыкален. При главенствующем субъективно-лирическом отношении к изображаемым событиям в южных поэмах более или менее отчетливо проявляются и объективно-повествовательные реалистические тенденции Лексика южных поэм поразительно многоцветна. Пушкин пользуется в них, кажется, всем эмоциональным регистром родного языка

Слайд 5

Бахчисарайский фонтан. Поэма «Бахчисарайский Фонтан» была начата весной 1821 года . Основная часть поэмы написана в течение 1822 года . В 1823 году набрасывались проекты вступления. Осенью 1823 года поэма получила окончательную отделку и была подготовлена к печати. Первое издание поэмы «Бахчисарайский Фонтан» вышло из печати 10 марта 1824 года .

Слайд 6

Братья разбойники. Поэма написана в 1821 — 1822 годах. Ее полный текст сожжен Пушкиным. Отрывок, который остался, напечатан Пушкиным в «Полярной звезде» (1825 год), а затем отдельной книжкой в 1827 г. О содержании всей поэмы можно судить по сохранившемуся плану I. Разбойники, история двух братьев. II. Атаман и с ним дева; хлад его etc.; песнь на Волге. III. Купеческое судно, дочь купца. IV. Сходит с ума. В письме Пушкина Вяземскому от 11 ноября 1823 г. сообщается, какой действительный случай лег в основу данного отрывка. Вообще же картины разбоя подсказаны Пушкину тем, что под влиянием обнищания крестьянства на юге России в эти годы происходили постоянные бунты и организовывались разбойничьи шайки.

Слайд 7

Цыганы. Дата создания: 1824, опубликовано 1827. В создании характеров героев, и в обрисовке быта цыган Пушкин идет по пути приближения к истинной жизни, насыщения поэзии конкретным правдоподобием, реалистическими деталями. То же можно проследить и в композиции поэмы, где все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы. Часты в «Цыганах» и переносы стиха, что сближает язык поэмы с разговорным. Последняя романтическая поэма Пушкина «Цыганы» ознаменовала новый этап в творчестве поэта. От романтической субъективности к реалистической объективности — таков путь Пушкина в создании этого произведения.

Слайд 8

Подобно птичке беззаботной, И он, изгнанник перелетный. Гнезда надежного не знал И ни к чему не привыкал... Но Боже! как играли страсти Его послушною душой! Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой. Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят. Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей. Алеко покидает свой мир, “преследуемый законом”. Ему кажется, что он обретает покой и счастье в цыганском таборе, среди свободного народа, не связанного узами, а лишь чувствами. Придя из другого мира, он приносит с собой и его законы. Рассказывая Земфире о своем прошлом, Алеко с презрением говорит о том мире, который покинул:

Слайд 9

Он “любит горестно и трудно... А сердце женское - шутя”. Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов; Мы не терзаем, не казним - Не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим... Ты для себя лишь хочешь воли... Алеко готов вечно делить “досуг и добровольное изгнанье” с любимой. Он доволен своей новой жизнью, внешне разделяя с цыганами их быт. Но герой не может до конца принять законов вольного народа. По словам старого цыгана, его чувства иные, нежели у них. В ответ на рассказ старика о своей жизни Алеко удивляется, что тот не убил свою неверную жену. Алеко не понятны слова цыгана: “Кто в силах удержать любовь?” Он грозно отвечает: “Я не таков!” Алеко готов биться за свою любовь или хотя бы мщением утешиться. Придя к цыганам, он не изменяется. Свободолюбивый народ отвергает Алеко с его жестокостью. Сильные и свободолюбивые, цыганы так же милосердны, как и мудры. Они понимают Алеко.

Слайд 10

Кавказский пленник. 13 января 1823 г. Пушкин просился в непродолжительный отпуск, о чем довели до сведения государя, но высочайшего разрушения не последовало. Это усиливало его оппозиционное настроение. В « Кавказском Пленнике» , сам автор различает две части, по его мнению плохо связанные между собою: описательно-этнографическую (лучше удавшуюся) и романтическо-психологическую.

Слайд 11

Где бурной жизнью погубил Надежду, радость и желанье, И лучших дней воспоминанье В увядшем сердце заключил. Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя. Охолодев к мечтам и лире... Свершилось... целью упованья Не зрит он в мире ничего... Он раб... И жаждет сени гробовой. Казалось, пленник безнадежный К унылой жизни привыкал. Тоску неволи, жар мятежный В душе глубоко он скрывал. И на челе его высоком Не изменялось ничего. Герой поэмы “Кавказский пленник” жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен. Оказывается, свобода - это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену. Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,- дева говорит,- беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.

Слайд 12

Художественные достижения южных поэм еще более возвысили Пушкина на литературном Олимпе. Его окончательно признали главой прогрессивной литературы России, поэтом, наиболее ярко воплощающим передовые идеи своей эпохи. Жадно читаемые всей грамотной Россией романтические поэмы Пушкина подняли русскую литературу на новую высоту и оказали огромное влияние на все ее дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму....

Романтическая поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»

Данные об автореАвтор(ы):  Cадриева А.Э.Место работы, должность:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Рес...

Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения

На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....