Катерина — представительница женщин с горячим сердцем. (А.Н. Островский пьеса "Гроза")
статья по литературе по теме

Крикунова Яна Владимировна

Статья

"Катерина — представительница женщин с горячим сердцем" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Катерина — представительница женщин с горячим сердцем.

        Корифей русской литературы, Александр Николаевич Островский (1823-1886) являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского замечателен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков — во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа.

         Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновали 35-летний юбилей его литературной деятельности, Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского» (1).

          Как, наверное, волновался Островский, когда читал это письмо, как

дрожал в его руке листок почтовой бумаги! Ведь какую долгую дорогу, состоявшую из борьбы за свое призвание, непонимания и прямой клеветы, счастливых и изнурительных трудов, должен был он пройти. Прежде чем завоевал заслуженное им место на российских подмостках.

        Существует ряд монографий, статей, посвященных исследованию творчества А.Н. Островского (Б.О. Костелянец, 1982, А.Л. Штейн, 1967 и др.)

        А.Л. Штейн в своем труде «Три шедевра А.Островского анализирует пьесы «Гроза» и «Бесприданница», главные героини которых и есть женщины с горячими сердцами.

        Островский был наследником не только Гоголя, но и Пушкина. В образе Катерины с особой силой выразилось поэтическое пушкинское начало творчества Островского. Катерина из той же плеяды русских женщин, что и пушкинская Татьяна.

        На основе данных выдающихся исследователей попытаемся выявить и проследить судьбу героини с горячим сердцем. Источником работы явился текст пьесы «Гроза», которая  посвящена женской судьбе.

        Лучшей статьей о «Грозе» справедливо считается статья Добролюбова «Луч света в темном царстве». Добролюбов отметил в пьесе главное: сильный и цельный характер Катерины, ее внутренняя свобода и нежелание покоряться власти Домостроя говорит о том, что в народе есть силы, способные сокрушить «темное царство» старой России.

        Хотя пьеса и заканчивается гибелью героини, но Добролюбов справедливо писал: «В «Грозе» есть... что-то освежающее и ободряющее...

самый характер Катерины... веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

        Русский артист А.И. Южин пишет о «Грозе» в статье под названием «Романтизм и Островский», что душевная жизнь Катерины, ее мечтательность и страстность заключают в себе нечто романтическое. Ведь именно романтики первые дали изображение мечтательной души.

        Сопоставление разных точек зрения на образ Катерины, попытаемся представить в виде  таблицы, которую заполним тезисами из статей «Луч света в темном царстве» Добролюбова и «Мотивы русской драмы» Писарева.

Добролюбов

Писарев

...Прежде всего Вас поражает своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается в нем органически...

...Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия...

...Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает ее организм , самое ничтожное событие, самый пустой разговор производит в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты...

...Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра...

        Эту таблицу можно продолжить, но уже эти тезисы демонстрируют нам расхождения в оценках критиков, столкновение мнений.

        Будем придерживаться точки зрения Добролюбова.

        Характер Катерины раскрывается через быт. Возникает вопрос: почему Островский воплотил черты народного характера в образе женщины из купеческого сословия?

        Катерина — купеческая жена и происходит, очевидно, из купеческого звания. Семья была не из бедных, и это открывало Катерине досуг, которого не было задавленной крепостным трудом крестьянки. То, что Катерина, как женщина, не имела дела с прозаическими делами купеческого сословия, спасло ее от воздействия меркантильного, торгашеского духа. Катерина сохранила свой духовный мир.

        Тип Катерина — народный тип, и красота ее соответствует народным представлениям о женской красоте.

        Катерина — женщина необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится, - говорит о ней Борис. И Кудряш сразу узнает, о ком идет речь: «Так это молодая Кабанова, что ль?» (2) Т. 1. с. 310 В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страницы).

        Ее характер воплощает душевное богатство и поэтическое обаяние русской женщины.

        Катерина живет духовными интересами. Она наделена поэтическим восприятием жизни.

        Она эстетически одарена. Шитье по бархату, пение молитв и чтение духовных стихов, стройность и четкость религиозного обряда — все это воздействует на неё прежде всего эстетически.

         Для катерина религия не только основа эстетических впечатлений, но и основа нравственности. Объясняется это тем, что в старой Руси вся духовная жизнь была связана с церковью.

        По характеру своему Катерина далека от религиозного смирения. Она воспитана волжским раздольем. У неё сильный и непокорный характер, страстный темперамент, у неё внутренняя независимость и тяга к воле, стихийное чувство справедливости. Характеру Катерины свойственна обаятельная доверчивость и открытость. Так открывается она Варваре, в которой почувствовала живую душу. Она говорит ей, что мечтает летать, жалеет, что она не птица. В этом порыве, вдохновляемом волжским простором и ширью, выразилось стремление Катерины оторваться от грубой своекорыстной

прозы города Калинова. Полет для неё — символ чистой и свободной жизни,не замутненного житейской грязью существования.

         Катерина — трагическая героиня, её душевная жизнь является трагически неразрешимой.

        «Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски...» - слова Катерины, которая воспитана в духе старых патриархальных представлений о жизни. (Т.1, 311).  Церковный брак для нее святыня. Поэтому охватившую её страсть Катерина воспринимает как нечто дьявольское и греховное. Так возникает внутренняя, терзающая Катерину, борьба.

        Суд совести для неё значит больше, чем людские мнения и людской суд. Движимая своей страстью, она говорит Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» (Т.1, 312). Покаяние Катерины не только результат мучительной внутренней борьбы, которая идет в ней, но и выражение ее органической правдивости.

        Катерина видит в своем проступке «грех» и нарушение нравственных представлений, которым привыкла следовать с детских лет. Она взбудоражена и выведена из равновесия.

        Островский дает безукоризненно точное изображение её психологического состояния: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давече утром плакать принялась, так и рыдает». Само по себе такое состояние способно толкнуть человека на отчаянные поступки. Но чтобы покаяться, Катерине нужна была особая обстановка. Прежде всего, гроза, которой боится она, да и не одна она, но и другие присутствующие женщины.

        Говоря о романтизме, Южин вспоминает  образ грозы. В первый раз гроза разразилась в первом акте. Тогда же появилась и сумасшедшая барыня. Это предвестие и предупреждение. В четвертом акте снова появляется сумасшедшая  барыня и снова гремит гроза.

        Душевное состояние Катерины таково, что и гроза и сумасшедшая барыня приобретают в её сознании как бы символическое значение.

        Реальная гроза становится символическим воплощением грозы, гремящей в душе Катерины, предвестием кары, которая грозит ей за её преступление. Гроза — это страшное смятение её души. Это тревожное настроение усиливается шуткой Тихона, которая случайно и неожиданно совпала с мыслями Катерины: «Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроется, нет,  шалишь! Всё знаю!» (Т.1, 320)

        Но покаяние не истерика и не нервный припадок.

        Поведение Катерины и дальше трагически непоследовательно. После покаяния она пошла искать Бориса, чтобы проститься с ним. Сцена прощания с Борисом аналогична сцене прощания с Тихоном. Борис так же не оправдал надежд Катерины, как не оправдал их Тихон. Он бескрылый и слабый человек. Круг замкнулся.

        Что делать Катерине? Возвратиться домой под гнёт Кабанихи она не может. Остаётся самоубийство. Оно запрещено церковью. Но в последний момент в сознании Катерины любовь оказывается яем-то более сильным, чем церковь. «Грех! Молиться не будут! Кто любит, тот будет молиться!» (Т.1, 329)

        В гибели её проявилась сила и цельность её характера. Её внутреннее непокорство.

        Катерина изменила мужу, но поскольку она признает справедливость и моральную незыблемость брачных уставов, она воспринимает свой поступок как трагическую вину. Основать своё счастье на нарушении нравственности она не могла и потому погибла. Это нравственная чистота и неподкупность Катерины — проявление её высокой человечности.

Литература

  1.  Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 тт. Т.8 — М.: Художественная литература, 1980. С. 475
  2. Островский А.Н. Избранные сочинения: В 2 тт. - М.: Мир книги,   Литература, 2001.
  3. Журавлева А.И.  А.Н.Островский — комедиограф. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981, 216 с.
  4. Журавлева А.И., Некрасов В.И.  Театр Островского: книга для учителя. М., 1986
  5. Лакшин В.Я. (1868-1871) // Островский А.Н. Избранные сочинения: В 2 т.т. Т.1 М.: Мир книги, литература, 2001. - 480с.
  6. Лебедев Ю.В.  А.Н. Островский. Русская литература 19 века. Вторая половина. Книга для учителя, М., 1990
  7. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974
  8. Скатов Н.Н. Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. - М.: Современник, 1981. - 351с.
  9. Холодов Е.Г. Мастерство Островского Москва, «Искусство», 1967, 544с.
  10. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. - М.: Советский писатель, 1973,- 432с.
  11. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., «Советский писатель», 1967, 180с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

Зачётная работа по теме "А.Н.Островский и его пьеса "Гроза".

Данная зачётная работа проверяет знание текста художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, необходимыми для качественного анализа драматургического произведения, а также ...

А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")

Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...

Конспект урока "Образ Катерины " (по пьесе "Гроза")

Конспект урока "Образ Катерины" (по произведению "Гроза")...