Конспект урока литературы в 11 классе на тему "И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Шестопалова Нина Петровна

ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характери­зовать образ глав­ного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Урок № 3-4                                            Л-11

ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность  к уроку.
  2. Сообщение  целей урока.
  1. Вступительное слово учителя

Рассказ  Бунина «Господин из Сан-Франциско»  написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа -  в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

  1. Беседа  по содержанию текста.
  1. . Образы-символы в рассказе
  • Как называется  океанский пароход, который везёт безымянного миллионера в Европу? («Атлантида».)
  • «Атлантида» - затонувший легендарный, мифический  континент, символ погибшей

цивилизации, не устоявший перед натиском стихии. Возникает также ассоциация  с погибшим в 1912 году «Титаником».

  • Океан, ходивший за стенами парохода, - символ стихии, природы, противостоящей

цивилизации.

  • Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско -  олицетворение

буржуазной цивилизации.

  1. Образ главного героя.
  • Почему   герой лишён  имени? Как описывает его автор?
  • Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней

мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением..

  • Найдите в тексте примеры этому.
  • Какие эпитеты употребляет Бунин. описывая внешность героя?
  • В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого

богатства – осуществилась. но он не стал от этого счастливее. Только смерть проявляет в господине человеческие черты.

  • Найдите, как описывает автор умершего господина.
  • Как автор называет теперь главного героя?
  • Как меняется к нему отношение окружающих?
  1. Общество в рассказе.
  • Пароход – последнее слово техники – является  моделью человеческого общества. Его

трюмы и палубы – это слои человеческого общества.

  • Проследите,  как живут пассажиры на разных этажах парохода. Сравните с

человеческим обществом.

  • Верхние этажи можно сравнить в раем, а «подводная утроба парохода» подобна

преисподней. Зачитайте, почему её можно сравнить с адом.

  1. Эпизодические  герои рассказа – Лоренцо, абруццкие горцы  и др.

-    Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина?  

  • Чем отличается  жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
  • То, чем живут горцы – это и есть  истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».
  • Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и

тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который  последние годы своей жизни прожил на Капри.

  1. Работа со статьёй учебника с. 45-47
  • В каких ещё произведениях Бунина поднимается  образ греха, в котором протекает жизнь человека?
  • Воздействие какого писателя и философа заметно в этих произведениях?
  • Как на примере судьбы Господина из Сан-Франциско  Бунин показывает, что «полый» человек  - создание механической цивилизации?
  • Какие примеры говорят об авторской иронии по отношению к герою?
  1. Заключительное слово учителя.
  • В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка,

неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара  перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

  1. Домашнее задание:
  1. Вопросы и задания с. 54.
  2. Прочитать «Чистый понедельник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Конспект урока-анализа рассказа-новеллы И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".Цели урока:1.                Познав...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...