Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Аносова Анна Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_literature_5_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Учебник «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Тема

И.А. Бунин «Косцы». Образ Родины

Цели на достижение результата

1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра;

2. воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой.

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

Воспитательные

1) показать богатство русской литературы;

2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

3) воспитывать умение ценить Родину, верить в светлое, доброе, высокое. 

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.

 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Метапредметные:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст )

коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Метапредметные по ИКТ- компетенции УУД: осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательной организации, размещать различные объекты в информационной среде; соблюдать требования  безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с ноутбуком; участвовать в коллективно создании текстового документа; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию; соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.

Основные понятия

Рассказ, микротема, лексический повтор, Родина

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник.  Литература.  5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

-Толковый словарь С. Ожегова

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 5 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

      

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регла-мент

оборудование

Планируемые результаты

 

1.Организационный. Вызов.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.  

- Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А.Бунина «Косцы»,  а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

 Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?

1 мин.

Коммуникативные УУД

Готовность к уроку, учащиеся психологически и  эмоционально   настроены

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Мотивация деятельности способствует  психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятие  новых знаний.

Слово учителя:1.Как часто жизнь ставит перед нами сложные вопросы. Как часто нам приходится на них отвечать, иногда для этого потребуется вся жизнь.

2.Включает презентацию, просит вспомнить, что такое эпиграф; определить, как связаны эти высказывания И.А.Бунина с темой урока.

Слайд №1 «Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой  часть своей души.» И.А.Бунин.

«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень  русский человек. Это с годами не пропадает.» И.А.Бунин

Как вы думаете, почему на экране появились именно эти строки русского писателя?

Учитель фиксирует все предположения, обобщает и подводит к осознанию и формулированию цели урока

1.Дают определение «эпиграф».

Читают эпиграфы к уроку, выдвигают предположение о теме урока.

2. Устанавливают связь между понятиями «природа», «Родина»

2 мин.

Презентация учителя  Слайд №1

«Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой  часть своей души.» И.А.Бунин.

«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень  русский человек. Это с годами не пропадает.» И.А.Бунин

Личностные:

- выражать положительное отношение к одноклассникам;

- самоопределение

Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

 3.  Актуализация   знаний.

Цель этапа: актуализация уже имеющихся знаний и личностное восприятие новых знаний. Мотивация деятельности способствует психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

4.Целеполагание.

Цель этапа:

Постановка целей учебной деятельности.

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

2.Учитель просит сравнить 2 произведения одного автора

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, в чем он близок этому стихотворению?

 3апишите тему урока:

“И.А.Бунин. “Косцы”. Образ Родины”.

- Какую задачу мы будем решать на уроке? Любил ли И.А.Бунин свою родину?

 

1.Рассуждают, отвечая на вопрос.

 - В этом стихотворении и в рассказе описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя.

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное( а именно: жизненные испытания, трудности) отходит на второй план.

2.Приводят примеры из личных впечатлений.

 

Отвечая  на вопрос, формулируют цель урока, ставят задачи и намечают план действий.

 (1. Выделить основные микротемы в рассказе;

2.Наша задача - выяснить, как представлена природа, русская песня и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”;

2.Что значила в жизни Бунина Россия?.)

5 мин.

2 мин.

Презентация учителя

Слайд №2

Текст стихотворения И.А.Бунина «И цветы, и шмели…»

Презентация учителя

 Слайд №3

Цель урока, задачи

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения

Познавательные УУД:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные УУД: 

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

5.Проверка домашнего задания

Цель этапа:

 повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

Слово учителя.

 - Прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин...Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

 - К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлены  презентации, посвященная И.А.Бунину.

знания, полученные при выполнении домашнего задания.

 Выступают 2 учащихся

Учащиеся слушают, просматривают презентации, дают свои оценки, комментируют их содержание и форму.

6 мин.

Презентации учащихся

«И.А.Бунин: жизнь и творчество»;

« И.А.Бунин- первый нобелевский лауреат»

6.Осмысление. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. 

 Работа по теме урока, углубление знания и понимания услышанного

7. Решение учебной задачи.

Физкультминутка

1.Учитель просит проанализировать услышанное, ответив на вопросы:

 Что вам больше всего  запомнилось?

Чем мы вправе гордиться?

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину?

2.Учитель организует работу в парах: Узнайте у своих одноклассников их впечатления о Бунине.

Учитель организует прослушивание актерского исполнения части рассказа

1.Послушайте эпизод (начало рассказа) в исполнении актёра и приготовьтесь ответить на вопросы:  

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели?

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали? Ответ подкрепите текстом

Учитель включает фонограмму русской народной песни «Ах ты, степь широкая..»

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверное. у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня.

Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

Напоминает учащимся о минуте отдыха.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их разведем

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей-быстрей

Крутим, вертим веселей.

 Выполняют обсуждение  в парах.

Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.

 

Учащиеся слушают отрывок,  определяют отношение к природе автора и повествователя.

Учащиеся говорят, какой представлена природа в рассказе Бунина, Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы. Свои ответы подтверждают текстом.( стр.6-7)

Слушают  песню.

Зачитывают текст(Стр.6,1 абзац).

 Отмечают, что каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”.

Записывают в тетрадь понятие « лексический повтор» -повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова.

- 1 учащийся находит в толковом словаре С.И. Ожегова значение  слова «ПРЕЛЕСТЬ»

1. Обаяние, очарование, привлекательность.        2.Приятные, пленяющие явления, впечатления.          

 3.  0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем

 4. Внешние черты женской красоты.

Записывают в тетрадь определение «лексический повтор», слово «ПРЕЛЕСТЬ» и его 4 значения

Выполняют элементы физических упражнений

 

2 мин.

5 мин.

1 мин.

.

Фонохрестоматия

Запись фонограммы народной песни

Презентация учителя Слайд № 4

Лексический повтор

Слайд № 5

4 значения слова «ПРЕЛЕСТЬ»

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

ПознавательныеУУД:

 ориентироваться в своей системе знаний;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:                     - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на   уроках.                                                 

 Регулятивные: - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;                                           - уметь работать по коллективно составленному плану;                       -  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;                                             - - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;                                          - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;                               -слушать и понимать речь других

-  формулировать собственное мнение и позицию

8.Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению. Самооценка

учащимися  результатов своей учебной деятельности.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

 К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и выделили основные микротемы. Назовите их.  (Тема труда, природы, народная песня, тема родины).

Каждая группа получает задание: создать кластер по полученной микротеме.

Учитель просит распределить роли в группе, просит открыть ноутбуки, найти файл «Бунин». Используя данный отрывок текста рассказа, заданные ссылки, найти ответы на вопросы, зафиксировать краткий ответ в 1 слайде  (даны шаблоны презентации).

Созданный продукт отправить в общую папку «Литература»

Работают самостоятельно в 4 группах на 4 компьютерах.

Выступают, называя основные микротемы рассказа: тема природы, тема крестьянского труда, тема русской песни, тема Родины, демонстрируют созданный продукт

10 мин.

 Создают 4 кластера

(4 группы учащихся)

1  группа

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство). - Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).

2 группа

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик….  в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”). Какая из данных репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

3 группа

 В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”

4 группа

 Что обозначают слова    «были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...?»

(Русские люди едины в любви к Родине).

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше;      - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

Регулятивные УУД:              -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Умение коллективно обобщить и сделать вывод,

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные  УУД:   - общеучебные: следование инструкции;                                    -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;                                       -адекватное понимание устного и письменного сообщения;                                               -

Коммуникативные УУД:

 - взаимодействие, умение общаться в группе;

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга.

Метапредметные по ИКТ- компетенции УУД: участвовать в коллективно создании текстового документа; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию; соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 

Цель этапа: Обобщение материала урока в ходе намеченных целей.

Решение проблемной ситуации

10.Рефлексия деятельности. 

Цель этапа: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

11. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

 1.Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили в совместную  презентацию.

2.Учитель подводит к тому, что в  этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”.

Любил ли И.А.Бунин свою Родину?

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного рассказа.

Обратимся к  словам И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

Учитель просит составить синквей с  исходным словом РОДИНА)

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Дает инструктаж по выполнению дифференцированного задания

1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: «Из чего складывается образ        Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы».                                                                                                                   2.Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной?”                                                                

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения презентации.

( Зачитывают текст.стр.8   )  

 Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину.

- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

Подводят итог урока, составляют синквей с исходным словом Родина

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, отвечают на вопросы. Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

( Мы узнали, что такое лексический повтор.

Мы научились выделять и анализировать микротемы в рассказе.

Самым интересным этапом урока, была работа по созданию своей части презентации, работа на компьютере в группе.

Мне показалось трудным заданием- сформулировать основную мысль рассказа.)

Учащиеся заполняют оценочный лист, дают оценку уроку и своим действиям  на занятии.

Слушают инструктаж, задают вопросы.

5 мин

4 мин.

1 мин

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательны УУД:

 -структурирование знаний;           - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:                        - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".

Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока,  методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....