Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Рощупкина Татьяна Григорьевна

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx63.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.

Класс: 5

Тема: "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: обеспечение условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоить теоретико-литературные понятия;
  • совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Средства обучения:

  • кластер «Средства создания литературного героя»,
  • презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организация начала урока.

 Прозвенел для нас звонок,

Все настроились мы на урок!

Ну-ка , улыбнитесь.

Здравствуйте ,садитесь!

  Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация  

Дает установку:

1.Сегодня у нас урок-знакомство, что такое знакомство?

2. Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

3. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

4.Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

5.Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Ответы учащихся, вызывающие мыслительную деятельность.

1.Встреча, интерес, любопытство и т.д.

2. Обращали внимание на внешность, одежду, поведение, поступки, речь и т.д.

3. Нет , недостаточно.

4.Предполагаемые ответы: отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности

3. Целеполагание (постановка УЗ)

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Ответы учащихся:

1.Необходима тема для общения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания: беседа по прочитанному тексту( дома ребята читали повесть «Муму»)

А чтобы определить тему урока , давайте   проверим домашнее задание.

Что нужно было сделать дома?

-Какие чувства у вас возникали во время чтения?

-.Кто вызывал у вас эти чувства?

-.Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

А ещё вы должны были подготовить описание –загадку героя.

Проверим.

4.Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым?

А вот теперь мы определим о каком герое мы сегодня будем говорить подробно?

А поможет вам ответить на вопрос вот такой ребус

ГЛУХОНЕМОЙ

Кто в рассказе глухонемой?

Герасим.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Символический образ  Герасима».

 Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему  И.С.Тургенев создал символический образ героя , то прошу записать тему в тетрадь.

(см. приложение)

Фронтальный опрос:

Читают описание героев.

Нет.

Предполагаемый ответ:  Герасим- главный герой повести.

Запись темы в тетради: «Символический образ Герасима»

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка ,прогнозирование (при анализе учебного действия).

5. Планирование деятельности

Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре.

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

(см. приложение)

1.Сегодня я хочу научиться анализировать образ героя

2. Сегодня я хочу узнать, почему образ Герасима является символическим.

Средства создания литературного образа.

Схема1 

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

6.Этап реализации

В самом начале схемы мы видим слово ИМЯ.

Героя зовут Герасим. А знаете ли вы, что означает это имя?

Сейчас нам расскажет об этом …. Она готовила индивидуальное задание.

В схеме мы видим слово «портрет». Поработайте со словарем, найдите определение портрета.

Портрет- изображение внешности героя в произведении.

Итак, портрет включает в себя не только описание внешности , но и другие качества героя.

 Сейчас мы с вами поработаем в группах, каждая группа получит свою памятку и составим свой рассказ о Герасиме.

Составление портрета литературного героя по памятке, опорным вопросам.

     1 группа 

1. Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.

(Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)

2   Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый,  славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. 

(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)

2группа.

 Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод:  нелюдимый, все делает основательно.

2. Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы   приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

 (Попутно объясняем слово «челядь» - дворовые слуги помещика)

3 группа:

-Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для характеристики героя.

- Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

Найдите сравнение в описании Герасима. ( Находят в тексте и заполняют карточки)

КАРТОЧКА  «вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)»

«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

- Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни.)

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.

Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте

.- он работал за четверых;

- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Фронтальная беседа.

Какие события происходят с героем?

1.Привозят из деревни в село. Как ему жилось в деревне?

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

3.Герасим встречает Татьяну, и она была его «светлым пятном»

«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)

4. Что решила сделать помещица?

Выдать замуж за капитона. А на какую хитрость они пошли?

Притвориться пьяной.

Удалась хитрость?

 «Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...»

 - Как ведет себя Герасим после этого случая? (Ответы детей)

Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь».

 О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)

- Послушайте две народные песни (по одному куплету): “Матушка, что во поле пыльно...” в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и “Ноченька”, которую поет Федор Иванович Шаляпин (оперный певец).

Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.

4. Герасим находит собачку, но собачка не нравится барыне.

5. Герасим утопил МУМУ.

6.Герасим возвращается в деревню.

Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?  Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,

здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.) 

    - Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)

Хорошо, ребята. А почему автор изобразил Герасима глухонемым?

Только ли Герасим немой в этом рассказе?

Нет

Татьяна тоже немая, она молча и покорно подчиняется воле барыне и выходит замуж за пьяницу Капитона. Такие же немые все крепостные помещицы.

Что значит крепостные?

Во время господства крепостного права крепостные крестьяне –это крестьяне прикреплённые к земле и лично подчинённые одному хозяину. Дворянин , которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказангия, мог продавать крестьян, например продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на поле (барщина)или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

-Почему ушёл Герасим в деревню.

Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду на то, что «Народ» сможет дать отпор угнетателям.

Выступление обучающегося

Зачитывает вслух определение портрета.

 «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

(см. приложение)

Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.

Работа по памятке-инструкции по группам

       

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

7.Итоги работы в

В завершении урока составим синквейн в слову Герасим

Герасим

Могучий, работящий

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

     Богатырь

- С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.

- С каким настроением вы уходите с урока?

-  А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

 3)Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

8.Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить. Сегодня на уроке мы с вами работали над анализом образа главного героя.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

9.Домашнее задание

Записать в тетради ответ  на вопрос:«Почему образ Герасима является символическим образом?

Предметные- уметь составлять письменную характеристику героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"  Разработан для учащихся 3 класса...

Технологическая карта урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб".

Технологическая карта открытого урока литературы. К.Г.Паустовский. Рассказ "Тёплый хлеб"....

Технологическая карта урока: "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Объяснение важности здорового образа жизни и приобщение к нему....

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...