Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Голубевой Ольги Леонидовны
статья по литературе (5 класс) на тему

Опыт работы по технологии развития критического мышления и технологии активных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя

русского языка и литературы МБОУ «Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

Большесосновского района Пермского края

Голубевой О.Л.

Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.

И не имеет никакого к его работе отношения.

От педагога требуется, чтобы каждый индивид получил возможность использовать свои способности в осмысленной деятельности.

                                               Дж. Дьюи.

Автор работает в основном с учащимися подросткового возраста, для которых очень важно способность учителя  к установлению правильных взаимоотношений. Легко психологически ранимые,  не терпящие фальши,  обостренное чувство справедливости, но в тоже время стремящиеся к поступкам, безвозмездные, преданные - таков в основном  характер этого возраста.   Этот возраст требует  подсказок, т.к. отсутствие еще малого опыта жизни ставят их порой в положение «гадкого утенка», которое они не замечают.  Внимательность учителя к ученику,  которая  состоит из незаметных  подсказок, советов в ежедневном быте  дают  уверенность  ученику над собой в коллективе, обществе и снимает психологические неудобства. Небрежный вид, неприглядная тетрадь, невыполнение домашнего задания не остаются без моего внимания, но решаются только в индивидуальной  доверительной беседе, содержание которой остается между нами. При хорошем поступке или положительном опыте ученика  мой обязательный комплимент в классе, что поднимает опять ученика в глазах товарищей. Наблюдение и знание характера ученика помогают мне  в предупреждении  негативной  ситуации в детском коллективе. Необходимо отметить, что в педагогической деятельности  значимо  чувство меры.

       Из складывающихся  положительных    мелочей ученика  приходит   большая победа учителя, которая потом отражается интересом  ученика к  моему  предмету. Педагогический такт,  выработанный годами,   лежит в основе всего моего  опыта, т. к.  каждый  способ, метод, технология  без него не интересен,  невозможен и является психологической основой в постижении конкретного предмета.  

          Русский язык один из сложных предметов в школе, который необходим как язык общения, как язык носитель культуры, как средство достижения профессионального уровня, а значит  будущего становления человека. Как сделать так, чтобы современный ученик писал грамотно, интересно писал сочинения, изложения,  мыслил  достойно?

      Автор понимает, что это простые необходимости,  без которых невозможно получить результат от ученика на уроке.

  1.  Любой урок нельзя построить без эмоционального настроя,  и  такими оказались  уроки через игру.  Ежедневно играть не будешь, но стоит ввести маленький игровой момент,  и тут же преображается ученик. В 5,7 классах автор проводит уроки-сказки, уроки-путешествия по стране орфографии, пунктуации, где дети становятся героями имен существительных, прилагательных, сочиняют сказки («Жили-были имена существительные») это в качестве домашнего задания, когда проходим тему: «Имя существительное». Дает названия упражнениям, например: «Меткий стрелок», где дети должны соблюдать орфографическую зоркость, правильно поставить пропущенные буквы, или игра «Словесный мяч», когда ученики ловят мяч с рук своих одноклассников и стараются определить, в каком падеже стоит названное слово. Появление такого атрибута как мяч, уже создает у ребят эмоциональный настрой - интерес, потому что всем хочется потрогать и кинуть мяч другому.

  В своей практике часто автор использует сочинения-миниатюры, которые провожу часто, т.к. творческие работы развивают мыслительную деятельность, пополняют словарный запас. После любого события или праздника, смены времени года, дети пишут сочинения-миниатюры, например, «Горит костер рябины красной», «Планета в дыму: Есть ли будущее?».

 С каким удовольствием ученики проверяют словарные диктанты друг у друга.

Ни одной ошибки не пропустят, а если затрудняются, на столе учителя есть орфографический словарь, которым я разрешаю пользоваться на каждом уроке.

Использование словарей на уроках развивают память, внимание, самостоятельность.                                           Также для развития мышления, разговорной речи учащихся проводятся внеклассные мероприятия, предметные  недели по русскому языку и литературе, как например «Умники и умницы», «Грамотей». В таких мероприятиях дети ищут нужный материал, получают дополнительные консультации, здесь развиваются такие ключевые компетенции как поисково-исследовательские, учебные, коммуникативные.    

   Уже несколько лет в школах введена проектная деятельность, где главный упор делается на развитие ключевых компетенции, что важно в предмете русский язык, т.к. этот предмет один из самых основополагающих в повседневной жизни человека: умение логично изложить свои мысли, составить грамотно письмо и т.п.  Это те немногие задачи, которые автор старается решить через свой предмет.

Подготовленные учениками  брошюры и памятки по проектной деятельности, такие как «Как повысить успеваемость по русскому языку», «Как подготовить домашнее задание» помогают ученику совершенствовать  свою учебную деятельность и оказывают положительное влияние на повышение успеваемости, учит  детей самостоятельно работать с дополнительной литературой, выполнять помимо домашних заданий, дополнительные упражнения, тесты, контрольное списывание.

  Участие  во всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Портфолио ученика» с проектом «Образ Бабы Яги» было и для автора, и для ее учеников большим опытом формирования компетенции, где ребята получили ещё и опыт практической  работы.  Участие в районном конкурсе исследовательских работ, где грамотная речь учащихся, богатый  словарный запас языка помогли им одержать победу.

       Применения новых технологий для автора  необходимая актуальная задача.

        На уроках русского языка и литературы учащимся приходится много писать,   и поэтому особое  внимание уделено  здоровье сбережению.    Комфортность на уроке имеет огромное значение в усвоении и получении знаний.  Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровье сберегающей  технологии. На уроках ученик ведет себя свободно, ему комфортно, в моей системе нет авторитаризма. Есть доброжелательность, есть понимание того,  почему ученик не выполнил домашнее задание. Если ученику комфортно на уроке, появится и интерес к предмету, и уважение к учителю. Большое значение имеет организация урока. Автор строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.  Во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы и пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы. Во избежание усталости учащихся  чередует виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

    Автор  использует различные тестовые задания с выбором ответа,  на распознавание ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке.

На каждом уроке в любом классе в течение урока автор обязательно проводит физкультминутки, делает игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Данная технология многосторонняя и всеохватывающая деятельность. Конечно, тяжело вылечить сколиоз, если родители не будут оказывать помощь. Но элементарно, что нужно беречь здоровье – наши дети знают.

            Сельские ребятишки не имеют возможности сходить  в музей, библиотека недостаточно обеспечивает нужной литературой,  поэтому введение в образовательный процесс информационных технологий сыграло большую роль в получении дополнительных знаний по предметам. С помощью ИКТ учащиеся сделали еще один большой шаг в изучении  русского языка и литературы. На дополнительных и групповых занятиях мы пользуемся возможностями интернет ресурсов, где находим биографии языковедов-лингвистов, занимаемся с учебными дисками в электронном виде, пишем доклады.

В школе работает  кружок «Школьный пресс-центр». В нем занимаются учащиеся 5-11 классов 3 часа в неделю. Здесь автор использует  материалы по журналистике, где ученики работают с газетами, журналами и другими материалами.

Также ведется работа с родителями. Это консультации по выполнению домашнего задания по русскому языку, помощь в подборе литературы, выступления на родительском собрании с определенной тематикой, привлечение родителей к совместным мероприятиям по предмету.

Сегодня традиционная для школы и для построения обучения русскому языку с опорой на речевое, языковое, духовное развитие учащихся методика не потеряла своей актуальности, и основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности.

Одной из основных задач учителя в наше время, думается, стала подготовка обучающихся современным реалиям жизни. Здесь общим принципом работы является компетентностный подход к обучению учащихся. Сформированность социальной, политической, межкультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной компетенций необходимо для обеспечения гражданской зрелости, профессионального, социального и личностного самоопределения.

Сегодня к личности выпускника школы предъявляются высокие требования: он должен быть внутренне дисциплинирован, организован, иметь высокий уровень мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и самообразованию, творчески активен, инициативен.

Исходя из этого, автор ведет свою работу. Старается давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно проводит уроки с применением ИКТ.

Развивать память, воображение, сообразительность, творческое мышление, языковое чутье, эстетическое чувство языка – считает важнейшими задачами педагога – филолога.

Ведущими идеями, направленными на развитие творческого потенциала учащихся являются:

  • Повышение уровня мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы;
  • Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы;
  • Развитие потребности в совершенствовании языковых знаний;
  • Обучение умению использовать полученные знания на практике. 

Педагогические технологии, использующиеся для развития творческих способностей обучающихся. 

Чтобы эффективно использовать время учащихся и свое на уроке, внедряются новые технологии обучения, используются разнообразные методы и формы обучения с учетом индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. Применяется в работе проектная методика, проводятся уроки с использованием ИКТ. В 5,7 классах работают с Интернетом, ведут активную поисковую работу.

В своей деятельности автор применяет метод исследовательских заданий, метод эвристической беседы, разно уровневое тестирование, а также традиционные методики обучения. В своей работе опирается на следующие технологии:

  • Технология развития критического мышления
  • Технологии активных методов обучения
  • Технология дифференцированного обучения

Цели и задачи обучения, воспитания и развития и их психолого-педагогическое обоснование.


Работая над развитием социально-значимых компетенций у учащихся, автор реализует основную цель, поставленную современным обществом – социальной реализации обучающихся, их успешного самоопределения. В основу работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся легли следующие цели:

  • развитие интеллектуального потенциала учащихся;
  • стимулирование и поощрение самостоятельной и поисковой работы;
  • создание условий для развития творческого потенциала личности одаренных детей, ослабленных физически и тех, кто имеет затруднения в развитии.

Задачи обучения, воспитания и развития ребенка:

  • развитие аналитического мышления, наблюдательности, всех видов памяти при обучении русскому языку и литературе;
  • развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи;
  • развитие культуры речи;
  • развитие интеллектуальной способности;
  • углубление знаний по русскому языку и литературе, расширение общего кругозора обучающихся;
  • формирование глубоких и прочных знаний по русскому языку и литературе, умение использовать их на практике.

Особенности отбора материала, его преобразование и предъявление.

Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные ученикам факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком – значит действительно повысить культуру речи, понять тайны языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

Оживить урок, повысить его познавательнее значение можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок, частушек, песен и др.

На всех этапах урока считает оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, диктантов-молчанок, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток. Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Автор дозировано использую их на уроке и в системе внеклассной работы. Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.

Чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность школьников, автор использует на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок - заочная экскурсия, библиотечный урок, уроки развития речи. Процесс обучения школьников строю по принципу индивидуального подхода.

Организация учебно-познавательной деятельности.


Автор считает, что учителю важно для по–настоящему успешной работы уметь, в первую очередь, организовать свое рабочее место и свое рабочее время.
Урок должен давать учащимся все возможности для самораскрытия.

Каждый ученик воспринимается мною как личность, у которого автор тоже может многому научиться. В каждом ребенке старается увидеть все доброе, светлое, чистое и благородное и своей задачей ставлю раскрытие и дальнейшее наиболее полное развитие этих качеств. На уроке для ученика важно не только получить новые знания, навыки, но и почувствовать себя значимым для одноклассников, учителя. Считает необходимым создание на каждом уроке ситуации успеха для всех учеников в классе, необходимо, на мой взгляд, показать ученику не только его промахи, ошибки, но и достижения. Важно, чтобы в подростковом периоде он утвердился как гармоничная личность, чтобы успешно прошла его интеграция в обществе.

Учитель становится не просто воспитателем, но и другом, товарищем. Учитель организует и контролирует самостоятельную работу учащихся по поиску учебного материала.

Роль учителя в современном мире растет быстро и стремительно, она выходит за рамки традиционного понимания.

Система измерения результатов.


Основной целью каждого урока по любому предмету и всего школьного образования в целом является обучение учащихся на определенном уровне, утвержденными образовательными программами.

Учитель объясняет новый материал детям, организует его закрепление, контролирует качество усвоения знаний и должен диагностировать конечный результат: что знают, в чем ошибаются и что усвоили в недостаточной мере ученики в классе. И если раньше на этапе контроля знаний, умений, навыков и выявления уровня обученности учеников по русскому языку использовались диктанты и различные виды изложений, а по литературе разных жанров сочинения, то теперь на этапе контроля отдается приоритет тестированию как более объективному средству выявления качества знаний обучающихся. Тестовый контроль позволяет понять, на сколько знания и умения, полученные учащимися по данному предмету (русский язык и литература), соответствуют требованиям программы. Здесь важно отметить, что тесты могут служить и средством самоконтроля – они помогают определить, что ученик запомнил и понял, какие у него пробелы в изученных темах не только учителю, но и ему самому.

Конечно, формы контроля не могут ограничиваться только тестированием. Это и различные формы опроса, и разнообразные диктанты, зачеты, контрольные и самостоятельные работы и ответы на вопросы.

Важно, чтобы контроль показывал позитивные изменения, положительную динамику в усвоении новых знаний. И задача учителя здесь научить школьников приемам самоконтроля и анализа своей работы.

Условия воспроизведения разработанной технологии


Автор глубоко убежден, что урок является тем местом, где должно ежедневно осуществляться взаимодействие и взаимообогащение учителя и ученика. Обучающимся в соответствии с индивидуальным подходом должны быть созданы все условия для получения новых знаний, для развития творческого потенциала. Учитель должен стимулировать учащихся к постоянному саморазвитию, самообразованию и, в дальнейшем, к самореализации в обществе.

Педагог современной школы должен умело организовывать работу учащихся на уроке, эффективно использовать время урока, неуклонно работать над повышением мотивации у учащихся к изучаемым предметам (русскому языку и литературе), стимулировать развитие самостоятельного и творческого мышления школьников, побуждать их к поисковой работе. Современный учитель должен отслеживать все инновационные формы и методы работы, следить за развитием современной педагогической мысли.

Конечно, хочется видеть более высокий результат своей работы.

Я., как учитель,  понимаю, что современная школа должна подготовить выпускника

здорового, думающего,  грамотного, культурного, который не только имеет знания, но и умеет использовать их в жизни. Эти знания я должна дать умело, профессионально, чтобы была достигнута цель образования.

К этой цели я стараюсь идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.

САмоанализ  учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В....

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...