Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования
статья по литературе по теме

Давыдкина Олеся Николаевна

Литературоведческие компетенции читателя-школьника

 в контексте понятийно-категориального аппарата

современного литературного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературоведческие компетенции читателя-школьника

 в контексте понятийно-категориального аппарата

современного литературного образования

Теоретико-литературные понятия достаточно широко представлены в школьных программах по литературе  (под ред. А. Г, Кутузова, и                   Т. Ф. Курдюмовой)

Программа по литературе (5-11 класс) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. В объяснительной записке сформирована следующая основная цель: становление духовного мира человека. В программе выделяют 2 концентра: средний (5-8 класс) и старший (9-11 класс). В средних классах ставится задача: помочь подросткам освоиться в мире искусства слова. Им предлагаются 3 круга чтения и соответствующего варианта анализа художественных текстов. 1 круг: для чтения и изучения, 2 круг: для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, 3 круг: для внеклассного чтения. Произведения достаточно четко закреплены за кругами чтения. В 9-11 кл. предлагается трехлетний курс на историко-литературной основе, состоящий из обзорных и монографических тем, начинающийся античной и завершающийся современной литературой.

Программа по литературе под редакцией  А. Г. Кутузова (для гимназий и лицеев). В ней иные принципы построения и концепций литературного образования на основе творческой деятельности. Литературное образование рассматривается как единство 3-х компонентов: – творчество, – сотворчество, – знания и умения. Концентры выделены в соответствии с основным федеральным законом об образовании. В средних классах: в каждом классе выделена ведущая теоретико-литературная проблема: 5 кл. – жанры, 6 кл. – роды и жанры, 7 кл. – характер, герой, образ, 8 кл. – литература и традиции, 9 кл. – автор, образ и читатель. Предполагается методика постепенного перехода от обучения эстетическому анализу к обучению интерпретации текста. Среди разделов программы есть и новые оригинальные. В старших классах вместо традиционного курса на историко-литературной основе изучение литературы ведется в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. В 10 кл. в центре внимания – художественный мир русской классической литературы от Н. Карамзина до Л. Толстого. В 11 кл.: интегральный курс «Литературный процесс от                       А. Чехова до литературы второй половины 80 г. ХХ века» [12, c.450].

    В старших классах обучение эстетическому анализу и интерпретация художественных произведений требует знакомство учащихся с различными литературными категориями:

– эстетических свойств и отношения искусства к действительности (комическое, трагическое),

– гносеология искусства (художественный образ, метод), – аксиология искусства (эстетические идеалы, классика),

.социология искусства (народность, общечеловеческое, национальное), - онтология искусства (стиль, художественное произведение, массовое и элитарное искусство),

– антропология искусства (автор, художник, творческий путь),

.морфология искусства (роды, жанры, виды), – поэтика (художественное время, хронотоп, художественный мир, язык). «В современном литературоведении активно утверждается концепция, согласно которой история методики литературы представляется как смена типов художественного сознания (С. Аверинцев, А. Михайлов, М. Гаспаров).                             3 основных типа:

– архаический (или мифопоэтический);

– традиционалистический (или нормативный);

– нравственно-творческий (или исторический):

а) литературный процесс этого периода тесно связан с личностью писателя и определением действительности, б. в художественном сознании первостепенную роль играют писатели со сходным эстетическим мировосприятием;

в) основное содержание этой эпохи определяло противостояние романтизма и реализма. В реализме на первый план выдвигается повествовательный жанр (роман);

г) традиционная система жанров была разрушена и возникли систематические жанровые явления;

 д) понятие стиля переосмысляется (перестает быть нормативным, становится индивидуальным);

е) приемам и правилам уступают явления, синтезирующие художественному образу, ж. поэтику вытесняет эстетика» [81, c.184].

 Особым литературоведческим потенциалом изучения обладает современная русская проза в общеобразовательных классах и классах гуманитарного профиля. На пороге ХХI века нас не может не волновать проблема воспитания и образования будущих поколений. Жизнь общества зависит от образования, любые социально значимые проблемы так или иначе отражаются на системе образования. Еще А. С. Пушкин в записке «О народном воспитании», размышляя о преимуществах для России общественной формы воспитания, высказал мысль о том, что «отсутствие воспитания есть корень всякого зла», что «одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия», предложил конкретные изменения в содержании образования, которые намного опередили свое время и оказались созвучны направлениям, актуальным для современной школы, обратившейся к проблемам гуманизации и гуманитаризации процесса образования, к истокам национальной культуры.

«Гуманизация образования, связанная с развитием современной философии, с выдвижением в центр картины мира человека, предполагает создание наиболее благоприятных условий для развития и совершенствования природного потенциала каждого ребенка с учетом личностных особенностей, проявления его склонностей и способностей, реализации его потребностей и интересов, а не формирование заранее заданных свойств, в этой связи концепция личностно ориентированного обучения выходит на первое место, поскольку цель обучения при таком подходе -развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. В этих условиях важнейшее значение приобретает изучение литературы в школе, особенно в связи с инновациями, наблюдаемыми в организации самого процесса образования (создание школ, лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением дисциплин определенного цикла: гуманитарного, физико-математического, естественного профиля и т. п.)»  [12, c.450].

Методическая наука, начиная с ХIХ века, разрабатывает отдельные вопросы преподавания литературы в классах гуманитарного профиля. В работах В. Я. Стоюнина, Ф. И. Буслаева, В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Г. А. Гуковского, Н. И. Кудряшева, Г. И. Беленького, О. Ю. Богдановой,                 И. С. Збарского, Н. В. Колокольцева, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, З. С. Смелковой, Л. В. Тодорова, М. В. Черкезовой,                     Г. И. Ионина и др. освещаются определенные аспекты данной проблемы, накоплен значительный теоретический и практический материал, разработаны программы и учебные пособия, касающиеся углубленного изучения литературы, которое повышает качество овладения материалом, обеспечивает достаточно высокий уровень интеллектуальной нагрузки, создает возможность удовлетворения и развития интересов учащихся.

 Однако в методике не определена специфика изучения художественной литературы в классах гуманитарного профиля с учетом будущей профессии и регионального фактора. Недостаточная разработанность концептуальных основ проблемы специфики изучения литературы в старших классах гуманитарного профиля в методике и определила выбор темы исследования и ее актуальность. Актуальные вопросы, стоящие перед методикой обучения литературе в связи с проблемой преподавания литературы в старших общеобразовательных классах и классах гуманитарного профиля, обширны, многогранны. Мы ограничиваемся исследованием важнейшей, на наш взгляд, проблемы: выявление специфики изучения литературы в старших классах гуманитарного профиля, в частности, формирование у старшеклассников литературной компетенции как высокого уровня литературной образованности, основанной на прочных базовых знаниях литературы, развитых умениях и навыках самостоятельного анализа художественных произведений и их адекватной творческой интерпретации, продвинутого речевого развития с учетом будущей профессии, специфических для данных классов видов деятельности, а также с учетом психолого-педагогических особенностей контингента учащихся гуманитарных классов. Достижение учениками литературной компетенции предполагает сформированность у них такого качества личности, как литературная компетентность, которая включает в себя читательскую, литературоведческую, эстетическую, речевую компетентность. Наличие сформированной литературной компетентности позволяет выпускникам гуманитарных классов.

– включаться без периода адаптации в процесс образования в гуманитарном вузе или среднем специальном учебном заведении;

– воспринимать предметы гуманитарно-эстетического цикла на более высоком уровне;

В целях эффективного решения проблемы формирования литературной компетенции в старших классах гуманитарного профиля необходимо выделить «ядро» литературного образования – обучение самостоятельному анализу художественных произведений на материале русской классической литературы и развитие коммуникативно-речевых умений и навыков как базы для формирования литературной компетенции учащихся гуманитарных классов, их творческой деятельности, – выделить и научно обосновать специфические черты литературного образования в классах гуманитарного профиля.

Исследование формирование у учащихся старших классов гуманитарного профиля литературной компетенции как высокого уровня литературной образованности, которую мы определяем как ориентированную на будущую гуманитарную профессию готовность к деятельности, включающую в себя осознание учеником своих интересов и способностей, мотивацию выбора будущей профессии, определение в связи с этим своих целей и задач; потребность и умение творчески осмыслить на основе умений и навыков самостоятельного анализа художественное произведение, сформулировать свое отношение к нему, адекватно интерпретировать его, соотнося с современностью; наличие высокого уровня продвинутого коммуникативно-речевого развития, будет успешным, если:

–  учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старших классов гуманитарного профиля;

– обучать литературе, опираясь на специально разработанную методическую модель формирования у учащихся творческих способностей к восприятию произведений литературы, включающую в себя обучение самостоятельному анализу художественных произведений на основе усвоенных критериев художественности и развития способностей к интерпретации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология в контексте литературного образования и развития школьников

Совместные занятия учителя литературы и педагога-психолога...

Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования

Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе....

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...

Актуализация экзистенциального мышления учащихся в контекста литературного образования.

В статье с опорой на филисофию экзистенциализма обосновывается необходимость развития нравственно-рефлексивных способностей учащихся на разных уровнях: от базово-школьного до общечеловеческого....

Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции

Технология  обучения – это совокупность знаний о способах, средствах  осуществления принципов, это своеобразный проект  педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод...