Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования
статья по литературе по теме

Малько Антонина Степановна

Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_nauchnoy_raboty_malko_a.s.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ И КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУР В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕРСПЕКТИВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малько Антонина Степановна

Актуальность исследования. Во все времена литература выступала как средство приобщения учащихся к культурному наследию. Глубокое знание собственной истории и литературы, знание и уважение культур других народов, способность объективно оценить влияние одной литературы на другую - все это обогащает человека,  приобщает к  общечеловеческим ценностям.

На современном этапе, в условиях внедрения концепции трехязычия, евразийства как национальной идеи, литературное образование в Казахстане невозможно без знания мирового литературного процесса.

Ш.Сатпаева в книге «Казахско-европейские литературные связи XIX века и первой половины XX века» отмечала: «Литературные связи – проникновение одной литературы в мир другой – стали важным моментом в развитии литературы каждого отдельного народа и вместе с тем фактом мирового литературного процесса». В своем развитии каждая национальная литература, общаясь с другими литературами, вступая в связь с ними, воспринимая и соотнося их опыт с собственными национальными традициями, делается более зрелой, обогащается. Поэтому изучение национальных литератур в их взаимосвязи  в общеобразовательной школе способствует, прежде всего, глубокому освоению учащимися своей, родной литературы, лучшему пониманию национальных литератур, осознанию их исторической близости и духовного родства, помогает приобщиться к культурному наследию.

Теория сравнительного изучения литератур, изложена в трудах В.Жирмунского, Н.Конрада, К.Зелинского, казахстанских филологов Ш.Сатпаевой, К.Киреевой-Канафиевой, М.И.Фетисова, В.И.Кулешова, Н.О. Джуанышбекова и других.

Если в теоретическом плане проблема взаимосвязи русской и казахской литератур в контексте мировой культуры разработана, то в методической науке она нуждается в дальнейшем исследовании.

Объектом данной работы является процесс изучения русской и казахской литератур как части мировой культуры в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: приобщение учащихся к культурному наследию народов через взаимосвязанное изучение русской,  казахской и мировой литературы.

Цель работы: проведение анализа учебников нового поколения, выявление путей изучения русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как средства приобщения учащихся к культурному наследию народов и как перспективы литературного образования.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. На основе анализа работ по литературоведению обосновать необходимость изучения русской, казахской и мировой литератур  в их  взаимосвязи.

2. Проанализировать и выявить возможности программ и учебников по русской литературе в школах с русским и казахским языком обучения для осуществления взаимосвязанного изучения литератур.

3. Выявить уровень знаний по русской, казахской, мировой литературе у учащихся 2 курсов Многопрофильного колледжа при КГУ им. Ш.Уалиханова (возраст и учебная программа учащихся соответствуют 11 классу общеобразовательной школы).

4. Определить объем изучаемого художественного материала для разработки опытной программы по изучению русской, казахской,  мировой литератур  в школе.

В ходе анализа действующих учебников по литературе было выявлено, что идея взаимосвязи литератур не нашла в них достаточно полного отражения. Анализ показал, что проблема взаимосвязанного изучения русской и казахской литературы в контексте мировой культуры методически не разработана в большей степени в старших классах.

В отличие от начального и среднего звена, в учебниках 9-11 классов предлагается углубленное изучение только русской литературы. Но необходимо отметить, что именно в старших классах  школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и анализа литературных текстов. Именно в этот период необходимо закрепить понятие мировой культуры, роли литературного наследия своего народа, взаимосвязи литературы русской и казахской в мировом литературном процессе.  

Поэтому наша работа направлена на поиск новых перспектив в литературном образовании. Такой перспективой на наш взгляд является изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры, что является эффективным средством приобщения учащихся к культурному наследию народов, способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей, прививает уважение к их национальным традициям.

Проведение сопоставительного анализа учебников по русской литературе для школ с русским и казахским языком обучения показало, что учащиеся классов с казахским языком обучения имеют более широкую картину литературного процесса, поскольку главы о творчестве писателей и поэтов сопровождаются сведениями о культурных связях с казахской литературой.

Анализ учебников сопровождался анкетированием учащихся. Цель анкетирования состояла в проверке начитанности учащихся в области произведений русской, казахской, мировой литературы; в умении обосновать свое мнение о прочитанных произведениях, выделять общие и отличительные мотивы, черты в литературном процессе, в произведениях мировой культуры,  включающей русскую и казахскую литературы.

Если произведения мировой литературы учащиеся называли благодаря не только школьной программе, но и телевидению,  то взаимосвязь русской и казахской литературы с мировой литературой учащиеся проиллюстрировать практически не способны.  

Все это говорит о необходимости пересмотреть изучение литературы в школе. Необходимо создать программу изучения литературы, позволяющую  ученику осознавать себя частью культуры Казахстана и всего мира.

В работе выдвигается следующая гипотеза: приобщение учащихся к культурному наследию русского и казахского народов, формирование целостного отношения к мировой культуре, способствующее воспитанию чувства уважения к национальным традициям, усвоению общечеловеческих ценностей, повышению интереса к чтению произведений мировой культуры, будет более эффективным в случае изменения литературного образования современной казахстанской школы, путем внедрения новой программы по интегрированному изучению русской, казахской, мировой литератур в их взаимосвязи как ведущего принципа преподавания.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический (изучение трудов по литературоведению, психологии в плане поставленной проблемы, анализ накопленных в педагогической науке данных по проблеме изучения национальных литератур во взаимосвязи);

- социолого-педагогический (изучение и анализ школьных программ и учебников по литературе; анкетирование учеников; анализ устных ответов и письменных работ учащихся).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в самой постановке вопроса об изучении казахской и русской литератур в контексте мировой культуры в общеобразовательной школе, так как большинство работ по этой теме посвящено, как правило, вузовской практике, а не школьному литературному образованию,  кроме того авторы научных трудов и диссертаций чаще всего уделяют внимание сравнению только двух литератур, русской и казахской, не включая их в мировой литературный процесс.  

Практическая значимость работы. Материалы работы по изучению русской и казахской литератур в контексте мировой культуры могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе, при проведении факультативных и внеклассных занятий. Материалы исследования могут составить основу для спецкурса по методике преподавания литературы на специальности «Русский язык и литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кукла в контексте мировой культуры. История развития куклы"

Мифы, ритуалы, фотоматериал... все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :)...

Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования

Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования...

«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»

Материал раскрывает возможности метапредметного подхода и проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий....

«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий посредством метапредметного подхода и проектной деятельности....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...