Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Сафронова Елена Николаевна

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. 

Вид и структура урока: урок-мастерская. Его целесообразность обусловлена целями урока: необходимостью развивать навыки написания сочинения на литературную тему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Тема памяти

                 в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                   «Фотография, на которой меня нет»

       

                Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Имя урока: «Прошлое – родина души человека»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-мастерская

 

Цели урока:

1. Учащиеся должны  знать, как  анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить  представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать  устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.  

3. Учащиеся развивают  навыки самоорганизации,  взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

 

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

                                            Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии –  добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

                                             Как много желтых снимков на Руси

                                             В такой простой и бережной оправе!

                                             И вдруг открылся мне и поразил

                                             Сиротский смысл семейных фотографий:

                                             Огнем, враждой

                                             Земля полным-полна,

                                             И близких всех душа не позабудет…

                                                                               (Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

               Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

 Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

 Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

 Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?
  •  Почему они так вам дороги?

 

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

  Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?
  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

  • Прошлое – родина души человека.                      (Г. Гейне)

  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.                             (М. Лермонтов)

                                                                     

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.                                  

                                                                                     (Цицерон)

 

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение « родина души»?

  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

          (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном герое, используя  цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

     Материал для наблюдения:

     1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

        падение

очищение через страдание

        восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни?  О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя?   (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Слово учителя. 

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

 Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

 Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
  2. Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

 3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

         

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

  • Какие предложения вы записали?

Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Задание 3 группе.

Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя,  цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Какими  вспоминаются первые учителя?

2.  Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о школе;

        б) отношение к детям и деревенским жителям;

        в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Слово учителя.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

  • А легко ли было учителям в то время?

Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

  • Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

Слово учителя.

Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

Задание 4 группе.

Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

Почему и его не оказалось на фотографии?

  1. Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Запишите и продолжите предложение:  «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

 7.  Чтение  заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас? Кто они?

Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

8. Итоговая беседа: 5 мин.

 

  • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

Слово учителя.

Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом - «родиной души героя».

Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее быть полноценной?

  • А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

9. Разрыв: 2 мин.

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»                   

10. Рефлексия: 1 мин.

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

                                  почувствовал…

                                  узнал…

                                  понял…

                                  задумался…

                                  испытал…

  Закончите предложение.

11. Оценочная деятельность: 1 мин.

12. Домашнее задание: 1 мин.

  1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
  2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

Приложения.

                                 Карточка                                              

                       Мастерская письма.

Имя урока:

Ключевые слова (эпиграф):

Продолжите предложение:

Герой:

  1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

Бабушка:

  1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

Учитель:

  1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

Школа:

  1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

                              Карточка №2

Закончите предложение:

«Сегодня на уроке я открыл…

                                   почувствовал…

                                   узнал…

                                   понял…

                                   задумался…

                                   испытал…

                       Карточка-задание №1.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

  1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

                      Карточка-задание №2.

      Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и  

      выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7
  2. Как ее характеризует:

                     а) речь;

                     б) любовь к цветам;

                     в)  украшение зимних окон;

                     г) приход учителя в дом?  

     3. Почему писатель говорит о своей вине?

                             Карточка-задание №3.

      Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

       цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Какими вспоминаются первые учителя?
  2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

                  а) забота о школе;

                  б) отношение к детям и деревенским жителям;

                  в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

                        Карточка-задание №4.

 

     Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?
  3. Перечитайте описание школьной фотографии.

     Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

     Какие чувства она вызывает?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 8 «Б» классе

           «Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева

               «Фотография, на которой меня нет».

МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой

Тема урока: Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Имя урока: «Прошлое – родина души человека».

Задачи урока:проанализировать произведение с точки зрения тех жизненных ценностей, которые автор считает важными, пробудить потребность читать художественную литературу внимательно и вдумчиво, развивать устную монологическую речь и навыки написания сочинения на литературную тему, формировать нравственную позицию учащихся.

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточка «Мастерская письма», карточка «Рефлексия», текст, фотоаппарат, фотографии из семейного альбома.

Подготовка классной доски: с помощью интерактивной доски осуществляется компьютерное сопровождение урока (эпиграф, задания, цитаты, фотографии, портрет писателя).

Содержание урока соответствует программе и задачам.

Проектирование урока:в тематическом плане работы на изучение этого произведения отводится один час. Чтобы справиться с решением поставленной задачи, учащимся было предложено прочитать текст, затем в  ходе совместной деятельности (учитель \ учащиеся) были определены основные направления работы: провести наблюдения над текстом, подобрать необходимые цитаты для характеристики героев рассказа (по группам). Эта работа выполнена учащимися дома. На уроке учащиеся, опираясь на текст, домашнее задание, выполняют задания по подгруппам. Каждая подгруппа получает  письменную памятку, кому какой деятельностью заниматься. Такое указание учителя предусмотрено технологией коллективной творческой деятельности (В. Дьяченко) и опирается на то обстоятельство, что учащиеся в творчески работающей группе должны быть связаны отношениями ответственной зависимости, реализующейся через четкое распределение обязанностей в ходе учебного разделения труда. Состав групп постоянный. Подбор состава групп происходил с учетом психолого-педагогических характеристик учащихся (см. характеристику) и осуществлен с учетом психологической совместимости учащихся. Две ученицы получили на уроке индивидуальное задание: соотнести цитаты из текста с предложенными понятиями, продемонстрировать результаты работы на интерактивной доске и прокомментировать их.

При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в которых проводился урок. Мною заранее изучена карта психолого-педагогических особенностей учащихся (карта прилагается). Кроме того, в классе, который участвовал в открытом уроке, я являюсь классным руководителем с 5 класса. Мне хорошо известны индивидуальные особенности детей, я прослеживаю путь их индивидуального развития.

Уровень заинтересованности учащихся литературой чуть выше среднего (есть учащиеся, которые активно включаются в работу непосредственно на уроке). Это можно объяснить ориентированием большинства учащихся на предметы естественно-научного профиля (70 % учащихся остаются в физико-математическом классе), а также общим уровнем обученности учащихся (рейтинг 4,1) и отношением к учебе (большинство учащихся относится к учебе как к долгу).

Тип урока: изучение нового материала.

Вид и структура урока: урок-мастерская. Его целесообразность обусловлена целями урока: необходимостью развивать навыки написания сочинения на литературную тему. Для эффективности этой работы подготовлена карточка «Мастерская письма», в которой учащиеся должны записать необходимые ключевые слова, закончить предложения. В конце урока карточка сдается, проверяется учителем, затем эти рабочие материалы учащиеся используют при написании сочинения.

Методы обучения. На уроке были использованы эвристический, исследовательский, проблемный методы. Объяснительно-иллюстративный метод играл вспомогательную роль.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

                        2. Этап актуализации знаний.

                        3. Этап мотивации.

                        4. Выявление восприятия.

                        5. Исполнительный этап.

                        6. Итоговая беседа.

                        7. Разрыв.

                        8. Рефлексия.

                        9. Домашнее задание.

Все этапы урока последовательно и логично связаны между собой. Я подводила учащихся к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека, уровень его духовного развития. Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну, память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту восприятия мира. И нам его уроки могут помочь по-новому взглянуть на близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки. Думаю, я имею основание сказать, что многими учащимися была продемонстрирована личная позиция, предполагающая со-чувственную нравственную, а не просто отвлеченную, холодную, чисто рациональную оценку происходящих событий и поступков героев.

В процессе реализации исполнительного этапа  был использован новый (точнее – модернизированный) методический прием анализа текста: соотнесение цитат с важными оценочными понятиями (падение, очищение через страдание, восхождение). Его цель: не используя пересказ, дать оценку поступкам героя. Такой подход к анализу текста, на мой взгляд, делает анализ более глубоким, учит детей обобщать, экономит время на уроке, позволяет приобщить учащихся 8 класса к более зрелому подходу к изучению литературы, придает научный характер. Использованный прием взят из книги «Я иду на урок литературы» («Затеси» В. Астафьева. Система уроков. З. Блинова), - М., «Первое сентября», 2001 г.

В конце урока осуществлен разрыв (т.е. запланированный перерыв в ходе урока, фотографирование). Его цель: активизировать процесс усвоения полученных представлений через личное активное действие, переживание.

Учащие получили домашнее задание творческого характера – написать сочинение на тему «Прошлое – родина души человека», второе задание предложено на выбор – прочитать 2-3 рассказа из книги «Последний поклон».

В результате ученики приобрели опыт отношения к прошлому с позиций нравственных, эмоциональных, этических, развили в себе склонность к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего, получили возможность проверить собственный жизненный опыт опытом предков.

Проектирование урока осуществлено с помощью методического пособия М. М. Поташник, М. В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок», -  М., «Педагогическое общество России», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....

ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА "ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ"

Урок литературы в 8 классе по программе Г.С. Меркина...