Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок прошёл в рамках проведения областного семинара. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной семинар 11 .04.14

Урок литературы в 8 «А» классе по теме:

Память сердца

 Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Учитель: Шевцова Елена Павловна

Цели урока:

Обpазовательная цель – познакомить учащихся с пpоизведением В. П. Астафьева, пpовести детальный анализ художественного текста, опиpаясь на задания и вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

ХОД УРОКА

1. Эпиграф на доске.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет...

(Н. Рубцов)

2. Вступительное слово учителя.

Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В романе Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества” нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Я хочу, чтоб на уроке мы вернулись с вами в прошлое. И разговор сегодня у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой на примере рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

      Откройте тетради, запишите тему урока. Сформулируйте цели урока (запишите в тетради).

3. Работа со словом.

      - Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их в виде кластера.

      - Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Дополните свое информационное поле словами из эпиграфа.

      - Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова.

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

(С.Ожегов. Словарь русского языка).

     

4. Слово учителя.

Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды.

      - На сегодняшний урок вы должны были прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». Как бы вы определили тему рассказа?  (Дань памяти.)

      - Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти.  Как вы думаете, как раскрывается в этом рассказе тема памяти? (фотография – это память).

- Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии.  

      - Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.  Не потому ли так дорога старая фотография  автору повести “Последний поклон” Виктору Астафьеву?

5. Работа в тетради (проведена дома)

Стр.97 - 101

6. Групповая работа.

Задание 1 группе (задание 7, 8, 9 в тетради стр. 98-99).

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

      2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

      3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

      4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

Задание 2 группе.(задание 11, 12, 13, 15 стр.100)

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

      2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

      3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

Задание 3 группе.(задание 19 стр.101)

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

      2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

      3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”

Задание 4 группе.(задание 10 стр.99, 17 стр.101)

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

      1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

      2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”

7. Представление результатов работы в группах.

Итак, какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства?

Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”

Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает?Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)

Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.

8. Рефлексия.

      Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.

      Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

Состояние моей души

     F:\школа\школа1\0a4f488923716b024ee68941527cf924.gif

                   

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

9. Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:

Кутья- здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.)-безнадежные.                                                                                

Увал-пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.)- молчу.

Навалом-здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча-(пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда- запор для дверей, ворот.

Снедь –(просторечие) еда.

Умиротворенный- полный покоя.

Сокрушалась-(разг.)печалилась.

Сулилась- (просторечие) обещала.

Нахлынет-здесь: начинаются воспоминания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Состояние моей души

     

                   



Предварительный просмотр:

Задание 1 группе (задание 7, 8, 9 в тетради стр. 98-99).

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

      2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

      3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

      4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

Рефлексия.

      Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

2 прилагательных.

3 глагола.

Предложение - итог.

Ключевое слово в рассказе В. П. Астафьева.

      Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:

Кутья- здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.)-безнадежные.                                                                                

Увал-пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.)- молчу.

Навалом-здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча-(пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда- запор для дверей, ворот.

Снедь –(просторечие) еда.

Умиротворенный- полный покоя.

Сокрушалась-(разг.)печалилась.

Сулилась- (просторечие) обещала.

Нахлынет-здесь: начинаются воспоминания.

Задание 2 группе.(задание 11, 12, 13, 15 стр.100)

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

      2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

      3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

      Рефлексия.

      Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

2 прилагательных.

3 глагола.

Предложение - итог.

Ключевое слово в рассказе В. П. Астафьева.

      Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:

Кутья- здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.)-безнадежные.                                                                                

Увал-пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.)- молчу.

Навалом-здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча-(пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда- запор для дверей, ворот.

Снедь –(просторечие) еда.

Умиротворенный- полный покоя.

Сокрушалась-(разг.)печалилась.

Сулилась- (просторечие) обещала.

Нахлынет-здесь: начинаются воспоминания.

Задание 3 группе.(задание 19 стр.101)

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

      2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

      3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”

Рефлексия.

      Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

2 прилагательных.

3 глагола.

Предложение - итог.

Ключевое слово в рассказе В. П. Астафьева.

      Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:

Кутья- здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.)-безнадежные.                                                                                

Увал-пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.)- молчу.

Навалом-здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча-(пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда- запор для дверей, ворот.

Снедь –(просторечие) еда.

Умиротворенный- полный покоя.

Сокрушалась-(разг.)печалилась.

Сулилась- (просторечие) обещала.

Нахлынет-здесь: начинаются воспоминания.

Задание 4 группе.(задание 10 стр.99, 17 стр.101)

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

      1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

      2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”

      Рефлексия.

      Составьте и запишите синквейн на тему «Память».

Память.

2 прилагательных.

3 глагола.

Предложение - итог.

Ключевое слово в рассказе В. П. Астафьева.

      Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».

Словарь к уроку:

Кутья- здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.)-безнадежные.                                                                                

Увал-пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.)- молчу.

Навалом-здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча-(пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда- запор для дверей, ворот.

Снедь –(просторечие) еда.

Умиротворенный- полный покоя.

Сокрушалась-(разг.)печалилась.

Сулилась- (просторечие) обещала.

Нахлынет-здесь: начинаются воспоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать форм...

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

·                  Урок литературы проведён в 6  классе с использованием таких сингапурских структур как    ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙ...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....