Внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо (анализ рассказа И.Бунина"Роман горбуна)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Воронова Елена Николаевна

Состояние современного образования и тенденции его развития требуют новых подходов к развитию образовательной среды. Каждому педагогу хочется видеть своих учеников самостоятельными и инициативным, стремящимися к добыче знаний, познавательных потребностей. 

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.
          Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Я хочу, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики задумывались над словом автора, были внимательны к лову, поэтому задача учителя – научить творчески, критически мыслить.

Д. Халперн определяет критическое мышление следующим образом: «Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата». Критическое мышление – это отправная точка творческого мышления.

Каждый ли человек способен критически мыслить? Психологи утверждают, что эта способность развивается к 14-16 годам, поэтому педагогу необходимо на уроках развивать настойчивость, желание искать компромиссные решения, осознание учащимися своей роли в процессе обучения. Таким образом, образовательный процесс приобретает другой смысл: учащиеся способны к выбору, к оценке своих действий, формированию образа «Я» как автономности личности.

                  Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных взглядов, позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Веяния времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Каким образом я внедряю эту систему?

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.

Напомню стадии технологии критического мышления через чтение и письмо:

  • Стадия вызова (имеющиеся знания, интерес к получению новой информации, постановка учеником собственных задач).
  • Стадия осмысления новой информации (получение новой информации, корректировка поставленной цели обучения).
  • Стадия рефлексии (размышление, рождение нового знания).

 

Технология развития критического мышления - стадии и методические приёмы представлены в следующей таблице:

 

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Приёмы и методы

Вызов

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация деятельности, мотивация к дальнейшей работе

Самостоятельная систематизация знаний по изучаемой теме, формулировка вопросов, на  которые хотелось бы получить ответ

Составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам, систематизация материала (кластер, таблица), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа индивидуальная, групповая, в парах.

Осмысление содержания

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.

Чтение или слушание текста, использование предложенных учителем форм работы с текстом, записи

Методы активного чтения: использование маркировки «+», «-»,«?»,«V», ведение записей типа бортовых журналов, дневников, поиск ответов на вопросов, поставленных в первой части урока.

Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника). Индивидуальная работа и в парах.

Рефлексия

Учитель возвращается к первоначальным записям: предположениям, дополнениям, предложениям внести изменения, исследовательским и практическим заданиям на основе полученной информации.

Соотнесение новой информации с ранее известной, использует знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц, установка причинно – следственных связей между блоками  информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на вопросы, организация устных и письменных круглых столов, написание творческих работ, исследования по отдельным темам.

Творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации. Индивидуальная работа, групповая и в парах.

 

На мой взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает  выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. Мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной  в постижении законов русского языка и мира художественной литературы.

Предлагаю рассмотреть внедрение технологии критического мышления через чтение и письмо на примере анализа рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна».



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar734.86 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы, 9 класс

(углублённое изучение предмета)

 «А был ли роман?» (по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»

 

Цель: познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Роман горбуна».

Задачи:

Обучающая: анализ прозаического произведения посредством применения технологии развития критического мышления через- чтение и письмо.

Развивающая: развитие критического мышления учащихся, умения анализировать текст, умения выражать свои мысли, развитие интеллекта, коммуникативной компетенции на понятийной основе.

Воспитательная: воспитание любви к литературе, внимательного отношение к слову.

Оборудование:

  • подготовленные тексты рассказа (Раздаются каждому ученику),
  • медиапроектор,
  • презентация (Приложение 1),

Используемые приемы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту;
  • прогнозирование;
  • составление синквейнов, кластеров
  • «древо предсказаний».

Вызов

Учитель: Сегодня я предлагаю поработать с рассказом «Роман горбуна». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

Ученик: это произведение написал И. Бунин, все его произведения, как правило, о любви, счастливой или несчастной. Но настораживает название. У М.Булгакова тоже есть произведение «Театральный роман», но в его основе не любовная интрига. Можно предположить, что в произведении И.Бунина речь пойдёт о художественных талантах горбуна, признанных или непризнанных, или о любви.

Учитель: Как вы понимаете слово «любовь»?

Ученик: (из домашнего задания) Говорят, что ей все возрасты покорны. Вот почему нет спасения от её сетей. Она болезнь, неподдающаяся лечению. Из – за неё страдают, мучаются, умирают. Она огонь, который зажигает грудь и зажигает сердце, свет, который ослепляет. Она водопад, который внезапно обрушивается с горы.       Любовь – чувство, которое нельзя приручить. Она свободна и переменчива. Сегодня можно парить на её крыльях, завтра – быть на её развалинах. Но если она взаимна…Озарённый ею, ты становишься чище, добрее, милостивее. Мир наполняется музыкой. Музыкой любви.

Учитель:  Я предлагаю начать знакомство с рассказом «Роман горбуна»  по частям. (Выдан отрывок из текста). «Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: 
     - Будьте в субботу пятого апреля в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок..».

Осмысление

1  остановка

 Можно предположить, что завязывается любовная интрига:  «Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание». Кто такой «горбун»?

Ученик: (из словаря С.И.Ожегова) «Горбун» - горбатый человек. «Горб» – 1.Большая ненормальная выпуклость на спине или груди человека, возникающая в результате деформации позвоночника и грудной клетки.2. Сгорбленная спина. 3. У верблюдов.

«Роман» -  1. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. 2. Большое по объёму повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями

Учитель: Какие определения нам подходит? Кто мог влюбиться в такого человека?

Ученик: Подходят определения, касающиеся любовных отношений. Влюбиться в горбуна могла такая же горбунья, избалованная женщина, порядочная и жалостливая женщина, которая увидела не только физическое уродство, но и живую душу человека, женщина, если горбун обеспечен, ради детей или своего благосостояния, решилась написать такое письмо.

Учитель: Уже название рассказа «РОМАН ГОРБУНА» наполнено тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР.  Мы можем думать, что мотив тревоги формируется с первых строк. Предположим, кто – то из вас получил любовное письмо без подписи (анонимное). Как повели бы себя вы в подобной ситуации?

Ученик: По – разному. Растерянно. Кому пришло в голову полюбить физическое уродство? (в данной ситуации) Или, а вдруг и я кому-то интересен…? Какая она, эта незнакомка?

(В этом классе второй год ведется курс «Русская словесность» по программе Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности». Учащиеся класса очень внимательны к слову автора. На этом этапе сразу возникает дискуссия (чего я никак не ожидала), состоящая из вопросов: «Почему молодая и свободная – и горбун?», «Откуда она давно знает его и любит? – Наблюдала и присматривалась. Почему?», «Почему родная душа? Она тоже изгой общества? Почему? Как одиночество? Как не такая?», «Почему серый костюм? – Не хочет быть заметной?», «Почему букетик фиалок, а не роз? Почему не букет? Фиалка – маленький цветок? Опять не хочет выделяться и привлекать к себе внимание!»).

Учитель: А.Н.Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что серый цвет относится к бесцветным тонам, имеет не цветовую характеристику, а световую. Речевая традиция не связывает серый цвет ни с красотой, ни с праздничностью, ни срадостным подъёмом. В странах Востока лиловый цвет символизирует духовную силу, а ясновидящая Ванга считала это цвет символом взаимной любви.

Учитель: Предлагаю систематизировать полученную информацию посредством составления кластера.

Учитель: В кластере, характеризующем Горбуна, только две прямые характеристики, а в кластере, характеризующем Незнакомку, - шесть. Связывает чувство одиночества. И то мы не знаем, по какой причине она написала письмо. Появляется интрига, и усиливается тревога, которая поддерживается всё тем же тревожным сочетанием звуков РА, АР, ГР: ГОРБУН, ГОРДЫЙ, ТРОСТЬ, СОДРОГНУЛСЯ…
Я предлагаю познакомиться со следующей частью  рассказа «Роман горбуна» (Выдан следующий отрывок из текста).

«Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел».

2 остановка

Образа Незнакомки в этом отрывке не наблюдается, зато наполняется образ Горбуна.

Учитель: Теперь о Горбуне мы знаем больше и можем предположить, что Незнакомка и Горбун, действительно, могут оказаться родственными душами. Почему?  

Ученик: У них одинаковые вкусы в одежде: оба выбирают серые цвета в сочетании с лиловым и сиреневым. (Незнакомка: лиловый зонт, фиалки. Горбун: сиреневые перчатки, серый галстук).

 Учитель: Какое чувство Вы испытали, когда прочитали вторую часть?

Ответы учеников:

- Я всё больше убеждаюсь, что эта Незнакомка странная. Раз совпадают вкусы в одежде, раз она предполагает, что он её не отвергнет, то она, может быть, тоже с физическим изъяном?

- Мне тревожно за Горбуна: он в неизвестности и волнении.

Учитель: Как И.А. Бунин показывает волнение героя?

Ответы учеников:

- Волнение героя выражается в следующих словах:

«Потрясён», «ждал», «сходил к парикмахеру», «купил перчатки, галстук», «наряжался», «без конца привязывал галстук холодными и дрожащими руками», «разлился румянец», «глаза потемнели», «стал ждать рокового часа».

Учитель: Вертикаль тревожного сочетания звуков РА, АР, ГР  организует внутреннее пространство текста. Через аллитерации в повествование входит мотив рока. Что означает слово «роковой?»

Ученик: В словаре С.И. Ожегова слово «роковой» обозначает: 1.Приносящий горе, несчастье, неизбежно доставляющий страдания, неотвратимый. 2. Решающий, предопределяющий дальнейшие события. 3. Гибельный,  имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Учитель: За восклицанием, которое говорит о восторженном состоянии героя, идёт методичный показ сборов на свидание: события переданы последовательно, замедленно, точно изображено внутренне состояние героя. В данном отрывке преобладают глаголы, что говорит о динамике развития действия. Горбун находится  в приподнято – восторженном волнении от неизвестности, загадки. Может быть, в его жизнь ворвётся любовь, и всё изменится? Не готовит ли автор нас к тому, что Горбун  не только наряженный гость в своей квартире, но и празднике жизни?

Ученик: Я считаю,  что из этой встречи ничего не может получиться, потому что даже «в столовой важно, грозно пробило», нет даже слова «часы», показан только средний род. Он содрогнулся.

Учитель: Предлагаю обратиться к следующей части текста.

«Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте..».

3 остановка

Предлагаю создать лексико – семантический ряд, который бы показывал душевное состояние героя.

Ученик: не мог владеть собой – зашагал быстрее - блаженный страх – предвкушаем счастье – быстро вошёл – оцепенел.

Учитель: Какое слово или словосочетание вы бы определили в качестве ключевого?

Ученик: Оцепенел.

Учитель: Почему?

Ответы учащихся:

  • Знал эту женщину;
  • Увидел молодую и очень красивую женщину;
  • Это был кто – то, кого он увидеть не ожидал.

Учитель: Как         И. А. Бунин описывает внешность героя?

Ученик: С «длинными и тонкими ногами, со всей вызывающей важностью, присущей горбу».

Учитель: Не иронизирует ли автор над своим героем: тонкие ноги и важность?  Я дочитаю текст до конца.

4 остановка

«…навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. 

     Беспощаден кто-то к человеку!».

Комментарии учителя:  После того как текст был прочитан, загадка разгадана,  в классе повисла тишина. Даже те учащиеся, которые с самого начала выдвигали предположения, что письмо написала горбунья, молчали.

Учитель: Ваши впечатления от рассказа?

Ответы учащихся:

  • Грустная история;
  •  Жаль горбуна;
  •  Жизнь разбилась, не успев обрести смысл;
  •  Рассказ практически начинается словом горбун, им и заканчивается, композиция похожа на кольцевую.

Учитель: Рассказ называется «Роман горбуна». Я возвращаюсь к названию урока «А был ли роман?»

Ответы учащихся:

  • В начале урока мы определили, что такое «роман». В прямом смысле романа не было.
  • Было ожидание перемен, может быть, любви.
  • Была влюблённость в Незнакомку, которой он не знал, а узнав, оцепенел.

Учитель: Герой спешил на своё первое и, может быть, единственное желание. Оцепенение: появление незнакомки – жестокая действительность, которая, возможно, стёрла последние блики неуловимого и призрачного счастья.

Словно великий грешник, низвергнутый из рая, горбун цепенеет, видя свое собственное отражение.

Рефлексия

Учитель: И.А. Бунин заканчивает произведение фразой: «Беспощаден кто-то к человеку!» Я предлагаю написать небольшую письменную работу по предложенным темам:

  • Кто беспощаден к человеку в рассказе?
  • Мои впечатления от рассказа?
  • Возможен ли роман горбуна?
  • Синквейн.

Из работ учащихся:

Быстрова Ксения

Возможен ли роман горбуна? (эссе)

«Мне всегда очень нравятся уроки, когда мы читаем текс по частям, предполагаем развитие сюжета, финал. Рассказ «Роман горбуна» меня потряс. Я не была в числе тех, кто предполагал, что письмо написала горбунья, хотя логически много аргументов ребята сразу привели, что это именно она. Я романтик, поэтому мне хотелось верить, что письмо написала молодая девушка, которая знает горбуна как хорошего человека, влюбилась в него, хотела бы составить с ним счастье. Мне казалось, что эта молодая женщина по каким – то причинам одинока, потому что любит горбуна, поэтому другим оказывает, мучается от неразделённой любви горбуна.

Я думаю, что горбун тоже иначе представлял Незнакомку. Возможно, встретив Горбунью в парке, он деликатно с ней попрощался, может быть, даже погулял с ней по аллеям. Я представляю, как идут по парку два горбуна, в все оглядываются.

Я думаю, что эти люди могут остаться приятелями, но возлюбленными – вряд ли.

Каварзин Павел

Синквейн

Роман?

Ожидающий, мучающийся

Ждёт, томится, разочаровывается

Трагическое ошеломление одинокого человека

Желание любви

Список используемой литературы и Интернет - ресурсов

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Работаем по новым стандартам// М. Просвещение.- 2011
  2. http://lib.1september.ru/
  3. http://www.openclass.ru/node/222787
  4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-380754.html
  5. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка

Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...

Курс лекций для педагогов о технологии критического мышления через чтение и письмо

Используя данные лекциии педагог может обобщить свои представления о технологии критического мышления через чтение и письмо; определить основные этапы урока с применением технологии критического мышле...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...


 

Комментарии

Наталья Валентиновна

Я сейчас пойду читать этот рассказ Бунина, который как-то прошел мимо меня. А вот интересно, современные дети не говорят, что после первых же фраз им показалось, что кто-то хочет посмеяться над обделенным судьбой человеком? А не говорят ли о том, что не видят причины горбуну "потрясаться", если он увидел влюбленную в него горбунью. Собственно, в чем проблема? Ему повезло, он нашел себе ровню!
Но если даже пожилой мужчина получает любовную записку, то надеется увидеть юную красотку! Как! Меня полюбила стареющая дама? Ах, как жестока ко мне судьба!:)