Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление позволит им успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что они изучают и делают. В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления.

Дэвид Клустер - один из идеологов технологии, определивший пять особенностей критического мышления, утверждает: «Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать». 

Актуальность процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает сомнений. А это одно из главных направлений технологии - исследование текста, а анализ предложенного текста и написание эссе - одно из заданий ЕГЭ по русскому языку. Ни для кого не секрет, что это задание является самым сложным этапом работы над заданиями ЕГЭ по русскому языку. Смысл этого задания можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо по предложенному авторскому тексту, в письме ценятся самостоятельность, умение понимать проблемы текста, достаточная аргументация и лаконичность. Здесь и приходит на помощь учителю технология развития критического мышления.

Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре: стадии вызова, стадии осмысления, рефлексии. Рефлексия считается наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Фазы технологии развития критического мышления хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий. На каждой стадии урока используются свои методические приемы, целью которых является раскрытие творческого потенциала учащихся. Их достаточно много, все они имеют звучные, заманчивые названия, такие как «толстые и тонкие» вопросы, «Дерево предсказаний», мудрые совы, мозговая атака, ИНСЕРТ, синквейн, кластер, перепутанные логические цепочки, «Корзина идей» и другие. Нельзя сказать, что «элемент новизны», характерный для вышеперечисленных приемов, учащиеся встречают с одобрением. По проведенному анкетированию становится ясно, что, несмотря на то, что в целом приемы технологии заинтересовали детей, работать они предпочитают по старой, традиционной схеме. Скорее всего такое отношение к «новизне» связано с тем, что данные приемы не оставляют «в стороне» никого из обучающихся, «отсидеться» на таких уроках не получится.

При использовании ТРКМЧП встречает трудности и учитель: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима.

Но в процессе применения данной технологии:

- вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

- появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...