Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Агыы Урана Эдер-ооловна

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом с использованием  элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

      Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

  Лично для себя привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление  через чтение и письмо, через развитие работы с текстом.

  Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.  Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные.  Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.  Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.   Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

    Думаю, чтобы обучение в школе стало более эффективным, функциональным в школе должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших «взрослых»  планов.

  В нашем селе мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школ и клуба негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.

    Таким образом, возникает противоречие  между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права,  и возможностями ребенка в сельской местности.

    Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая творческие способности личности школьника с 5 класса через использование элементов технологии критического мышления.

     Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности (внутренняя сущность человека) и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

     В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического  мышления. Я убеждена, что лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.  Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

   Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

 

             Результативность опыта включает в себя:

- самосовершенствование личности

- развитие творческих способностей

- умения критически мыслить и принимать взвешенные решения

-  сформированность навыков самостоятельной и групповой работ

 Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает пони мание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.

  Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение  и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

  Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать  взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

   Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться  процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят  приемы  технологии РКМЧП.

 

  Особое внимание в последнее время стало уделяться формированию коммуникативной культуры. Вновь злободневно зазвучали слова А.П.Чехова, написанные в 1893 году: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучения красноречию следовало бы считать неизбежным». Это высказывание особенно актуально сейчас, при всеобщей констатации факта падения уровня нашей речевой культуры, утраты лучших традиций русской словесности.

     Озабоченное катастрофическим падением уровня речевой культуры своих граждан, государство приняло общенациональную программу возрождения русского языка. Усилилось внимание к речевой подготовке школьников. Однако обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, так называемый Госстандарт, по русскому языку включает в себя такой перечень вопросов, который в рамках традиционных уроков удаётся освоить с большим трудом. Связано это как с недостаточным количеством часов, отведённых на развитие учащихся, так и с неблагоприятной для повышения уровня коммуникативной культуры социальной обстановкой.

     Особенно эта проблема актуальна в обучении сельских школьников. В силу сложившихся социально-экономических условий село оказалось на «задворках» культурных и социальных преобразований. Сельская школа стала в селе единственным  образовательным и культурным центром.

     В области коммуникативной компетенции сельские школьники отстали от своих городских сверстников: слабо развито строительство монологической речи, умение рассуждать на предложенную тему; затрудняются создавать тексты различных стилей речи. Такое владение речью не способствует переносу речевых навыков и умений в реальную жизнь.

     Актуальность данной проблемы заключается ещё и в том, что русский язык как межпредметный язык обучения, осуществляет интегрированную функцию способа познавательной деятельности (владением всеми видами речевой деятельности – чтением, письмом, слушаньем, говорением). Полученные учащимися на уроках русского языка речеведческие знания и умения (понятие о тексте как о продукте речевой деятельности, о типах текста, стилях и жанрах устной и письменной речи и др.) переносятся на речевое общение на других уроках: знание основных характеристик текста как носителя содержательной информации и умение их использовать при анализе жанра и стиля, темы и подтем текста, выделять главную мысль, композиционную структуру учебно-научного текста, умение членить текст на смысловые блоки, отражать его структуру в различных видах плана. Поэтому закономерно, текст следует рассматривать в качестве дидактической единицы обучения.

     В этом контексте приобретает особую актуальность обращение к  использованию  при работе с текстом технологии РКМЧП для  формирования  коммуникативной компетенции учащихся: способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в конкретных формах и ситуациях общения, способности понимать и порождать целостные речевые произведения, т.е. тексты.

 Технология «РКМЧП» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

 Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками.

  На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал)ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

   На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. в результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным понимаем самостоятельно.

   На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале, но и высказать новые гипотезы.

   В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые  как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения; осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная таблица), так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7 классе по теме «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных» можно рассмотреть следующие утверждения:

  1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется НН.
  2.  страдательные причастия прошедшего времени могут образоваться от имен существительных
  3.  В кратких страдательных причастиях пишется Н.
  4. В отглагольных прилагательных пишется и Н, и НН.
  5. Краткие страдательные причастия отвечают на вопрос какой?

Или по теме «Правописание предлогов»:

  1. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются
  2. Правописание производных предлогов надо запомнить
  3. Производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.
  4. В предложении предлог можно заменить другим предлогом или союзом.

Прием «Составление кластеров»

  Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников  свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

  Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом  для наблюдения.

  В 10 классе (по Грекову) при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются.

 На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения (за неимением времени можно предложить готовый текст сводного правила), который представляет собой группы слов с чередованием гласных, правописание которых зависит:

  1. От ударения:

Гореть, загорелый – угар, загар

Заря, зарница – зори, зарево

Наклониться, склонять – раскланиваться, поклон

Творить – тварь, творчество

Пловец, пловчиха – плавить, поплавок

  1. От конечной гласной корня:

Растение, выращенный – выросли

Предполагать – изложить, скакать, вскочить

  1. От присутствия и отсутствия суффикса –е-:

Беру – забирать

Запереть – запирать

Вытер –вытирать

  1. От значения слова:

Макать в краску – промокнуть под дождем

Сравнить – заровнять

Или  по теме «Причастие».

 Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание – обязательный этап, потому что дает возможность развивать речь учащихся и формирует умение понимать логические схемы.

Составление кластеров можно предлагать ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо  графически систематизировать ту или иную информацию.

Прием «Инсерт»

Название приема представляет английскую аббревиатуру: I – interactive, N – noting, S – system, Е – effective, R – reading and, Т – thinking. Переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления». Инсерт - прием маркировки текста, который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Во время чтения текста необходимо предложить читателям делать особые пометки (значки), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки становятся заголовками столбцов таблицы.

- (минус)

? (вопрос)

+ (плюс)

√ (галочка)

Я думал(а) иначе, это противоречит моим представлениям

Непонятно или захотелось узнать подробнее

Новое для меня

Мне это известно

  В 7 классе познакомить с понятием «Причастие» целесообразно  при помощи приема «Инсерт».

На стадии  вызова предлагаем ученикам предположить, что такое причастие. На доске фиксируем высказанные мнения (дети говорят, что это какая-то часть речи).

Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.

  Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, учитель предлагает найти ответы в учебном тексте.

 На смысловой стадии перед самостоятельным чтением учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

«+» - новое

«?»- есть вопросы

«V» - знаю

Задание. Отметьте знаком «+» причастия в следующем ряду: красный, краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют,  работа закончена, законченный, закончить.

 Прочитав учебный материал 1 раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

 Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»- понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировку текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления -  вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

 «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…

Дайте объяснения: почему?

Объясните: почему?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Тонкие ?

Толстые ?

Какие части речи называются служебными?

Перечислите простые союзы

Чем можно заменить союз?

Назовите 2 признака, по которым служебные  части речи отличаются от самостоятельных.

Предположите, что было бы, если одинаково писались бы служебные части речи и омонимичные самостоятельные части речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

Презентация "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"

Из опыта работы с технологией развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы....


 

Комментарии