Рабочая программа по литературе в 10 классе (3 ч.в нед.)
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

Программа Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit10.docx66.07 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

Кол.

часов

№ урока

Тема урока

Форма проведения

Дата проведе-

ния

Инф.-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата факт.проведения

Введение

2

Введение. Русская литература 19 в. контексте мировой литературы.

лекция

презентация

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Тест по теме «Основные темы и проблемы русской литературы 19 века».

Беседа. тестирование

тесты

А.С.Пушкин

11

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики и ее национально-историческое содержание.

Лекция,

беседа

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Работа с книгой, комментированное чтение

Демонстрация презентации

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Комментированное чтение

Аудиозапись стихов

Эволюция темы свободы и рабства в лирике. «Вольность»

Анализ стихотворений

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти.

Аналитическая беседа, работа с книгой

Подготовка к домашнему сочинению по лирике Пушкина.

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.

Беседа, работа с книгой

презентация

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме»Медный всадник»

Сообщени,беседа

Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»

Проблемные задания

Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина.

Классное сочинение на тему  «

М.Ю.Лермонтов

9

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

Комментированное чтение

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.Анализ стихотворений.

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова Анализ стихотворений.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

7 (6+1Р/Р)

Н.В.Гоголь

7

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения.

Романтические произведения Н.В.Гоголя. Сатирическое начало в сборнике «Миргород»

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького» человека в повестях.

Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям

Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести» Невский проспект»

Н.В.Гоголь. «Портрет».Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Подготовка к написанию сочинения по творчеству Гоголя.

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Обзор русс.лит 2 половины 19 века (1)

Обзор русской литературы второй половины XIX в.

И.А.Гончаров

4

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов».

Образ Обломова. Герои романа и их отношение к Обломову.

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

 «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция, способы её выражения в романе

 «Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике.

А.Н.Островский

6

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Отец русского театра».

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы.

Споры критиков вокруг драмы  «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ критических статей, сообщения

И.С.Тургенев

7

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.»Записки охотника» и их место в русской литературе.

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Русский роман. История создания романа «Отцы и дети».

Базаров-герой своего времени.

«Отцы» и «дети» в романе.

Любовь в романе «Отцы и дети».

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Споры критиков вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ критических статей, сообщения

Зачетная работа за 1 полугодие.

тестирование

II полугодие

Ф.И.Тютчев

4

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в творчестве.

Жизнь и природа в лирике Тютчева.

Человек и история  в лирике Тютчева.

Любовная лирика Тютчева.

А.А.Фет

2

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Лирика природы.

Любовная лирика А.А.Фета.

Домашнее сочинение по творчеству Тютчева и Фета.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Н.А.Некрасов

8

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Изображение социальной трагедии народа в творчестве.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Н.А.Некрасов о поэтическом труде.

Тема любви и ее психологизм в лирике Н.А.Некрасова.

 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиции поэмы.

Образы крестьян  в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образы народных заступников в поэме.

Особенности языка поэмы.

Домашнее сочинение по творчеству Некрасова.

М.Е.Салтыков–Щедрин

3

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания.

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Образы градоначальников.

Л.Н.Толстой

13

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Духовные искания Андрея Болконского.

Пьер Безухов.

Женские образы в романе.

Семья Ростовых и семья Болконских.

Тема народа в романе.

Тема народа в романе

Кутузов и Наполеон.

 Проблемы истинного и ложного в романе.

Художественные особенности романа.

Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению.

Работа с текстом

Ф.М.Достоевский

9

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

Лекция

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

История создания романа «Преступление и наказание»..

«Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

 Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

«Двойники» Раскольникова.

Значение образа Сони Мармеладовой..

Подготовка к домашнему сочинению по роману

Н.А.Лесков

4

Н.А.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник»и ее герой Иван Флягин.

 «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу «Леди Макбет Мценского уезда»)

7

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Особенности драматургии Чехова.

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

Зачетная работа за второе полугодие.

тестирование

Национальная и зарубежная литература

3

К.Хетагуров. Жизнь и творчество.

Лекция, беседа

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан «Ожерелье»

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе.Г.Ибсен. «Кукольный дом»

беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX в.

беседа

Статус документа.

Настоящая Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2008,10-е издание), в соответствии с рекомендательным письмом  Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» и приказом по МОУ «СОШ№31» г.Магнитогорска №92/1-П от 16.09.2010 года. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Рабочая программа составлена в соответствии с

нормативно-правовыми документами:

1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации от 05.03.2004 №1089)

3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-12 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

-подготовка рефератов, докладов.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:

- связь искусства с жизнью;

- единство формы и содержания;

- историзм;

- традиции и новаторство;

- осмысление историко-культурных сведений;

- усвоение основных понятий теории и истории литературы;

- формирование умений оценивать и анализировать произведение;

- овладение богатейшими  изобразительными средствами русского литературного языка.

В условиях подготовки к введению ФГОС общего образования, структура и содержание которого изложена на официальном сайте (www.standart.edu.ru), определены концептуальные и методологические основания профессиональной деятельности с учетом современных тенденций литературного образования. Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, предполагающая следующие виды учебной деятельности: рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

  В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся используются следующие

образовательные технологии:

-коллективная система обучения (КСО),

- информационно-коммуникационная технология,

-здоровьесберегающая технология,

-технология уровневой дифференциации обучения,

-тестовая технология.

Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены  следующие принципы:

 вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;

 синтез интеллекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;

 приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке  используются такие  виды деятельности  учащихся как:

 -индивидуальная;

 -групповая;

 -коллективная;

 -самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий

Учебно-методический комплекс:

1.Коровин В.И. и др. Литература.10 кл.:Учеб.: В 2 ч.-М.: Просвещение,2008

2.Беляева Н.В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы.-М.:Просвещение,2008

3. Н.П. Терентьева. Литература в школе (1985-2003г.). – Челябинск: Взгляд, 2005.

4.Тематический библиографический указатель для учителя-словесника (с. 40 - 47 – методические руководства к учебникам, методические пособия (по классам), поурочное тематическое планирование для 5-11 классов).

5.Серия «В помощь школе». Изучение программных произведений на уроках литературы – М.: Русское слово, 2006.

Дополнительная литература для учащихся:

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И.Коровина. –  М.: Просвещение, 1999.

Анализ поэтического текста  /  В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2004.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под  ред. Н.П.Михальской. – М.: Просвещение, 1996.

Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл.  Челябинск: «Взгляд», 2006НЛитература:

 Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М.: Интелвак, 2003.

Обучение сочинениям на свободную тему / Ю.С.Пичугов. - М.: Просвещение, 1986

Русская литература. Справочные материалы / Л.А.Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях / П.А.Николаева. - М.: Просвещение, 2002.

Русский фольклор: Словарь–справочник / Зуева Т.В. – М.: Просвещение, 2002.

Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000

Школьный словарь литературоведческих терминов / Чернец Л.В. и др.  – М.: Просвещение, 2002.

В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОРы из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.

Данный учебно-методический комплекс позволяет достичь поставленных целей, развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений, развить потребность в чтении, формировать умения и навыки владения литературным языком, добиться оптимальных результатов в обучении, повысить эффективность освоения учебного материала учащимися, сохранить преемственность в преподавании дисциплины.

Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе лекции, семинарские занятия, создание и защита презентаций.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно историко-литературному процессу и монографическому изучению творчества классиков русской литературы XIX века. Последовательность соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Планирование учебного материала

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

РР

РК

ВН ЧТ

1

Введение

2

-

1

-

2

А.С.Пушкин

11

3

-

-

3

М.Ю.Лермонтов

9

2

-

2

4

Н.В.Гоголь

7

1

-

1

Обзор  лит-ры2 пол. 19 в

1

5

И.А.Гончаров

4

-

-

1

6

Н.А.Островский

6

1

-

-

7

И.С.Тургенев

7

1

-

-

8

Ф.И.Тютчев

4

-

3

-

9

А.А.Фет

2

-

2

-

10

А.К.Толстой

1

-

-

1

11

Н.А.Некрасов

8

-

2

-

12

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

-

-

-

13

Л.Н.Толстой

13

2

-

1

14..

Ф.М.Достоевский

9

2

-

-

15.

Н.А.Лесков

4

-

-

1

16.

А.П.Чехов

7

1

-

-

17.

Национальная и зарубежная литература

3

-

1

3

18.

Итоговый урок

1

Итого:

102

13

9

11

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание РК по литературе позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, литературы, к традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать  представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучать, обращаясь к региональному материалу, формируя бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям, в полной мере этому отвечает работа с учебной хрестоматией «Литература России. Южный Урал».

Курс «Литература России. Южный Урал» органично связан с базовым курсом литературы, он дополняет и расширяет его за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература,  «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале.

Содержание Рабочей программы полностью соответствует Программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 кл.) под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2008).

Новизна и отличие Рабочей программы от Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2007) заключается в том, что в программу включён национально-региональный компонент на основе хрестоматии для учащихся для 10-11классов «Литература России. Южный Урал» (Челябинск:Взгляд, 2004).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для  сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); -анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Контрольно-измерительные материалы:

1.. Литература: Тесты.9 -11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя / Авт.-сост. И.И.Михайлова. – М.: Дрофа, 2003.

2.. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2004 .

3.. www.ege.edu.ru

4. www.fipi.org.ru

Задания тестовых, проверочных и контрольных работ ориентированы на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного образовательного стандарта по литературе.

Характеристика комплектов ЦОР медиатеки школы №31:

1.  «1С: Пушкин А.С. В зеркале двух столетий"»

(Мультимедиа энциклопедия содержит тексты произведений с иллюстрациями и комментариями, структурированные списки персонажей и крылатых выражений из произведений, биографии Пушкина, изданные в разные годы, архивные документы, портреты и автопортреты поэта, материалы о семье и окружении Пушкина, возможность путешествия по Пушкинским местам (Михайловское, Болдино, Царское Село). Программа дает возможность проследить жизнь пушкинских произведений в искусстве, послушать архивные звукозаписи с 1905 года (романсы, оперные арии), увидеть фрагменты кинофильмов и мультипликационных фильмов с 1907 года.

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Литература»

(Электронное издание содержит в себе всю школьную программу 5-11 классов, сборник мультимедийных ресурсов, а также рекомендации по самостоятельному написанию рефератов и сочинений).

3. Библиотека русской классики. Вып. 1 - 3.

(Электронные систематизированные собрания сочинений писателей 20 века. На диске представлены прозаические и поэтические произведения, дневники, записные книжки, воспоминания, письма, критические и публицистические статьи, что  позволяет воссоздать целостную картину культурной жизни России и русского зарубежья первой половины двадцатого столетия)

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 – 7

Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти  дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых  в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение  пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и навыками при анализе прочитанных произведений;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается  одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведения;

неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

неумение построить монологическое высказывание;

низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

 Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Список литературы для учителя:

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И.Коровина. –  М.: Просвещение, 1999.

Анализ поэтического текста  /  В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2004.

Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002.

Литературное творчество учащихся в школе / Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. -  М.: Просвещение, 1986.

Обучение сочинениям на свободную тему / Ю.С.Пичугов. - М.: Просвещение, 1986

Приобщение к искусству слова / Г.И.Беленький. - М.: Просвещение, 1990.

Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. -  М.: Просвещение, 1986.

Русская литература. Справочные материалы / Л.А.Смирнова. -  М.: Просвещение, 1989.

Русский фольклор: Словарь–справочник / Зуева Т.В. – М.: Просвещение, 2002.

Чехов в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. И.Ю.Бурдина. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002.

Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000

Этот загадочный «Евгений Онегин»… (Комментарии, уроки, олимпиада) / Н.М.Шанский, Б.И.Турьянская. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001.

ЦОРы медиатеки школы №31.

Литература. 5-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.

Пушкин А.С. В зеркале двух столетий.

Библиотека русской классики. Вып.1 (Иванов В., Бунин И., Блок А., Бабель И.)

Библиотека русской классики. Вып.2 (Островский А., Тургенев И., Тютчев Ф., Фет А.)

Библиотека русской классики. Вып.3 (Андреев Л., Белый А., Кузьмин М., Сологуб Ф.)

1С Муниципальные ЦОРы банка данных ЦПККИМР по литературе.

Контрольно-измерительные материалы:

1.. Литература: Тесты.9 -11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя / Авт.-сост. И.И.Михайлова. – М.: Дрофа, 2003.

2.. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2004 .

3.. www.ege.edu.ru

94. www.fipi.org.ru

Интернет-ресурсы:

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века

http://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

http://litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.feb-web.ru

Произведения для заучивания наизусть.

А.С.Пушкин.3-4 стихотворения (по выбору учащихся)

М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения ( по выбору учащихся)

А.А.Фет. « На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!...». «Это утро,радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор)

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся)

А.Н.Островский. Гроза. (монолог по выбору уч-ся)

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору уч-ся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...