Рабочая программа по литературе в 7 классе (68 ч.)
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Богданова Ольга Николаевна

Автор: Коровина В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter7.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009. – С.28 – 36.).В работе используется: 1. Учебник Литература. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2011. 2. Фонохрестоматия для 7 класса авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. – Просвещение, 2010.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, (авторская программа предлагает вариант примерного планирования на 3 часа в неделю). Из них: уроки внеклассного чтения – 8 ч., уроки развития речи – 10 ч., контрольные работы – 3 ч.

Структура документа

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается  потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра – три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс). Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Общая характеристика

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение — 1 час.

Устное народное творчество — 5 часов.

Древнерусская литература — 3 часа.

Произведения русских писателей XVIII века — 2 часа.

Произведения русских писателей XIX века — 28 часов.

Произведения русских писателей XX века — 22 часа.

Зарубежная литература — 5 часов.

Итоговые уроки — 2 часа

Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
  3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
  4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
  8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
  3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
  6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
  7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
  9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

Основное содержание программы

Введение.

  Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.  Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.  Труд писателя,  его позиция,  отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество.

 Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Устный рассказ об исторических событиях.  «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

 Былины.  «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,  прославление мирного труда.  Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).  Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник».  Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.  (Изучается одна былина по выбору).  Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин.  «Садко».  Своеобразие былины.  Поэтичность.  Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.  Своеобразие былинного стиха.  Собирание былин.  Собиратели.  (Для самостоятельного чтения).

  Теория литературы.  Предание (развитие представлений).  Гипербола (развитие представлений).  Былина. Руны.  Мифологический эпос (начальные представления).

 Пословицы и поговорки.  Народная мудрость пословиц и поговорок.  Выражение в них народного языка.  Сборники пословиц.  Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.  Краткость и выразительность.  Прямой и переносный смысл пословиц.  Пословицы народов мира.  Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).   Теория литературы.  Героический эпос, афористические жанры фольклора.  Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

   «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.  Внимание к личности, гимн любви и верности.

    Теория литературы. Поучение (начальные представления).

  «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».  Формирование традиции уважительного отношения к книге.  Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы 18 века.

 Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

 «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).  Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.  Патриотизм.  Призыв к миру.  Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

  Теория литературы. Ода (начальные представления).

   Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».  Размышления о смысле жизни, о судьбе.  Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы 19 века.

Александр Сергеевич Пушкин.  Краткий рассказ о писателе.

 «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),  «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России.  Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.  Выражение чувства любви к Родине.  Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).  Авторское отношение к героям.  Летописный источник «Песни о вещем Олеге».  Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Смысл сопоставления Олега и волхва.  Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

  Теория литературы.  Баллада (развитие понятия).

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).  Образ летописца как образ древнерусского писателя.  Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.  Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.  Трагическое и гуманистическое в повести.\

   Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.  Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

  Особенности сюжета поэмы.  Авторское отношение к изображаемому.  Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.  Оценка  героев с позиций народа.  Образы гусляров.  Язык и стих поэмы.

         «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва»,  «Ангел».

        Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,  связанное с красотой природы и ее проявлений.  «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

 Теория литературы.  Фольклоризм литературы (развитие представлений).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе.

         «Тарас Бульба».  Прославление боевого товарищества,  осуждение предательства.  Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.  Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.  Патриотический пафос повести.  Особенности изображения людей и природы в повести.

         Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения.  Роды литературы: эпос (развитие понятия).  Литературный герой (развитие понятия).

         Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе.

      «Бирюк».  Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.  Мастерство в изображении пейзажа.  Художественные особенности рассказа.

     Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.  Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

     Теория литературы. Стихотворения в прозе.

        Николай Алексеевич Некрасов.  Краткий рассказ о писателе.

         «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.  Величие духа женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.  Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

         «Размышления о парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  Своеобразие некрасовской музы (для чтения и обсуждения).

         Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

         Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

         Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.  Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

        «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Нравственные пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.  Осуждение покорности мужика.  Сатира в «Повести...»

         «Дикий помещик».  Для самостоятельного чтения.

         Теория литературы.  Гротеск (начальные представления).

         Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

       «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие.  Взаимоотношения детей и взрослых.  Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

         Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

     Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.  «Цифры». Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.  «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова».

     Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов.  Осмеяние трусости и угодничества.  Смысл названия рассказа.  «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.  «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и обсуждения).

        Теория литературы.  Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).«Край ты мой, родимый край!».

    Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

     В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты  мой, родимый край...», «Благовест».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы 20 века.

         Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни».  Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Изображение быта и характеров.  Вера в творческие силы народа.

         «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).

         Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).  Портрет как средство характеристики героя.

         Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

         «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.  Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

       «Хорошее отношение к лошадям».  Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

         Теория литературы.  Лирический герой (начальные представления).  Обогащение знаний о ритме и рифме.  Тоническое стихосложение (начальные представления).

Гуманистический пафос произведения.

         Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.  «Юшка».  Главный герой произведения,  его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.  Любовь и ненависть окружающих героя людей.  Юшка – незаметный герой с большим сердцем.  Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.  Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.  «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.  Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.  Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

      Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме...».  Картины   природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.  Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны.

         Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.  Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова  и других.  Ритмы и образы  военной лирики.

         Теория литературы. Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

         Федор Александрович Абрамов.  Краткий рассказ о писателе.  «О чем плачут лошади».  Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

         Теория литературы.  Литературные традиции.

         Евгений Иванович Носов.  Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека.  Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе.  Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.  Взаимосвязь природы и человека.

        Юрий Павлович Казаков.  Краткий рассказ о писателе.  «Тихое утро».  Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.  Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.  Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина».

        Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Человек и природа.  Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.  Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

         Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

         «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

         Теория литературы.  Лирический герой (развитие понятия).

         Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

         Теория литературы.  Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.

  Михаил Зощенко.  Слово о писателе.  Рассказ «Беда».  Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов 20 века.

         А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской дороге...».  Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.  Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России.

         Расул Гамзатов.  Краткий рассказ о дагестанском поэте.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

   Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.  Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы.

         Роберт Бернс. Особенности творчества.  «Честная бедность».  Представления народа о справедливости и честности.  Народнопоэтический характер произведения.

         Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

         Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.  Поэтическая картина, нарисованная одном-двумя штрихами.

         Теория литературы.  Особенности жанра хокку (хайку).

         О.Генри. «Дары волхвов».  Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.  Смешное и возвышенное в рассказе.

      Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».  Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.  Мечта о чудесной победе добра.

Формы контроля уровня достижения учащихся 7 класса.

Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная функция проверки состоит в контроле знаний и умений обучаемых, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний.

В учебной практике используют три вида контроля знаний и умений школьников. Это текущая, промежуточная и итоговая проверки.

Текущая проверка присутствует на каждом занятии. Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, работы творческого характера (сочинения-миниатюры), фронтальная беседа, ответы на вопросы, выразительное чтение и чтение наизусть, составление планов, конспектов, создание иллюстраций к тексту, сообщения и доклады учащихся, составление хронологических таблиц.

Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти. Промежуточный контроль знаний учащихся по литературе проводится в форме тестов, сочинений, зачетов, проверки техники чтения, терминологических диктантов, а также в нетрадиционной форме - проведении игр, викторин, проблемных семинаров.

Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть различного вида комплексные тесты обобщающего характера и предусматривающие:

- вопросы, которые требуют краткого ответа (назвать термин, определить жанр произведения, размер стиха, средство создания художественной образности, стиль и т. д.),

- вопросы, требующие развернутого ответа (написать небольшое сочинение проблемного или аналитического характера, или: «В чем сходство и различие между стихотворением С.А. Есенина «Песнь о собаке» и стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»), -    вопросы, требующие знания текста (например, поэтического, или: « Кому из героев повести Н.В. Гоголь дает следующую характеристику..?» или: указать автора строк и т. д.).

Требования к уровню образованности семиклассников

В результате изучения литературы в 7  классе ученик должен

знать/понимать

тексты художественных произведений, сюжет и героев изученных эпических произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков; элементы образной природы словесного искусства;

основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, лирический герой, тема, идея, сюжет, композиция произведения, юмор, сатира, строфа, конфликт и т.д.;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения; пересказывать устно и письменно (изложение) - подробно, выборочно, сжато - эпическое произведение;

анализировать художественное произведение; находить элементы сюжета (экспозицию, завязку,

       кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

определять и объяснять роль изобразительно- выразительных средств языка в контексте;

сопоставлять двух героев в изучаемом произведении;

выразительно читать произведения или их фрагменты (примерный темп чтения 120-130 слов в минуту);

писать произведения разных жанров на литературные темы;

давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского

      литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

пользования справочным аппаратом хрестоматии и др. книг.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Критерии оценки устного ответа по литературе

      Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Оценка сочинений

  При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений  в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы.

       Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся,  их общего развития и почерка.

        Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
  4. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

Для учителя

1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

.3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

4. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.М.: ВАКО, 2010.

6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М: Просвещение, 2008

Тематическое планирование уроко

4..

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник. Новгородский цикл былин. «Садко».

Урок внеклас-сного чтения

презентация

Выраз. чтение, с.24-34

5.

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Сборники пословиц. Собиратели.

Беседа

презентация

Устн. . соч.: с.49, з.4 или РР, з.7

Из древнерусской литературы

3

6.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха  (отрывок). . «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

Беседа

аудиозапись

С.54, зад. 3

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Беседа

презентация

Выраз.  чтение по ролям, с.54-63

8.

 Рр ☼ Подготовка к письменной  работе по произведениям УНТ и древнерусской литературе№1

Урок развития речи

Сообщ. о Ломо-носове, с.64-66

Из русской литературы XVІІІ века

2

9.

М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петре Великого». «Ода на день восшествия…».

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Сост. словарик устаревших слов

10

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Рассказ учителя. Беседа

аудиозапись

Выраз. чтение, с.69-70; или РР, с.71, зад.3

30

11

Из русской литературы XІX века

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Выраз. чтение отрывка «Полт. бой»

Из русской литературы 19 века

12

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Выуч. наизусть отрывок, с.79

13

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

Беседа

тесты

Выразительное чтение, с.82-86

14

 «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Рр ☼ Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»№2

Урок развития речи

Подг. инсценир. чтение, с.89-96 (или презентац.)

15

 «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина»

Беседа

Характеристика Самсона Вырина

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Практикум

Сообщ. о жизни Лерм., с.114-117

17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про … купца Калашникова». 

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному пересказу

презентация

Дочитать поэму, пересказ (или презентац.)

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Беседа

Выуч. наизусть отрывок, с.133-134

19

 «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблемы гармонии человека и природы.Обучение анализу стихотворения

Практикум

аудиозапись

Выраз. чтение наизусть, с.138-139

ІІ четверть – 21 ч.

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Урок контроля

тесты

Инд. сообщение о Н.В.Гоголе

21

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Устный рассказ о Бульбе (или буклет)

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. .

Обучение устному рассказу

Сравнительная характеристика братьев

Из литературы 19 века

23

Рр ☼ Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»№3

Урок развития речи

Составление плана

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» 

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Пересказ эпизодов, с.214-223

25

 Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

Обучение домашнему сочинению в прозе №4

Беседа

УРР

Выуч. наизусть ст-е в прозе «Рус. язык», с.224

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Инсцениров. чтение диалога, с.231-240

27

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

Урок внеклассного чтения

Выраз. чтение наизусть, с.245-246

28

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин». 

Урок внеклассного чтения

Чтение сказки Салт.-Щедрина, с.263-273

29

М.Е Салтыков-Щедрин. Слово о писателе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Письм. ответить на вопрос 4, с.273-274

30

 «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеск.

Подготовка к домашнему сочинению№5

Урок развития речи

тесты

Сочин. сатирич. сказку на сюжет из шк. жизни

31

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Урок контроля

презентация

Прочитать с.280-287

32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопрос 2, с.294

ІІІ четверть – 30 ч.

Из литературы 19 века

33

Духовный мир, чувства и поступки главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство».

Обучение устному рассказу

Описание дома своего раннего детства, з.7, с.295

34

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Рассказ учителя. Беседа

карточки

Пересказ рассказа «Лапти» (в библ.)

35

Рр ☼ Нравственный смысл рассказа «Лапти».  Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях И.А.Бунина и Л.Н.Толстого»№6

Урок развития речи

Написать отзыв на рассказ «Лапти»

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Ответить на вопрос 2, с.305

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

Практикум

Прочит. рассказ «Злоумышленник», с.305-311

38

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Беседа

Читать рассказ

 Чехова

39

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и другие.

Урок внеклассного чтения

Выраз. чтение наизусть стих-й о родной природе (на выбор)

40

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

Практикум

презентация

Выполнить иллюстрации к понравившимся стихотворениям

Из русской литературы XX века

21

41

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» 

(главы). Автобиографический характер повести.

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Пересказ II главы, с.26-39

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Беседа

аудиозапись

Пересказ понравившегося эпизода, с.57-67

43

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».

Практикум

Анализ эпизода по плану

44

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького. Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения

тесты

Пересказ, с.84-87

45

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». \

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Выразительное чтение, с.106-109

46

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Гуманизм и сочувствие всему живому.

Урок внеклассного чтения

аудиозапись

Анализ стихотворения по плану

47

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Беседа

презентация

Устн. описание собаки по с.91-99

48

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя

Беседа

Ответить на вопросы, с.123

49

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Урок внеклассного чтения

Ответить на вопросы, с.138-139

Из русской литературы XX века

50

Рр ☼ Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)№7

Урок развития речи

Домашнее сочинение

51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Рассказ учителя. Беседа

Презентация

аудиозапись

Выуч. стих-е наизусть, с.141 или 142

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Урок контроля

тесты

Выуч. наизусть стих-е о ВОв

ІV четверть – 24 ч.

53

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики

Урок внеклассного чтения

Составить интервью

54

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». 

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа, с.160-167

55

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

презентация

Прочитать с.176-179

56

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Урок внеклассного чтения

Сост. цитатный план рассказа о мальчиках, с.182-195

57

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

Урок внеклассного чтения

презентация

Выуч. стих-е одного из авторов, с.214-219

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Беседа

аудиозапись

Опред. тему прочитанных стихотворений

59

Д,С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы)

Урок внеклассного чтения

Подг. сообщ.

60

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и  грустное в рассказах писателя

Беседа

Подг. к уроку внеклассного чтения

61

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности

Урок внеклассного чтения

презентация

Выуч. наизусть, с.220-224

Из литературы народов России

1

62

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.

Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Беседа

Выраз. чтение, с.227 (подобрать дополнительно)

Из зарубежной литературы

6

63

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» 

Беседа

аудиозапись

Выучить песню наизусть,

64

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» \

Практикум

Выразительное чтение, с.234

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Практикум

презентация

Соч. собственных хокку

66

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Рассказ учителя. Беседа

Задания к семинару

67

Р,Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение.

Урок внеклассного чтения

Пересказ, близкий к тексту, 254-262

68

Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Урок контроля

тесты

эссе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...