Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов
материал (литература, 6 класс) по теме

Язинцева Ирина Александровна

Задания интеллектуального марафона могут быть использованы не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках русского языка и литературы при повторении материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_marafon.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Литература

Задание 1. Назовите авторов следующих произведений.

«Муму», «Слон и Моська», «Кавказский пленник», «Снежная королева», «Хозяйка Медной горы».

Задание 2. Из какого произведения эти герои:

Герасим, Жилин, Герда, Тыбурций.

Задание 3. Отгадайте загадки:

а) Всех кормит, а сама голодная ходит.

б) Теленок гладкий привязан к грядке.

в) Зубы имеют, а зубной боли не знают.

г) Кто два раза рождается: первый раз гладкий, а второй – мягкий?

Задание 4. Слово «Библия» в переводе с греческого означает:

а) «правда»,

б) «слово»,

в) «книга».

Задание 5. Создателями славянской письменности являются:

а) Борис и Глеб,

б) Петр и Павел,

в) Кирилл и Мефодий.

Задание 6. Олимпийские игры учредил:

а) Прометей,

б) Геракл,

в) Гермес.

Задание 7. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

а) философской,

б) интимной,

в) пейзажной.

Задание 8. Стихотворение «И.И.Пущину» - это

а) дума,

б) послание,

в) элегия.

Задание 9. Соедините фамилию, имя, отчество писателя.

Крылов

Александр Сергеевич

Пушкин

Антон Павлович

Пушкин

Иван Сергеевич

Чехов

Лев Николаевич

Тургенев

Иван Андреевич

 

Задание 10. Что такое лирика?

а) жанр литературного произведения,

б) состояние человека,

в) род литературы.

Задание 10. Соотнесите вид искусства и форму творчества?

а) живопись

1) стихотворение

б) театр

2) реплика

в) хореография

3) соната

г) поэзия

4) картина

д) музыка

5) танец

6 класс

Русский язык

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, украинский.

Задание 2. Приведите 3-4 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.

Задание 3. Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъемник, набережная.

Задание 4. Объясните значение словосочетаний.

Глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок.

Высокий рост, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.

Задание 5. О каких словах можно сказать так. Подберите слова и запишите словосочетания.

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, большой, значительный, исполинский;

Небольшой, крошечный, маленький.

Задание 6. Подберите определения - имена прилагательные – к каждому из данных слов:

Фамилия, рояль, тюль, картофель, какао, кофе, фасоль, мозоль, овощ, фойе.

Задание 7. Почему в слове юный пишется одно н, а в слове юннат – два? 

Задание 8. Придумайте слова с приставками:

Низ-;  нис-;  пред-;  продо-

Задание 9. Напишите по три слова с удвоенными  р, л, м, н, к.

Задание 10. Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически орфограммы на месте пропусков.

Необыкновенным б...гатством осен…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромного дер…вца могут быть б...гряными  ал...ыми  л…мон...ыми   к...рич...невыми серыми белыми.

8 класс

Литература

Задание 1. Определите название произведения и его автора:

а) «А вы, друзья как ни садитесь

       Всё в музыканты не годитесь».

б) «Дела давно минувших дней

       Преданья старины глубокой».

в) «Белеет парус одинокий

       В тумане моря голубом».

Задание 2. С чьими именами связаны литературные места России?

с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г. Нежин.

Задание 3. Вспомните и запишите названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женским и мужским именам.

Задание 4. Назовите авторов следующих произведений:

«Левша», «Медный всадник», «Тарас Бульба», «Муму», «Бирюк», «Хамелеон».

Задание 5. Дайте определение следующих литературоведческих терминов:

Композиция, эпитет, гипербола, олицетворение, кульминация.

Задание 6. Назовите жанры УНТ

Задание 7. Вспомните и запишите названия литературных произведений, в состав которых входят числительные и местоимения.

Задание 8. Из данного ряда произведений выпишите те, которые созданы А.С.Пушкиным.

«Железная дорога», «Капитанская дочка», «Мцыри», «После бала», «Парадокс», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Хамелеон».

Задание 9. Летописание на Руси началось:

а) в X  веке;

б) в XI веке;

в) в XII веке;

Задание 10. Первым летописцем был монах:

а) Никон;

б) Нестор;

в) Сильвестр.

8 класс

Русский язык

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы:

Б..с..ейн,  г..л..рея, к..р..к..тура, к..мб..нат,  ..ж..релье, св..т..фор, тер..ас..а, пр..з..дент, пр..в..легия.

Задание 2. Соедините слова из разных колонок, запишите получившиеся фразеологизмы, объясните их смысл.

зелёная

изобилия

хромать

в набат

человек

улица

бить

на обе ноги

камень

с большой буквы

принять

преткновения

рог

за чистую монету

Задание 3. Замените следующие заимствованные слова русскими:

Индустрия, антракт, колоссальный, дебют.

Задание 4. Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, мельком, звонит, языковое явление, диспансер, аристократия, газопровод, договор.

Задание 5. Напишите правильно наречия.

Броситься (в)догонку, расходиться (по)одиночке, приехать (во)время, говорить (на)распев, сыграть (в)ничью, (во)время урока.

Задание 6. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.

В сем случае совсем не прав.

Столовая закрыта.

Дай столовую ложку.

Задание 7. Укажите значение устаревших слов. 

Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

Задание 8. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный.

Задание 9. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Задание 10. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз; зубы заговаривать; выйти в люди; всё валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

9 класс

Литература

Задание 1. Назовите основные жанры древнерусской литературы.

Задание 2. Какой эпиграф выбрал Н.В.Гоголь к комедии «Ревизор»?

Задание 3. Как называют жителей городов:

Киев, Москва, Архангельск, Курск, Омск, Оренбург.

Задание 4. Из какого произведения эти герои (назовите автора и произведение)?

Маша Миронова, Троекуров, Черномор, Остап, Хлестаков, Левша, Гагин.

Задание 5. Дайте определение следующих литературоведческих терминов:

Композиция, эпитет, гипербола, олицетворение, кульминация.

Задание 6. Назовите жанры УНТ

Задание 7. С чьим именем связаны литературные места России.

Константиново, Тарханы, Михайловское, Мелехово, Денисовка (недалеко от Архангельска), Ясная Поляна.

Задание 8. Из данного ряда произведений выпишите те, которые созданы И.С.Тургеневым.

«Левша», «Бежин луг», «Записки охотника», «Тарас Бульба»,  «Дворянское гнездо», «Дубровский», «Хамелеон».

Задание 9. Назовите 5-6 художественных произведений, название которых включают антонимы.

Задание 10. Назовите родоначальника русского классицизма.

Задание 11.  К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Бедная Лиза» (Н.М.Карамзин).

б) «властителям и судиям» (Г.Р.Державин).

в) «Светлана» (В.А.Жуковский).

9 класс

Русский язык

Задание 1. Составьте фразеологизмы, соединив собственное и нарицательное существительное:

а) азбука, бочка, конь, лампа, нить, осёл, пята, узел, победа.

б) Алладин, Дамокл, Пирр, Гордий, Морзе, Троя, Ариадна, Буридан, Диоген, Ахиллес.

Задание 2. Расставьте ударения в словах:

Мозаика, квартал, корысть, перчить, эксперт, индустрия, аристократия.

Задание 3. Замените следующие заимствованные слова русскими:

Инертный, прогрессивный, дискуссия, дебют, премьера, вояж, сентиментальный, компромисс.

Задание 4. Подберите к словам из первой колонки антонимы из второй:

традиции

отсталый

авангард

талант

активный

синтез

альтруизм

новаторство

анализ

арьергард

банальный

посредственность

бездарь

эгоизм

великан

оригинальный

передовой

пассивный

гениальность

пигмей

Задание 5. Какими частями речи могут быть слова простой, гнет, устав, пила?

Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

Задание 6. Объясните смысл народных сравнений.

Свалился как снег на голову; вертится как белка в колесе; набито как сельдей в бочке; пишет как курица лапой;  нужен как телеге пятое колесо; крепок как молодой дубок.

 

Задание 7. К каким частям речи относятся следующие слова?

Пятеро, пять, пятый, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятерня, впятером.

Задание 8. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Задание 9. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный, благодарность, собеседник, попутчик.

Задание 10. Укажите значения устаревших слов.

Ветрило, ланиты, пиит, трапеза, вежды, перст, выя, пядь.

10 класс

Литература

Задание 1. Назовите произведения и его автора по имени героя. Что означает это имя?

Митрофон, Лариса, Осип, Софья, Светлана, Эрнест, Катерина.

Задание 2. Гипербола- это

а) преуменьшение,

б) иносказание,

в) преувеличение,

г) зваукозапись.

Задание 3. Соотнесите фамилию автора, имя, отчество. Укажите век жизни писателя.

Михаил

Васильевич

Тютчев

Иван

Андреевич

Гоголь

Николай

Васильевич

Цветаева

Иван

Сергеевич

Крылов

Михаил

Юрьевич

Тургенев

Лев

Николаевич

Ломоносов

Марина

Ивановна

Лермонтов

Федор

Иванович

Толстой

Задание 4. Соотнесите героя и произведение. Назовите автора.

«Метель»

Гринев

«Ася»

Хлестаков

«Капитанская дочка»

Чацкий

«Ревизор»

Гагин

«Горе от ума»

Преображенский

«Мертвые души»

Плюшкин

«Тарас Бульба»

Бурмин

«Собачье сердце»

Остап

Задание 5. Объясните значение литературоведческих терминов.

Монолог, композиция, сюжет, кульминация, эпиграмма, олицетворение.

Задание 6. Роды литературы - это

а) эпос, лирика, драма,

б) проза, стихи, драматургия,

в) эпос, роман, трагедия, комедия.

 

Задание 7. Драматические жанры – это

а) трагедия, комедия, драма,

б) трагедия, комедия,

в) трагедия, комедия, водевиль, драма.

Задание 8. Персонаж литературного произведения - это

а) одушевленный предмет,

б) человек,

в) любой предмет или явление.

Задание 9. Кому посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

Задание 10. Основоположником русского сентиментализма считается

а) А.П.Сумароков,

б) Г.Р.Державин,

в) Н.М.Карамзин.

10 класс

Русский язык

Задание 1. Вставьте нужные слова из скобок.

а) К.Д. Ушинский – знаменитый русский….  В школу приехал новый…истории (педагог, преподаватель).

б) выступавшие критиковали …в работе. Техник долго не мог обнаружить … мотора (недостатки, дефекты).

в) Лаборант провел … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор).

Задание 2. Подберите к каждой паре слов примеры, чтобы эти слова были правильно употреблены в речи.

Иллюстрация – иллюминация,

Отвергать – опровергать,

Искусный – искусственный,

Декларация – декорация.

Задание 3. Расставьте ударения в словах.

Сорит, полчаса, положил, шофёр, памятуя, цемент, отчасти, паралич, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, комбайнёр, черпать.

Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях.

Простакова всячески стращает Софью. Вперед я опишу Митрофана. Князь Игорь убег из плена. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.  

Задание 5. Разберите слова по составу.

Древнерусский, безвкусица, заново, подземный, охотник, дерзновенный.

Задание 6. Объясните лексическое значение данных заимствованных слов, замените их русскими эквивалентами.

Гипотеза, афоризм, фантазия, шедевр, радикальный, гармония, иллюзия, дифирамб.

 

Задание 7. Подберите 5 фразеологизмов, имеющих в своем составе местоимения или числительные.

Задание 8. Определите, какими частями речи и какими их формами могут быть слова. Составьте словосочетания с данными словами.

Три, дуло, чай, гладь, стих.

Задание 9. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, чело.

Задание 10. Назовите имена известных русский лингвистов.

11 класс

Русский язык

Задание 1. Назовите имена известных русских лингвистов

Задание 2. Расставьте ударение в словах:

        Верба, диагноз, каталог, коклюш, некролог, принудить, ходатайствовать, фарфор, простыня, облегчить, издавна, ремень, столяр, диспансер, аристократия, бармен, вербовщик, новорожденный, гофрированный, еретик, знамение, закупорить, костюмированный, мытарство, оптовый, августовский, дремота. 

Задание 3. Укажите значение данных слов:

        Лаконичный, гипербола, коварный, инфекционный, банальный, тиран, апелляция, мемуары, кемпинг, импорт.

Задание 4. При помощи графических обозначений покажите, как образованы данные слова. Каким способом?

        Нефтепродукты, кое-где, предыстория, незнакомец, наслаждение, привкус.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.

        День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива ра…крывавшаяся с в…звышения где стояли русские батареи защ…щавшие мост то вдруг затяг…валась кисейн…м занавесом косого дождя то вдруг расш…рялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком.

                                                                                           (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

11 класс

Литература

Задание 1. Расставьте названия литературных произведений в соответствии со временем их создания; назовите их авторов:

  1. «Отцы и дети»;
  2. «Обломов»;
  3. «Воскресение»;
  4. «Русские женщины»;
  5. «Чайка».

Задание 2. Определите жанры данных произведений:

  1. «Очарованный странник» Н.С. Лескова;
  2. «Снегурочка» А.И Островского;
  3. «Медведь на воеводстве» М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  4. «В дороге» («Утро туманное…») И.С. Тургенева.

Задание 3. Назовите русских представителей следующих литературных направлений и их произведения, написанные по канонам данного литературного направления:

        1) Классицизм;

        2) Сентиментализм;

        3) Психологический романтизм;

        4) Гражданский романтизм;

        5) Критический реализм.

Задание 4. О каких средствах выразительности идет речь, приведите примеры.

  1. Повтор одинаковых и сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности;
  2. Художественный прием, основанный на преувеличении;
  3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста.

Задание 5. С чьими именами связаны литературные места России?

        с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г.Нежин, Спасское- Лутовиново, Нижний Новгород, Замоскворечье, Карабиха, Константиново, Абрамцево, Мелихово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...

Интеллектуальный марафон по русскому языку (5-6 классы)

Данный материал предсятавляет собой задания по русскому языку для 5 - 6 классов  для школьного интеллектуального марафона....

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку 8 класс

Задания для этапа интеллектуального марафона по русскому языку для 8 класса с ответами....

Интеллектуальный марафон по русскому языку для 6-7 классов

Задания разных уровней сложности, доступные для  6 - 7 классов. При составлении использовала сборник издательства "Учитель"....

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе...