конструкт урока литературы в 9 классе (тема "Романтизм")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Конструкт урока литературы в 9 классе (тема "Романтизм")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_literatury_v_9_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе           Учитель: Сафонова Наталья Гериковна

Тема: Романтизм как литературное направление

Цель - создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала  с изученным ранее

Задачи: - создать условия для выявления основных черт романтизма как литературного направления,

              - способствовать формированию аналитического мышления и коммуникативных качеств личности,            

               развитию речевых навыков

              - способствовать процессу духовного развития учащихся, приобщению к культурному наследию

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые средства: учебник- хрестоматия «Литература. 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой, дидактический материал для учащихся

Планируемые результаты: учащиеся самостоятельно выявят основные признаки романтизма как литературного направления; проведена работа, способствующая формированию аналитического мышления  и коммуникативных качеств личности, развитию речевых навыков, процессу духовного развития учащихся.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Подготовка  к работе.

Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Создаёт условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.  Создает проблемную ситуацию. Пробуждает интерес к теме

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (Актуализируют знания по предыдущим темам: «Классицизм», «Сентиментализм» - сравнивают и определяют принадлежность стихотворения к направлению, аргументируя свой выбор, представляют свои выводы. Находят одно из стихотворений, которое нельзя отнести к известным им направлениям, аргументируя свой ответ)   см. приложение

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Помогает сформулировать цели и предположить результат

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока, предполагают результат

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

  Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)., чертят таблицу «Знаю…Хочу знать…Узнал…

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

5. Первичное закрепление

.

Создаёт условия для работы с научной статьёй по теме «Романтизм» (учебник под ред. Т.Ф.Курдюмовой, с. 141-142)

Заполняют таблицу «Знаю…Хочу знать…Узнал…», работая со статьёй, обсуждают полученную информацию в парах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (Сравнивают самостоятельно полученные выводы с высказыванием классика на эту тему (см. приложение)

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Задаёт домашнее задание: составить синквейн по теме «Романтизм»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. ( Обсуждают и заполняют листы с вопросами по теме «Романтизм», афишируют и представляют ответы, задают  свои вопросы  и отвечают на вопросы одноклассников)   - см. вопросы в приложении

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, моделирование личностные: смыслообразование

Приложение

Дидактический материал № 1.

В.Г. Белинский: «Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды…на грусть по утраченном счастии…,это мир…, населённый тенями  и призраками, конечно, очаровательный, но тем не менее неуловимый; это унылое медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью»

Стихотворения, предложенные для анализа

В.К Тредиаковский «Стихи, похвальные России»

Начну на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Ибо все днесь мне ее доброты

Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!

Позволь то, чадо прошу твой верный,

Ах, как сидишь ты на троне красно!

Небо российску ты солнце ясно!

Красят иных всех златые скиптры,

И драгоценна порфира, митры;

Ты собой скипетр твой украсила,

И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком

Кто бы не ведал в свете широком?

Прямое сама вся благородство:

Божие ты, ей! светло изводство.

  Н.М. Карамзин «К СОЛОВЬЮ»

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.
Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей,
Чувства ноют и томятся
От гармонии твоей?
Ах! я вспомнил незабвенных,
В недрах хладныя земли
Хищной смертью заключенных;
Их могилы заросли
Все высокою травою.
Я остался сиротою...
Я остался в горе жить,
Тосковать и слезы лить!..
С кем теперь мне наслаждаться
Нежной песнию твоей?
С кем Природой утешаться?
Всё печально без друзей!
С ними дух наш умирает,
Радость жизни отлетает;
Сердцу скучно одному —
Свет пустыня, мрак ему.

Скоро ль песнию своею,
О любезный соловей,
Над могилою моею
Будешь ты пленять людей?

1793

Василий Жуковский

Море

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Дидактический материал №2

Вопросы для обобщения изученного материала (предлагаются для обсуждения в группах, формулируются на основе тех вопросов, которые ставят перед собой учащиеся, работая с таблицей. Один из вопросов для каждой группы составлен учителем.)

1 –я группа

1. Что обозначает слово « романтизм» ?

2. Почему возникло новое литературное направление?

2 -я группа

1. В чём своеобразие главных героев романтических произведений? Какие качества личности и почему наиболее ценимы писателями-романтиками?

2. Чем романтизм отличается от сентиментализма?

3- я группа

1. Что отвергают в литературе и в жизни представители романтизма? Куда устремлены?

2. Представители романтизма в литературе и других видах искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"

Конструкт урока в 5 классе "И-Ы после шипящих и Ц"...

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....

проект-конструкт урока географии 6 класс "Части Мирового океана"

Проект-конструкт урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

конструкт урока ФГОС 6 класс по теме: "Озёра"

Предлагаю Вашему вниманию конструкт урока 6 класса по теме: "Озёра"....

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...