Методическая разработка беседы для учащихся 6-7 классов по рассказу Б. Минаева "Стакан воды"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия по литературе, цель которого привлечение внимания учащихся к современной детской литературе. Беседа проводилась в рамках районной акции "Откройте книгу", посвященной книгам национальной премии "Заветная мечта", а затем была неоднократно использована при проведении Недели русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_besedy_dlya_uchashchikhsya_6.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка беседы для учащихся 6-7 классов
по рассказу Б.Минаева «Стакан воды»
Автор: Тюрина С.Н., методист РИМЦ,
учитель русского языка и литературы Сошниковской сош
Цель беседы – через громкое чтение рассказа привлечь внимание школьников к книге Бориса Минаева «Детство Лёвы».
Задачи:
- Знакомство с личностью писателя Бориса Минаева.
- Развитие читательского интереса, развитие навыка строить межличностные отношения.
- Воспитание ответственного отношения к своим поступкам, интереса к прошлому.
Ход беседы:
- Ребята, в начале нашего урока я задам вам не совсем обычный, быть может, для вас вопрос: «Часто ли вас наказывают родители, оставляя дома одних, не пуская гулять?»
( - Бывает, что и не пускают.
- Иногда.
- Очень часто.
- Меня всегда так наказывают.)
- Чем же вы занимаетесь все то долгое время, когда сидите одни?
( - Я играю в компьютер.
- Смотрю диски на DVD.
- Когда без младшего брата, то читаю, а если с ним, то читаю ему или
слушаем музыку.)
- А вы никогда не спрашивали ваших родителей, бабушек, дедушек, наказывали ли их подобным образом?
( - Не спрашивали.
- Моего папу наказывали, но он все равно сбегал на речку через окно.
- Наверное, наказывали.
- Не знаю.)
- Сегодня я хочу вас познакомить с мальчиком Левой, вернее мальчиком он был в шестидесятые годы прошлого века. О нем написано много рассказов детским писателем Борисом Минаевым. Сейчас они собраны под одной обложкой книги, которая называется «Детство Лёвы». Знаю, что один из ваших одноклассников уже прочел эту книгу и даже может нам рассказать о Борисе Минаеве.
Рассказ учащегося
«Писатель Минаев и «Детство Левы».
Книга Бориса Минаева «Детство Левы» - собрание рассказов о детстве, передающие дух Москвы шестидесятых годов прошлого столетия. Автор произведения – лауреат Большой премии сезона 2005 – 2006 г.г. Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Писатель родился в Москве в 1959 году. Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в центральных изданиях. Рассказы и повести для детей пишет с 1991 года. Публиковал свои произведения в журналах «Пионер», «Костер», «Кукумбер», «Колобок и два жирафа». Из этих рассказов и родилась книга «Детство Левы».
- Ну что ж, я думаю: вам интересно будет послушать один из рассказов под названием «Стакан воды». Его мы выбрали неслучайно, и неслучайно вначале я задавала вопросы о наказании.
Громкое чтение рассказа «Стакан воды»
Читать может учитель или хорошо подготовленный учащийся
Беседа по прочитанному:
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
( - Понравился, Очень веселый!
- А я не очень понял, зачем лить воду с балкона.
- Рассказ интересный.
- Очень понравился, я бы и дальше почитала.
- Он очень забавный.)
- Что было главным развлечением ребят в то далекое для вас время? Как об этом говорит Лева?
(«Ну а мы даже представить себе не могли день без гуляния. Как это? Не выйти во двор? Не походить по родным лужам? Стыдясь самого себя, из-за занавески наблюдать, как люди чертят классики, разбивают битой горку пятаков или, не дай бог, затевают слона»)
Рассказ учащегося про игру в Слона
В этой игре участвуют две команды мальчиков в среднем по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу, впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда – слон. Вторая команда должна взобраться на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока – слона, делает как можно больший прыжок на слоновью спину. Он должен прыгнуть так, чтобы не упасть со слона и даже не коснуться ногами земли. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды наездников. Если кто-то из них не удержался и свалился со слона, то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно и никто не упал, то слон должен пройти с наездниками 8 – 10 метров. Если это слону удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами. Игра требует не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команде.
- Совершенно верно: гуляние, игра во дворе и, самое главное, общение в игре – были важными развлечениями. И как я поняла по вашим ответам, они существенно отличаются от тех, которые есть в вашей жизни. А ведь Леву тоже оставили дома одного. Почему же он был потрясен этим событием?
(- Потому что гулять идти нельзя (заперт дома), а техники такой, как сейчас, не было; только черно-белый телевизор и проигрыватель «Юность» с пластинками. Эти вещи даже руками трогать не разрешали.)
- Можете ли вы сейчас представить свою жизнь без телевизора, DVD, мобильного телефона, компьютера?
( - Нет, мы уже привыкли и не представляем, как без них).
- Тогда вы поймите Леву: он не мог представить, что же ему делать, если не гулять, точно так же как вы не представляете, как проводить свободное время без компьютера и другой техники. И, наверняка, без труда ответите на вопрос: «Почему Лева развлекался таким способом: поливал асфальт и прохожих водой?
(- Ему было скучно.
- Нечем заняться.
- Разглядывание «чудес на обоях» надоело.
- Даже не помогло, не спасло от скуки то, что он стоял на голове).
- Понимал ли мальчик, что его шалость может обернуться потопом в квартире и что прохожим неприятно быть облитыми холодной водой?
( - Может и понимал, но в тот момент его это не интересовало.)
- А что же его интересовало?
(- Сам процесс: интересно как вода долго летит до земли, успевая рассыпаться на мелкие капли; интересно пристреливаться из ковша и попадать на проезжую часть)
- Как отреагировала мама на выходку сына?
(- Она попросила объяснить, зачем он это сделал.
- Отругала мальчика
- Она настолько нанервничалась из-за поступка Левы, что даже расплакалась)
- Конечно, маму можно понять. Она понимает, что даже самая безобидная шалость может окончится бедой. Наверное, не худо бы было понять это и мальчику. Вспомните, были ли в вашей жизни такие поступки, которые заканчивались не очень хорошо?
(-Были, однажды мы играли, катались на тарзанке, я неудачно спрыгнул и сломал ногу.
- А я зимой провалился по лед в большой замершей яме с водой, правда, только по колено, но все равно заболел. Мне интересно было, крепкий лед или нет).
- Я тоже вам расскажу об одной истории, которую увидела в телепередаче «Поступок» по телеканалу «ДТВ»:
Мальчики примерно вашего возраста от скуки пускали бумажные самолетики с балкона многоэтажки. Вскоре им это занятие надоело, и они решили усложнить задачу: стали поджигать свои лайнеры. Естественно, те сгорали, не успев долететь до земли. Но только один из самолетиков вдруг упал на балкон этажом ниже и угодил в коляску, где спал малыш. Затлело одеяло, и ребенок стал задыхаться. Один из мальчиков, рискуя жизнью, перелез с балкона на балкон и потушил одеяло, спас малыша, а сам сильно обжег руки. Но ведь все могло закончиться куда печальнее: маленький мальчик в коляске мог задохнуться, а другой разбиться. О чем же надо задумываться прежде, чем затевать шалости?
(- О том, что от них может быть плохо и тебе, и другим людям)
- А вот правда ли мама, что Лева станет балбесом?
(- Думаю, что нет, если он и безобразит, то ведь только от скуки, а не от злобы, не специально. А мама этого не понимает.)
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть видеофрагмент, который объяснит нам мотивы многих детских шалостей (просмотр отрывка из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные» - «Песня о родителях»).
- Думаю, что строчка: «Нам просто очень хочется про все узнать самим», как раз объясняет поведение Левы.
- А есть ли в рассказе человек, который понимает мотивы поступка Левы?
(- Есть такой герой. Это дядя Юзя)
- Чем вас привлек этот герой?
( - Он добрый.
- Умеет успокоить, объяснить.
- Видит хорошее.
- Позитивный человек.)
- Вы все правы. Мне очень понравилось последнее высказывание. Объясните, что значит «позитивный»?
(- Положительный, умеющий настроить себя и других на хорошее, а не на плохое)
- Согласна, только еще добавила бы: настроить на хорошее при любых обстоятельствах, даже таких как это, кажущееся Левиной маме отчаянным. Он не просто понимает мальчика, у них даже мысли одинаковые. Вспомните, Лева только подумал, а дядя Юзя выразил словами его мысли: «Может, он у тебя станет химиком? Биологом? Или на худой конец фокусником? Откуда ты знаешь». И самое главное, благодаря дяде Юзе, все-таки удается найти объяснение Левиному поступку. Каково же оно?
(- Мама говорит, что у мальчишек нет в жизни общего дела)
Верно. Но мало понимать, надо еще уметь организовать это дело. Кто из взрослых за это обязуется взяться?
(Дядя Юзя. Он обещал в два счета организовать общее дело).
- Как вы думаете, удастся дяде Юзе организовать такое дело?
(Наверное, у него получится, он очень активный человек и сумеет сдержать слово).
Скажите, так могут ли дети и взрослые научиться понимать друг друга? Что для этого нужно?
(-Могут. Если все взрослые будут такими, как дядя Юзя.
- Могут понять, только не надо постоянно называть своих детей балбесами.
- Наверное, могут, ведь у героев рассказа это получилось)
- Думаю, что если постараетесь, получится и у вас, в ваших семьях улаживать любые конфликты миром. А вот получилось ли у дяди Юзи организовать общее дело, вы узнаете, если возьмете в нашей библиотеке книгу «Детство Левы» и продолжите её читать. Уверена, что вам понравится. Спасибо за работу, за интересные ответы и советы. Успешного вам чтения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....
Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов «Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».
Профилактика заболевания ВИЧ очень актуальна в наши дни. У подростков необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью. В разработке дается информация о вирусе иммунодефицита, путях ...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...
Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике"
Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике" .Презентация, документ, буклет....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей»
Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина «Ковчег души». «Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Як...
Методическая разработка игры для учащихся 4-х классов школы VIII вида «Шарик и Мурка за здоровый образ жизни!»
Методическая разработка игры для учащихся 4-х классов школы VIII вида«Шарик и Мурка за здоровый образ жизни!» Цель проведения мероприятия – повышение осведомленности и привитие ...
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".
quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog ссылка на презентац...