Методическая разработка беседы для учащихся 6-7 классов по рассказу Б. Минаева "Стакан воды"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Тюрина Светлана Николаевна

 Разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия по литературе, цель которого привлечение внимания учащихся к современной детской литературе. Беседа проводилась в рамках районной акции "Откройте книгу", посвященной книгам национальной премии "Заветная мечта", а затем была неоднократно использована при проведении Недели русского языка и литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка беседы для учащихся 6-7 классов

 по рассказу Б.Минаева «Стакан воды»

Автор: Тюрина С.Н., методист РИМЦ,

 учитель русского языка и литературы Сошниковской сош

Цель беседы – через  громкое чтение рассказа привлечь внимание школьников к книге Бориса Минаева «Детство Лёвы».

Задачи:

  1. Знакомство с личностью писателя Бориса Минаева.
  2. Развитие читательского интереса, развитие навыка строить межличностные отношения.
  3. Воспитание ответственного отношения к своим поступкам, интереса к прошлому.

Ход беседы:

- Ребята, в начале нашего урока я задам вам не совсем обычный, быть может, для вас вопрос: «Часто ли вас наказывают родители, оставляя дома одних, не пуская гулять?»

                    ( - Бывает, что и не пускают.

                      - Иногда.

                      - Очень часто.

                      - Меня всегда так наказывают.)

-  Чем же вы занимаетесь все то долгое время, когда сидите одни?

                    ( - Я играю в компьютер.

                      - Смотрю диски на DVD.

                      - Когда без младшего брата, то читаю, а если с ним, то читаю ему или                  

        слушаем музыку.)

- А вы никогда не спрашивали ваших родителей, бабушек, дедушек, наказывали ли их подобным образом?

                    ( - Не спрашивали.

                      - Моего папу наказывали, но он все равно сбегал на речку через окно.

                      - Наверное, наказывали.

                      - Не знаю.)

- Сегодня я хочу вас познакомить с мальчиком Левой, вернее мальчиком он был в шестидесятые годы прошлого века. О нем написано много рассказов детским писателем Борисом Минаевым. Сейчас они собраны под одной обложкой книги, которая называется «Детство Лёвы». Знаю, что один из ваших одноклассников уже прочел эту книгу и даже может нам рассказать о Борисе Минаеве.

Рассказ  учащегося

«Писатель Минаев и «Детство Левы».

Книга Бориса Минаева «Детство Левы» - собрание рассказов о детстве, передающие дух Москвы шестидесятых годов прошлого столетия. Автор произведения – лауреат Большой премии сезона 2005 – 2006 г.г. Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Писатель родился в Москве в 1959 году. Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в центральных изданиях. Рассказы и повести для детей пишет с 1991 года. Публиковал свои произведения в журналах «Пионер», «Костер», «Кукумбер», «Колобок и два жирафа». Из этих рассказов и родилась книга «Детство Левы».

- Ну что ж, я думаю: вам интересно будет послушать один из рассказов под названием «Стакан воды». Его мы выбрали неслучайно, и неслучайно вначале я задавала вопросы о наказании.

Громкое чтение рассказа «Стакан воды»

Читать может учитель или хорошо подготовленный учащийся

Беседа по прочитанному:

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

   ( - Понравился, Очень веселый!

    - А я не очень понял, зачем лить воду с балкона.

    - Рассказ интересный.

    - Очень понравился,  я бы и дальше почитала.

    - Он очень забавный.)

- Что было главным развлечением ребят в то далекое для вас время? Как об этом говорит Лева?

(«Ну а мы даже представить себе не могли день без гуляния. Как это? Не выйти во двор? Не походить по родным лужам? Стыдясь самого себя, из-за занавески наблюдать, как люди чертят классики, разбивают битой горку пятаков или, не дай бог, затевают слона»)

Рассказ учащегося про игру в Слона

В этой игре участвуют две команды мальчиков в среднем по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроиться в колонну. Каждый играющий нагибается, прижимает голову к поясу, впередистоящего и при этом держится за него руками. Эта команда – слон. Вторая команда должна взобраться на слона. Это делается так. Первый играющий встает со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока – слона, делает как можно больший прыжок на слоновью спину. Он должен прыгнуть так, чтобы не упасть со слона и даже не коснуться ногами земли. Затем прыжки совершают все остальные игроки из команды наездников. Если кто-то из них не удержался и свалился со слона, то игра прекращается и команды меняются местами. Если же все прыгнули удачно и никто не упал, то слон должен пройти с наездниками 8 – 10 метров. Если это слону удалось, то игра также прекращается и команды меняются местами. Игра требует не только ловкости, но и мужества, ведь прыжки порой причиняют боль игрокам как той, так и другой команде.

- Совершенно верно: гуляние, игра во дворе и, самое главное, общение в игре – были важными развлечениями. И как я поняла по вашим ответам, они существенно отличаются от тех, которые есть в вашей жизни. А ведь Леву тоже оставили дома одного. Почему же он был потрясен этим событием?

(- Потому что гулять идти нельзя (заперт дома), а техники такой, как сейчас, не было; только черно-белый телевизор и проигрыватель «Юность» с пластинками. Эти вещи даже руками трогать не разрешали.)

- Можете ли вы сейчас представить свою жизнь без телевизора, DVD, мобильного телефона, компьютера?

    ( - Нет, мы уже привыкли и не представляем, как без них).

- Тогда вы поймите Леву: он не мог представить, что же ему делать, если не гулять, точно так же как вы не представляете, как проводить свободное время без компьютера и другой техники. И, наверняка, без труда ответите на вопрос: «Почему Лева развлекался таким способом: поливал асфальт и прохожих водой?

              (- Ему было скучно.

               - Нечем заняться.

            - Разглядывание «чудес на обоях» надоело.

            - Даже не помогло, не спасло от скуки то, что он стоял на голове).

- Понимал ли мальчик, что его шалость может обернуться потопом в квартире и что прохожим неприятно быть облитыми холодной водой?

        ( - Может и понимал, но в тот момент его это не интересовало.)

    - А что же его интересовало?

  (-  Сам процесс: интересно как вода долго летит до земли, успевая рассыпаться на мелкие капли; интересно пристреливаться из ковша и попадать на проезжую часть)

- Как отреагировала мама на выходку сына?

     (- Она попросила объяснить, зачем он это сделал.

      - Отругала мальчика

      - Она настолько нанервничалась из-за поступка Левы, что даже расплакалась)

- Конечно, маму можно понять. Она  понимает, что даже самая безобидная шалость может окончится бедой. Наверное,  не худо бы было понять это и мальчику. Вспомните,  были ли в вашей жизни такие поступки, которые заканчивались не очень хорошо?

     (-Были, однажды мы играли, катались на тарзанке, я неудачно спрыгнул и сломал ногу.

      - А я зимой провалился по лед в большой замершей яме с водой, правда,  только по колено, но все равно заболел. Мне интересно было, крепкий лед или нет).

- Я тоже вам расскажу об одной истории, которую увидела в телепередаче «Поступок» по телеканалу «ДТВ»:

 Мальчики примерно вашего возраста от скуки пускали бумажные самолетики с балкона многоэтажки. Вскоре им это занятие надоело, и они решили усложнить задачу:  стали поджигать свои лайнеры. Естественно,  те сгорали, не успев долететь до земли. Но только один из самолетиков вдруг упал на балкон этажом ниже и угодил  в коляску, где спал малыш. Затлело одеяло,  и ребенок стал задыхаться. Один из мальчиков, рискуя жизнью, перелез с балкона на балкон и потушил одеяло, спас малыша, а сам сильно обжег руки. Но  ведь все могло закончиться куда печальнее: маленький мальчик в коляске мог задохнуться, а другой разбиться. О чем же надо задумываться прежде, чем затевать шалости?

     (- О том, что от них может быть плохо и тебе, и другим людям)

- А вот правда ли мама, что Лева станет балбесом?

    (- Думаю, что нет, если он и безобразит, то ведь только от скуки, а не от злобы, не специально. А мама этого не понимает.)

   - Я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть видеофрагмент, который объяснит нам мотивы многих детских шалостей (просмотр отрывка из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные» - «Песня о родителях»).

  - Думаю, что строчка: «Нам просто очень хочется про все узнать самим», как раз объясняет поведение Левы.

- А есть ли в рассказе человек, который понимает мотивы поступка Левы?

      (- Есть такой герой. Это дядя Юзя)

- Чем вас привлек этот герой?

( - Он добрый.

  - Умеет успокоить, объяснить.

  - Видит хорошее.

  - Позитивный человек.)

- Вы все правы. Мне очень понравилось последнее высказывание. Объясните, что значит «позитивный»?

        (- Положительный, умеющий настроить себя и других на хорошее, а не на плохое)

- Согласна, только еще добавила бы: настроить на хорошее при любых обстоятельствах, даже таких как это, кажущееся Левиной маме отчаянным. Он не просто понимает мальчика, у них даже мысли одинаковые. Вспомните,  Лева только подумал, а дядя Юзя выразил словами его мысли: «Может, он у тебя станет химиком? Биологом? Или на худой конец фокусником? Откуда ты знаешь». И самое главное, благодаря дяде Юзе, все-таки удается найти объяснение Левиному поступку. Каково же оно?

    (- Мама говорит, что у мальчишек нет в жизни общего дела)

Верно. Но мало понимать, надо еще уметь организовать это дело. Кто из взрослых за это обязуется взяться?

  (Дядя Юзя. Он обещал в два счета организовать общее дело).

- Как вы думаете, удастся дяде Юзе организовать такое дело?

  (Наверное, у него получится, он очень активный человек и сумеет сдержать слово).

Скажите, так могут ли дети и взрослые научиться понимать друг друга? Что для этого нужно?

    (-Могут.  Если все взрослые будут такими, как дядя Юзя.

     - Могут понять, только не надо постоянно называть своих детей балбесами.

      - Наверное, могут, ведь у героев рассказа это получилось)

- Думаю, что если постараетесь, получится и у вас, в ваших семьях улаживать любые конфликты миром. А вот получилось ли у дяди Юзи организовать общее дело, вы узнаете, если возьмете в нашей библиотеке книгу «Детство Левы» и продолжите её читать. Уверена, что вам понравится. Спасибо за работу, за интересные ответы и советы.  Успешного вам чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....

Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов «Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».

Профилактика заболевания ВИЧ очень актуальна в наши дни. У подростков необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью. В разработке дается информация о вирусе иммунодефицита, путях ...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике"

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике" .Презентация, документ, буклет....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей»

Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина «Ковчег души». «Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Як...

Методическая разработка игры для учащихся 4-х классов школы VIII вида «Шарик и Мурка за здоровый образ жизни!»

Методическая разработка игры для учащихся 4-х классов школы VIII вида«Шарик и Мурка за здоровый образ жизни!» Цель проведения мероприятия – повышение осведомленности и привитие ...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...