Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина, 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Воронова Елена Николаевна

Данная презентация помощет учителю обозначить канву урока, повторив жанровые особенности сказки, основные приёмы, используемые автором в "Сказках". Более подробно рассматривается сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.rar2.56 МБ

Подписи к слайдам:

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой
«Сказки для детей изрядного возраста»
Тема урока Нравственные пороки общества Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства История создания Книга Щедрина «Сказки» включает 32 произведения, первые из которых были написаны в 1869 году, а последние – в 1886 . Первые щедринские сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик») были опубликованы в «Отечественных записках». «То, что г.Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, - с возмущением писал цензор, - его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства».
Объекты сатиры в сказках
Правительственные круги и господствующее сословие;обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;пассивность и покорность русского народаБездуховность власть имущих
Жанр произведения Повесть?Сказка?Что реально, а что – сказочно? Тема
Художественные приемы
Идея
Значение
Господа
Народ
1869 год«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» «Жили да были два генерала, и … по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»
Развитие действия.
Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается.- Почему? - О чем они думают?
«Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился»
«Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»
Беседа по комментированию эпизодов Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов?Как в этих эпизодах характеризуется мужик?Кто из героев и почему любит и ценит себя?Кто из героев и почему заслуживает уважения? «Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед».
-Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? -О чем пишут в газете?
Кульминация
Какой выход находят генералы из создавшегося положения? Кто такой мужик?Почему так трудно пришлось генералам на острове?
«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы».
«Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»
«И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую!»
Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?Можно ли назвать его идеальным героем?Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?Каково значение сказки? Против чего протестует автор? «Напились генералы кофею… Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли…»
   Сказочные формулы     Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.       Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а на деревьях всякие плоды…       Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.        Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!       Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.       Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
Приемы сатиры
Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.(Генерал не может сорвать яблока с дерева) Гипербола – преувеличение. (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.) Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров. Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов).Ирония — осмеяние, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
Используемые приёмы
иносказание (аллегория) — иной смысл, скрытый за внешней формой;ирония — осмеяние, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;гипербола — чрезмерное преувеличение;гротеск — предельно резкое преувеличение, нарушение границ правдоподобия
Повесть – слово «повесть» здесь имеет значение «повествование», «рассказ» Остаться за штатом – т.е. не состоять более на государственной службе.Оказия – редкий, необычный случайФестиваль – здесь: праздник, пиршествоМякинный хлеб – для экономии в крестьянских семьях в тесто добавляли мякину (отходы от молотьбы).На бобах разводить – гадать, думать
Фантастическое
Реальное
Заполните таблицу «Литература … есть воплощение человеческой мысли, воплощение вечное и непреходящее! Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния, и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия» М.Е.Салтыков-Щедрин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"

Урок литературы в 10 классе  с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс

Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...