Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы
статья по литературе по теме

Фуранина Наталья Ивановна

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stastya_furanina.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

        Фуранина Н.И., учитель русского языка

и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением отдельных предметов №36»

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы.

Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания. Что же такое патриотизм?

        Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу [4].  В.В.Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [6].В наше время происходит постепенное формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития нашего народа в обозримом будущем.        Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся?

Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя-словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать  истинного человека. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не  может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны, а научиться находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.

С целью патриотического воспитания на уроках литературы я ставлю перед собой следующие задачи:

-заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;

-формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;

-потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного

края посредством использования материалов школьного музея.  

Наш Народный музей боевой славы 1505 Сегедского Краснознамённого орденов А.Невского и А.Суворова III степени самоходно - артиллерийского полка имени Владимира Павловича Колосова, был создан  27 апреля 1985 года. Работа Народного музея Боевой славы  направлена на выполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Экспонаты нашего музея помогают учащимся познать  и понять всё то, что происходило во время Великой Отечественной войны. Размещается музей на третьем этаже школы, в специально оборудованном для этих целей кабинете, площадью около 60 квадратных метров. В музее собрано и выставлено 2752 единицы различных документов и материалов, 1274 их которых подлинные.

Тематика разделов экспозиции.

1.Боевой путь 1505 Сегедского Краснознамённого орденов А.Невского и Суворова III степени самоходно-артиллерийского полка имени Владимира Павловича Колосова.

2. Ветераны полка.

3. Приказы о награждении.

4. Освобождение восточной Европы.

5.Подарки и сувениры, подаренные музею.

6. Верны подвигам отцов (Новая экспозиция, посвященная бывшему учащемуся школы Джалимову Марату и Чекайкину Илье Петровичу, погибшим в Чечне).

7. Поклонимся и павшим, и живым. ( Новая экспозиция, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны. Представленный материал содержит сведения о родственниках учеников нашей школы, принимавших участие в войне 1941-1945г).

8. «Душа моя жива…» (Новая экспозиция, посвященная бывшему учащемуся нашей школы, Алмазову Виталию, погибшему в 2004 году на Мурманской заставе при исполнении служебных обязанностей).

В 2010 году наш музей  занял II место в смотре-конкурсе школьных музеев боевой и трудовой славы «Поклонимся великим тем годам», посвященном 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в номинации «Музей боевой славы».

В 2013-2014 учебном году   были поставлены следующие цели и задачи в работе музея:

- развитие патриотизма учащихся, воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей Родины;

- приобщение детей к отечественной истории, формирование желания       сохранить мир на Земле;

-  развитие гуманистических традиций, присущих народам России;

-  воспитание чувства принадлежности подростков к судьбе страны;

- сохранение семейных архивов, реликвий, рассказов родственников – ветеранов.

- укрепление связи поколений.

- привлечение особого внимания к страницам литературных произведений, рассказывающих о высокой моральной силе, героизме защитников Родины и всего народа, об их горячей любви к своей земле и вере в Победу.

Изучаемые школьниками художественные произведения помогают сохранению преемственности поколений, через систему образов показывают всё богатство нравственного мира людей, в том числе и их любовь к Родине.

В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, идея единства поколений, слитности их в глубоком патриотическом чувстве и совершаемом всем народом подвиге выражена в стихотворении Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете». Поэт создаёт характер человека, вобравшего в себя трагический опыт войны – опыт страданий, лишений, ненависти, уничтожения и неугасимой любви к родной земле.  А в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» (5 класс) затрагивается тема патриотического подвига детей в годы Великой Отечественной войны. В 6 классе школьники знакомятся со стихотворениями, рассказывающими о солдатских буднях, пробуждающих чувство скорби перед памятью павших на полях сражений (Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша,  дороги Смоленщины…», Сергей Орлов «Его зарыли в шар земной…», Давид Самойлов «Сороковые»), а в 8 классе учащиеся знакомятся со стихами и песнями о Великой Отечественной войне (Михаил Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булат Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», Лев Ошанин «Дороги», Алексей Фатьянов «Соловьи»). Кроме того, на базе музея  проходят интегрированные уроки истории и литературы (Литературно-музыкальные композиции «Войны священные страницы навеки в памяти людской», «Этих дней не смолкнет слава…», «Сороковые, роковые…»).

        Таким образом, патриотическое воспитание молодёжи является одним из главных направлений в системе образования, а  школьный музей - это центр патриотического воспитания, поэтому хочется закончить свой доклад словами Джорджа Шоу, что  «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»[2].

Литература.

1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009.- 175с.

2. Джордж Бернард Шоу. Изречения.- Анима, 2011.-312с.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004.- 216с.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.3/ Под ред. проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996.- 712с.

5. «От трагедии войны к культуре мира» (из опыта гражданско  – патриотической работы)//Воспитание школьников, №2, 2010.

6. Россия на рубеже тысячелетий// Независимая газета, 1999, 12 декабря.

7. Электронный ресурс – Режим доступа: www.scienceforum.ru/2013/82/6276/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Роль школьных музеев в активизации познавательной деятельности учащихся по литературе

Школьные музеи играют большую роль  в активизации познавательной деятельности учащихся.    ...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

В данной работе приводятся примеры как используя внеурочную деятельность, сделать увлекательными мероприятия,имеющие патриотическую направленность....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании обучающихся

Школьные музеи играют важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.

Патриотическое воспитание формируется  на изучении  исторического прошлого  через музей, который существует в любом горо...