Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.
статья по литературе (11 класс) по теме

Онищук Светлана Владимировна

Роль образного мышления в развитии ребёнка.Практическое применение приёмов развития образного мышления на уроках литературы в 5-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.

Для меня всегда было чудом, когда из слова рождался образ, когда у мальчишки или девчонки на уроке вспыхивали глаза от того, что они «увидели», о чём прочитали, создали своё изображение героя.

У сегодняшних детей, выросших на сериалах и мультфильмах ( причём , на мой взгляд, не совсем правильных) подавлены творческие способности. Обстановка в техногенном обществе способствует тому, что дети теряют навыки общения (телефон, готовые картинки, смски….), теряют какую-то человечность что ли. Я, например, выяснила, что 11-классники совершенно не умеют писать письма, они привыкли к коротким упрощённым неполным фразам, совершенно лишенным глубоких обдумываний и переживаний.

В соцсетях чаще всего прячутся за некоим не своим изображением - аватаркой. И это понятно, за маской можно высказать любую гадость, не отвечая за свои слова….

Поэтому, я считаю, очень многое сейчас зависит от нас педагогов-словесников, потому что именно литература и любовь к родному языку(которую мы должны прививать) будит душу, ставит детей перед нравственным выбором, заставляет плакать и смеяться, чувствовать боль другого человека. .  Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению Бориса Михайловича Неменского(известного художника), «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

Осталось дело за малым – научить детей читать!

Как воспитать в ребенке любовь к чтению? Как сформировать увлеченного, думающего, культурного читателя, способного оценить не только сюжет художественного произведения, но и уровень мастерства писателя? Над решением этих вопросов работает не одно поколение учителей русского языка и литературы. Однако ни для кого не секрет, что современные дети читают очень мало.

Поэтому считаю, что одна из самых главных моих задач привить любовь к чтению и всё-таки не планшета , а КНИГИ. 

След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

И нам нужно не просто ЗАСТАВИТЬ читать, а чтобы человечек сам потянулся к книге, стал дружить с ней, научился воображать, фантазировать, мечтать.  Например, Генрих Саулович Альтшуллер (писатель-фантаст, изобретатель) подсчитал ,что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 - 77, у Александра Беляева из 50 – 47.[Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. - №2. - с.44-52; 1997. - N1. - с.4-15].

        Итак, для чего мы читаем? Для того, чтобы понять себя. И слова Д.И. Писарева кажутся сегодня очень актуальными: «Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы в жизни играть милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей». Мне кажется, что главная миссия уроков словесности, говоря словами А.С. Пушкина, «чувства добрые…» пробуждать. 

Каждый учитель по-своему решает задачу приобщения любви к слову, к литературе, но, несомненно, это нужно делать обязательно, делать искренне.

Когда я стала применять  задания на развитие образного мышления, сами собой пришли следующие выводы:

1.ученики мало читают

2. не всегда могут выразить свою мысль

3.практически не справляются с заданием сделать развёрнутый анализ.

Как же сделать, чтобы не просто заинтересовать детей на уроках литературы, а чтобы еще и результат был. Многие педагоги считают, что от рождения дети имеют богатые задатки и даже разнообразно талантливы. Но их способности гасят убожество жизни, равнодушие и невежество взрослых. Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации, ассоциативных рядов, заложенных в художественные образы.  

Работа над ассоциативными заданиями важна на любом возрастном этапе. Первые ассоциативные ряды мы попробовали выстроить на уроке внеклассного чтения

(5 класс) по произведению Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Конечно, такие уроки требуют особой подготовки, но отдача от них велика. Чтобы понять и прочувствовать, какую роль отводит автор своему герою - Биму, мы пошли таким путем.                

Задание №1: нарисуйте дом с окном.(По рисункам можно узнать о мечтах детей, об их сегодняшней жизни, семейных проблемах и т.д.)                                

Задание №2:с какими словами у вас ассоциируется слово дом (в цепочке слов –ассоциаций обязательно появится слово семья. Тогда я даю другое задание)  

Задание №3: А к слову семья ваши ассоциации…(обязательно кто-то назовет свое домашнее животное)  

Задание №4: Кем для нас являются наши  домашние животные …

        (В ответе будет слово друг)  

На доске появляется ряд слов:

        Семья- животное- друг 

Задаю вопрос: Что можно сказать о сочетании этих слов? (дети отвечают)  

 Продолжаю: А давайте в нашем доме поселим идеальную семью. Какими главными качествами будет она обладать?  

        Например:     (ЛЮБОВЬ,ТРУД,ТЕПЛОТА,ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ,ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и т.д.)
Все слова записаны на доске и в тетрадях.      

                                                                                                                                                                                         

-    А теперь разместите каждое слово в вашем доме так, чтобы вы смогли объяснить свой выбор.  

-    А Бим достоин  жить в нашем доме? Что мы можем о нем рассказать?  

(это частичка первых заданий урока, с которыми дети справляются с интересом)

Трудно измерить результаты подобной работы цифрами или таблицами. Лучшей наградой для учителей литературы  являются восторженные глаза детей, их неугомонные реплики во время урока и продолжительные вопросы после урока.

Одним из заданий на этом же уроке или домашним заданием можно использовать следующее:  

    - С каким предметом ассоциируется жизнь Бима? Объясни.(создается рисунок- ассоциация, по цветовой гамме которого тоже очень многое можно сказать о ребенке самом, о его отношении к уроку…)  

ОТВЕТЫ:  

  • Я нарисовала сапог, потому что сапоги его побили, и Бим стал их бояться…
  • Грязный и рваный мяч,…  
  • Я нарисовала ножи:…
  • Нарисовал рубль - из-за них (денег) он попал в неприятности  
  • Клетка…  
  • Зазубренная скала…

Незаменима работа  с ассоциативными рядами в старших классах, так как в итоге в сознании ученика  выстраивается закономерность литературного процесса как общекультурного.  

Задания, которые с интересом выполняют ученики :

  • 8 класс: Какие самые важные предметы ты бы поставил рядом с томиком биографии Н.В.Гоголя на музейную полку?  Почему?
  • 8 класс: Составьте синквейн (стихотворная форма из 5 строк) к слову «бунт», обобщив понимание того, что происходило (по повести «Капитанская дочка»)

                Пример: Бунт

                                Стихийный, кровавый

                                Убивает, разоряет, устрашает

                                Страшит непредсказуемостью, жестокостью

                                Возмездие

  • 11 класс: К каждому из периодов жизни И.А.Бунина постройте график, выделяя важные моменты в каждом из них . Прокомментируйте.  
  • 11 класс: (После прочтения поэмы «Реквием») Как мог бы  выглядеть памятник  А.А.Ахматовой, если бы ты был скульптором?  Какие детали ты отразил бы в нём обязательно? и т.д.
  • 11 класс: « Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже его души», -- писал Зигмунд Фрейд. Что же мы слышим и представляем, когда мы произносим : «Марина Цветаева…»? Чтобы ответить на этот вопрос, составим слова из букв имени и фамилии. Какие ассоциации вызывают у вас составленные слова?

~ Ассоциации: рана, ветер, царевна, море, тоска, трагизм, нежность…..

  • 10 класс: Предлагаю для прослушивания стихотворение Афанасия Фета 

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А затем прошу написать в прозе сочинение-миниатюру по этому стихотворению.

  • 10 класс: После прочтения биографии И.С.Тургенева постройте диамант (стихотворная форма из 7 строк): 1.И.С.Тургенев

                                 2. 2 прилагательных (определения)

                                 3. 3 причастия (действие)

                                 4. ассоциации (4 существительных)

                                 5. 3 причастия(действие)

                                 6. 2 прилагательных (определения)

                                 7. существительное

Тургенев

Настоящий, хороший

Страдающий, сочувствующий, наблюдающий

Интеллигент до мозга костей

Любящий, пишущий, созидающий

Благородный, патриотичный

Рыцарь

В средних и старших классах я иногда на дом даю такое задание: нарисовать акварелью ( по воде) образ-ассоциацию какого-нибудь героя. Образы получаются очень интересные.

Ассоциативное, образное мышление у ребёнка формируется не сразу, для этого нужно создавать благоприятные условия. Кроме описанных мною приемов, я предлагаю детям и другие задания: отобразить в рисунке значение слова или смысл предложения, проиллюстрировать орфограмму, лингвистическое понятие.

Мне кажется, что только с развитым образным мышлением вырастают люди, которые умеют сочувствовать, сострадать, слышать и понимать боль другого человека,  смогут проанализировать свои поступки , правильно расставить приоритеты, а это значит человек не стоит на месте, постоянно развивается духовно.

А  креативный, духовно развитый человек, на мой взгляд, всегда будет востребован в обществе, не останется за бортом жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

материал подготовлен для представления на научно-практической конференции в МО "Красногвардейский район"...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего ...