Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»
опыты и эксперименты (10, 11 класс)

Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего разберемся, каково содержание этого выражения. Инженерное мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники. Основой инженерного языка является творческое воображение и фантазия учащихся, системное творческое осмысление знаний, позволяющей сознательно управление процессом создания новых идей. Важной чертой инженерного мышления является системность. Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями, происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности.

Прежде всего разберемся, каково содержание этого выражения.

Инженерное мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники.

Основой инженерного языка является творческое воображение и фантазия учащихся, системное творческое осмысление знаний, позволяющей сознательно управление процессом создания новых идей.

Важной чертой инженерного мышления является  системность.

Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями, происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка.

Задача – определить главный принцип инженерного мышления.

Принцип структурирования в инженерном мышлении — это такой навык, который позволяет видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность разбивать целое на компоненты, принимать решения, решать проблемы, мыслить лучше, эффективнее, творчески.

Методы и приемы, способствующие развитию инженерного мышления при изучении литературы:

  • различные виды пересказа;
  • составление плана лекции;
  • составление тезисов, конспектов по предложенному плану;
  • составление по ходу лекции вопросов, которые будут заданы после лекции;
  • графические схемы изложения материала;
  • собственный вывод из лекции.

 Активизации познавательной деятельности учащихся во время работы с книгой:

  • прием вопросов (одни из них носят фактологический характер –“что? где? когда?”; другие – требуют ответа в виде рассуждения - “почему? в чем? Дайте объяснение)

Задача учителя  - выстроить внутри темы систему постепенного усложнения самостоятельной деятельности ученика:

  • коллективная проблемно-поисковая работа;
  • система семинарских занятий;
  • дифференцированные индивидуально–опережающие задания.

При такой организации меняется отношение учеников к учебе, мотивы ученической деятельности; ученики знают близкие и далекие цели своей деятельности, формируются умение целеполагания, планирования, ученики видят результаты своей работы.

Формирование инженерного мышления при изучении литературного произведения:

  • жанр;
  • проблематика;
  • системы персонажей;
  • характер конфликта;
  • композиционные особенности.

Другой важной технологией, способствующей формированию инженерного мышления, является проектная деятельность.  

Проектирование - проявление творческого инженерного мышления.

Формирование инженерного мышления лежит в основе подготовки учащихся к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах.

Сочинение по русскому языку ЕГЭ состоит из двух частей: анализ авторского текста и аргументация собственной позиции.

Подобный алгоритм помогает учащимся выстраивать экзаменационную   работу в соответствии с критериями оценивания сочинения ЕГЭ. Такая последовательность действий формирует инженерное мышление.

Подводя итог, можно сказать, что развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета русский язык и литературы.

Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык и литература» Основное общее образование 5 – 8 классы (Срок освоения -1 год)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»5-9 классыПояснительная  записка       Рабочая программа по русскому  языку для 5- 9  клас...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

В данной статье представлен  опыт использованся технологии проектного обучения при реализации дополнительной общеобразовательной программы "Робототехника: конструирование и программирование...